Трансмиссия в автомобиле: что это, типы трансмиссии, состав

Содержание

Что такое трансмиссия?

Современный автомобиль уже давно не роскошь, а средство передвижения. Но мало кто знает, как именно происходит движение транспортного средства. Какие системы, агрегаты, узлы обеспечивают езду машины в разных режимах эксплуатации, включая разгон, торможение, движение на высокой скорости или наоборот.

Основные определения

Название самой системы «трансмиссия» появилось с латинского transmission — передача, пересылка. В автомобилестроении трансмиссией называется совокупность рабочих механизмов, которые участвуют непосредственно в передаче крутящего момента от двигателя к колёсам. В зависимости от модели транспортного средства, существуют отличительные конструктивные особенности всей системы в целом. Как известно современные автомобили приводятся в движение при помощи задних колёс (задний привод) или передних колёс (передний привод). Классический вариант трансмиссии предусматривает следующую схему:

  • Блок сцепления (корзина, демпферный диск, выжимной подшипник).
  • ККП (коробка переключения передач).
  • Карданная передача, подвесной подшипник.
  • Задний мост, с редуктором и полуосями.
  • Колёса.

В конструкциях с передними ведущими колёсами кардан, подвесной задний мост отсутствуют. Само устройство КП (коробки передач) так же может иметь характерные отличия для каждой марки. К основным вариантам относятся АККП — автоматическая, ККП — механическая. Новые модели многих популярных брендов оборудуются вариаторами, роботизированными коробками. Для внедорожников предусмотрена установка дополнительных силовых агрегатов для изменения рабочих параметров всей трансмиссии в условиях повышенных нагрузок (болото, пахота, лесной массив, заснеженная территория и др.).

Автоматическая трансмиссия предусматривает установку на транспортное средство АКПП. Автоматическая коробка передач при езде даёт ряд неоспоримых преимуществ. Особенно это касается новичков. Нет необходимости тренироваться плавно бросать педаль сцепления, при этом изрядно нервничая. Автомобиль плавно набирает скорость без рывков и перегрузок на механизм сцепления. Кстати на автомате его нет.

Система всё сделает сама, за счёт специального блока шестерен, фрикционных муфт, гидротрансформатора, других элементов. Недостатком можно назвать, невозможность запуска мотора, буксировки при помощи другого автомобиля. Для таких случаев используется служба эвакуаторной помощи.

Механическая трансмиссия это использование классического варианта ККП с участием водителя. Необходимо плавно выжимать сцепление, переключать скорость в разных режимах и др. Для езды на моделях таких конструкций необходимо иметь определенный опыт вождения. Но главным преимуществом можно назвать возможность запуска двигателя с «толкача», буксировки другой машиной. Обслуживание и ремонт обеих систем рекомендуется проводить на специализированных СТО.

Трансмиссия переднеприводного автомобиля

Как правило, практически все современные легковушки и грузовики небольшой грузоподъёмности оборудованы передним приводом (FWD). Ранее передние ведущие колёса считались инновационным решением в автомобилестроении. Ещё два века назад в 1897 году братья Грэф изобрели автомобиль с ведущими передними колёсами. Вариант был пробный, но довольно перспективный. Уже в 1920 году в США использовали данную систему при сборке гоночных машин.

Трансмиссия переднеприводного автомобиля

Так что же такое передний привод и как он устроен. Как и сказано выше отличие переднеприводных моделей от заднеприводных заключается в отсутствии у первых кардана, заднего моста. Передача крутящего момента двигателя осуществляется при помощи сцепления, ККП, полуосей и механических шарниров (ШРУСы). Именно они заменяют классический вариант карданной передачи.

Само устройство коробки предусматривает наличие блока шестерен, дифференциала передачи угловых скоростей, внутренних шарниров для полуосей. В них устанавливаются полуоси, с закрепленными на них ШРУСами. Те в свою очередь вставляются в подшипник передней цапфы (узел крепления деталей передней подвески). Далее при работающем двигателе происходит прямая передача крутящего момента через полуоси к колёсам.

Автомобиль с передними ведущими колёсами считается более устойчивым при движении, особенно в зимний период времени. Конструктивные особенности позволяют проводить техническое обслуживание, и ремонтные мероприятия проходят по упрощённой схеме. К преимуществам и недостаткам можно отнести следующие варианты:

  1. Увеличение салона за счёт отсутствия кардана.
  2. Уменьшенное количество рабочих узлов (авто. становится легче, динамичнее, экономичнее).
  3. Экономичный расход топлива.
  4. Низкая себестоимость производства.
  1. Ограниченные углы поворотов из-за механических шарниров.
  2. Передача на рулевое колесо реактивного усилия на отдельных режимах передвижения.
  3. Резкий нажим на педаль газа при начале езды, приводит к пробуксовке колёс.

В любом случае автомобили с передним приводом всегда востребованы и производятся многими популярными автоконцернами.

Трансмиссия заднеприводного автомобиля

Транспортные средства с задним приводом колёс (RWD) относятся к классическому варианту конструкций, описанному в начале статьи. Многие мировые автопроизводители традиционно используют заднеприводную или полноприводную схему передачи энергии двигателя к колёсам. Это обусловлено надёжностью конструкции и возможностью применять автомобиль в тяжёлых условиях эксплуатации.

