ЭБУ УАЗ Патриот: что это, функции, распиновка и типовые параметры

Типовые параметры электронного блока управления Патриота

ЭБУ на УАЗ Патриот управляет работой двигателя на основе показателей, получаемых от датчиков. От корректности функционирования узла зависит надежность пуска силового агрегата и расход топлива. Завод использовал несколько типов контроллеров в зависимости от модели мотора, года выпуска и соответствия экологическим нормативам Евро, отличающихся разъемами и характеристиками.

ЭБУ УАЗ Патриот

Что такое ЭБУ на УАЗ Патриот

Электронный блок управления, или ЭБУ, расположенный в моторном отсеке, обеспечивает корректировку состава смеси для поддержания стехиометрического соотношения (объем окислителя соответствует норме для сгорания топлива).

Контроллер подключен к жгуту электропроводки и получает питание от бортовой сети: узел включается при повороте ключа в замке зажигания.

Внутри установлены микропроцессор и модуль памяти для хранения прошивки (картографии работы силового агрегата в зависимости от внешних погодных факторов, качества топлива и состояния двигателя).

Функциональность блока управления

  • корректировку момента опережения зажигания;
  • изменение состава топливовоздушной смеси в зависимости от температуры двигателя и сигналов от датчика кислорода на УАЗ Патриот;
  • поддержку режима холостого хода;
  • отключение подачи топлива при достижении предельно допустимой частоты вращения;
  • фиксацию ошибок с включением контрольного индикатора Check Engine.

Какие датчики контролирует

Контроллер получает информацию от датчиков:

  • температуры антифриза;
  • концентрации кислорода до и после нейтрализатора;
  • массового расхода воздуха;
  • положения дроссельной заслонки и педали акселератора;
  • скорости движения;
  • частоты вращения и положения коленчатого вала;
  • температуры воздуха на впуске;
  • напряжения в бортовой сети;
  • детонационного сгорания.

Контроллер

Сигналы обрабатываются микропроцессором, который корректирует работу форсунок подачи топлива и динамически регулирует угол опережения зажигания. По мере прогрева рубашки охлаждения блок подает команду на включение вентилятора на радиаторе.

Контроллер фиксирует детонационный процесс сгорания и пытается устранить неисправность изменением состава смеси и момента подачи искры.

Типовые параметры ЭБУ Патриота

В памяти контроллера находится прошивка с типовыми параметрами, описывающими функционирование датчиков и двигателя в нормальном режиме. При доработке программного обеспечения данные корректируются, что позволяет повысить мощность или крутящий момент в ущерб другим характеристикам (например, повышению токсичности выхлопа за счет отключения обратной связи от датчика концентрации кислорода). Настройка производится частными лабораториями, предлагающими собственные версии прошивок владельцам УАЗ Патриот.

Внешний вид ЭБУ

Изделие имеет кожух из нержавеющей стали, защищающий электронику от механических повреждений, воздействия высоких температур и влаги. На корпусе предусмотрены ушки для крепления на брызговике колеса. Подключение к бортовой сети осуществляется посредством пластикового разъема. На внешней части кожуха есть информационная этикетка с указанием модели блока, даты изготовления, заводского номера и ряда технических параметров.

Внешний вид ЭБУ

Снятие блока управления

Для снятия контроллера необходимо:

  1. Отключить аккумулятор от бортовой сети.
  2. Поднять рычаг фиксатора, обеспечивающего плотный контакт между разъемом и штекерами электрической проводки.
  3. Вытянуть колодку из посадочного гнезда, раскачивать конструкцию из стороны в сторону не следует.
  4. Отвернуть гайки крепления и снять блок управления для обслуживания или ремонта.

Замена ЭБУ УАЗ Патриот

Если осмотр печатной платы показывает необратимое повреждение электронных компонентов либо ремонт признается экономически нецелесообразным, то следует приобрести контроллер той же модели. Установка изделия производится в обратной последовательности, необходимо плотно застегнуть рычаг фиксатора жгута электрической проводки. В зависимости от года выпуска используются прошивки разных версий, отличающиеся картографией мотора.

При появлении сбоев в работе или повышенном расходе топлива необходимо запрограммировать блок заново.

Распиновка ЭБУ UAZ Patriot

На автомобилях УАЗ Патриот с бензиновыми двигателями устанавливались контроллеры:

  • от российской компании «Ителма» (модели «Микас» разных генераций, отличающиеся распиновкой и характеристиками электроники);
  • от немецкого производителя Bosch, поставляющего компоненты для автомобильных концернов по всему миру.

«Микас-5»

Микас-5

Блок оборудован колодкой с 55 пинами (верхний ряд содержит 19 контактов), назначение указано в таблице по рядам, начиная с верхней полосы, слева направо.

