Содержание
История зил-135
Разработка и производство модели
Вместе с созданием полноприводного грузового автомобиля для армии инженеры завода имени Сталина, а позже завода им. Лихачева, решили, что необходимо создать принципиально новую машину. Принципы и идеи, которые лежали в основе будущего 131-го, были уже досконально опробованы на специальном, созданном в виде эксперимента, транспортном средстве «ЗИС-128». В нем выявили определенные недостатки, после испытаний проект закрыли, а на основе проекта создали первый опытный экземпляр автомобиля. Это получился унифицированный грузовик с большими перспективами.
Получилось так, что «ЗИЛ-131» появился немного ранее, нежели «ЗИЛ-130». Поэтому разработчики оснастили его 6-ти цилиндровым двигателем. Затем производители столкнулись с трудностями, которые заключались в изготовлении эксклюзивных деталей. Поэтому была выпущена переходная модель — «ЗИЛ-165». Автомобиль имел черты 157-ой модели и нового опытного автомобиля 130-й модели.
Разработчики и инженеры в ходе многочисленных испытаний выяснили, что конструкция снова несовершенна. Именно поэтому в серию этот автомобиль не пошел. Инженеры, в свою очередь, стали усиленно дорабатывать 131-ую модель.
В 1959 году проходили испытания машины. На следующее три года были большие планы по запуску серийного производства. Однако из-за возникших временных трудностей производство пришлось отсрочить. Затем 130-ый попал на конвейеры лишь в 1967 году. Это промедление начала производства пошло на пользу новому «ЗИЛу». Конструкторы и инженеры сумели очень усовершенствовать конструкцию. После этих доработок машина стала обладать гораздо большей грузоподъемностью, увеличенной скоростью. Также специалисты сумели снизить расход топлива, уменьшили радиус поворота на один метр. Кабина стала гораздо удобней, а подвеска — мягче.
«ЗИЛ-131», устройство которого постоянно менялось, был награжден знаком качества. Эта дата (февраль 1974 года) была знаковой в истории завода им. Лихачева.
Первые разработки
ЗИЛ 135, фото которого можно увидеть в нашей статье, разрабатывался несколько лет перед тем, как был создан первый грузовик этой марки. Впервые конструкции военных грузовиков стали проектироваться еще в 1955 году. На эту технику был сделан заказ руководством СССР. Первым прототипом ЗИЛа стал макет ЗИС-Э134. Вместо привычной конструкции, которую выпускали на этом заводе, автомобиль получил некоторые доработки. Так, он имел 4 оси. Планировалось включить в состав машины двигатель мощностью 130 л. с., гидроусилитель и гидротрансформатор. Также разрабатывалась система регулировки давления в шинах.
Через год был собран второй макет. Это был военный низкопрофильный транспорт. Он получил способность передвигаться по воде. Для этого применялась такая разработка, как водометное движение. Это система была такой же, как у танков ПТ-76. Макет автомобиля обладал корпусом из металла. Двигатель в разработке имел мощность 120 л. с. На рулевой механизм было установлено 2 гидроусилителя. Именно здесь была упразднена подвеска. Испытания модели показали, какие изменения нужно внести в конструкцию.
Модель ЗИЛ 135 была разработана несколько позже. На основе созданного макета получила развитие модель ЗИЛ 134. Она внешне отдаленно напоминала 135 модель. Новая разработка получила два двигателя общей мощностью 240 л. с. Мотор имел в общей сложности 12 цилиндров. Также в конструкцию была включена уникальная подвеска гидромеханического типа. Также на все колеса были установлены торсионные подвески. Эта машина могла перевозить до 4 тыс. кг груза (или 8 чел.). По воде транспортное средство передвигалось за счет вращения колес. При этом оно развивало скорость 2 км/ч.
Предварительная разработка, которой являлась 134 модель, была разбита на 2 категории. Первая из них применялась для общих целей. Вторая имела в маркировке букву «А». Эту модификацию применяли на аэродромах. Этот транспорт мог перевозить самолеты по ВПП при загруженном кузове.
Однако испытания выявили множество недочетов. 134 модель подверглась серьезной доработке. Работы над этой модификацией прекратились. Вместо этого силы конструкторов были направлены на разработку 135 модели. Она была совершеннее.
История создания и развития
При разработке автомобиля ЗИЛ 131 вес и проходимость вышли на определяющие позиции. Тем не менее конструкторы завода имени Лихачева успешно справились с поставленной задачей. В результате получился недорогой в производстве, простой в обслуживании и максимально унифицированный военный грузовик, во многом схожий со своим гражданским аналогом под индексом 130.
Стоит отметить, что первым в серию пошел вариант для народного хозяйства. И только через три года вышла армейская версия. Она оснащалась соответствующими узлами, требуемыми для военной специфики. Однако уже через пять лет машина начала позиционироваться как упрощенный грузовик для гражданского хозяйства. Классический 131-й выпускался серийно до 1986 года на протяжении 20-ти лет. Затем был разработан аналог с повышенным весом ЗИЛ 131 Н. Кроме того, указанная версия получила усовершенствованный мотор, лучшие параметры экономичности, тент из синтетики и модернизированную оптику. Тем не менее эта модификация широкого распространения не получила, невзирая на то, что она также выпускалась на УАЗе.