Трансмиссия заднеприводного автомобиля

Как правило, весь большегрузный транспорт оборудован именно задним приводом. Так как кардан и остальные узлы имеют массивную, жёсткую конструкцию, способную выдерживать высокие нагрузки в процессе движения. К преимуществам RWD относится следующее:

  • Чувствительность рулевого управления.
  • Устойчивость при быстром разгоне.
  • Контролируемый занос задней части машины.
  • Возможность перевозки грузов большого тоннажа (грузовики, полуприцепы).
  • Надёжность всей конструкции.

К недостаткам обычно относятся громоздкость всей системы, по сравнению с FWD задний привод оборудован дополнительными деталями и узлами. Например, ошибка при установке кардана приведёт к вибрации всего кузова или выходу из строя крестовин. Проведение ТО требует дополнительных мероприятий по замене или проверке масла в редукторе заднего моста. Так же необходимо проводить периодическую проверку подвесного подшипника и эластичной муфты сцепления.

Согласно объективным оценкам говорить о преимуществах или недостатках каждой конструкции не совсем корректно. Любая система используется в определённых условиях эксплуатации. Если брать легковые модели, то выбор заднего или переднего привода зависит от самого будущего владельца. Каждая из систем это высокотехнологичная конструкция с применением новых разработок и инновационных решений в области автомобилестроения.

Оставить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что такое трансмиссия и как она работает — фото видео.

Часто бывает сложно дать определение понятию «трансмиссия», выражаясь простыми словами, так как это слово несет не совсем однозначное значение.

Трансмиссия – это цепочка различных механизмов, узлов и агрегатов, которая обеспечивает кинематическую связь коленчатого вала двигателя с ведущими колесами, и передающая вращающий момент, изменяя, при необходимости, его величину и направление.

В состав трансмиссии автомобиля входят:

Сцепление

  • Сцепление. Работа данного механизма основана на действии силы трения скольжения (фрикционная муфта); механизм предназначен для передачи крутящего момента, также плавного переключения передач, гашения крутильных колебаний, кратковременного соединения трансмиссии маховика двигателя.

Термин «сцепление» относят к компоненту трансмиссии транспортного средства, которое предназначено для подключения или отключения двигателя внутреннего сгорания с коробкой передач. Сцепление несет функцию временного разобщения коленчатого вала двигателя с силовой передачей автомобиля, что является необходимым при переключении шестерен в коробке передач и при торможении автомобиля вплоть до его остановки. Также, сцепление позволяет плавно (без рывков) трогаться с места;

Коробка передач

  • Коробка передач. Коробка передач предназначена для изменения частоты и крутящего момента на ведущих колесах в более широких пределах, чем это может обеспечить двигатель транспортного средства. Также коробка передач обеспечивает автомобилю способность движения задним ходом и длительного отключения двигателя от движения при пуске двигателя и работе его на стоянках;

Раздаточная коробка

  • Раздаточная коробка. Это не что иное, как агрегат для распределения крутящего момента от двигателя на несколько приводных механизмов, которые в большинстве случаев также увеличивают число передач в трансмиссии. Раздаточная коробка распределяет крутящий момент между ведущими мостами так, чтобы обеспечивалась наилучшая проходимость автомобиля без возникновения негативного явления – «циркуляции мощности» в трансмиссии; увеличивает крутящий момент на ведущих колесах в пределах, необходимых для преодоления сопротивления качению колес при движении по плохим дорогам, а также на крутых подъемах; обеспечивает более устойчивое движение машины с малой скоростью при работе двигателя в режиме максимального крутящего момента;

Коробка отбора мощности

  • Коробка отбора мощности. Механизм, предназначенный для привода всевозможных рабочих органов оборудования, установленного на автомобильном шасси, посредством карданного вала или гидравлического насоса;

Главная передача

  • Главная передача. Является одним из важнейших элементов трансмиссии. В наиболее распространенном варианте состоит из двух шестерен (ведомой и ведущей), призванном преобразовывать крутящий момент, поступающий от коробки передач, и передавать его на ведущую ось. От конструкции главной передачи зависят тягово – скоростные характеристики автомобиля и расход топлива;
Читать статью  Шумы в трансмиссии: Ерш в машине

Дифференциал

  • Дифференциал. Это механизм по передаче мощности посредством вращения с одновременным делением единого потока мощности на два дифференциально связанных или суммированием двух независимых потоков мощности в один;

Карданная передача

  • Карданная передача. Данный механизм передает крутящий момент между валами, пересекающимися в центре карданной передачи и имеющими возможность взаимного углового перемещения;

Шарнир равных угловых скоростей

  • Шарнир равных угловых скоростей — не является отдельным элементом трансмиссии, так как выполняет роль главной передачи. Шарнир равных угловых скоростей обеспечивает передачу крутящего момента при углах поворота до 70ᴼ относительно оси.

Видео состав трансмиссии автомобиля

На информационном сайте для автолюбителей «FORAM» вы сможете найти много полезной информации, касающейся ремонта и обслуживания автомобилей.

