Содержание
Типы кузовов легковых автомобилей
Все автоконцерны стремятся к созданию совершенных форм и регулярно создают новые типы кузовов автомобилей. Помимо разнообразия форм для определенного модельного ряда, эти конструкции выполняют важные практические задачи: модели различаются по форме крыши, клиренсу, количеству мест для пассажиров и прочим характеристикам. Это, прежде всего, накладывает отпечаток на экстерьер транспортного средства и условия эксплуатации.
Общая классификация
Еще совсем недавно на российских дорогах можно было встретить всего две лишь разновидности автомобильных кузовов – седан (модель автомобилей «Волга», «Жигули» и «Москвич» с четырьмя дверями) и его пятидверный вариант в кузове универсал. Сегодня сравнивая множество форм автомобильных кузовов можно по достоинству оценить достижения автопрома. Ведь каждая крупная фирма выпускает каждую модель, как минимум с тремя типами кузова.
Классификация кузовов зависит от нескольких критериев:
- Предназначения (кузов для легковых, пассажирских и грузопассажирских авто).
- Компоновки
- Степени загруженности.
- Конструктивных особенностей (закрытый, открытый кузов).
Создавая новую модель авто, конструкторы обязательно учитывают эти показатели.
Типология кузовов по предназначению и компоновке
По степени нагруженности транспортные средства подразделяются на авто с полунесущим, несущим кузовом, а также с рамной конструкцией.
Кроме определенных отличительных особенностей существуют различные виды кузовов транспортных средств. Бывают однообъемные, двухобъемные и трехобъемные модификации:
- Однообъемный тип кузова имеет свои особенности. Для него характерно отсутствие каких-либо существенно выступающих форм за общие габариты капота и багажника. Конструкторы любят создавать этот тип кузова за большое количество возможных трансформаций салона. Багажный отсек в таком кузове практически совмещен с салоном. Представители данного варианта компоновки – машины с кузовом минивэн.
- В двухобъемных компоновках отсек, где расположен мотор, вынесен в подкапотное пространство, сзади отсутствует привычный всем выступающий багажный объем. Там расположена не крышка багажника, а дверь, открывающаяся со стеклом. Представители такой компоновки – универсалы.
- Трехобъемный тип кузов включает в себя помимо салона, вынесенное подкапотное отделение и явно выступающий багажник. Конструкция имеет ограничения по трансформации салона, а также по пространству багажного отсека, несмотря на это, большое количество трехобъемных седанов можно встретить на отечественных и зарубежных дорогах.
Трехобъемный автомобиль внешне очень схож с седаном. Кроме этого, отличие заключается в наличии двух кресел в авто. Однако сегодня есть версии, где расположение кресел 2+2, при этом второй ряд довольно узкий и предназначен для поездок на небольшие расстояния. Размеры дверей несколько увеличены, что выглядит очень стильно, а также добавляет комфорта пассажирам и водителю.
Транспортные средства такого типа, как правило, оснащают моторами, более мощными, чем у седанов, соответственно их средняя стоимость также выше. Покупателями таких автомобилей чаще всего являются люди молодого возраста, предпочитающие эксплуатировать машины на дорогах, где разрешен высокий скоростной режим.
Хетчбек
Основное достоинство данной компоновки – маневренность и компактность. Авто данной конструкции бывают трех- и пятидверные. Габариты этого типа авто несколько меньше, чем у седанов и универсалов. Такая особенность обеспечивает маневренность, особенно во время парковки. Конструкция багажника не объемная, это, пожалуй, можно отнести к минусам данного кузова. Чаще всего эти машины выпускаются в доступном бюджетном классе. Кузов хэтчбек предпочитают молодые водители, а также девушки/жанщины.
Седан
Тип кузова седан пользуется популярностью у многих водителей и сегодня считается самым распространенным. Данный кузов предоставляет некоторые преимущества для пассажиров. У таких машин присутствует четыре двери, что очень удобно для семейных поездок. Сзади имеется большое изолированное от салона пространство багажного отсека.
Перевозить габаритный груз в автомобилях с таким кузовом достаточно проблематично. Основное место обитания седанов – загородные трассы и городские улицы, поскольку невысокий клиренс не позволяет покорять на этом авто бездорожье.
К плюсам данного типа кузова относится то, что авто не нуждается в установке дополнительного стеклоочистителя на заднее стекло.
