Содержание
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Система управления климатом в салоне автомобиля
В настоящее время все автомобили оборудуются специальными устройствами, обеспечивающими в салоне благоприятный, для водителя и пассажиров, микроклимат. Современная система управления климатом в салоне автомобиля, создает «погоду» в салоне автомобиля и представляет собой электронный комплекс, управляющий работой обогревателя, вентилятора, кондиционера и системы подачи и распределения воздуха.
Требования к управлению климатом
Система управления климатом в салоне легковых и грузовых автомобилей должна выполнять множество функций. В первую очередь, она должна создавать приятный климат для всех пассажиров. Для этого в салон подается охлажденный или подогретый воздух (в зависимости от температуры наружного воздуха) для удовлетворения психологических потребностей пассажиров. Еще одна функция системы управления климатом — защита салона от неприятных запахов и вредных веществ.
Система управления климатом также выполняет функцию, имеющую отношение к безопасности (должны соблюдаться требования законодательств разных стран) — предотвращение запотевания и обледенения ветрового и боковых стекол.
Требования к комфорту и, соответственно, функциям системы управления климатом обычно растут с повышением категории автомобиля. Необходимо также учитывать региональные требования к системам управления климатом. Например, в Европе предпочитают автомобили с более комфортной работой климат-контроля, а в США предпочтителен ощутимый поток холодного воздуха.
Конструкция и принцип работы кондиционера
Забор воздуха
Кондиционер устанавливается так, чтобы быть невидимым для пассажиров, под панелью приборов. Наружный воздух обычно всасывается в основании ветрового стекла (рис. «Управление климатом в салоне автомобиля» ). Дождевая вода и снег удаляются по пути в кондиционер. Наружный воздух всасывается радиальным вентилятором и подается по трубопроводу через отверстие в перегородке моторного отсека. Имеется также возможность рециркуляции воздуха через второй тракт впуска. Соотношение свежего и рециркулируемого воздуха регулируется заслонками.
Свежий воздух необходим для обеспечения пассажиров кислородом. В режиме рециркуляции салон защищается от неприятных запахов и загрязнений. Кроме того, в режиме рециркуляции значительно сокращается энергопотребление, так как воздух не требуется подогревать или охлаждать, как в режимах обогрева и охлаждения салона. Однако иногда для предотвращения запотевания стекол из-за конденсации пара используется холодный и, следовательно, сухой свежий воздух.
Очистка воздуха
Для очистки воздуха используются высокоэффективные, предпочтительно прямоугольной формы, фильтрующие элементы, устанавливаемые перед и за вентилятором кондиционера. Фильтрующий элемент, в основном, располагается таким образом, чтобы фильтровать не только наружный, но и рециркулируемый воздух. Фильтрующий элемент имеет ограниченную задерживающую способность и поэтому должен периодически заменяться. В волокна фильтра можно добавить слой активированного угля (гибридный фильтр), чтобы отфильтровывать частицы пыли и другие загрязняющие вещества.
Воздушное охлаждение
Затем очищенный воздух охлаждается на поверхности испарителя, который сегодня обычно полностью изготаливается из алюминия. Воздух рассеивает свою энергию пропорционально испаряющемуся хладагенту, проходящему через испаритель.
Поскольку холодный воздух может поглотить меньше влаги, чем теплый, по мере охлаждения воздуха из него выделяется вода и направляется вниз вдоль испарителя. Вода скапливается в поддоне под испарителем и сливается из кондиционера в атмосферу через конденсатную трубку.
Регулирование и распределение температуры воздуха
После испарителя нужная температура воздуха устанавливается системой регулирующих заслонок. Для этого воздух полностью или частично направляется через радиатор (по которому протекает охлаждающая жидкость системы охлаждения двигателя при температуре до 100°С) или, в режиме чистого охлаждения — мимо радиатора прямо в салонные воздуховоды. Воздух плавно распределяется по двум каналам с помощью одной или более регулирующих заслонок. Потоки холодного и теплого воздуха смешиваются таким образом, чтобы покрыть потребности в воздухе в находящейся далее смесительной камере и обеспечить комфортные ощущения «голова в холоде, а ноги в тепле». Для этого воздух выдувается через три основных уровня с разными температурами — «зона ног», «вентиляция» (через воздуховоды в панели приборов) и «окна», при этом создается разброс температур до 15 К.
Объем воздуха, выдуваемого из отдельных воздуховодов, плавно регулируется вручную или заслонками с электроприводом.
На последующих этапах расширения системы кондиционирования могут быть предусмотрены воздуховоды для задних пассажиров либо может быть организована раздельная регулировка температуры передней и задней частей салона. Первая ступень расширения — двухзонная независимая регулировка температуры для водителя и переднего пассажира. При трехзонном управлении климатом дополнительно выделяется зона заднего ряда сидений, а при четырехзонном — индивидуальная регулировка для водителя, переднего пассажира и двух задних.