Когда каждый человек еще в детстве начинает интересоваться автомобилями, он изучает не только марки и моделей машин, но и устройство автомобиля. Одним из главных агрегатов автомобиля является трансмиссия, которая состоит из множества более мелких узлов и агрегатов. В данной статье мы расскажем всем интересующимся молодым автомобилистам, что такое трансмиссия в автомобиле.

Определение понятия «трансмиссия»

Согласно научным изданиям машиностроения, трансмиссия – это совокупность механизмов и сборочных единиц, которые соединяют двигатель с ведущими колесами, в данном случае, автомобильного транспорта, а также совокупность системы, которая обеспечивает работу трансмиссии.

Трансмиссия является совокупностью агрегатов и узлов, которые передают крутящий момент от мотора к ведущим колесам, при этом могут изменяться тяговые усилия, скорость и направление движения. Автомобильная трансмиссия включает в себя механизмы, которые в науке относят к составу силового агрегата – это коробка передач и сцепление.

Назначение и схемы трансмиссий

Назначение. Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. При этом передаваемый крутящий момент изменяется по величине и распределяется в определенном соотношении между ведущими колесами.

Крутящий момент на ведущих колесах автомобиля зависит от передаточного числа трансмиссии, которое равно отношению угловой скорости коленчатого вала двигателя к угловой скорости ведущих колес. Передаточное число трансмиссии выбирается в зависимости от назначения автомобиля, параметров его двигателя и требуемых динамических качеств.

В транс­миссию входят:

  • сцепление,
  • коробка передач,
  • карданная передача,
  • главная передача, устанавливаямая в картере ведущего моста,
  • дифференциал
  • полуоси.

Сцепление позволяет на непродолжительное время отсоединить трансмиссию от двигателя и обеспечивает плавное включение трансмиссии при трогании автомобиля с места или при переключении передач.

Коробка передач служит для получения различных тяговых усилий на ведущих колесах путем изменения крутящего момента, передаваемого от двигателя к карданному валу, а также для изменения направления вращения ведущих колес при движении задним ходом и для отключения трансмиссии от двигателя на длительное время.

Карданная передача позволяет передавать крутящий момент от выходного вала коробки передач к заднему мосту при изменяющемся (при движении автомобиля) угле между осями вала коробки передач и ведущего вала главной передачи.

Главная передача служит для того, чтобы передать крутящий момент под углом 90 градусов от карданного вала к полуосям, а также для уменьшения числа оборотов ведущих колес по отношению к числу оборотов карданного вала. Уменьшение частоты вращения механизмов трансмиссии после главной передачи приводит к увеличению крутящего момента и, соответственно, увеличивает силу тяги на колесах.

Дифференциал обеспечивает возможность вращения правого и левого ведущих колес с разными скоростями на поворотах и неровной дороге. Две полуоси, связанные с дифференциалом через полуосевые шестерни, передают крутящий момент от дифференциала к правому и левому ведущим колесам. Дифференциалы, устанавливаемые между приводами колес ведущей оси, называют межколесными, между разными осями — межосевыми (в полноприводных трансмиссиях).

Трансмиссии по способу передачи крутящего момента разделяют на механические, гидравлические, электрические и комбинированные (гидромеханические, электромеханические). На отечественных автомобилях наиболее распространены механические трансмиссии, в которых передаточные механизмы состоят из жестких недеформируемых элементов (металлических валов и шестерен). На автобусах Ликинского и Львовского заводов, а также на большегрузных автомобилях БелАЗ применяют гидромеханические трансмиссии с автоматизированным переключением передач. Часть большегрузных автомобилей БелАЗ имеют электромеханическую трансмиссию с моторколесами.

Схема трансмиссии автомобиля. Она определяется его общей компоновкой: размещением двигателя, числом и расположением ведущих мостов, видом трансмиссии.

Схемы трансмиссий:
а — автомобиля 4X2, б — переднеприводного автомобиля 4X2, в — автомобиля 4X4, г — автомобиля 6X4

Автомобили с механической трансмиссией и колесной формулой 4X2 имеют чаще всего переднее расположение двигателя, задние ведущие колеса и центральное размещение агрегатов трансмиссии (автомобили ЗИЛ-130, МАЗ-5335, ГАЗ-24 и др.). Здесь двигатель 1, сцепление 2 и коробка передач 3 (рис. а) объединены в один блок и образуют силовой агрегат. Крутящий момент от коробки передач 3 передается карданной передачей 4 на ведущий задний мост 5.

Существенные отличия имеет трансмиссия переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108 с колесной формулой 4X2 (рис. 6). Особенностью этой схемы является выполнение ведущим переднего моста с управляемыми колесами. Это потребовало объединения в единый силовой агрегат двигателя 1, сцепления 2, коробки передач 3, механизмов ведущего моста 5 (главную передачу и дифференциал), карданных шарниров 6 равных угловых скоростей, соединенных с передними управляемыми колесами.

На (рис. в) представлена схема трансмиссии автомобиля с передним и задним ведущими мостами (автомобиль УАЗ-469). Отличительной особенностью этой схемы является применение в трансмиссии раздаточной коробки 7, которая через промежуточные 9 карданные валы передает крутящий момент переднему 8 и заднему 5 ведущим мостам. В раздаточной коробке имеется устройство для включения и выключения переднего моста и дополнительная понижающая передача, позволяющая значительно увеличить крутящий момент на колесах автомобиля в необходимых случаях.

