Двигатель hr16de Nissan: характеристики, возможности, на какие машины установлен

Сервисные данные двигателей HR15DE и HR16DE

Характеристики HR16DE

Технические характеристики двигателя HR16 следующие:

  • годы выпуска – с 2006-го по настоящее время;
  • точный объем – 1598 куб. см;
  • мощность (л.с.) – 108 при 5600 об./мин, 114 при 6000 или 117 при 6000;
  • крутящий момент (Н/м) – 142 при 4000 об./мин, 156 при 4400, 158 при 4000;
  • степень сжатия – 10,7;
  • используемое топливо – бензин АИ-95;
  • экологический класс – Евро 4/5;
  • блок цилиндров из алюминия;
  • количество цилиндров – 4;
  • клапанов на цилиндр – 4;
  • диаметр цилиндра – 78 мм;
  • ход поршня – 83,6 мм;
  • в приводе ГРМ – цепь;
  • питание – многоточечный впрыск топлива;
  • рабочая температура – нет данных;
  • объем масла в моторе – 4,3 л;
  • допустимый расход масла – до 500 гр. на 1000 км пробега;
  • периодичность замены смазки – каждые 15000 км (лучше через каждые 7500 км пробега);
  • примерный ресурс – на практике 250 тысяч км, по данным производителя – нет точной информации.


Схема блока цилиндров HR16DE слева, схема всего мотора с ГБЦ и роликами

Расход топлива

Потребление бензина рестайлинговым кроссовером Кашкай (j10) с двигателем HR16DE, передним приводом и 5-ступенчатой механикой:

  • в городском режиме – 8,3 л на 100 км пробега;
  • в загородном режиме (на трассе) – 5,6 л;
  • смешанный цикл – 6,6 л на сотню.


Nissan Qashqai J10 с двигателем HR16DE
Расход бензина у рестайлинговой версии Кашкая первого поколения с мотором HR16, передним приводом и вариатором чуть меньше:

  • в городе – 8,1 л на 100 км;
  • на трассе – 5,4 л на сотню;
  • среднее значение расхода – 6,4 л.

Расход топлива у переднеприводного автомобиля Ниссан Тиида (первая генерация, после рестайлинга) с 4-ступенчатой автоматической коробкой:

  • городской режим – 10 л;
  • режим «трасса» – 5,9 л;
  • смешанный цикл – 7,4 л.

Ниссан Тиида

Тиида первого поколения после рестайлинга



Технические характеристики

Первое, с чем иногда сталкиваются автолюбители во время покупки автомобиля – поиск таблички с серийным номером двигателя. Найти эти данные достаточно просто – они выбиты заводом-изготовителем на передней части блока цилиндров, возле стартера.Номер двигателя

Теперь перейдём к расшифровке буквенных и цифирных обозначений двигателя. В названии HR15DE каждый элемент имеет своё обозначение:

  1. серия выпускаемого двигателя обозначается первыми двумя буквами «HR»;
  2. объём двигателя обозначается цифрой, которую необходимо разделить на 10. У нашей серии мотора этот параметр равен 1,5 л;
  3. после цифр идёт буква «D», которая свидетельствует о наличии у каждого цилиндра четырёх клапанов (два впускных и два выпускных), а также двух распределительных валов;
  4. последняя буква «Е» говорит о том, что на этой модели двигателя установлены форсунки.