ПозицияНазначение
1Катушка зажигания 1-го и 4-го цилиндров
2Цепь зажигания
3Реле включения топливного насоса
4Регулятор давления воздуха
5
6Датчик массового расхода воздуха (отрицательный сигнал)
7Датчик массового расхода воздуха (положительный сигнал)
8Сенсор фазы
9
10
11Сигнализатор детонационного сгорания
12Датчик положения дросселя
13Диагностика (L-контакт)
14Силовой вход
15Формирование ФВН
16Форсунка 2-го цилиндра
17Форсунка 1-го цилиндра
18Сигнал через контакт 30 от батареи
19Силовой кабель
20Катушка зажигания 2-го и 3-го цилиндров
21
22Check Engine
23
24Сигнал от замка зажигания
25Управление кондиционером
26Регулятор давления воздуха
27Сигнал от разъема 15 в замке зажигания
28
29
30Общая цепь датчиков
31Прожиг ДМРВ
32
33
34Форсунка 4-го цилиндра
35Форсунка 3-го цилиндра
36Потенциометр настройки содержания угарного газа
37Положительный сигнал от главного реле
38
39
40Запрос к компрессору кондиционера
41
42
43Частота вращения коленчатого вала
44Температура воздуха
45Температура антифриза
46Питание основного реле
47Питание датчика давления
48Отрицательный сигнал сенсора частоты вращения вала
49Положительный сигнал сенсора частоты вращения вала
50Питание датчика давления
51
52
53Сенсор положения дроссельной заслонки
54
55Диагностика (K-контакт)

«Микас-7.1» (инжекторный или карбюраторный)

Контроллер универсального типа для 16-клапанных моторов ЗМЗ (с впрыском и карбюратором). Распиновка такая же, как на «Микас-5». Но у узла нет резервных выводов, которые нужны для системы снижения токсичности отработавших газов. Назначение остальных контактов не отличается от распиновки «Микас-5» (блоки построены на основе унифицированной печатной платы и разъема). На автомобилях УАЗ встречаются «Микас-7.2», отличающиеся прошивкой и адаптированные под двигатели ЗМЗ-409 и УМЗ-4213 (отличаются номером изделия).

Микас-7.1

Распиновка дополнительных контактов в «Микас 7.1» с верхнего ряда слева направо приведена в таблице.

Номер задействованного резервного контактаНазначение
5Клапан продувки полости адсорбера
9Датчик скорости движения
10Сенсор концентрации кислорода до нейтрализатора (минус)
21Формирование сигнала ФВН3
23Клапан магистрали рециркуляции отработавших газов
28Сенсор концентрации кислорода до нейтрализатора (плюс)
29Формирование сигнала ФВН2
38Контроллер системы противодействия пробуксовке колес (ПБС)
39Сенсор концентрации кислорода после нейтрализатора (минус)
41Датчик определения детонации (вторичный)
42Программирование контроллера
51Диагностика системы ФВН
52Формирование сигнала ФВН4
54Сенсор, определяющий степень открытия клапана рециркуляции отработавших газов.

Бош

Контроллер «Бош МЕ17.9.7», встречающийся на Патриоте (соответствие нормам Евро-3), имеет 2 колодки по 56 контактов в каждой, назначение которых указано в таблице (слева направо от нижнего ряда).

ПозицияЛевый штекерПравый штекер
1Положение коленчатого вала
2Лямбда-зонд
3Положение дросселя
4ДК1
5ДТ ОЖПедаль газа
6ДК2Аналогично
7Минус датчиков положения дросселяСенсор давления хладагента
8
9
10
11Акселератор
12
13Датчик угла поворота вала
14
15ДТ ОЖОсновное реле
16Зажигание (штекер 15)
17
18
19
20Сенсор дросселя
21Сенсор газа
22Тест привода вентилятора
23Питание сенсора дросселя
24
25
26Питание датчика педали газа
27ДМРВK-Line
28Тахометра
29Расход горючего
30Лямбда-зонд
31Сенсор фазыРеле кондиционера
32Сенсор скоростиCAN-H
33ДМРВ
34Активация кондиционера
35Продувка адсорбераПедаль тормоза
36Педаль сцепления
37Датчик детонации
38АналогичноПитание датчиков педалей
39Нагреватель ДК 2
40Check Engine
41Управление вентилятором
42Форсунка 2Реле насоса топлива
43Форсунка 3
44Форсунка 1CAN-L
45Форсунка 4
46Нагреватель ДК 1
47Минус датчиковПедаль тормоза
48
49
50Масса выхода
51ДроссельРеле стартера
52ДроссельРеле вентилятора
53Катушка 2Масса выхода
54Катушка 3Аналогично
55Катушка 4Питание (плюс) после главного реле
56Катушка 1Аналогично

Цоколевка разъема «Микас-10»

Контроллер не является взаимозаменяемым с изделиями предыдущих генераций, имеет штекер с 81 контактом, назначение которых указано в таблице.

Цоколевка разъема

ПозицияНазначение
1
2Катушки 2-го и 3-го цилиндров
3Минус на цепи зажигания
4
5Катушки 1-го и 4-го цилиндров
6Форсунка 2
7Форсунка 3
8Тахометр
9
10
11
12Клемма 30 в замке зажигания
13Клемма 15 в замке зажигания
14Главное реле
15ДПКВ (клемма А)
16ДПДЗ
17Общая масса датчиков
18ДК1
19ДД
20Отрицательный сигнал питания ДД
21
22
23
24
25
26
27Форсунка 1
28Нагреватель ДК2
29Регулятор холостого хода
30
31Лампа СЕ
32Питание ДАД и ДПДЗ
33Питание ДН
34Контакт В датчика ДПКВ
35Масса сенсоров ДТОЖ и ДК2
36Отрицательный выход ДК1
37
38
39ДТОЖ
40Сенсор температуры воздуха на впуске
41
42ДНД
43
44Питание главного реле
45Датчик фаз
46Продувка адсорбера
47Форсунка 4
48Нагреватель ДК
49
50Регулятор холостого хода
51Масса блока управления
52
53Дополнительная масса контроллера и ДФ
54
55ДК2
56ДАД
57
58
59Датчик скорости
60
61Отрицательный сигнал выходных каскадов
62
63Напряжение на выходе главного реле
64
65
66
67
68Вентилятор охлаждения
69
70Топливный насос
71
72
73
74
75
76
77
78
79Датчик фаз
80Отрицательный сигнал выходных каскадов
81

«Микас-11 ЕТ»

Микас-11 ЕТ

Контроллер стал использоваться на машинах с 2011 г. (обеспечивает соответствие нормам Евро-3). Назначение пинов указано в таблице.

ПозицияНазначение
1
2Катушки зажигания 2-го и 3-го цилиндров
3Отрицательный сигнал цепей зажигания
4
5Катушки зажигания 1-го и 4-го цилиндров
6Форсунка 2
7Форсунка 3
8Датчик частоты вращения вала
9
10
11
12Положительный сигнал от аккумуляторной батареи
13Замок зажигания
14Управление основным реле
15ДПКВ (клемма 2)
16ДПДЗ
17Отрицательный выход ДМРВ (клемма 2)
18Датчик концентрации кислорода
19Датчик детонации
20Отрицательный кабель от сенсора детонации
21
22
23
24
25Реле вентилятора радиатора
26
27Форсунка 1
28РХХ (клемма 1)
29РХХ (клемма 3)
30
31Check Engine
32ДПДЗ
33ДНД (контакт 1)
34ДПКВ (клемма 1)
35Отрицательный провод ДНД
36Минусовой сигнал ДПДЗ
37ДМРВ (клемма 5)
38
39Датчик температуры антифриза
40ДТВ (клемма 1)
41
42ДНД (клемма 3)
43
44Плюсовой провод на основное реле
45Иммобилайзер УАЗ Патриот
46Продувка адсорбера
47Форсунка 4
48Система подогрева датчика кислорода
49
50
51Минус контроллера
52Иммобилайзер
53Минус контроллера
54
55
56
57
58
59Датчик скорости движения
60
61
62
63
64
65
66
67
68Реле вентилятора охлаждения
69Реле кондиционера
70Управление топливной помпой
71K-Line (диагностика)
72
73
74
75Запрос активации кондиционера
76
77
78
79Датчик фазы
80Минус выходных каскадов
81

Цоколевка «Микас-12»

Цоколевка Микас-12

Контроллер оборудован колодками с 48 и 32 точками, нумерация и назначение пинов даны по рядам сверху вниз, начиная с левого в 48-контактном штекере.

ПинШтекер 1Штекер 2
1Форсунка 4Вентилятор
2Форсунка 2Стартер
3Форсунка 3Check Engine
4Форсунка 1Тахометр
5Подогрев ДК2Главное реле
6Продувка адсорбераИндикатор ТОЖ
7Подогрев ДК1Сцепление
8Датчик температуры антифризаТопливный насос
9Кондиционер
10ЕТССигнал аварийной остановки
11ЕТСТормозная система
12ПитаниеЗажигание (клемма 15/1)
13Масса ЕТС и ДТОЖРезервный вход
14K-LineАктивация кондиционера
15Масса ДДУровень топлива
16Питание ЕТС 5ВПедаль газа (контакт 5)
17Масса ДК1Педаль управления газом (контакт 2)
18Сигнал ДК1Педаль газа (контакт 6)
19Резервный входCAN-L
20ДАДПедаль газа (контакт 4)
21Общая масса датчиковПедаль корректировки газа (контакт 1)
22ДНДПедаль газа (контакт 3)
23CAN-H
24K-Line
25Масса ДАД и ДНДСкорость
26ДТВПостоянное питание 12 В
27Резервный входДатчики дверей
28ЕТСМинусовой сигнал выходных каскадов
29
30
31Питание +12 В после главного реле
32Резервный вход
33Вход ДПРВ
34ДПКВ
35ДПКВ
36ЕТС
37
38Резервный вход
39
40
41
42
43
44Зажигание
45
46Катушка 2 и 3 цилиндров
47
48Катушка 1 и 4 цилиндров

При отказе электронных компонентов нарушается корректная работа блока и включается индикация Check Engine.

Каким сканером лучше провести диагностику ЭБУ УАЗ Патриот и в каких случаях необходимо поменять контроллер?

Материал подготовил: Юрий Сёмин, занимающийся ремонтом электроники УАЗ на протяжении 12 лет.

https://myuazpatriot.ru/jelektrooborudovanie/tipovye-parametry-elektronnogo-bloka-upravleniya-patriota

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X