Схема механической трансмиссии трехосных грузовых автомобилей КамАЗ представлена на (рис. г). На этих автомобилях средний 10 и задний 5 мосты являются ведущими. Крутящий момент к ним передается одним карданным валом 4, а в главной передаче среднего моста предусмотрен межосевой дифференциал и проходной вал, передающий крутящий момент на карданный вал 11 привода заднего моста. В других схемах трансмиссий трехосных автомобилей передача крутящего момента к ведущим мостам может производиться раздельно карданными валами от раздаточной коробки (автомобиль Урал-375).

Схемы гидромеханических трансмиссий предусматривают объединение в едином блоке двигателя и гидромеханической коробки передач, крутящий момент от которой передается ведущим колесам через карданный вал и механизмы заднего моста как в обычной механической трансмиссии.

На автомобилях (БелАЗ) с электромеханической трансмиссией дизельный двигатель приводит во вращение генератор постоянного тока, энергия от которого передается по проводам в электродвигатели колес. Колесный электродвигатель монтируют в ободе колеса совместно с понижающим механическим редуктором. Такая конструкция называется электромотор-колесом.

Классификация трансмиссий

Рассмотрим классификацию трансмиссий.

По методам передачи и преобразованию момента трансмиссии подразделяются на электромеханические, механические и гидромеханические.

Механическая трансмиссия

Трансмиссии механического типа (обычные и планетарные) в КПП содержат только фрикционные и шестеренчатые устройства. Преимущества их заключаются в коэффициенте полезного действия, небольшой массе и компактности, простоте в эксплуатации и на­деж­нос­ти в работе. Недостаток трансмиссии такого типа – ступенчатость изменения передаточных чисел, понижающая использование мощности силового агрегата. Длительное время на пе­рек­лю­че­ние рычагом передач усложняет управление автомобилем. Именно поэтому спор­тив­ные автомобили, оснащенные механической трансмиссией, снабжают электронными переключателями передач (кнопками на рулевом колесе, подрулевыми лепестками) и КПП со сверхбыстрыми синхронизирующими сервомеханизмами.

Использование трансмиссий механического типа свойственно советскому трак­то­ро­стро­е­нию.

Гидромеханическая трансмиссия

Трансмиссии гидромеханического типа оснащены гидромеханической КПП, которая состоит из механического редуктора и гидродинамического преобразователя момента. Преимущества таких трансмиссий заключаются в возможности автоматизации смены пе­ре­да­чи и облегчении управления, автоматическом изменении крутящего момента на основе внешних сопротивлений, фильтрации крутильных колебаний и уменьшении пиковых наг­ру­зок, действующих на агрегаты трансмиссии, и увеличении за счет этого долговечности и надежности трансмиссии поршневого мотора.

Главный недостаток таких трансмиссий – достаточно низкий коэффициент полезного действия из-за недостаточно большого КПД гидротрансформатора. Если КПД гид­ро­пе­ре­да­чи не меньше 0.8, диапазон изменения крутящего момента не выше трех, что заставляет иметь механический редуктор на 3-5 передач, включая передачу заднего хода. Необходимо располагать специальной системой охлаждения, а также подпитки гидроагрегата, что увеличивает габаритные размеры моторно-трансмиссионного отдела. Без фрикционов или специальных автологов пуск двигателя с буксира и торможением двигателем не обес­пе­чи­ва­ет­ся.

Трансмиссии гидромеханического типа активно применяются в западном трак­то­ро­стро­е­нии – «Леопард-2» (ФРГ), М1 «Абрамс» (США). В трансмиссиях перечисленных танков в основном приводе, кроме гидромеханических передач, также применяются в до­пол­ни­тель­ном приводе гидростатические передачи для выполнения поворота. Гид­ро­ме­ха­ни­чес­кой передачей оснащен дизель-поезд под названием Д1 венгерского производства, ра­бо­та­ю­щий на постсоветском пространстве ЖД-техники.

Гидравлическая трансмиссия

Трансмиссией гидравлического типа в транспортной технике является такая транс­мис­сия, в которой переключения осуществляются не механическим методом, а гид­рав­ли­чес­ки­ми аппаратами, т.к. чисто гидравлические трансмиссии встречаются довольно редко. Трансмиссия такого типа оборудована КПП с вторичным и первичным валами, а также, как и в обычной КПП, несколькими парами зубчатых колес, но включение необходимой пары в рабочий процесс выполняет не фрикционная или кулачковая муфта, а гидромуфта или же гидротрансформатор, который заполняется для включения передачи.

Главное достоинство трансмиссии такого типа – включение передач совершенно безударное и полное отсутствие механических муфт, стабильно работающих в процессе передачи больших крутящих мо­мен­тов (к примеру, на тепловозах), главный минус – необходимость монтажа отдельной гидромуфты для каждой передачи. Из-за своих особенностей гидропередача применяется в основном на железнодорожной технике. Из отечественных разновидностей техники гид­ро­пе­ре­да­чей оснащены, к примеру, дизель-поезд ДР1, маневровые тепловозы ТГМ6 и ТГМ4.