Двигатель
Самосвалы ЗИЛ 4520 оснащались восьмицилиндровыми V-образными дизельными двигателями ЗИЛ-645, без турбонаддува. Их технические характеристики следующие:
- Объём двигателя – 8740 см3.
- Номинальная мощность, при 2800 об/мин – 185 л.c. (136 кВт).
- Максимальный крутящий момент, при 1400-1600 об/мин – 510 Н.м.(52 кгс.м)
- Диаметр цилиндра 110 мм, ход поршня 115 мм.
- Степень сжатия – 18,5.
Дизели ЗИЛ-645 оснащались форсунками закрытого типа; рядным, восьмисекционным, золотникового типа топливным насосом высокого давления; топливоподкачивающим насосом низкого давления; муфтой опережения впрыска горючего, двухрежимным регулятором частоты вращения. Воздушный фильтр мотора – сухой, со сменным бумажным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. ТНВД ставились разные – чехословацкий Motorpal или ярославские ЯЗДА-338.10 , 338.20 , 338.30 , 338.40.
Двигатель ЗИЛ-645 оснащался электрофакельным устройством (ЭФУ) во впускном трубопроводе мотора. По отдельному заказу – ещё и подогревателем (модель 151.8106) для подогрева двигателя и отопления салона.
Важная особенность данного мотора – это объёмно-плёночное смесеобразование, – как у передового в то время, аналогичного с ЗИЛ-645 дизеля Катерпиллар-3208. Другая интересная особенность «армейской» модификации двигателя ЗИЛ-6451 – это его многотопливность: он может без каких-либо последствий работать не только на солярке, но и на бензине, керосине или их смеси в разных пропорциях.
Модификации ЗиС «полтораста»
Первой модификацией грузовика стал двухосный, полноприводный внедорожник ЗиС-150П, но этот автомобиль был опытным и до серийного выпуска так и не дошел.
Следующей модификацией стал автомобиль с маркировкой ЗиС-151 – это была трехосная полноприводная модель, отечественный «Студебеккер», уступавший знаменитому «американцу» только в динамических характеристиках. Позже на его базе был построен весьма удачный бронетранспортер ЗиС-152.
ЗиС-150 – самосвал выпустил Мытищинский механический завод, только с конвейера он сошел с маркировкой ЗиС-585. Помимо того, ЗИС экспериментировал, выпуская автомобили с различной грузоподъемностью, работающие на сжиженном газе, и дизтопливе, а также машины на полугусеничном ходу. База ЗиС-150 использовалась и для постройки спецтранспорта.
ЗиЛ-135 и Б2
Тестирование первых опытных образов показало главные недостатки и направление к развитию. Грачёв решил, что необходимо пересмотреть концепцию боевых машин с колёсной формулой 8х8. Первый автомобиль ЗиЛ-135 появился в 1958 году. Главной особенностью стала обтекаемая кабина, благодаря которой движение по воде вызывало меньше трудностей.
За кабину поместили два мотора на 130 лошадиных сил каждый. В конструкцию включили бортовую трансмиссию с гидротрансформаторами и цепочки редукторов, которые приводили в действие индивидуальный привод ведущих колёс и два водомёта. Два ГУРа отвечали за поворот задних и передних колёс в разные стороны. Для корректной управляемости поворот обеих пар осуществлялся на один и тот же угол. Вместимость авто — 20-30 пассажиров. По асфальтированной дороге максимальная скорость — 55 км/ч, по воде — 10 км/ч.
Разработка предназначалась для установки различного ракетного оборудования. В процессе проектирования команда инженеров забыла взять в расчёт устойчивость образца при ведении огня с воды. Первые испытания показали, что после пуска ракеты транспорт может перевернуться. Используемые в производстве кабины материалы требовали пересмотра, так как под воздействием газов и пламени она деформировалась.
В 1959 году появились опытные образцы с индексом «Б». Они получили удлинённую платформу, а мощность двигателей снизили до 110 лошадиных сил. Военное руководство отказалось от испытания новых продуктов из-за плохого качества работы с артиллерийской установки на плаву. Предпринималась попытка внедрить опытный образец «Б2», который получил стеклопластиковую кабину, но ему предпочли амфибии со стальными корпусными.
Модель 135Е и М
Грузовик ЗИЛ 135 разрабатывался на основе нескольких модификаций. Были разработаны сухопутные машины, которые отличались повышенной проходимостью. Они были сконструированы в 1960 году. Эта разработка вобрала все положительные качества предыдущих моделей.
Двигатели в этой модели были взяты от ЗИЛ 375Я. Их суммарная мощность составляет 360 л. с. В кабине помещались водитель и 2 пассажира. В конструкции окон были предусмотрены защитные броневые стенки. Эта модификация применялась для пуска ракет. Поэтому кабина была изготовлена из стеклопластика. Этот материал, как и металл, при нагреве расширялся. Однако пластик не деформировался. Когда температура понижалась, он принимал свою первоначальную форму.
Рассматривая характеристики ЗИЛ 135, стоит отметить, что этот тип транспортного средства был предназначен для ракетного комплекса «Луна». Машина была опробована в боевых условиях. При этом у нее был выявлен серьезный недостаток. Корпус раскачивался при передвижении вокруг средней оси. Исправить недостаток пытались конструкторы, которые установили на машину ограничитель скорости. Однако со временем пришлось смириться с тем, что нецелесообразно использовать для военных действий транспорт, в котором отсутствуют подвески.