Основные характеристики силового мотора приведены в таблице ниже:

ПараметрЗначение
Вид двигателяЧетырёхцилиндровый, шестнадцатиклапанный,с жидкостным охлаждением
Рабочий объём двигателя1498 см³
Тип грмDOHC
Ход поршня78,4 мм
Степень сжатия10.5
Количество компрессионных колец2
Количество маслосъёмных колец1
Порядок зажигания1-3-4-2
КомпрессияЗаводская – 15,4 кг/см² Минимальная – 1,95 кг/см² Разница между цилиндрами – 1,0 кг/см²
Степень сжатия10.5
Мощность99-109 л.с. (при 6000 об. в мин.)
Крутящий момент139 – 148 кг*м
(при 4400 об. в мин.)
ТопливоАИ-95
Расход топлива при смешанном цикле12,3 л
  1. Мотор HR15DE представляет однорядный 4-х цилиндровый двигатель – у силового агрегата один коленчатый вал, который приводят во вращение четыре поршня, распложенные вряд. Рабочий объём двигателя, является одним из самых важных показателей, на которые обращает внимание автолюбители – от него зависит мощность. У модели HR15DE он составляет 1498 см³, что даёт ему мощность порядка 99-109 лошадиных сил.
  2. Двигатель 16-ти клапанный – на каждый цилиндр приходится по два впускных и два выпускных клапана. Несмотря на дискуссию инженеров – что надёжнее – цепь или ремень, производитель считает более надёжным использование цепи грм.
  3. Перекрытие клапанов сводится к минимуму за счёт установленного на этой модели двигателя фазорегулятора распредвала. Это устройство обеспечивает максимально возможное значение углов опережения открытия и запаздывания закрытия впускных клапанов.
  4. Охлаждение жидкостное – в качестве рабочей жидкости целесообразно использование антифриза. Термостат, обеспечивая оптимальный температурный режим мотора, работает в диапазоне охлаждающей жидкости 77-83,5°.
  5. Порядок зажигания 1-3-4-2 – эта схема показывает порядок воспламенения топливной смеси в камере сгорания. Для бесперебойной её работы необходимо своевременно менять аккумулятор и использовать свечи зажигания, рекомендуемым заводом-изготовителем.
  6. Важно отметить, что модель двигателя имеет хорошие показатели крутящего момента, позволяющие более комфортно эксплуатировать автомобиль в городской среде.
  7. Используемое топливо – АИ-95, однако судя по отзывам автолюбителей этот двигатель «всеядный» – отлично работает на бензине АИ-92 без потери мощности.


Технические особенности

Двигатель HR16DE – это неплохая силовая установка, прекрасно работающая и на бензине АИ-92 (при рекомендованном заводом-изготовителем АИ-95). В системе газораспределительного механизма (ГРМ) установлена надежная цепь, которой несвойственно растягиваться раньше времени. Фазы газораспределения меняются, для этих целей впускной вал оснащен фазовращателем. Имеется и дроссельная заслонка электронного типа.

Блок цилиндров HR16DE

Блок цилиндров

Моторы HR16 не имеют гидрокомпенсаторов, поэтому клапана регулируются вручную по необходимости. Такая необходимость возникает примерно через 80-100 тысяч км пробега (может и раньше), проблема присутствия шума и стука решается путем подбора соответствующего толкателя. Блок цилиндров двигателя HR16DE изготовлен из алюминия.

Рассматриваемая силовая установка модернизировалась. Суть изменений свелась к следующему:

  • были установлены две форсунки на каждый цилиндр;
  • улучшилась экономичность;
  • возросла отдача;
  • уменьшились холостые обороты;
  • стали выполняться требования экологического класса Евро-5.

Головка блока цилиндров

Головка блока цилиндров (ГБЦ)

Сервисные данные двигателей HR15DE и HR16DE

Механизм изменения фаз газораспределения: 1 — корпус механизма изменения фаз; 2 — ротор; 3 — масляный канал

Процесс изменения фаз газораспределения: А — установка распределительного вала в положение раннего открытия клапанов газораспределения; Б — установка распределительного вала в положение позднего открытия клапанов газораспределения; 1 — распределительный вал; 2 — механизм изменения фаз газораспределения; 3 — электромагнитный клапан системы регулирования фаз газораспределения

аbСdеf
208°228о22′ (-23′) после ВМТ70′ (25″) после НМТ3′ (53′) после ВМТ25″ (-25″) до ВМТ

В скобках даны значения при включении фазовращателя.

Белая стрелка указывает фазы впускного клапана. Черная стрелка указывает фазы выпускного клапана.

Электромагнитный клапан системы изменения фаз газораспределения: 1 — пружина клапана; 2 — отверстие для слива масла; 3 — электромагнит; 4 — золотник клапана; 5 — кольцевая проточка, соединенная каналом в крышке головки блока цилиндров со второй рабочей камерой механизма изменения фаз газораспределения; б — кольцевая проточка для отвода масла; 7 — кольцевая проточка, соединенная каналом в крышке головки блока цилиндров с первой рабочей камерой механизма изменения фаз газораспределения; 8 — отверстие подвода масла из главной магистрали; А — полость, соединенная каналом в крышке головки блока цилиндров с первой рабочей камерой гидромуфты механизма изменения фаз газораспределения; В — полость, соединенная каналом в крышке головки блока цилиндров со второй рабочей камерой механизма изменения фаз газораспределения

Распредвалы и подшипники распредвалов

ПараметрНоминальное значение, ммПредельно допустимое значение, мм
Биение распредвала (разность крайних положений стрелки индикатора)0.020,1
Диаметр шейки распредвалаNo. 127,935 27,955
№, 2, 3, 4, 524,950 24,970
Диаметр постели распредвалаNo. 128,000 28,021
№, 2, 3, 4, 525,000 25,021
Зазор в подшипниках распредваловNo. 10,045 0,086
№, 2, 3, 4, 50,030 0,071
Осевой зазор распредвала0,075 0 1530,2
Высота «А» кулачкараспредвалаHR16DEВпуск41.705 4:.89541,505
Выпуск40,91541,10540,715
Биение звездочки распредвала (разность крайних положений стрелки индикатора)0,1
ПараметрНоминальноезначение, мм
Наружный диаметр толкателя клапанаВпускной29,977 — 29,987
Выпускной
Диаметр гнезда толкателяВпускной30,000-30,021
Выпускной
Зазор между толкателем и стенками гнезда0,013-0,044

Зазоры в клапанах

ПараметрХолодный двигатель, ммГорячий двигатель (приблизительно SO C), мм
Впуск0,26 -0,340.304 -0,416
Выпуск0,29-0,370,308 — 0,432

Номенклатура толщин толкателей

Штамп (А)Толщина толкателя (В), мм
3003,00
3023,02
3043,04
3063,06
3083,08
3103,10
3123. 12
3143,14
3163,16
3183,18
3203,20
3223,22
3243,24
3263,26
3283,28
3303,30
3323,32
3343. 34
3363,36
3383,38
3403,40
3423,42
3443,44
3463,46
3483,48
3503,50

Головка блока цилиндров

ПараметрПредельно допустимоезначение, мм
Неплоскостность поверхности0.1
ПараметрРазмер, мм
Диаметр головки клапана «D»Впускной31,0-31.3
Выпускной25,3-25 6
Длина клапана «а»Впускной101,73
Выпускной102,49
Толщина пояска клапана «d»Впускной1,0
Выпускной
«с»Впускной2,1 — 2,8
Выпускной2,3-3,0
«с’»Впускной3,0
Выпускной
Диаметр стержня клапана «d»Впускной4,965 — 4,930
Выпускной4,955 — 4,970
Угол фаски клапана «а»Впускной45° 15′- 45°45″

Направляющие втулки клапанов

ПараметрНоминальное значениеРемонтная втулка +0,2
Направляющая втулка клапанаНаружный диаметр, мм9,023 9,0349,223 — 9,234
Внутренний диаметр (окончательный размер), мм5,000 — 5,018
Диаметр расточки под направляющую в головке блока цилиндров мм8,975 — 8,9969,175 — 9,196
Величина натяга при посадке направляющей втулки, мм0,027 — 0,059
ПараметрСтандартное значениеПредельно допустимое значение
Зазор между направляющей втулкой и клапаном, ммВпуск0,020 — 0,0530,1
Выпуск0,030 — 0,063
Выступание втулки «Н», ммВпуск ———————- Выпуск11,4 — 11,8
ПараметрНоминальноезначениеРемонтное седло(+0,5 мм)
Диаметр «D» гнезда седла, ммВпуск31,40031,41631,900 3,916
Выпуск25,900 25.91626,400 26,416
Натяг седла при посадке, ммВпуск Выпуск0,081 -0,113
ПараметрНоминальноезначениеРемонтноеседла (+0,5 мм)
Диаметр «d» седла, ммВпуск31,497 — 31,51331,997 — 32,013
Выпуск25,597 — 26,01326,497 — 26,013
Диаметр «d1» седла, мм *1Впуск29.0
Выпуск23,0
Диаметр «d2» седла, мм *2Впуск30,6 -30;8
Выпуск24,9- 25,1
Угол «а1»Впуск60°
Выпуск45°
Угол «а2»Впуск89°45″ 90°15′
Выпуск
Угол «аЗ»Впуск120°
Выпуск
Ширина контактной поверхности«W», мм *3Впуск1,05- 1,35
Выпуск1,25-1,55
Высота «h», ммВпуск6,05,45
Выпуск5,43
Глубина «Н», мм6. 0

*1: диаметр, образованный границей конических частей с углами а1 и а2 *2: диаметр, образованный границей конических частей с углами а2 и аЗ.*3: механическая обработка.

ПараметрНоминальное значение
Высота в свободном состоянии, мм42,26
Установочная высота, мм32,40
Усилие при высоте пружины, Н при ммВ собранном (засухаренном) виде136-154 при 32,40
При полностью открытом клапане262 — 296 при 23,96
Неперпендикулярность оси к основанию, ммПредельно допустимое значение1,8
Неплоскостность поверхностиПредельно допустимое значение, мм0,1
Диаметр отверстия цилиндраНоминальное значение, мм78,000-78,015
Овальность (разность по направлениям «а» и «b»)Предельно допустимое значение, мм0.015
Конусность (разность по сечениям «с» и «d»):0,010
Размерные группы диаметра постели коренных вкладышейГруппа А51,997-51,998
Группа В51,998-51,999
Группа С51,999-52,000
Группа D52,000 — 52,001
Группа Е52,001 — 52,002
Группа F52,002 — 52,003
Группа G52,003 — 52,004
Группа Н52,004 — 52,005
Группа J52 005 — 52,006
Группа К52,006 — 52,007
Группа L52,007-52,008
Группа М52,008 — 52,009
Группа N52,009 — 52.010
Группа Р52,010-52,011
Группа R52,011 -52,012
Группа S52,012-52,013
Группа Т52,013 — 52,014
Группа U52,014-52,015
Группа V52,015-52,016
Группа W52,016-52,017
Разница междудиаметрами цилиндровНоминальное значениеНе более 0,03
ПараметрНоминальное значение
Диаметр «А» юбки поршня, мм77,965 -77,980
Высота «Н» контрольного диаметра, мм37,1
Диаметр отверстий в бобышках поршня, мм19,006- 19,012
Зазор между цилиндром и поршнем, мм0.020 — 0,050
ПараметрНоминальное значение, ммПредельно допустимое значение, мм
Боковой зазорВерхнее компрессионное0,040 0,0800,11
Второе компрессионное0,030 0,0700,10
Маслосъёмное0045 0,125
Зазор в замкеВерхнее компрессионное0,20 — 0,300,50
Второе компрессионное0,35 — 0,500,66
Маслосъёмное0,20 — 0,600,92
ПараметрНоминальноезначение, мм
Наружный диаметр поршневого пальца18,996- 19,002
Зазор между поршневым пальцем и поршнем0,008 — 0,012
Зазор между поршневым пальцем и верхней головкой шатуна-0,018-0,044
ПараметрЗначение
Расстояние между центрами головок, мм129.84- 129.94
Изгиб[на 100 мм], ммПредельно допустимый0,15
Кручение [на 100 мм], ммПредельно допустимый0.30
Внутренний диаметр втулки верхней головки шатуна (после установки в шатун), ммНоминальный18,958- 18,978
Осевой зазор, ммНоминальный0,2.00 — 0,352
Диаметр постели шатунного вкладыша, ммГруппа А43,000 -43,001
Группа В43,001 -43,002
Группа С43,002-43,003
Группа D43,003-43.004
Группа Е43,004 -43,С05
Группа F43,005-43,006
Группа G43,006-43,007
Группа Н43,007-43,008
Группа J43,008-43,009
Группа К43,009-43,010
Группа L43,010 — 43,011
Группа М43,011 -43,012
Группа N43,012-43,013

Вкладыши коренных подшипников

НомергруппыТолщина, ммЦветПримечание
01,996- 1.999ЧерныйГруппы и цветовые обозначения одни и те же для верхних и нижних вкладышей
11,999-2,002Коричневый
22,002 — 2,005Зеленый
32,005-2,008Желтый
42,008-2,011Синий
52,011 -2,014Розовый
01Верхний1,996- 1 999ЧерныйГруппы и цветовые обозначения отличаются для верхних и нижних вкладышей
Нижний1,999 — 2,002Коричневый
12Верхний1,999-2,002Коричневый
Нижний2,002-2,005Зеленый
23Верхний2. 002-2,005Зеленый
Нижний2 005 — 2 008Желтый
34Верхний2,005 — 2,008Желтый
Нижний2,008-2,011Синий
45Верхний2,008 — 2.011Синий
Нижний2,011 -2 014Розовый

Примечание Ремонтные размеры вкладышей: 2.126 — 2.134 мм (+0,25 мм).

Масляный зазор в коренных подшипниках: 0.024 — 0.034 мм.

НомергруппыТолщина, ммЦветПримечание
01,493- 1,501ЧерныйГруппы и цветовые обозначения одни и те же для верхних и нижних вкладышей
11. 501 — 1,504Коричневый
21,504 -1,507Зеленый
31,507 — 1,510Желтый
41,510-1,513Синий
01Верхний1,498 — 1,501ЧерныйГруппы и цветовыеобозначения отличаются для верхних и нижних вкладышей
Нижний1,501 — 1,504Коричневый
12Верхний1,501 — 1,504Коричневый
Нижний1,504 — 1,507Зеленый
23Верхний1,504 — 1,507Зеленый
Нижний1,507- 1,510Желтый
34Верхний1,507 — 1,510Желтый
Нижний1,510 -1,513Синий

Ремонтные размеры вкладышей: 1 627 — 1.635 мм (+0,25 мм).

Масляный зазор в шатунных подшипниках: 0.029 — 0.039 мм (предельно допустимый. 0.1 мм).

Обслуживание HR16DE

Техническое обслуживание двигателя HR16DE проводится в соответствии с регламентом:

  • замена моторного масла и свечей зажигания – через каждые 15 тысяч км (при тяжелых условиях эксплуатации – через каждые 7,5 тысячи км);
  • смена смазки в коробке – механика (через 90000), автомат (через 60000);
  • замена цепи ГРМ, антифриза в системе охлаждения – через 90 тысяч;
  • смена воздушного фильтра, салонного фильтра и тормозной жидкости – каждые 30 тысяч;
  • установка нового топливного фильтра – каждые 45000;
  • масло в раздаточной коробке и редукторе – каждые 60 тысяч;
  • регулировка клапанов каждые 80 тыс. км.

Головка блока цилиндров HR16DE

В ГБЦ расположены клапана и свечи

Технические характеристики мотора

Заводской индексHR16DE / H4M K-1
Старт производства2006-н.в.
Блок цилиндровалюминий, рядное расположение цилиндров
Система питанияинжектор
Количество цилиндров4
Клапанов16
Ход поршня83.6 мм
Диаметр цилиндра78 мм
Степень сжатия9.5
Объем мотора, куб.см1600
Мощность двигателя, л.с./об.мин110/6000 (именно на ВАЗовском варианте)
Крутящий момент, Нм/об.мин150/4400
Топливо92-95
Нормы выхлопаЕвро 5
Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан.данный показатель пока неизвестен, т.к. устанвка данного мотора еще началась. но по опыту на других авто с этим мотором, можно сказать, что кушает он в пределах допустимого для бюдженого сегмента. Какой расход топлива на Весте?
Расход масла, гр./1000 кмдо 500
Масло в двигатель0W-20 5W-30
Сколько масла в двигателе4.6
При замене лить, л4.3
Замена масла проводится, км15000 (желательно каждые 10 тыс.км.)

Из особенностей мотора хочется отметить:

  • цепной привод ГРМ (больше не будет рвать ремни)
  • отсутствие гидрокомпенсаторов (придется регулировать клапана каждые 80 тыс.к.м.)
  • Фазовращатель на впуске
  • ресурс мотора составляет порядка 250 тыс.км.
  • устанавливаются по 2 форсунки на цилиндр

Недостатки и слабые места HR16DE

Основные проблемы HR16DE (и варианты их решения) выглядят следующим образом:

  • свист слабо натянутого ремня генератора – подтяжка или замена;
  • внезапная остановка – замена реле блока зажигания (концерн Ниссан делал отзыв авто с такой неисправностью);
  • прогоревшее кольцо приемной трубы глушителя вызывает нехарактерный громкий звук при ускорении – замена детали;
  • исчерпавшая ресурс правая опора вызывает вибрации – требуется установка новой подушки.

Трудности с запуском HR16DE в мороз (причем от -15 градусов) можно считать минусом и особенностью. Установка новых свечей или попытки заводки с газом в ряде случаев помогают справиться с проблемой.

Слабым местом можно назвать бесступенчатую трансмиссию (CVT), которая часто демонстрирует толчки, не любит резких стартов и торможений, пробуксовок.

При хорошем обслуживании многие неприятности с мотором HR16 можно отсрочить до большого пробега.

Достоинства и плюсы

К преимуществам двигателя HR16DE можно отнести:

  • нетребовательность к бензину (водители часто заливают 92-й вместо рекомендованного 95-го);
  • превосходная работа на низких оборотах;
  • надежность при должном отношении к ТО;
  • высокий ресурс при правильной эксплуатации – на практике более 250 тысяч без капитального ремонта.

Плюс – наличие контрактного двигателя на вторичном рынке. Цена силовой установки зависит от возраста и степени износа (от 25 до 45 тысяч рублей).

Тюнинг

Наиболее популярный способ поднять показатели двигателя HR16DE – сделать спортивную прошивку. Чип-тюнинг дает небольшой прирост – около 5%. Более весомый тюнинг (до 125 лошадей) предполагает прошивку и установку:

  • прямоточного выхлопа;
  • трубы на два дюйма;
  • выпускного коллектора типа «паук» (4-2-1);
  • системы холодного забора воздуха.

Qashqai J10 дорест и рест

Qashqai до обновления сверху, рестайл 2010 снизу

Конфигурация на 160 лошадок предполагает установку турбины VW K03 с охладителем воздуха (интеркулером) и воздушными трубами (пайпингом). Тщательная настройка приносит плоды, но если перестараться, потребуется ремонт.

Установка более мощной турбины потребует вмешательства в устройство двигателя, благодаря чему можно добиться мощности в 200 и более лошадок.

https://dongfeng-auto.ru/sovety/hr16de-zamena-cepi-grm-2.html

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X