Читать статью  Разработка динамической модели механической трансмиссии автомобиля с комбинированной энергетической установкой параллельного типа – тема научной статьи по механике и машиностроению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Гидростатическая трансмиссия

В трансмиссии гидростатического типа для передачи мощности применяется ак­си­аль­но-плунжерные гидромашины. Преимущества данной трансмиссии – небольшая масса и габариты машин, отсутствие механической связи между ведущим и ведомым звеньями трансмиссии, благодаря чему удается разносить их на достаточно значительные расстояния и придавать гораздо большее число степеней свободы. Главный минус гидрообъемной передачи – высокие требования к чистоте жидкости, участвующей в рабочем процессе, а также повышенное давление в гидролинии.

Гидростатическая передача применяется на дорожно-строительных машинах (в основном в катках, так как там необходимо обеспечивать достаточно большое передаточное число, а также очень часто приводить вальцы с торца, затруднено построение механической передачи), как вспомогательная – в авиационной технике, металлорежущих станках, теп­ло­во­зах.

Электромеханическая трансмиссия

Трансмиссии электромеханического типа состоят из тягового электромотора (или нескольких), электрического генератора, электрической системы контроля, а также со­е­ди­ни­тель­ных кабелей. Главным достоинством трансмиссий электромеханического типа яв­ля­ет­ся обеспечение более широкого диапазона автоматического изменения силы тяги и крутящего момента, а также отсутствие кинематической жесткой связи между механизмами электротрансмиссии, что дает возможность создать разные компоновочные схемы.

Главными минусами, которые препятствуют распространению трансмиссий элект­ри­чес­ко­го типа, являются большая масса, габариты и цена (особенно если применяются электромашины постоянного тока), меньший КПД (по сравнению с механической). Но с развитием электротехнической промышленности, широким распространением ин­дук­тор­но­го, вентильного, синхронного, асинхронного и других разновидностей электропривода открывается все больше новых возможностей для электромеханических трансмиссий.

Данные трансмиссии широко используются в тепловозах, тракторах, карьерных самосвалах, морских судах, военной технике, самоходных механизмах, немецких военных машинах «Мышонок» и «Фердинанд», а также автобусах, которые с трансмиссией этой разновидности более правильно называются теплоэлектробусы, к примеру, ЗИС-154.

На современных автомобилях, по большей части, используется трансмиссия ме­ха­ни­чес­ко­го типа. Трансмиссия механического типа, в которой изменение крутящего момента происходит в автоматическом режиме, называется автоматической трансмиссией.

На этом классификацию трансмиссий можно считать рассмотренной.

Трансмиссия автомобиля Принцип работы трансмиссии

Урок 6 — трансмиссия, виды коробок передач, механическая, автоматическая, типтроник, вариатор

Бесступенчатой, называют трансмиссию, отличающуюся от традиционной автоматической КПП тем, что может обеспечить более плавное движение машины, меньшие затраты горючего, при этом увеличивая, в значительной степени, полезную мощность.

Каким образом функционирует вариатор или CVT.

Набор передач, использующийся в стандартной коробке передач автомат, обеспечивает заданное количество скоростей. Учитывая различные обстоятельства во время езды, КПП выполняет переключение скоростей, тем самым обеспечивая подходящую передачу: чтобы начать движение – нижние, чтобы ускориться – средние, а для езды в экономном режиме – высшие.

В бесступенчатой трансмиссии, набор шестеренок заменяют два шкива с переменным диаметром, которые выполнены в форме двух конусов и обращены друг к другу острыми концами, а между ними движется приводной ремень из металла. Один из шкивов (ведущий вал), соединяется, непосредственно, с двигателем, а другой – с ведущими колесами (ведомый вал). При схождении подвижных частей каждого из них, ремень передвигается выше по шкиву и увеличивает его посадочный диаметр.

По принципу велосипеда с десятью скоростями, где по шестерням с большим или меньшим диаметром направляется цепь, чтобы менять скорость, происходит смена функционального диаметра у шкивов, который, соответственно, оказывает влияние на передаточное число (количество вращений ведущего вала, приходящихся на каждый оборот двигателя). Когда рабочий диаметр ведомого шкива уменьшается, а ведущего – увеличивается, передаточное число уменьшается (при большом количестве оборотов двигателя – снижается частота вращения колес), а это, в свою очередь, обеспечивает при низкой скорости высокие обороты. Когда скорость автомобиля увеличивается, число оборотов двигателя снижается за счет изменения диаметра шкивов. В стандартной КПП происходит то же самое, однако бесступенчатая трансмиссия, меняет передаточное число плавно, вне зависимости от определенных интервалов, ступеней – таким образом и появилось её название.

Особенности управления автомобилем с бесступенчатой трансмиссией.

Бесступенчатая трансмиссия включает в себя такие же составные части управления, как и автоматическая, а именно – система переключения скоростей, а также две педали (тормоза и газа). Во время езды, бесступенчатая трансмиссия контролирует количество оборотов, увеличивая их во время разгона и уменьшая, для обеспечения средней скорости и снижения затрат горючего, тем самым регулируя скорость вращения двигателя исходя из обстановки на дороге. При этом, вы не слышите и не чувствуете смену передач.