Новшеством является индивидуальная адаптация температуры в зоне ног, или «регулируемая стратификация». В этом случае может быть повышена выходная температура в зоне ног при неизменной базовой регулировке (например, для людей, ноги которых слишком чувствительны к холоду).
Электронагреватель в контуре системы отопления
В современных ДВС с оптимизированным расходом топлива отбираемого охлаждающей жидкостью у ДВС, тепла становится меньше, соответственно, становится меньше тепла и в контуре системы отопления. В этом случае в воздушном тракте после радиатора устанавливается электронагреватель с положительным температурным коэффициентом (ПТК). При использовании керамических нагревательных элементов с ПТК электронагреватель автоматически уменьшает свою тепловую мощность при определенной пороговой температуре, поскольку резко возрастает сопротивление элементов в ПТК. Поэтому электронагреватель с ПТК внутренне безопасен.
В настоящее время рассматривается возможность использования других источников тепла, таких как, например, рекуперация тепла из отработавших газов.
Воздушные каналы
Воздух отрегулированной температуры направляется по пластмассовым воздуховодам к определенным выпускным соплам. Выпускные сопла в зоне ног и для обдува стекол не регулируются. Направление и объем воздушного потока можно индивидуально регулировать заслонками на выпускных соплах воздуховодов.
Дополнительные кондиционирующие блоки
В автомобилях представительского класса для задних пассажиров иногда используются отдельные кондиционирующие блоки.
Они выполняются либо как основные блоки, работающие на обогрев и охлаждение, либо как блоки, работающие чисто на охлаждение, и обычно на них подается рециркулируемый воздух. Дополнительные кондиционирующие блоки устанавливаются, к примеру, в центральной консоли, над арками задних колес, в нише для запасного колеса или за задним сиденьем.
Альтернативные концепции кондиционирующих блоков
Описанные выше кондиционирующие блоки устанавливают желаемую температуру путем смешивания холодного и теплого воздуха и являются на сегодня стандартным решением. Могут использоваться альтернативные концепции кондиционирующих блоков, в которых воздух после испарителя проходит непосредственно через радиатор. Для непрерывной регулировки потока охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, и, соответственно, нагрева воздушного потока можно использовать клапан. Необходимость в системе заслонок для смешивания холодной и теплой охлаждающей жидкости отпадает.
Из-за тепловой инерции, заполненного охлаждающей жидкостью алюминиевого радиатора необходимые изменения температуры воздуха на выходе, могут производиться лишь медленно. Для обеспечения быстрого охлаждения салона максимальной воздушной массой, в этих концепциях обычно используется дополнительный обходной тракт мимо радиатора.
Преимуществом этой концепции является чуть более компактная конструкция кондиционирующего блока и возможность перекрывания радиатора со стороны охлаждающей жидкости, предотвращающие нежелательный нагрев воздуха в режиме охлаждения горячими деталями кондиционера. Недостатком являются затраты на встраивание крана.
Регулирование системы управления климатом
Управление климатом в салоне осуществляется через регуляторы на рабочем блоке кондиционера путем регулировки воздуховодов и (в более дорогих автомобилях) — с помощью различных датчиков. Управление может быть с прямой механической активацией с использованием боуденовских тросиков и гибких валов, а также полностью автоматическим, с процессорным управлением, где нужно лишь задать температуру.
Регулируемыми переменными являются температура на выходе, скорость воздушного потока, влажность воздуха и распределение воздуха по отдельным воздуховодам. Вторичными переменными являются температура в салоне, в т.ч. послойное распределение температуры, расход воздуха, уровень шума на каждом сиденье, и степень запотевания стекол.
Большинство людей считают приятными следующие конфигурации: в летнем режиме — холодный воздух из воздуховодов в панели приборов; в зимнем режиме — теплый воздух из нижних и верхних воздуховодов (для предотвращения запотевания и обледенения стекол). А в переходном режиме воздух с отрегулированной температурой выходит в регулируемых пропорциях из верхних, нижних и фронтальных воздуховодов в салоне. В автоматическом кондиционировании воздуха могут играть роль и дополнительные факторы. Солнечные датчики могут определять состояние и интенсивность солнечного излучения и эти переменные могут использоваться в управлении. Датчики качества воздуха определяют наличие загрязняющих веществ и неприятных запахов, которые могут появиться в окружающей среде, и предотвращают их проникновение в салон посредством закрывания впусков наружного воздуха. Датчики влажности для ветрового стекла позволяют предпринять меры по предотвращению запотевания стекол. Желаемая температура в салоне сравнивается с фактической с помощью датчиков температуры.
Системы управления климатом в автомобиле
Отопительный контур
Отводимое двигателем тепло является источником энергии, которую можно без больших затрат использовать для отопления салона. Горячая охлаждающая жидкость течет через радиатор в кондиционере. Воздух, проходящий через радиатор, нагревается.
Для поддержания температуры в салоне зимой после поездки и выключения двигателя можно использовать электроприводную помпу, перекачивающую охлаждающую жидкость и позволяющую использовать тепло, аккумулированное в системе охлаждения.
Контур хладагента
Функция контура хладагента состоит в поглощении тепловой энергии охлаждаемого в испарителе воздуха и рассеянии ее в атмосферу в другой точке, вне салона. Это делается по принципу холодных потерь в замкнутом контуре хладагента (рис. «Контур хладогента в системе управления климатом» ). Основные компоненты этой цепи — испаритель с расширительным клапаном в кондиционере, конденсатор в передней части автомобиля, обычно устанавливаемый прямо перед радиатором системы охлаждения, и компрессор, монтируемый на двигателе и приводимый от коленчатого вала.
Компоненты соединяются металлическими трубками, которые могут содержать гибкие секции для разъединения. Компрессор вытягивает газообразный хладагент из испарителя и сжимает его, т.е. давление и температура сильно увеличиваются. В конденсаторе горячий хладагент рассеивает тепло в окружающий воздух, протекающий через конденсатор. При этом охлаждении газообразный хладагент конденсируется. Если воздушного потока не хватает для достаточного охлаждения хладагента, то вентилятор радиатора увеличивает скорость воздушного потока через конденсатор. Хладагент, теперь уже в жидкой форме и под высоким давлением, распыляется в расширительном клапане и направляется в испаритель. Давление резко падает, в результате чего хладагент, испаряясь, сильно охлаждается и поглощает теплоту охлаждаемого кондиционером воздуха.
Испарившийся хладагент выходит из испарителя в газообразном виде и снова проходит через расширительный клапан, который, в зависимости от давления и температуры имеющегося хладагента, изменяет поперечное сечение на стороне впуска, чтобы в испаритель впрыскивалось ровно столько хладагента, сколько может испариться в текущем режиме работы.
Холодный газообразный хладагент снова затягивается компрессором, и циркуляция возобновляется.
Для предотвращения обледенения с воздушной стороны испарителя, что могло бы уменьшить сечение воздуховода в испарителе, минимальная температура воздуха не должна опускаться ниже 0°С. Для измерения температуры воздуха после испарителя либо используется датчик температуры воздуха, соответственно регулирующий работу компрессора при падении температуры ниже определенного уровня, либо в компрессоре ограничивается минимальное давление на впуске и, соответственно, температура испарителя. Выходную мощность можно регулировать от 0 кВт (хладагент не течет через испаритель) до максимальной, около 8 кВт (максимальный объем хладагента и поток воздуха).
В настоящее время в качестве хладагента используется фторуглерод 1,1,1,2 — тетрафторэтан (торговое наименование R134а). Поскольку показатель GWP (потенциал глобального потепления) этого хладагента составляет около 1400, а предписание, вступившее в силу в Европе в 2011 году для новых автомобилей, регламентирует показатель GWP менее 150 , будет использоваться альтернативный хладагент, по крайней мере в ЕС.
Управление климатом в гибридных автомобилях и электромобилях
В автомобилях с функцией «пуск-стоп» необходимо поддерживать климат в салоне постоянным даже при выключенном двигателе. Для отопления можно использовать электроприводную жидкостную помпу, чтобы отбирать остаточное тепло из контура охлаждения двигателя. Для охлаждения разработаны испарители с аккумулятором холода на базе материала, способного аккумулировать холод за счет изменения фазы и снова рассеивать его при остановке на светофоре с выключением двигателя. Таким образом, климат в салоне можно поддерживать на приятном уровне с выключенным двигателем в течение двух минут.
В автомобилях, частично или полностью работающих на электроприводе, используется электрический компрессор. Для отопления возможны два решения. Либо необходимая для радиатора охлаждающая жидкость электрически нагревается и подается в контур электроприводным насосом, либо радиатор заменяется электрическим нагревательным элементом — высоковольтным термистором с ПТК. Электронагреватель и электрический компрессор также открывают возможности для независимого управления климатом. Если аккумуляторная батарея достаточно заряжена или подключена к зарядному устройству, то автомобиль можно предварительно прогреть или остудить.
Поскольку мощность, необходимая для управления климатом, может достигать несколько киловатт, что значительно сокращает запас хода электромобиля, ведущиеся разработки акцентируются на повышении к. п. д. систем управления климатом.
Вспомогательные отопительные системы
Вспомогательные отопительные системы для выработки тепла используют топливо из топливного бака. Для прямого обогрева салона используются нагреватели воздуха (рис. «Нагреватель воздуха» ). Они передают в салон тепло, создаваемое при работе двигателя. Встроенные нагреватели охлаждающей жидкости подходят и для предварительного прогрева двигателей, и для отопления салона через теплообменник с вентилятором.
Особенно эффективны нагреватели воздуха, которые благодаря прямой передаче тепла в воздух пригодны для длительного отопления. Нагреватели охлаждающей жидкости используют контур охлаждения двигателя и существующие воздуховоды, и поэтому особенно хорошо подходят для покрытия дефицита тепла у двигателей с низким расходом, и для прогрева салона и двигателей легковых автомобилей.
Дополнительные преимущества вспомогательных отопительных систем:
- Отсутствие обледенения стекол, благодаря предварительному прогреву;
- Оптимальный комфорт отопления;
- Использование спальной кабины грузовика даже зимой;
- Меньше износ и вредные выбросы при запуске прогретого двигателя (только нагреватель охлаждающей жидкости);
- Быстрее достигается рабочая температура каталитического нейтрализатора (только нагреватель охлаждающей жидкости).
Все более значимым становится их использование в легковых автомобилях с недостаточной теплоотдачей, вызванной ростом эффективности привода за счет электрификации. Особенно в 100% электромобилях отопители, работающие на топливе, из-за их высокой эффективности в преобразовании химически связанной энергии в тепло, не ограничивают запас хода.
Нагреватели воздуха
Нагреватели воздуха — наиболее распространенный тип вспомогательного отопителя в грузовиках и автобусах. Их основное преимущество — низкая стоимость, быстрый монтаж и более низкий расход энергии и топлива. Огромные темпы их распространения отмечаются в США, поскольку законодательство запрещает работу двигателя для отопления неподвижного автомобиля, а эти обогреватели могут отапливать салон при явно меньшем расходе топлива.
Принцип работы нагревателя воздуха
Нагреватели воздуха (рис. «Нагреватель воздуха» ) работают независимо от собственного теплового баланса автомобиля. Вентилятор затягивает из атмосферы воздух, необходимый для сжигания, и гонит его в горелку. Электрический дозирующий насос подает дизельное топливо или бензин через испаритель в горелку, где топливо смешивается с воздухом, воспламеняется свечой предпускового подогрева с закрытым нагревателем и сгорает.
Вентилятор затягивает из атмосферы нагреваемый воздух, продувает его через теплообменник в кабину.
В странах с холодным климатом требуется тепловая мощность около 4 кВт. В странах с умеренным климатом достаточно около 2 кВт.
Важным аспектом безопасности является необходимость полной изоляции воздуха для сжигания и отработавших газов от воздуха в кабине. Это предотвращает проникновение отработавших газов в кабину.
Тепловая мощность регулируется путем изменения количества топлива, воздуха для сжигания и свежего воздуха для обогрева. Если измеренная датчиками температура отличается от заданной органом управления, то мощность нагревателя регулируется, пока снова не будет достигнута нужная температура. Комбинированный датчик регистрирует неприемлемую температуру из-за возникающих дефектов или неисправностей (например, перегрев из-за засорения отопительных воздуховодов) и при необходимости своевременно выключается.
Монтаж нагревателя воздуха
Нагреватели воздуха для грузовиков и автобусов обычно можно устанавливать непосредственно в кабине. К примеру, в грузовиках предпочтительные места размещения — в зоне для ног второго водителя, на задней стенке кабины, под спальным местом, на стенке кабины снаружи или в отсеке для хранения. Выхлопная труба всегда проходит под полом (либо в колесную арку, либо через заднюю стенку кабины).
Большинство датчиков в топливных баках легковых и грузовых автомобилей уже имеют разъемы для подачи топлива в обогреватель. При необходимости, устанавливается дополнительный датчик в баке. Должен быть обеспечен резерв топлива для двигателя.
Нагреватели охлаждающей жидкости
Для использования в легковых автомобилях предпочтительны нагреватели охлаждающей жидкости мощностью примерно до 5 кВт . Для прогрева двигателя и салона они используют контур охлаждения и существующие теплообменники, поэтому легко модернизируются. Для предпускового прогрева двигателя у грузовиков используются нагреватели мощностью до 12 кВт. Большая площадь кузова и кубатура салона городских и туристических автобусов требуют тепловой мощности до 35 кВт.
Основными типами для легковых автомобилей являются вспомогательный и усиливающий отопители. Эти отопители встраиваются прямо в питающую линию контура охлаждения между двигателем и теплообменником салона (рис. «Нагреватель охлаждающей жидкости, встроенный в контур охлаждения» ). Они используют существующие устройства: теплообменник с вентилятором, заслонки и воздуховоды.
Нагреватели для быстрого запуска используются для удовлетворения высоких требований к скорости прогрева; они выходят на полную тепловую мощность примерно через 30 с. Необходимое ускорение испарения топлива достигается путем электрического нагрева испарителя при запуске двигателя.
Вспомогательные нагреватели для предпускового прогрева двигателя и салона
При сжигания топлива выделяется тепло и передается охлаждающей жидкости, текущей между рубашкой и теплообменником (рис. «Нагреватель охлаждающей жидкости» ) нагревателя.