Лифтбек
Гибридная конструкция данного кузова внешне напоминает седан, но только тогда, когда заднее стекло сохраняет определенный угол и присутствует выступающая горизонталь на крышке багажника как у седанов. Однако при открытии задней двери стекло поднимается вместе с дверью. Разницу между кузовом лифтбек и седана заметна из-за заднего дворника.
Универсал
Подобные конструкции выпускают на той платформе, что и у седанов, поэтому их длина довольно часто совпадает. Разница только в наличии вертикальной задней двери и продолженной крыше. Такая компоновка значительно увеличивает объем пространства в багажнике, именно поэтому универсал выделяется заметной удлиненностью.
Компоновка кузова двухобъемная, что предполагает нечетное количество дверей, как правило, их пять, реже – три, а задняя расположена параллельно земной поверхности. Максимально вместительный багажник делают авто с таким кузовом популярным для семейных поездок и путешествий.
Кроссовер
По сути, данный кузов – это хэтчбек или универсал, посаженный на платформу с большим клиренсом, а мощный двигатель несколько напоминает внедорожники. Авто с таким кузовом появились относительно недавно, во второй половине девяностых годов и сразу завоевали популярность у водителей.
Такие машины обладают большим комфортом, нежели внедорожники и выдают высокие мощностные характеристики во время езды по бездорожью и на трассе. Нередко их называют «паркетниками», скорее всего, за обманчивый внедорожный экстерьре.
Внедорожник
По конструкционной сути машины с таким кузовом в своем большинстве являются универсалами, но за счет своих характеристик, таких как значительные габариты, большой клиренс, наличие полного привода, высокая проходимость, повышенная мощность, они относятся к отдельной категории.
Компактные внедорожники, как правило, трехдверные, для полноразмерных авто характерны пять дверей. Сегодня есть модели, в которых конструкторы включают третий ряд кресел. Однако за такую вместительность внедорожник «расплачивается» недостаточной устойчивостью во время маневренных резких поворотов и повышенным расходом топлива.
Большинство из внедорожников оснащены рамной конструкцией и внушительным клиренсом (от 200 мм). Такой тип кузова имеет существенный недостаток, его значительные габариты не позволяют парковаться на узких улочках, что создает определенные трудности при эксплуатации авто в городских условиях. Помимо этого, большинство узлов рассчитано на невысокие скоростные нагрузки. Средняя стоимость внедорожников выше, чем кроссоверов.
Минивэн
Автомобили в этом кузове в европейских странах называют семейными, так как их вместительность значительно превосходит универсалы. В этих авто широко используется конструкционная возможность, которая позволяет установить третий ряд кресел. При этом конструкторы предусматривают возможность раскладывать задний ряд, что является преимуществом при перевозке различных грузов в сравнении с другими кузовами.
В городских условиях машина с кузовом минивэн не слишком удобна, зато его оценят те, кто часто бывает в дальних поездках.
Недостатком конструкции является высокий центр тяжести, это требует особого обращения с авто во время маневров.
Пикап
Кузов пикап – этот совокупность легковой машины и небольшого грузовика. Характерной чертой этих авто является открытый багажник с жесткими бортами. Данная модель кузова достаточно популярна на североамериканском континенте. Комфортная кабина большого размера и дает возможность водителю насладиться вождением. Чаще всего она имеет два ряда кресел с двумя либо четырьмя дверями. Для защиты груза предусматриваются покрытия из плотного материала (типа дермантина) или специальные крышки.
Полноприводные авто могут по проходимости тягаться с внедорожниками.
Кабриолет, родстер
Автомобили с открытым верхом приобретают в странах с преимущественно жарким климатом, а для прохладной погоды предусмотрен вариант со складывающейся крышей. Машины с кузовом кабриолет имеют два ряда кресел, второй несколько заужен, как у машин с кузовом купе.
Кузов родстер обладает схожей конструкцией, за исключением того, что эти автомобили выпускаются только с одним рядом кресел. У обладателей такого авто со складывающейся крышей есть возможность ощутить прелести вождения и скорость на загородных трассах.
Лимузин
Для этого типа кузова характерно наличие перегородки с открывающимся окном, расположенное за первым рядом сидений. Данная модель кузова не предназначена для практических целей и, как правило, выполняет представительскую или декоративную миссию. Лимузин обладает слабой маневренностью и невысокой жесткостью кузова.
Модель может выпускаться в качестве самостоятельного транспортного средства либо в виде удлиненной версии седана, хэтчбека или внедорожника.