Часто, по причине необычного поведения автомобиля, водители оказываются в замешательстве во время знакомства с бесступенчатой трансмиссией. После резкого надавливания на педаль газа, мотор разгоняется на холостом ходу, а это обычно случается, когда коробка передач автомат неисправна, либо во время пробуксовки сцепления. Для бесступенчатой же трансмиссии, это в порядке вещей, так как для обеспечения оптимальной скорости разгона, она регулирует число вращений двигателя. Однако, бесступенчатую трансмиссию можно, иногда, перепрограммировать на более привычный режим для водителя, как в стандартной, автоматической трансмиссии, когда передаточное число изменяется постепенно.

Плюсы бесступенчатой трансмиссии.

На всех своих передачах, постоянная мощность двигателя не развивается. На каждой из его особых скоростей, достигает своего наибольшего пункта одна из характеристик двигателя – крутящий момент (тяговое усилие), экономия топлива, либо мощность (в лошадиных силах). Для достижения наибольшей экономии горючего и максимума мощности, бесступенчатая трансмиссия, исходя из обстоятельств, варьирует количество оборотов, в условиях отсутствия передач, привязывающих какую-то конкретную скорость к определенной частоте вращения двигателя. Таким образом, бесступенчатая КПП обеспечивает разгон гораздо быстрее, при этом минимально расходуя топливо, в отличие от автоматической или механической трансмиссии.

Минусы вариатора.

По причине того, что бесступенчатая коробка передач может увеличить количество оборотов на любой скорости, могут показаться тревожными для уха звуки из-под капота, когда водитель привык к механической или стандартной, автоматической коробке передач. Поэтому, именно скепсис автолюбителей, относительно бесступенчатой трансмиссии – является первоначальной её проблемой. Постепенная смена скорости работы мотора, напоминает по звуку «скольжение» в трансмиссии или пробуксовку сцепления, что в обычной коробке передач является сигналом о неполадке, однако для бесступенчатой – это в пределах нормы. В автомобилях, где установлена бесступенчатая трансмиссия, если педаль газа утопить в пол, вы ощутите плавное, но быстрое возрастание мощности до максимальной, когда в машине с автоматической трансмиссией, будет чувство резкого всплеска мощности и рывка. Хотя бесступенчатая трансмиссия и сможет дать фору любой автоматической, однако у многих водителей её поведение вызывает чувство чересчур медленного набора скорости.

Для того, чтобы водитель мог «чувствовать» бесступенчатую трансмиссию как обычную КПП, производители прилагают немало усилий. Часто, бесступенчатая трансмиссия программируется таким образом, чтобы при резком нажатии на педаль ускорителя, создавалось чувство снижения передачи (кик-даун), что происходит при езде на стандартной коробке автомат. Плюс ко всему, в некоторые бесступенчатые КПП вмонтирован режим ручного управления, для имитации простой ступенчатой трансмиссии, где с помощью ручных переключателей, происходит переключение скоростей.

Надежность самых первых бесступенчатых трансмиссий, порой вызывала некоторые сомнения, потому что в них имелись мощностные ограничения. Сейчас, их надежность с каждым годом растёт, благодаря постоянно совершенствующимся инновациям в технике. Во всем мире, такие передовые компании как Nissan, всё чаще оснащают свои автомобили бесступенчатыми КПП, и, специалисты утверждают, что их длительную работоспособность можно смело сопоставлять со стандартными коробками передач.

Разветвление потоков мощности в трансмиссии.

Иногда, автомобили оборудованы такими КПП, где поток мощности разветвлен. В данном виде трансмиссий, вместо ременной передачи, задействована планетарная, получающая крутящий момент как от мотора, работающего на бензине, так и от электродвигателя, однако во время езды она ведёт себя как бесступенчатая трансмиссия. Смена скорости электромотора, в свою очередь, меняется скорость и бензинового двигателя, тем самым позволяя ему работать с неизменной скоростью в то время, года машина разгоняется, либо останавливается.

С тех пор, как автомобили перестали быть «самоходными телегами», началось стремительное развитие каждого узла и элемента. Так появилась и усовершенствовалась трансмиссия автомобиля, о которой все слышали, но мало кто серьезно вникал в суть того, что она собой представляет.

Все компоненты трансмиссии развивались, постепенно на первое место вышел вопрос управляемости и комфорта, а затем и продолжительности срока эксплуатации самого двигателя. Так что современная трансмиссия – это сочетание максимально эффективных решений передачи движения.

Что такое трансмиссия автомобиля и для чего она нужна?

Автомобильная трансмиссия – это комплекс устройств, передающих крутящий момент от коленвала двигателя на ведущие колёса. Помимо просто передачи, трансмиссия может изменять его значение, направление и распределение.

Устройство трансмиссии автомобиля

Для чего такие сложности? В данном случае одна из функций трансмиссии – продлить срок эксплуатации двигателя, снимая с него лишние нагрузки. Например, вместо постоянного изменения режима работы мотора коробка передач меняет передаточное число крутящего момента. А сцепление, которое тоже считается одним их элементов трансмиссии, предохраняет коробку передач и двигатель от рывковых нагрузок.

Читать статью  Ремонт трансмиссии автомобиля | UniversalService24

Принцип и конструкция трансмиссии постепенно усложнялись, поскольку нужно не просто передавать вращение, а делать это «с умом», чтобы эффективно использовать возможности двигателя.