Самый простой способ интегрировать их в систему охлаждения — последовательно соединить их между двигателем и теплообменником в первичном контуре (рис. «Нагреватель охлаждающей жидкости, встроенный в контур охлаждения» ). Недостатком у двигателей рабочим объемом более 2,5 л является гораздо более медленный прогрев салона охлаждающей жидкостью системы охлаждения двигателя. В таких случаях салон можно отапливать в порядке приоритетности вторичным контуром (рис. «Раздельный охлаждающий контур для приоритетного обогрева салона» ); двигатель прогревается этим вторичным контуром только после открывания термостата при достижении высокой температуры ОЖ. Невозвратный клапан предотвращает обход контура через термостат.
Помпа (рис. «Нагреватель охлаждающей жидкости» ) во вспомогательных нагревателях подает охлаждающую жидкость на теплообменник, где она нагревается. С одной стороны, нагретая охлаждающая жидкость предварительно прогревает двигатель; с другой — собственный теплообменник автомобиля рассеивает тепло. Нагретый воздух контролируемо направляется через существующую систему вентиляции в кабину. Работой при ручном управлении и при программировании времени включения и длительности прогрева можно управлять через таймер, дистанционное управление и даже с мобильного или стационарного телефона.
Усиливающие нагреватели для покрытия дефицита тепла в режиме движения
Более эффективные системы привода, такие как турбодизели с небольшим рабочим объемом и гибридные приводы, в силу своего к. п. д. генерируют недостаточно тепла для отопления салона. Для покрытия этого дефицита используются усиливающие нагреватели. Они работают только при наружной температуре ниже +5°С и при работающем двигателе. Поэтому им не нужна своя помпа.
Усиливающий нагреватель можно модернизировать до вспомогательного посредством модифицирования помпы и замены органа управления на ЭБУ.
При использовании в электромобиле работающий на топливе нагреватель может полностью покрыть потребности в тепле.
Монтаж усиливающих нагревателей
Во избежание потерь тепла из-за длинных шлангов для охлаждающей жидкости на- греватели охлаждающей жидкости обычно устанавливаются в моторном отсеке. Ограниченные условия монтажа требуют очень компактной конструкции. Установка упрощается путем встраивания всех компонентов, необходимых для создания и передачи тепла, в нагревательный блок (рис. «Нагреватель охлаждающей жидкости» ).
Нормы и правила для вспомогательных нагревателей
Все вспомогательные нагреватели и работающие на топливе усилительные нагреватели сертифицируются согласно Директиве 2001/56/ЕС. При модификации такого сертифицированного нагревателя, в соответствии с инструкциями изготовителя, не предусматривается никаких проверок экспертами или инспекциями.
Установка вспомогательных нагревателей в автомобилях, используемых для международных перевозок опасных грузов, регламентируется Европейским соглашением ADR (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов). Из соображений безопасности нагреватель должен выключаться перед въездом в опасную зону (например, на нефтеперегонный завод или автозаправку). Нагрев также автоматически выключается при выключении двигателя или включении вспомогательного оборудования (например, вспомогательного привода откачивающего насоса).
3 причины запотевания окон автомобиля при включении «печки»
Максимальное охлаждение
Используется для максимального охлаждения воздуха в салоне в жаркую погоду или при длительном нахождении автомобиля на солнце. 1. Приоткройте окна для выхода теплого воздуха из салона. 2. Включите кондиционер (загорится соответствующий индикатор). 3. Включите выключатель режима рециркуляции воздуха (загорится соответствующий индикатор). 4. Переведите рукоятку распределения воздуха в положение ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ САЛОНА 5. Переведите рукоятку регулирования температуры в синюю зону. 6. Установите рукоятку регулирования подачи воздуха на максимальную скорость.
Максимальный обогрев
Режим максимального обогрева позволяет максимально быстро увеличить температуру воздуха в салоне. Не рекомендуется оставлять этот режим включенным в течение долгого времени, так как за это время воздух внутри салона может стать несвежим, а окна могут запотеть. для удаления конденсата с окон выключите режим рециркуляции воздуха, после чего в салон начнет поступать свежий воздух. Для включения режима максимального обогрева: 1. Выключите кондиционер (индикатор погаснет). 2. Включите выключатель режима рециркуляции воздуха (загорится соответствующий индикатор). 3. Переведите рукоятку распределения воздуха в положение ДВУХУРОВНЕВЫЙ ИЛИ ПОДАЧА ВОЗДУХА В ОБЛАСТЬ НОГ 4. Переведите рукоятку регулирования температуры в конец красной зоны. 5. Установите рукоятку регулирования подачи воздуха на максимальную скорость.
Рециркуляция воздуха в салоне
Дорогие мужчины, нужен Ваш совет! Мне очень удобно пользоваться кнопкой «рециркуляция воздуха». Помогает избежать посторонних запахов в салоне авто. Но, в руководстве по эксплуатации написано:»Не забывайте выключать систему, как только в салоне установится желаемый климат». Как быть? Почему я не могу включать рециркуляцию на всё время движения автомобиля и чем это грозит моему Пыжу?
Последний раз редактировалось Puzo; 03.11.2010 в 14:27 .
Что происходит при включении рециркуляции
Для того чтобы правильно понять, необходимо разобраться в двух понятиях: циркуляция и рециркуляция.
Первое означает, что воздух внутри автомобиля постоянно обновляется, то есть происходит его приток и отток.
Во втором же случае обновление воздуха отсутствует. При включении функции рециркуляции специальная заслонка перекрывает доступ свежего воздушного потока внутрь автомобиля. В результате этого внутри машины происходит круговое движение воздушного потока, находящегося в салоне.
Этой функцией водители пользуются не так часто, но она имеет несколько весомых достоинств.
Особенности рециркуляции
Рециркуляция — процесс забора и очищения воздуха внутри салона с помощью климатической установки. Её особенность в том, что воздушные потоки поступают в систему не с улицы, а из салона. Благодаря этому:
- удаётся быстрее достичь заданной температуры;
- затрачивается меньше времени и мощности.
К сожалению, многие автолюбители не применяют этот режим по его основному назначению. Чаще всего они используют его, чтобы исключить проникновение неприятных запахов внутрь. К примеру, если машина движется по очень пыльной дороге либо сильно дымит находящийся впереди автомобиль, водитель может закрыть заслонку рециркуляции простым нажатием кнопки и перекрыть попадание неприятного запаха и вредных выбросов.
В большинстве случаев кнопка рециркуляции находится в центральной части передней торпеды в области климатического блока. Заметить её можно благодаря типичной маркировке. На кнопке изображают автомобиль с кольцевой стрелкой внутри.
В современных авто, оснащённых климат-контролем, за температуру и чистоту воздуха в салоне отвечает рециркуляционный датчик, находящийся под центральной консолью. При его включении начинается автоматический анализ основных параметров воздуха.
Отопитель, вентиляция и кондиционер
Рис. 1.103. Общая схема обогрева салона и схема режимов переключения распределения воздушных потоков |
Общая схема обогрева салона и схема режимов переключения распределения воздушных потоков показана на Рисунок 1.103. |
Регулировка вентиляционных дефлекторов
Рис. 1.104. Схема регулировки центральных и боковых дефлекторов: 1 – рукоятка; 2 – регулятор |
Для того чтобы отрегулировать направление потока воздуха, откройте заслонки вентиляционных решеток и поверните корпус заслонок в требуемое положение (рис. 1.104). |
При работе системы кондиционирования воздуха из вентиляционных отверстий может подаваться поток воздуха, содержащий мельчайшие капли конденсата влаги (в виде тумана). Это не является признаком неисправности. Причина этого явления заключается в резком охлаждении влажного воздуха. |
Система кондиционирования воздуха с ручным управлением
Рис. 1.105. Внешний вид панели управления системы кондиционирования воздуха с ручным управлением: 1 – рукоятка переключателя режимов распределения воздуха; 2 – переключатель частоты вращения вентилятора; 3 – регулятор температуры воздуха; 4 – выключатель кондиционера воздуха; 5 – переключатель режимов вентиляции салона |
Внешний вид панели управления системы кондиционирования воздуха с ручным управлением показан на Рисунок 1.105 |
Регулятор температуры воздуха. |
Рис. 1.106. Регулировка температуры воздуха |
Температура воздуха регулируется вращением рукоятки. При вращении регулятора по часовой стрелке температура воздуха увеличивается, а против часовой стрелки – уменьшается. |
Переключатель частоты вращения вентилятора (см. рис. 1.105). |
Переключатель позволяет регулировать частоту вращения вентилятора. |
О – Вентилятор выключен. |
1- Низкая скорость. |
2 — Средняя скорость. |
3 — Высокая скорость. |
4 — Максимальная скорость. |
Переключатель режимов распределения воздуха (см. рис. 1.105). |
Поверните рукоятку переключателя в одно из положений, которое соответствует выбранному вами режиму распределения воздуха. |
Выключатель кондиционера воздуха (см. рис. 1.105). |
Для того чтобы включить кондиционер воздуха, нажмите на выключатель «А/С». Кондиционер воздуха включается (при этом загорается встроенный в кнопку индикатор), если работает вентилятор (переключатель вентилятора должен находиться в одном из положений: «1», «2», «3», или «4»). |
Для того чтобы выключить кондиционер воздуха, нажмите на выключатель «А/С» еще раз. |
Кондиционер воздуха может не функционировать при температуре окружающего воздуха, близкой к 0 °С. |
Переключатель режимов вентиляции салона (см. рис. 1.105). |
Переключатель позволяет выключать режим приточной вентиляции и включать режим рециркуляции воздуха, и наоборот. |
Нажмите на выключатель , чтобы переключить текущий режим вентиляции салона (например, выключить режим приточной вентиляции и включить режим рециркуляции воздуха или наоборот). |
В нормальных условиях движения рекомендуется постоянно использовать режим приточной вентиляции. |
Режим приточной вентиляции (индикатор выключен). |
В салон поступает окружающий воздух снаружи автомобиля. Используйте этот режим для вентиляции и отопления салона в нормальных условиях. |
Режим рециркуляции воздуха (индикатор включен). |
Доступ в салон автомобиля наружного воздуха прекращен. Воздух внутри салона циркулирует по замкнутому контуру. Режим рециркуляции рекомендуется использоваться при движении в условиях сильной запыленности воздуха и в аналогичных случаях, когда требуется изолировать салон автомобиля от окружающей атмосферы. Включение режима рециркуляции воздуха способствует также ускорению охлаждения воздуха в салоне автомобиля. |
1. Установите переключатель режимов распределения воздуха в положение . |
2. Включите режим приточной вентиляции. |
3. Поверните регулятор температуры воздуха в правый сектор. |
4. Установите с помощью переключателя требуемую частоту вращения вентилятора. |
5. Если требуется, чтобы в салон поступал подогретый и осушенный воздух, включите кондиционер воздуха. |
Если ветровое стекло быстро запотевает, установите переключатель режимов распределения воздуха в положение . Если требуется, чтобы в верхнюю зону салона поступал более прохладный воздух, поверните рукоятку переключателя режимов распределения воздуха в положение и с помощью регулятора температуры воздуха поддерживайте наиболее комфортные условия. Воздух, поступающий в зону расположения ног, имеет более высокую температуру по сравнению с воздухом, который направляется в верхнюю зону салона (кроме случаев, когда регулятор температуры воздуха установлен в крайнее левое или крайнее правое положение). |
Режим охлаждения воздуха
1. Установите переключатель режимов распределения воздуха в положение . |
2. Поверните регулятор температуры воздуха в левый сектор. |
3. Установите с помощью переключателя требуемую частоту вращения вентилятора. |
4. Нажмите на выключатель «А/С», для того чтобы включить кондиционер воздуха. |
5. Установите частоту вращения вентилятора и температуру воздуха, которые обеспечивают поддержание максимально комфортных условий в салоне автомобиля. |
Если кондиционер воздуха работает во время движения автомобиля на затяжных подъемах или при движении в городских условиях в плотном транспортном потоке, внимательно следите за показаниями указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя. Дополнительная нагрузка на двигатель от кондиционера воздуха может привести к перегреву двигателя. Если двигатель перегревается, выключите кондиционер воздуха. |
Если требуется максимально быстрое охлаждение салона, поверните регулятор температуры в крайнее левое положение, включите режим рециркуляции воздуха и затем установите переключатель частоты вращения вентилятора в положение «4». Если вы желаете, чтобы в зону расположения ног поступал более теплый воздух, поверните рукоятку переключателя режимов распределения воздуха в положение и с помощью регулятора температуры воздуха поддерживайте наиболее комфортные условия. Воздух, поступающий в зону расположения ног, имеет более высокую температуру по сравнению с воздухом, который направляется в верхнюю зону салона (кроме случаев, когда регулятор температуры воздуха установлен в крайнее левое или крайнее правое положение). |
1. Установите переключатель режимов распределения воздуха в положение . |
2. Включите режим приточной вентиляции. |
3. Поверните регулятор температуры воздуха в требуемое положение. |
4. Установите с помощью переключателя требуемую частоту вращения вентилятора. |
Режим обдува ветрового стекла
1. Установите переключатель режимов распределения воздуха в положение . |
2. Поверните регулятор температуры воздуха в требуемое положение. |
3. Установите с помощью переключателя нужную частоту вращения вентилятора. |
4. Если требуется, чтобы на обдув стекол поступал подогретый и осушенный воздух, включите кондиционер воздуха. |
Режим осушения воздуха (с включением кондиционера воздуха)
Одной из функций кондиционера является осушение подаваемого в салон воздуха. Для этого установите регулятор температуры в требуемое положение (охлаждение или подогрев воздуха) и включите кондиционер. |
Включайте кондиционер воздуха в прохладную и холодную погоду, чтобы предотвратить запотевание ветрового и боковых стекол. |
1. Установите переключатель режимов распределения воздуха в желаемое положение. |
2. Включите режим приточной вентиляции. |
3. Поверните регулятор температуры воздуха в требуемое положение. |
4. Установите с помощью переключателя нужную частоту вращения вентилятора. |
5. Нажмите на выключатель «А/С», чтобы включить кондиционер воздуха. |
Общие рекомендации по эксплуатации кондиционера
Очистите от снега и льда щетки стеклоочистителя и воздушную приемную решетку, расположенную перед нижней кромкой ветрового стекла. Это увеличит эффективность работы системы отопления. |
При низкой температуре окружающего воздуха и непрогретом двигателе воздух может не поступать в салон через нижние воздуховоды в течение 150 с (максимум). Это не является признаком неисправности. После достаточного прогрева двигателя начнется нормальная подача теплого воздуха через нижние вентиляционные отверстия. |
При работе кондиционера воздуха держите все окна и вентиляционный люк закрытыми. |
После стоянки автомобиля на солнце двигайтесь в течение двух-трех минут с открытыми окнами для того, чтобы быстро удалить из салона горячий воздух. Затем закройте окна, чтобы кондиционер мог быстрее охладить воздух в салоне. |
Кондиционер воздуха должен включаться хотя бы раз в месяц и работать примерно 10 мин. Это предотвратит выход из строя кондиционера из-за отсутствия смазки. |
Если стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости достигла метки «Hot» (высокая температура), выключите кондиционер воздуха. |
При значительном повышении температуры охлаждающей жидкости кондиционер воздуха выключится автоматически. Это может случиться, например, при продолжительной работе двигателя на холостом ходу в жаркий день. |
Как правильно пользоваться заслонкой рециркуляции?