Фургон
Для данной конструкции характерен закрытый кузов со специальной перегородкой, отделяющей помещение для перевозки грузов от помещения для водителя. Большинство машин с данным типом кузова имеет лишь один ряд кресел. Нередко стекла расположены в задней двери. К положительным характеристикам комплектации такого авто относятся: достаточная вместительность, высокая грузоподъемность и защищенность груза от каких-либо внешних факторов.
К минусам относятся слабая жесткость конструкции, значительный расход топлива и завышенный центр тяжести, благодаря чему он может привести к переворотам во время маневров.
В современных моделях транспортных средств не существует каких-либо границ между типами кузовов. Сегодня автопроизводители отменяют условности и перемешивают стили. В результате чего появляются более динамичные и комфортные автомобили.
Популярные виды кузовов легковых автомобилей
Ни один автомобиль не существует без того или иного варианта кузова. Кузов это база, на которой размещены основные элементы и узлы. Современные транспортные средства, в своей основе, имеют несущий кузов. На нем располагаются все механизмы, двигатель, коробка передач, элементы салона и другое наполнение. Все типы классифицируются по форме, общему числу дверей и сидений, назначению и присущему функционалу.
Современная автомобильная промышленность выпускает легковые транспортные средства с разными типами кузовов. Эта составляющая автомобиля определяет его стоимость, габариты, и предполагаемую целевую аудиторию потребителей.
Классификация кузовов легковых автомобилей
Кузовы легковых автомобилей различаются по функционалу и своим техническим характеристикам. В первую очередь, типы делятся по восприятию нагрузок, существуют:
- несущие. В этом случае рама отсутствует, всю нагрузку несет на себе кузов. К этому типу относится большинство современных легковых автомобилей;
- полунесущие. Между кузовом и рамой существует жесткое соединение. На легковых машинах такой тип применяется крайне редко;
- разгруженные. Контакт с рамой отсутствует, между ней и кузовом установлены резиновые прокладки или подушки.
В зависимости от конструкции:
- каркасный. Вся нагрузка лежит на жестком основании, на котором закреплены отдельные элементы обшивки;
- полукаркасный, другое название скелетный. Состоит из отдельных частей (дуги, усилители и др.), соединенные между собой элементами облицовки;
- бескаркасный, полностью состоящий из оболочек. Это штампованные детали, соединенные между собой в единую конструкцию. Жесткость придается за счет сечений и форм отдельных элементов. Это наиболее популярный тип, обоснованный удобством производства и легкостью.
Еще одна классификация кузовов определяется по наличию визуальных объемов. Их число можно узнать при взгляде на машину сбоку. Существуют:
- однообъемные. Вид сбоку представляет собой одну, практически выпуклую фигуру;
- полуторобъемные. Определяется две визуально отличимых фигуры. Представитель этого типа – хэтчбек;
- двухобъемные. Фигуры, в данном случае, три – капот, салон, багажник. Ярким примером служит – универсал;
- трехобъемные. Это обычные седаны и некоторые лифтбэки. Есть четко отличимые границы капота, салона и багажника.
Наиболее популярные типы кузовов
Седан
Это одна из самых популярных конструкций в 20 веке. Кузов имеет 2-4 двери, внутри салона расположены сидения для 4-5 пассажиров и водителя. За границей салона, в отдельных отсеках, находится багаж и мотор автомобиля.
Справка. В разных странах этот тип именуется по-своему. В Англии – Saloon, среди немецкого населения популярно название Limousine, а во Франции – Berline.
Хэтчбек
Этот тип является правопреемником универсала и достаточно популярен среди покупателей. В нем совмещен комфорт для пассажиров и удобство перевозки небольших грузов. Последнее достигается при помощи складывания ряда пассажирских сидений.
Универсал
Этот тип пользовался популярностью в ушедшем 20 веке. Внутри него расположены два ряда сидений, а сзади находиться пятая дверь. Багажное и пассажирское отделение являются единым целом.
Лифтбэк
Этот кузов, в зависимости от модели автомобиля, может иметь два или три объема. Для него характерен задний свес, по аналогии с седаном, и покатая крыша, как у хэтчбека.
Этот вариант также является фаворитом среди владельцев автомобилей. Представляет собой конструкцию с двумя дверьми и сидениями, расположенными в один ряд. В редких случаях, сзади будут установлены дополнительные сидения. Они предназначены больше для перевозки детей или размещения домашних животных.
Справка. Требования современности диктуют свои правила, и на рынке начали появляться купе с полноразмерным вторым рядом сидений. Сюда относятся спортивные машины высокого класса и небольшие машины для городских условий.
Кабриолет
На базе этого кузова создаются дорогие спортивные автомобили. Отличительная черта – отсутствие жесткой крыши, она заменяется складным тентом от непогоды.
Родстер
Этот вариант является родственником кабриолета. В отличие от предшественника, в нем располагается только один ряд сидений, рассчитанный на двух человек. Крыша также заменена на складывающуюся конструкцию из ткани.
Лимузин
Лимузин предназначен для автомобилей представительского класса, в нем созданы все условия для удобства и комфорта пассажиров. Этот тип характеризуется просторным салоном и перегородкой между водительским и пассажирскими местами.
Внедорожник
Среди автолюбителей популярно другое название – джип. Характерными чертами этого типа является большой размер, пять или шесть дверей, визуально определяется два объема. Внутри салона расположено два-три ряда пассажирских сидений. Наиболее схож внедорожник с универсалом. Рама и корпус автомобиля не взаимодействуют друг с другом, кузов относится к классу разгруженных.
Кроссовер
По-другому этот тип кузова называют «паркетником». В отличие от внедорожника, кузов несущий, состоящий из двух объемов. Габариты и дорожный просвет отличаются от внедорожника в меньшую сторону.
Пикап
Этот тип наибольшей популярностью пользуется среди жителей Северной Америки. Он обладает большой грузоподъемностью, благодаря открытой платформе в задней части. В салоне размещается один ряд сидений, присутствуют две двери.
Фургон
Это вариант грузо-пассажирского автомобиля. Есть несколько модификаций:
- на базе универсала;
- в основе грузового шасси, дополненного пассажирской кабиной и тентом;
- на базе пикапа.
Общая черта всех фургонов – конструкция состоит из пассажирских мест и металлической грузовой части сзади автомобиля.
Минивэн
Этот вид – промежуточный этап между универсалом и микроавтобусом. Другое название (редко используемое) – универсал повышенной вместимости. Представляет собой одно- илидвухобъемный кузов с полукапотной конструкцией. Может иметь в салоне как два, так и три ряда сидений.
Выбор кузова легкового автомобиля
Выбирать подходящий кузов будущего автомобиля необходимо исходя из потребностей и сфер применений. Для разных типов водителей и ситуаций можно порекомендовать следующие варианты:
- начинающий водитель. При отсутствии опыта нерационально будет приобретать крупногабаритный автомобиль. Оптимальный вариант – хэтчбек, седан или универсал небольшого размера;
- машина для девушки или женщины. В этом случае выбор зависит от удобства управления (хэтчбек класса А, В или С ), или безопасности и проходимости (кроссовер);
- для молодого парня. Наиболее стильно и выигрышно смотрится кроссовер, внедорожник, крупный седан или хэтчбек. Считается, что для мужчин подходят большие и мощные автомобили;
- для большой семьи. Выбор определяется вместимостью и большим количеством пассажирских мест. Это может быть универсал, минивэн, кроссовер с дополнительным рядом сидений;
- для перевозки грузов. Если перевозка будет редким явлением, то крупные предметы вполне поместятся в салоне внедорожника или кроссовера. Для постоянного использования лучше всего подойдет пикап или фургон;
- для путешествий. В него, как правило, берут большое количество необходимых вещей и предметов. Для этих целей лучше всего подойдет вместительный минивэн, фургон, кроссовер, внедорожник или пикап;
- для частого повседневного использования. Любителям активной езды пойдет хэтчбек, седан или кроссовер с большой мощностью двигателя. Покупатели, отдающие предпочтение безопасности, выберут кроссовер, внедорожник или минивэн.
Форма автомобиля в настоящее время это сложное сочетание конструкции, материалов, технологий, а так же моды и себестоимости изделия. Технологии движутся вперед и заставляют кузов изменяться, появляются новые технологические приемы, меняется мода и понимание престижности. В этом многообразии форм, каждый автолюбитель с легкостью может подобрать модель, отвечающую всем его потребностям.
https://rulikoleso.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/tipy-kuzovov-legkovykh-avtomobilej
https://autochainik.ru/tipy-kuzovov-legkovyh-avtomobiley.html