Устройство трансмиссии автомобиля

Рассмотрим, благодаря чему усилие, родившееся в недрах двигателя, попадает на колёса автомобиля. Основные узлы трансмиссии – это сцепление, КПП, карданная передача, дифференциал, ШРУСы.

Сцепление.

Задача сцепления – создать легко размыкаемую связь между двигателем и следующим элементом трансмиссии. При переключении передач сцепление отключает мотор от КПП, чтобы уберечь механизмы от резких нагрузок. Затем эта связь восстанавливается. Конструкция сцепления позволяет проделывать это раз за разом, без лишних усилий со стороны водителя.

Коробка передач.

Работа механической коробки передач

Независимо от типа («автомат», «механика», «робот», «вариатор») назначение у всех КПП одинаковое: изменяя передаточное число, менять силу и направление крутящего момента. Таким образом, двигатель работает в одном режиме, без постоянного ускорения и замедления, а автомобиль движется с такой скоростью, которая нужна водителю.

Также коробка передач переключает движение на задний ход или вообще разрывает связь двигателя остальных элементов трансмиссии. Но если сцепление предназначено для размыкания этой связи на короткий срок, КПП может стоять на нейтральной передаче долгое время.

Карданная передача.

Работа карданной передачи

От КПП передача крутящего момента идет на вторичный вал, который связан с валом главной передачи. Поскольку эти валы расположены под определенным углом, в механизме задействован карданный шарнир.

Главная передача.

Работа главной передачи

У главной передачи две функции: понизить скорость вращения и передать крутящий момент на ведущий мост. Для этой цели используется гипоидная передача, которая одновременно понижает скорость вращения и изменяет направление его подачи.

Дифференциал.

Задача дифференциала – распределить скорость вращения по полуосям ведущего моста в зависимости от дорожной ситуации. Работает он в паре с главной передачей. Когда автомобиль движется по прямой, оба колеса крутятся с одинаковой скоростью. В поворотах колесо на внутренней дуге вращается медленней, а на внешней – быстрее, именно благодаря дифференциалу. То есть дифференциал выборочно меняет скорость вращения полуосей или блокируется, чтобы принудительно заставить оба колеса вращаться с одинаковой скоростью.

ШРУС.

Последний узел, влияющий на характеристики крутящего момента – шарнир равных угловых скоростей. Его задача – обеспечить передачу оборотов с полуоси на колесо, независимо от углового положения самого колеса. Регулировка скорости в поворотах осуществляется дифференциалом, и ШРУС должен передавать ее без искажений и рывков.

Принцип работы трансмиссии

На видео, выше, можно наглядно отследить, как трансмиссия автомобиля передает вращение коленвала двигателя на колёса ведущей оси. Пошагово этот процесс можно представить так.

  1. Коленвал двигателя соединен с маховиком, который, в свою очередь, подключен к сцеплению. В стандартном режиме сцепление соединено с маховиком, так что коробка передач постоянно подключена. Перед переключением передачи сцепление размыкает связь между валом коробки и маховиком двигателя, а после переключения – восстанавливает ее. Это может происходить в автоматическом режиме или при управлении самого водителя.
  2. КПП меняет передаточное число для изменения скорости движения. Это намного легче, чем постоянно менять режим работы двигателя, особенно при движении по городу. Также коробка передач переключает направление вращения для движения назад и может размыкать связь между первичным и вторичным валом (нейтральная передача).
  3. От КПП крутящий момент переходит на главную передачу, через карданный вал или напрямую. Главная передача понижает скорость вращения, которая слишком большая для колёс, и передает крутящий момент на дифференциал.
  4. Дифференциал распределяет скорость вращения между колесами ведущей оси или, в зависимости от компоновки автомобиля, между осями (раздаточная коробка или межосевой дифференциал в полноприводных автомобилях).
  5. От полуосей крутящий момент наконец-то доходит до колёс. Чтобы при поворотах или проезду по неровностям колесо продолжало вращаться с нужной скоростью, между полуосью и ступицей установлен ШРУС, который передает крутящий момент под углом.

Классификация трансмиссий

За период развития автомобиля инженеры разработали несколько вариантов трансмиссии. Сегодня по способу передачи и изменения крутящего момента используется пять основных видов: механическая, гидромеханическая, гидравлическая, электромеханическая и автоматическая. А по типу привода бывают: переднеприводные, заднеприводные и полноприводные трансмиссии.

Механические

Самая распространенная на легковых автомобилях – механическая трансмиссия. В ней вся работа осуществляется только механическими элементами: различными видами зубчатых, планетарных, фрикционных передач и т.д. Причем это относится не только к МКПП, но и ко всем остальным узлам.
По своему КПД, долговечности и простоте ремонта механическая трансмиссия пока что опережает остальные типы.

Автоматические

Под автоматической трансмиссией чаще всего понимают коробку передач, которая сама регулирует изменение передаточного числа. Яркие примеры – вариатор для бесступенчатой механической регулировки, а также АКПП для гидромеханических систем.

Гидравлические

Это особый вид трансмиссии, в которой все элементы передают крутильный момент за счет гидравлических устройств. В автомобилях такие системы не используются, их можно встретить разве что в строительной и авиационной технике.