Если вы являетесь обладателем более-менее современной машины, то отопитель точно имеет функцию рециркуляции. Казалось бы, довольно простая «фишка», которая есть повсеместно, но оказывается, что далеко не каждый водитель вообще понимает, зачем нужна она в его автомобиле.
Итак, на фото выше показа рычаг управления заслонкой рециркуляции, если у вас механическое управления отопителем. Но бывают автомобили с электронным блоком, и в таком случае конечно же это будет реализовано немного по-другому. Наглядный пример управления этой функцией при помощи кнопки, показан ниже:
Что такое рециркуляция и для чего она нужна в автомобиле?
Теперь давайте рассмотрим такие понятия, как циркуляция и рециркуляция и разберемся в основных отличиях этих двух понятий. Даже исходя из первостепенного смысла этих слов становится понятно, что циркуляция как бы подразумевает приток и отток воздуха из салона, то есть постоянная его смена.
По сути так оно и есть, ведь поступающий воздух в салон через отопитель будет выходить через вентиляционные клапана в кузове и в салоне машину по сути будет находиться постоянно чистый и свежий воздух.
А вот если говорить о рециркуляции, то само слово говорит нам о том, что это отсутствие притока свежего воздуха, и он по сути постоянно используется вкруговую, то есть не поступает в салон машины при закрытой заслонке.
1. Основная цель рециркуляции — прекращение попадания наружного воздуха внутрь автомобиля. Для чего это нужно? Смотрите сами, вот вам реальный пример: движетесь вы по трассе и на пути встречается какой-нибудь старый вонючий грузовик из прошлого, который разумеется не имеет никаких катализаторов и прочих элементов очистки выхлопа.
Если двигаться за ним 100-200 метров, то это особо не напряжет вас, но бывает такое, что обогнать не удается такой грузовик на протяжении нескольких километров, а вдыхать эти зловония не каждому по нраву.
В этот момент желательно сразу нажать на кнопку или передвинуть ползунок в сторону закрытия заслонки рециркуляции. После этого сервопривод (или трос) приводит в движение заслонку и она полностью перекрывает поступление воздуха снаружи в салон автомобиля. И неприятные запахи уже не будут проникать внутрь.
2. Второй момент — прогрев в зимнее время. Согласитесь, что поступающий с улицы воздух прогревается в отопителе дольше, чем тот, который уже имеет повышенную температуру.
Именно по этой причине многие специалисты рекомендуют закрывать заслонку рециркуляции если вы хотите добиться более быстрого прогрева салона машины в зимний период.
Почему нельзя её держать закрытой постоянно?
Если вы забудете отключить эту функцию, то возможны негативные последствия. Во-перовых, воздух внутри становится слишком влажным и это приводит к запотеванию стёкол.
Во-вторых, температуру не удается нормально регулировать при закрытой заслонке и внутри становится душно и даже жарко. Так что, важно помнить, что использовать это полезную штуковину можно лишь строго по назначению.
Нередко бывает такое, что водители начинают искать причину постоянного запотевания стекол, проверяя:
- салонный фильтр
- клапана вентиляции
- утечки в системе охлаждения, радиаторе и т.д.
- проблемы в заслонках отопителя
а на деле оказывается, что просто была активирована эта функция рециркуляции и именно это приводило к подобным негативным моментам.
Надеюсь, что обзор был полезным для многих автолюбителей. Обязательно поставьте лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное впереди! Удачи на дорогах.
https://press.ocenin.ru/upravlenie-klimatom-v-salone-avtomobilya/
https://7road.ru/drugoe/rezhim-recirkulyacii-v-avto.html