На основе представленной модели была разработана модификация ЗИЛ 315К. Она также имела определенные недостатки. Поэтому конструкторы активно работали над моделью 315М. Эта улучшенная версия появилась в 1962 году. Ее применяли для установки ракетного комплекса противокорабельного действия «Луна-М». ЗИЛ 135 М получил несколько иную форму и габариты. Также были предприняты шаги по исправлению ошибок предыдущих версий. В результате получился военный грузовик, максимально приближенный к версии серийного производства.
В новой разработке сократили длину платформы на 1 м. Кабину благодаря этому удалось увеличить. В ней теперь помещалось 5 человек вместе с водителем. Исправление ошибок проводилось вплоть до 1966 года.
Особенности «Дельфина»
Технические характеристики ЗИЛ 135 П «Дельфин» впечатляют. Масса этого транспортного средства составляет 12,5 т. При этом грузоподъемность составляет 10 т. Габарит «Дельфина» довольно большие. Длина составляет 14,2 м, а ширина – 3,3 м. Высота транспортного средства – 3,1 м.
«Дельфин» обладает водоизмещающим несущим корпусом, который был изготовлен из стеклопластика полиэфирного типа. Причем из этого материала была выполнена как внутренняя, так и внешняя обшивка. Пространство между этими слоями заполнили пенопластом.
Пространство внутри корпуса разделяется на три отсека. Они изолированы друг от друга. В кабине экипажа предусмотрено место для 4 человек. В грузопассажирском отсеке можно перевозить 22 десантника. Также транспортное средство могло перевозить груз. Вместо пассажиров оно могло принять на борт 10 т веса.
Так как корпус был изготовлен из стеклопластика, можно было не бояться появления коррозии. Особенность корпуса состояла в том, что при рваной пробоине вода не попадала внутрь сплошным потоком. Через пробитое неоднородное стекловолокно жидкость просачивалась струями. Если же подобная пробоина появляется в корпусе из листовой стали, вода проникает внутрь сильным потоком. Водооткачивающие установки практически не справляются с такой скоростью наполнения.
Рассмотрев особенности и модификации такого транспортного средства, как ЗИЛ 135, можно понять, почему его называют легендарным. Это особая техника, которая до сих пор не теряет своей актуальности. Ее применяют во всем мире.
ЗИЛ 135: фото и описание, технические характеристики и особенности на News4Auto.ru.
Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.
Прототип
Новый прототип облегченного модернизированного шасси 135 ЛМП был создан в 1972 году. Данное шасси проектировалось в качестве универсального транспортного средства. От предшественника прототип отличался усовершенствованными амортизаторами, а также более мощным усилителем тормозов. Появился и новый отопитель в салоне машины. Усовершенствование коснулось внешнего вида, появился новый кожух, в котором размещалось дополнительное оборудование. Он был вынесен за переднюю часть облицовки кабины. После испытаний установили контрольный расход горючего, который повысился уже до 100 литров на 100 км пробега. Вместе с этим уменьшился запас хода, он стал равен 520 км.
Конструкция
Машина оборудовалась двумя двигателями ЗИЛ-123Ф мощностью 120 л. с. каждый, установленными за кабиной (на следующих моделях автомобиля использовались двигатели ЗИЛ-375). Каждый двигатель вращал колёса своего борта, что обеспечивало дополнительную живучесть машины. Ввиду использования шин низкого давления, а также из-за стремления максимально уменьшить массу машины конструкторы приняли решение отказаться от упругой подвески как таковой. Впоследствии на моделях 135Л/ЛМ для ликвидации галопирования (продольного раскачивания), которым отличались предыдущие машины 135-го семейства, решено вернуть независимую торсионную подвеску с гидроамортизаторами на колёса крайних мостов, сохранив при этом жёсткое крепление к раме двух средних мостов.
Колёса крайних осей выполнены управляемыми. Остальные параметры, включая габариты, грузоподъёмность, конструкцию подвески, возможность плавать, колёсную базу и так далее, широко варьировались от одной модели к другой.
Кабина выполнялась из стеклопластика для облегчения машины и увеличения грузоподъёмности.
Модификации
В большинстве случаев модифицированные версии ЗиЛ 41047 представляли собой специализированные автомобили кортежа, предназначенные для сопровождения «первых лиц». При этом внешнее сходство машин охраны и спецсвязи с VIP-лимузином служило фактором, дополнительно усиливающим его безопасность.
Модификации | Особенности | Годы выпуска | Число машин |
ЗиЛ-41041 | Автомобиль сопровождения с 5-местным кузовом «седан» с обрезанной до 3300 мм базой. За счет меньшей длины (5750 мм) и массы (3,2 т) повысились динамические данные | 1986-2000 | 26 |
ЗиЛ-41042 «Черный Доктор» | Транспортное средство медицинского назначения с кузовом «универсал». Кормовая дверь поднималась вверх. Масса – 3,9 т. Функциями реанимобиля не обладал, ограничиваясь транспортировкой для последующей госпитализации под наблюдением экипажа из 3 врачей. | 1986-2000 | 3 |
ЗиЛ-41049 «Дружба» | Автомашина специальной связи с оборудованием типа «Кавказ» | 2000 | 2 |
ЗиЛ-41052 | Модификация на основе специальной бронекапсулы | 1987-1999 | 14 |
ЗиЛ-41053 | Вариант, дополненный традиционным способом бронирования | 1993-1995 | 2 |
ЗиЛ-4107 | Автомашина спецсвязи с оборудованием типа «Диск» | 1988-1999 | Нет данных |
ЗиЛ-41071 | Автомашина спецсвязи с оборудованием типа «Депеша» | 1988-1999 | Нет данных |
ЗиЛ-41072 «Скорпион» | Автомашина выездной охраны специального назначения. Оснащена широкими подножками, длинными поручнями по краям корпуса и внутри него, а также большим люком на крыше, позволяющий вести круговой обстрел. Кормовое окно салона обладало способностью быстрого открывания. Оборудовались радиоэлектронными комплексами «Персей», «Пелена» | 1988-1999 | 8 |
ЗиЛ-410441 | Автомобиль для военных парадов с кузовом «кабриолет». Не был принят заказчиком (Министерством обороны РФ) | 2009 | 2 |
Автомобиль ЗиЛ-135К и М
Шасси 135К также не получило подвески. В его основе лежала уникальная концепция, которая не давала высоких характеристик мощности и проходимости. Всё дело в назначении машины — её планировали использовать для установки высокоточных крылатых ракет. Длительные поездки от комплекса не требовались, поэтому технические моменты отошли на второй план.
Длина модификации — 11,4 метров. Технические узлы представляли собой раздельные части, соединённые между собой карданными валами. Модель оборудована обтекаемой кабиной от 135Е. В 1961 году от неё отказались, сделав выбор в пользу упрощённого варианта из стеклопластика с алюминиевым поддоном. Лобовые стёкла имеют обратный наклон. Такое решение принято для исключения возможности появления бликов, которые могут раскрыть расположение автомобиля ЗиЛ-135.
Испытание на бездорожье пройдены отлично — машина проходила ямы шириной до 2,4 метров, поднималась в горки с наклоном 29 градусов. Поездка по шоссе показала старые недостатки: остались две зоны резонансных колебаний, а на маленькой скорости весь грузовик монотонно подпрыгивал.
Военному руководству, несмотря на рекомендации военных специалистов, новый продукт понравился. Дали указание монтировать на шасси ракетный комплекс для запуска крылатых ракет С-5 с боеголовками различного вида. Руководству СССР машина также понравилась, поэтому сделали мгновенный заказ на сборку шести экземпляров. В конце 1961 года 135К приняли на вооружение армии Союза. В этот же год сборку перенесли на автомобильный завод в Брянске.
В 1962 году команда специалистов предложила улучшенную версию модели «К», которая получила индекс «М». Опытный образец использовали для установки противокорабельного ракетного комплекса. Длина платформы сократилась на метр. Благодаря этому получилось увеличить кабину. Новый вариант вмещал команду из 5 специалистов. Тестирование нового продукта и исправление ошибок продолжалось до 1966 года.
Технические характеристики
Двигатель
Так как, в первую очередь, машина создавалась с целью покорять бездорожье, силовой агрегат должен был быть достаточно мощным. Карбюраторный ЗИЛ-5081 отлично для этого подошел, учитывая, что специально для данной машины и разрабатывался.
Двигатель | ЗИЛ-5081 |
Количество цилиндров | 8 |
Расположение цилиндров | V-образное под углом 90о |
Количество тактов | 4 |
Диаметр цилиндра | 100 мм |
Ход поршня | 95 мм |
Объем двигателя | 5,97 л |
Степень сжатия | 6,5 |
Мощность в киловаттах | 110,3 |
Мощность двигателя в лошадиных силах | 150 |
Максимальный крутящий момент | 410 Ньютон метров |
Максимальная скорость | 85 км/ч |
Максимальная скорость в составе автопоезда | 75 км/ч |
Тип охлаждения | Жидкостное |
Тип топлива | Бензин А-76* |
Расход топлива для автомобиля# | 35 литров на 100 км |
Расход топлива в составе автопоезда# | 47 литров на 100 км |
*Также подходят и большие октановые числа.
#Представленные числа являются среднестатистическими.
Тип сцепления | 24 |
Тип коробки переключения передач | 182ЭМ/6СТ-132ЭМ |
Количество ступеней | |
Синхронизаторы | |
Тип раздаточной коробки | |
Передаточное число раздаточной коробки | |
Первая ступень | 2,08:1 |
Вторая ступень | 1:1 |
Тип главной передачи | Двойная |
Передаточное число главной передачи | 7,339:1 |
Привод задних мостов | Последовательный проходной |
Диск сцепления снабжался демпферными пружинами для смягчения перехода ступеней КПП. Главным отличием от ЗИЛ-157 был доступ только к двум задним мостам, передний включался автоматически специальным электропневматическим приводом.
Размеры автомобиля | |
Длина | 7 040 мм |
Ширина | 2 500 мм |
Высота | 2 480 мм |
Размеры платформы | |
Длинна | 3 600 мм |
Ширина | 2 322 мм |
Высота | 346 мм |
Высота с учетом тента | 569 мм |
Погрузочная высота | 1 430 мм |
Колесная база | 3 350 мм |
Дорожный просвет | 330 мм |
Передняя колея | 1 820 мм |
Колея задних колес обоих мостов | 1 820 мм |
Колесная база | 6х6 |
Наружный радиус поворота | 10,2 м |
Размер шин | 12,00-12 |
Преодолеваемый брод | 1,4 м |
Преодолеваемый подъем | 30о |
Длинна лебедки | 50 м |
Грузоподъемность | |
По шоссе | 5 000 кг |
По грунту | 3 500 кг |
Вес буксируемого прицепа | 4 000 кг |
Вес в полном снаряжении | 10 425 кг |
Электросистема
Значительной особенностью стала проработка герметизация и изоляция. В базовых версиях вся система экранизирована и бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает хорошую работу, даже, в самых сложным климатических условиях.
Соответственно, экраны сводили к минимуму наличие помех при зажигании, а герметизация обеспечивала стойкость контактов от замыканий во время преодоления брода. Приборы работали от аккумулятора общей мощностью 12В и специального генератора.
Подвеска
Подвеска спереди зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.
ЗИЛ-135ЛМ с «механикой» – как заменитель ЗИЛ-135Л с «автоматикой»
Разработанный и испытанный конструкторами ЗИЛа четырёхосный грузовик-вездеход решено было производить на Брянском автомобильном заводе, который в советское время был секретным оборонным предприятием. Специалисты БАЗа предлагали альтернативный проект, собственной разработки, – БАЗ-930. Однако сравнительные испытания, в начале марта 1962 года, показали очевидные преимущества ЗИЛовского грузовика-внедорожника. Он проигрывал конкуренту только бо́льшим расходом бензина. Но в те времена это большого значения не имело, а по всем остальным показателям ЗИЛ-135Л был сильнее.
Именно так: к производству изначально приняли ЗИЛ-135Л, более прогрессивный автомобиль с гидромеханической трансмиссией. Однако в Брянске возникли проблемы с постановкой на производство модели 135Л. Не было специального технологического оборудования и квалифицированных кадров для производства автоматических трансмиссий. Необходимо было дорогостоящее переоснащение производства, обучение новых кадров, коррекция всей системы технического обслуживания в войсках.
Заниматься этим никто не стал: решено было вместо автоматической гидромеханической трансмиссии использовать обычную механическую коробку передач. Несмотря на протесты главного конструктора ЗИЛ-135Л Виталия Грачёва, который посчитал это решение явным шагом назад на пути научно-технического прогресса.
Тем не менее, проект ЗИЛ-135Л был «убран на полку», а первый ЗИЛ-135ЛМ собрали в Москве в марте 1963 года, заново испытали и 12 октября утвердили в серийное производство.
Практика, однако, доказала правоту Грачёва, и эта экономия государственных средств оказалась мнимой. Механические коробки передач снизили возможности машины. Гидротрансформаторы в исходной версии машины удачно компенсировали разницу в моментно-скоростных характеристиках двух моторов левого и правого бортов. При механической КПП такой возможности не было: чтобы обеспечить приемлемые характеристики, нужны были сложные регулировки карбюраторов и приборов зажигания двигателей левого и правого бортов. Только так можно было добиться их синхронной работы, особенно на переходных режимах. И два сцепления тоже нужно было регулировать на синхронную работу, что тоже представляло большую проблему.На практике, естественно, никто этим в войсках не занимался. Поэтому двигатели большинства машин ЗИЛ-135ЛМ работали несинхронно: один мотор был «ведущим» (развивал избыточную мощность), а другой – «ведомым» (развивал недостаточную мощность). Это приводило к преждевременному износу и того, и другого силового агрегата. «Ведущий» изнашивался за счёт перегрузки, а «ведомый», тормозивший «ведущего» – за счёт смывания масла со стенок цилиндров несгоревшим бензином. При трогании с места ЗИЛ-135ЛМ за счёт несинхронной работы моторов и сцеплений поворачивался на один из бортов, поэтому нужна была очень большая сноровка, чтобы не «уронить» его, въезжая на железнодорожную платформу или узкий мост.
В Афганистане, где ЗИЛ-135ЛМ перевозили РЗСО «Ураган», пытались избавиться от этих недостатков за счёт установки вместо двух бензиновых двигателей одного дизельного – ЯМЗ-240, КамАЗ-740 или 1Д12 (с гидромеханической передачей) с КПП и межбортовым дифференциалом. Но дифференциал, обслуживающий сразу 4 моста, получился громоздким, тяжёлым и ненадёжным.
Общая информация
ЗИЛ 135 (фото грузовика представлено ниже) включает в себя комплекс военных автомобилей, производство которых было начато еще в годы СССР. Разработки и изготовление этой военной техники велись и после распада Советского Союза. Этот грузовик имеет несколько отличительных особенностей. Он получил колесную формулу 8 х 8, а также 4 оси.
Область применения различных моделей обширна. Грузовую технику применяли для нужд военных и для гражданских целей. Первая машина этой модели была изготовлена в 1963 году. Ныне выпуск этой техники прекратился. Последний автомобиль был выпущен в 1995 году. Большинство моделей применялись для нужд внутренней военной отрасли. Однако были разработаны и некоторые модели, которые поставлялись на экспорт.
Автомобиль ЗИЛ 135 получил уникальную конструкцию. Это был не обычный военный грузовик, а настоящий прорыв в области техники и машиностроения. Все последующие разработки отталкивались от первой.
В системе представленного автомобиля присутствовало 2 двигателя. Каждый из них имел мощность 12 л. с. Расположение моторов было также довольно необычным. Они располагались за кабиной. Каждый их двигателей отвечал за движение колес, расположенных на его борту. Такая особенность позволила повысить устойчивость транспортного средства в условиях боя, а также увеличить продолжительность эксплуатации машины.
Сначала был создан опытный образец. Он был лишен упругой подвески. При этом в конструкции присутствовали колеса с пониженным давлением. Конструкторы посчитали, что будет целесообразно снизить вес машины именно путем удаления подвески. Это привело к появлению существенного недостатка первой модели. В процессе ее движения можно было наблюдать продольное раскачивание.
Особенности
На базе универсального шасси указанного грузового автомобиля выпускались различные модификации специального транспорта. Среди них:
- Пожарные авто.
- Бензовозы и топливозаправщики.
- Заправщики масла.
- Автоцистерны.
- Аэродромные тягачи с повышенным показателем массы.
Для военных лабораторий, мастерских, радиостанций, штабных версий использовались стандартные кузова универсальные, герметизированные. Они оборудовались специальными фильтрационными системами, которые выполняют забор воздушных масс снаружи и поставляют их в фургон, одновременно обеззараживая салон.
КУНГ от ЗИЛ 131, размеры и вес:
- длина — 4,8 м;
- высота — 1,95 м;
- ширина — 2,2 м;
- масса (сухая/снаряженная) — 1,5/1,8 т.
История развития
Изначально машина разрабатывалась предприятием ЗиЛ, и модель ЗиЛ-135 Л отличалась от остальных транспортных средств предприятия наличием автоматической трансмиссии. В 135-й модели установлена гидромеханическая коробка передач с шестью ступенями переключения. Изначально такие узлы разрабатывало и выпускало одно из высокооснащенных инструментальных дочерних предприятий ЗиЛа.
БАЗ не мог делать такие ГМП из-за того, что отсутствовало специализированное оборудование, именно по этой причине необходимо было срочно создавать новую трансмиссию. В этот раз автомобиль оборудовался пятиступенчатой механической коробкой, которая отлично подходила для работы с двигателя ЯМЗ. Данная конструкция была доработана, в результате чего изменилось значение передаточных чисел. Для нормальной и слаженной работы трансмиссии и силового агрегата конструкторы установили двухдисковое сцепление. Для решения вопросов синхронизации создавались спаренные агрегаты управления.
За зиму конструкторское бюро успешно закончило разработку и переделку нового шасси. 4 марта 1963 года был представлен первый, с механической трансмиссией, автомобиль ЗиЛ-135 ЛМ. Главным конструктором выступил к.т.н Л. П. Лысенко. Из-за смены трансмиссии немного снизилась скорость, а также тяга, но в итоге автомобиль стал более экономичным.
История автомобиля
Легендарная модель ЗИЛ-130 знакома каждому автолюбителю. Однако то, насколько удачно эта модель производилась в 70-х годах, не делает ее вечной. Таким образом, уже в начале 1980-х годах возникла потребность в дополнительных модификациях, которые будут более практичны и производительны.
Как ни странно, существующих разработок не оказалось, а имеющиеся пришлось отправить на завод другого производителя. Ничего не оставалось, как лезть в далекий ящик за старыми идеями и замороженными проектами.
Таким проектом стал ЗИЛ-133, а точнее, его модификации. Сама модель служила больше как опытный образец и даже в то время на дорогах была крайней редкостью.
Измененный дизайн и все та же длина кузова не давали особенных преимуществ, нужно было что-то другое. Вот различия в размерах колесной базы, назначении шасси и грузоподъемности последующих версий сыграли немалую роль в усилении советского автопрома.
Автомобиль ЗИЛ-135 – уникальная советская разработка
Ещё до начала Великой Отечественной войны специальное конструкторское бюро ЗИЛ работало над созданием мощных внедорожных автомобилей, имеющих четыре оси. Несмотря на многочисленные попытки, данные грузовики имели очень низкую проходимость и не могли даже претендовать на серийный выпуск.
После того, как советские заводы начали серийный выпуск весьма удачных полноприводных двухосных грузовиков, модели с четырьмя осями были признаны бесперспективными, и их разработки свёрнуты. Появившийся в конце 1950-х годов ЗИЛ-135ЛМ сумел не только добиться признания в СССР, но и заслужить уважение в ряде зарубежных стран. Машина выпускалась до 1993 года и до сих пор используется в армиях СНГ и некоторых других стран.
История появления автомобиля ЗИЛ-135
Ближе к концу 1950-х годов в СССР стали появляться мобильные ракетные комплексы, которые можно было установить на самоходное колёсное шасси. Главной проблемой стало то, что таких шасси в Советском Союзе просто не было. Нужно было срочно создать автомобиль большой грузоподъёмности, обладающий к тому же повышенной проходимостью. Новое колёсное шасси должно было соответствовать следующим требованиям:
- Большая грузоподъёмность, которую могли обеспечить только шасси с четырьмя осями;
- Возможность монтажа пусковых установок;
- Высокая проходимость.
Главным ответственным за проект был назначен инженер-конструктор Грачев, который уже имел опыт в создании подобных вездеходов, имеющих схему полного привода 8х8. Грачев создал в 1957 году достаточно удачный автомобиль ЗИЛ-134, который так и не попал в серию, потому что ни один из серийных двигателей на тот момент не справлялся с нагрузкой. Предпринимались попытки разработать мотор с 12 цилиндрами, но новый мотор так и не доработали.
Главный конструктор завода имени Лихачева предложил создать новую машину, обладающую следующими особенностями конструкции:
- Вместо недоработанного двенадцатицилиндрового мотора установить два проверенных временем шестилитровых двигателя;
- Каждый из моторов отвечал за колёса своего борта. Это позволило максимально упростить конструкцию, лишив её редукторов, раздаток и дифференциалов;
- Кроме того, наличие двух двигателей позволяло машине быть более надёжной, так как в случае отказа одного мотора можно было продолжать движение за счёт другого;
- Два двигателя машины ЗИЛ-135 позволяли создать мощную тягу, помогающую не застревать даже в самом непроходимом месте.
О проходимости ЗИЛ-135ЛМ говорит тот факт, что он проходил даже там, где застревал знаменитый своими внедорожными свойствами ЗИЛ-157.
Первые модификации ЗИЛ-135 появились в 1958-1959 годах. Изначально, конструкторы планировали создать внедорожную амфибию, предназначенную для запуска ракет прямо на плаву. Была создана базовая и удлиненная модификации. Интересной особенностью первых автомобилей ЗИЛ-135 была автоматическая коробка передач, которая являлась настоящим прорывом технологий. Одна из последних опытных моделей получила кузов из стеклопластика, что тоже было революционным решением для тех лет.
Доработка опытных моделей автомобиля ЗИЛ-135
Первые же попытки запуска ракет с плывущих автомобилей оказались неудачными. Машина показала склонность к опрокидыванию при запуске. Кроме того, при взлёте ракета могла изменить траекторию своего полёта, что в свою очередь могло привести к повреждениям кузова автомобиля. Именно по этой причине конструкторы были вынуждены отказаться от мыслей сделать автомобиль ЗИЛ-135 плавающей базой для ЗРК.
Было принято решение ограничить функции нового внедорожного шасси сухопутными задачами. Несмотря на это, даже запуск с земли не решал проблему с повреждением деталей кабины из-за избыточного давления пороховых газов. В конце 1950-х годов революционную идею предложил Цыбин. По его замыслу, кабину автомобиля ЗИЛ-135 нужно было изготавливать из стеклопластика.
В ходе испытаний выяснилось, что хотя новая кабина и деформируется при запуске ракеты, она вскоре принимает прежнюю форму, поэтому производство кабин из стеклопластика было решено поставить на поток.
В 1960 году на заводе изготовили ещё две машины ГАЗ-135, получившие в своём индексе букву «Е». Вместо старых шестицилиндровых двигателей они получили V-образные восьмёрки ЗИЛ-375. Испытания показали, что новые моторы значительно добавили автомобилю мощности. При этом подвески как таковой до сих пор не появилось. Колёса были просто жёстко прикреплены к раме.
Из-за этого устойчивость машины была недостаточной, поэтому было решено разработать новую модификацию, оснащённую подвеской. Пришлось разрабатывать специальную подвеску для колёс шасси. В результате был произведён автомобиль ЗИЛ-135Л.
Появление ЗИЛ-135ЛМ и гражданские модификация внедорожного шасси
Новый внедорожный грузовик планировалось использовать не только в армии, но и в обычной гражданской жизни. Несмотря на то, что новинку разработали на московском заводе имени Лихачёва, выпуск планировали наладить на Брянском автомобильном заводе, который в те годы являлся секретным оборонным предприятием. В Брянске должны были освоить выпуск следующих модификаций:
- Военных шасси;
- Гражданских тягачей;
- Трубовозов;
- Бортовых грузовиков повышенной проходимости для бездорожья.
На Брянском заводе предложили свою альтернативу – БАЗ-930. Однако эта модель оказалась технически несовершенной, хотя данное шасси было тяжелее, чем шасси производства ЗИЛ. Брянский прототип проиграл московскому грузовику по всем параметрам, кроме расхода топлива.
Было решено наладить производство новых автомобилей ЗИЛ в Брянске, но руководство завода категорически высказалось против автоматической трансмиссии, указывая на то, что завод не в состоянии делать такие коробки передач. В результате появилась новая модель, получившая индекс ЗИЛ-135ЛМ. Именно эта модификация стала на конвейерное производство, и знаменитые комплексы «Ураган» имеют шасси ЗИЛ-135ЛМ.
Брянский автомобильный завод наладил выпуск не только военных моделей. С конвейера сходили и гражданские модификации, но их было очень мало. Именно по этой причине в настоящее время невозможно встретить ЗИЛ-135 на дорогах общего пользования.
История амфибии на базе ЗИЛ-135
Первый ЗИЛ-135, построенный в 1958 году, был автомобилем-амфибией, который планировалось использовать в качестве базы для запуска ракет. После того, как машина показала себя недостаточно устойчивой, новые вездеходы стали предназначаться только для сухопутной эксплуатации.
В начале 1960-х годов все ведущие мировые державы стали оснащать сухопутные войска специальными десантными машинами для форсирования водных преград. Военное командование Советского Союза решило возобновить работы по созданию амфибий на базе ЗИЛ-135. Благодаря наработкам 1958 года, в сжатые сроки удалось создать уникальную машину, получившую индекс ЗИЛ-135П.
В 1961 году на заводе Лихачева начали разработку самоходного парома, обладающего грузоподъёмностью до 40 тонн на воде. Эта разработка получила кодовое название «Челнок». В процессе работ стало ясно, что такой огромный водоплавающий автомобиль не под силу создать даже мощнейшей в мире оборонной промышленности СССР. В 1963 году все работы были свёрнуты, а недоделанный экземпляр переделали в соответствии с новой концепцией.
Созданный в 1965 году автомобиль стал самым крупным водоплавающим транспортом, который когда-либо создавался в СССР и России. Длина амфибии составляла 14 метров. Он мог перевозить 6 тонн груза или 22 десантника. Машину сделали в конструкторском бюро завода имени Лихачева под руководством профессора Глазунова.
Самой большой проблемой при разработке ЗИЛ-135П было создание огромного бескаркасного кузова из полимеров. Так как данный материал был ещё не знаком конструкторам завода Лихачева, им пришлось прибегнуть к помощи коллег из МВТУ Баумана.
Главные особенности амфибии ЗИЛ-135П
Созданный в 1965 году ЗИЛ-135П получил революционный корпус из новых типов панелей, известных сейчас как «сэндвич». Как ни странно, основой корпуса послужила знакомая многим эпоксидная смола, которая в сочетании с несколькими слоями стеклоткани была достаточно крепкой. Эта армированная ткань выступала в виде оболочки с двух сторон. В середине находился пенополиуретан.
Корпус имел обтекаемую форму, восемь колёсных ниш, четыре поперечины между ними и две балки. Всё навесное оборудование крепилось к корпусу с помощью болтов, специального клея и технологии приформовывания. ЗИЛ-135П был первым в мире автомобилем подобного класса, корпус которого был полностью изготовлен из полимерных материалов.
Для движения в воде использовались специальные водные винты в количестве двух штук. Так как машина должна была долгое время находиться в воде, все наружные агрегаты и механизмы были герметизированы. Так как традиционные для автомобилестроения системы уплотнений не давали надёжной защиты от воды, конструкторы вынуждены были использовать инновационную систему нагнетания воздуха. Система закачивала воздух под давлением в корпусные детали, не давая воде попадать внутрь.
Чтобы машина не теряла своих ходовых качеств, выехав на сушу, тормоза и двигатели тоже тщательно герметизировали. В кабине экипажа находилось всё необходимое для моря оборудование. Имелась даже навигационная система. Все силовые агрегаты, трансмиссия и органы управления были аналогичны стандартному ЗИЛ-135. Только двигатели были размещены на самой корме.
Что касается грузового отсека, то он выполнен в виде единой конструкции. В салоне имеется две двери и два люка в крыше. Кабина рассчитана на четырёх человек, причём им будет там очень комфортно. Особенностями кабины является прекрасная обзорность и бронировка стёкол.
Испытания ЗИЛ-135П
Сразу после завершения строительства машина отправилась на испытания. Первые маневры проходили недалеко от Москвы. Сначала было решено проверить её ходовые качества на суше. В ходе испытаний ЗИЛ-135 продемонстрировал следующие характеристики:
- Скорость гружёного автомобиля на шоссе могла достигать 65 км/ч. По пересечённой местности машина могла ехать со скоростью до 50 км/ч;
- Подъёмы с уклоном до 42 градусов преодолевались с лёгкостью, несмотря на габариты автомобиля. Затяжные подъёмы могли достигать крутизны в 35 градусов;
- Машина преодолевала стены высотой до 600 мм и траншеи до 2650 мм;
- Благодаря высокому клиренсу, машина уверенно передвигалась по снежному покрову высотой до 700 мм.
Кроме того, ЗИЛ-135П уверенно передвигался по болотам, песчаным почвам и мелколесью. Можно с уверенностью сказать, что машина показала одни из лучших результатов среди внедорожной техники.
После этого ЗИЛ-135П начали испытывать на воде. Испытания проходили в Балтийском море. Машина легко входила в воду и так же с лёгкостью выходила из неё. К тому же амфибия продемонстрировала отличные ходовые качества по морю. Так как в ноябре на Балтийском море уже появился лёд, машина смогла продемонстрировать, что тонкий лёд не является для неё проблемой.
Моряки высоко оценили мореходные качества новинки. Машина могла выдержать шторм до пяти баллов. Более того, она уверенно выполняла свою работу. На воде амфибия могла перевозить грузы до 15 тонн. Скорость машины на воде достигала 18 км/ч, что для машин такого класса было абсолютным рекордом.
ЗИЛ-135П принимал участие во многих десантных операциях, которые проходили с участием СССР. Машины прекрасно зарекомендовали себя в арктических экспедициях, где они выполняли функции нескольких видов техники. Амфибии использовались в качестве разгрузочных судов, катеров для буксировки и обычных грузовиков на суше.
Несмотря на успехи, ЗИЛ-135П так и не стал серийным изделием. Машина смогла опередить зарубежные аналоги на несколько десятилетий, благодаря цельному кузову из стеклопластика и высоким ходовым характеристикам. В истории Российского автомобилестроения ЗИЛ-135П так и остался непобеждённым рекордсменом. Сухопутные военные автомобили ЗИЛ-135ЛМ до сих пор несут службу в войсках СНГ.
http://riotclub.online/equipment/zil-135-lm-s-ustanovkoj-uragan-tehniceskie-harakteristiki-tth-avtomobila-istoria-sozdania-modifikacii
http://warways.ru/gruzovye-mashiny/zil-135.html