Как ни странно, гидравлические устройства более компактны, чем механические. Кроме того, элементы гидравлической трансмиссии могут находиться на значительном расстоянии друг от друга – сжатие жидкости при передаче энергии дает много возможных вариантов для компоновки отдельных элементов. Однако сама рабочая жидкость должна быть в технически идеальном состоянии.

Гидромеханические

В гидромеханической трансмиссии отдельные элементы будут работать на принципе гидравлической передачи энергии движения. Самый распространенный пример – трансмиссия с автоматической коробкой передач, где функции сцепления выполняет гидротрансформатор. Жидкостная передача движения в гидротрансформаторе используется для снижения ударных нагрузок и уменьшения крутильных колебаний (в механическом сцеплении для этого используется двухмассовый маховик и демпферы на ведомом диске).

Еще одно устройство, применяемое в гидромеханической трансмиссии – вискомуфта, которая до недавнего времени устанавливалась на полноприводные автомобили. В ней жидкость служит не для передачи момента вращения, а для блокировки, но это всё равно гидромеханическое устройство.

Электромеханические

Это новый вид трансмиссии, который вышел «в массы» благодаря распространению электрокаров, поскольку для ее работы нужен тяговый (не стартерный) аккумулятор, а в электромобилях он уже есть на месте.
Плюсом электромеханической трансмиссии является довольно быстрая реакция на изменения крутящего момента за счет использования электромоторов. А также удобство размещения отдельных частей и узлов: поскольку принцип действия позволяет разнести элементы на большие расстояния, а значит, скомпоновать их более удобно, чем это можно было бы сделать с другими видами трансмиссий.

Переднеприводные

Здесь все просто, крутящий момент от двигателя полностью передается на передний привод автомобиля. Передается момент через коробку передач, главную передачу и полуоси на передние колеса автомобиля.

Заднеприводные

Здесь же ведучим приводом автомобиля будет задняя ось. Крутящий момент передается также, только с добавлением еще одного елемента — карданного вала между коробкой передач и главной передачей.

Полноприводные

Тут с названия все ясно. Момент передается на обе оси вто или инной пропорции одновременно. Здесь еще добавляются такие элементы как раздаточная коробка и межосевой дифференциал. «Раздатка» как раз служит для передачи мощности на оси автомобиля. А межосевой дифференциал — для распределения мощности между осями. Также, за типом подключения полный привод бывает 3 типов.

    Постоянный полный привод.

Постоянный полный привод
Подключаемый.

Подключаемый полный привод
Автоматически-подключаемый.

Автоматический полный привод

Основные неисправности

Всё, что работает, может и выходить из строя, ничего с этим не сделаешь. И компоненты трансмиссии тоже подвержены поломкам в той или иной степени. Основные неисправности компонентов трансмиссии имеют свои характерные особенности:

  1. Механическое сцепление можно назвать расходником. Чаще всего в нём выходит из строя ведомый диск, так что при появлении таких проблем как проскальзывание, нечеткая работа, скрежет и т.д. диск меняют, а остальные компоненты осматривают на предмет выработки. Срок службы сцепления во многом зависит от манеры вождения.
  2. Коробка передач – самый сложный и дорогостоящий узел во всей трансмиссии. Самая частая причина ее неисправности – несвоевременная замена трансмиссионной жидкости, которая во время работы постепенно деградирует и перестает выполнять свои функции, и вместо защиты механизма начинает с удвоенной силой его изнашивать. Признаками неисправности коробки являются шум при работе, в том числе при установке в нейтральное положение, нечеткое переключение передач или вообще невозможность их переключить, утечка масла из коробки.
  3. Карданный вал – штука достаточно прочная, но там, где есть шарнир, есть и его износ. Проблемы с карданным шарниром проявляются скрипом и вибрацией во время движения.
  4. Поломки главной передачи и дифференциала вызваны, как правило, двумя причинами: утечкой масла и неадекватными нагрузками. При недостаточном уровне смазки ускоряется выработка шестерен, в них появляются зазоры, а во всём механизме – вибрация. В свою очередь масло утекает через изношенные сальники. Механические неисправности проявляются шумом во время работы или характерным постукиванием в начале движения.
  5. ШРУСы, несмотря на большую нагрузку, выходят из строя редко. Их главный враг – вода, которая попадает в механизм через порванные пыльники. Если владелец автомобиля следит за состоянием ходовой и вовремя меняет расходные материалы, он может никогда в жизни не узнать, как хрустит изношенный ШРУС. Если же пыльник порвался, это стопроцентная гарантия близкой замены шарнира, даже если с ним пока всё в порядке.

Заключение

В целом, трансмиссия автомобиля – система достаточно живучая, особенно если речь идет о механической. И как бы банально это ни звучало, главное условие ее долгой и счастливой жизни – всего лишь регулярное ТО. Это не значит, что через каждые 10 тысяч километров нужно менять масло в коробке передач, но проверять состояние всех технических жидкостей, прокладок и защитных элементов нужно при каждом заезде на СТО. Эта несложная услуга позволит сэкономить деньги на дорогом и сложном ремонте.

Помогите нам оценить полезность этого поста. Вы нашли то что искали?

http://kitaiskieavto.ru/polezno-znat/chto-takoe-transmissiya
http://gogermetik.com/transmissija-avtomobilja-chto-jeto-takoe-sostav.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: