В далеком созвездии Tау Кита

В далеком созвездии Tау Кита

* τ Ceti

Январь, 24, 2011

НАСТАВНИК @ 01:15

Это очерк жизни и деятельности И.С. Цитовича (1917 — 1985), члена-корреспондента АН БССР, профессора, д.т.н., одного из основателей Автотракторного факультета Белорусского политехнического института.

Я публикую его здесь по просьбе авторов, с которыми меня связывают дружеские отношения, много лет совместной работы и общие воспоминания.

Давид Маркович Гатов в 1940 году поступил в МАИ. Война прервала его учебу, он служил авиационным механиком. В 1946 году демобилизовался из армии и стал студентом 2 курса машиностроительного факультета БПИ, который окончил в 1950 году. С 1956 по 1989 год работал на Автотракторном факультете БПИ. Кандидат технических наук, доцент. В настоящее время живет в Чикаго.

Александр Фёдорович Опейко — человек другого поколения. Он окончил Автотракторный факультет БПИ в 1972 году. Работал в БПИ с 1972 по 1996 годы. Доктор технических наук, профессор. В настоящее время живет в Виндзоре (Канада), а работает в Детройте (США) ведущим специалистом в отделe Vehicle Dynamics автомобильной компании Крайслер.

Д.М. Гатов, А.Ф. Опейко
НАСТАВНИК
В июне 2010 г. исполнилось 25 лет с тех пор, как скоропостижно ушел из жизни наш Наставник, воспитавший плеяду инженеров-автомобилистов и научных работников, член-корреспондент Академии Наук БССР, профессор Игорь Сергеевич Цитович.

По-белорусски «настаўнiк» означает «учитель». Учитель является руководителем юных умов и душ, усваивающих основы начальных и профессиональных знаний и умений при выборе профессии, которой молодые люди стремятся овладеть, чтобы сделать свою жизнь наполненной целесообразной деятельностью, чтобы быть полезными обществу в тех областях, которые им близки и понятны. Кроме этого, знания обеспечивают им и их семьям благополучное существование. А слово наставник указывает на то, что наш учитель не только удовлетворял наше любопытство и любознательность, но и наставлял нас на предстоящем жизненном пути не только в овладении знаниями, но и заставлял задуматься о том, что не все пути в жизни дозволены, о том, кто мы такие, зачем пришли в этот мир, какие цели и задачи ставим перед собой, и каким должно быть наше отношение к наукам, которые мы изучаем, и к людям, с которыми нам приходится и предстоит в будущем общаться.

Он представлял поколение интеллигенции, которое выросло и возмужало после 1917 г. Он был яркой и самобытной личностью. Его известность связана с предложением новых, революционных путей исследования и расчетов сроков службы трансмиссий транспортных и тяговых машин вероятностными методами.

Мы, его бывшие студенты и многолетние сотрудники, сочли необходимым рассказать о нем, его жизни и работе. Это наш долг, который необходимо вернуть, хоть и после его кончины.

Людей, знавших его, поражали его неутолимая жажда знаний, кипучая энергия, организаторские способности, направленные на развитие кафедры Автомобили, Автотракторного факультета и ряда лабораторий в Белорусском политехническом Институте, а также его исключительная скромность.

Он оставил память о себе, как неутомимый труженник, искавший не себя в науке, а науку в себе. Пока живы, мы будем благодарить судьбу за встречу с ним и навсегда сохраним его в своей памяти.

* * *
Он родился в семье учителей в 1917 году, в тот год, когда произошел переворот, изменивший весь уклад жизни России, существовавший на протяжении более трехсот лет. В его судьбе реализовались мечты и надежды нескольких поколений разночинцев, cтремившихся к полноценной и лучшей жизни, в первую очередь к получению интеллектуального багажа. Это касалось не только возможности учиться, но и умения общаться с людьми, владеющими интересовавшими его темами, в том числе и с недостаточно образованными, как говорили, «простыми» людьми. В этом проявлялся его интеллект. На протяжении всей жизни он стремился изучить самые разнообразные науки, которые помогали ему в решении стоящих перед ним проблем.

Человек чести, предъявлявший к себе самые высокие требования, он обладал неукротимой энергией и беспредельным желанием овладеть секретами техники и технологии, способствующими совершенствованию автомобилестроения в стране. Он стремился быть в курсе новейших публикаций, был постоянным абонентом крупнейших и лучших библиотек cтраны, в том числе Москвы, Ленинграда и других городов, где он бывал. Его отношение к обучению характеризуется высказыванием: «Вы должны убеждать студентов, что в результатах их работы заинтересовано Министерство Автомобильной промышленности» (и не меньше!). В этом ключ к пониманию личности нашего наставника. Его работы внесли большой вклад в совершенствование автомобилестроения и науки об автомобилях в стране.

Игорь Сергеевич – ученый и наставник, безусловно, необычный человек, а для многих из нас, его учеников и сотрудников, он был иконой, на которую мы молились. Для осознания значения человека в общественном смысле и в личном плане нужны годы. Здесь, видимо, действует не только традиция, но, в первую очередь, жизненный опыт, которым руководствуется каждый из нас по мере взросления (или старения). Когда уходит из жизни близкий человек, мы не в состоянии полностью оценить и понять перспективы, которые нас ожидают в будущем. Для нас он здесь, он с нами, мы слышим его голос, ощущаем его оценки происходящих событий. Нам трудно привыкнуть к мысли, что его уже нет, и никогда не будет — кажется, он всегда с нами — мы живем и думаем, а как поступил бы он?

В его отношениях со студентами было то, что многие не могут и предположить. Внешне он казался «колючим» и очень жестким, а на самом деле- был очень мягким и сочувствующим, понимал других людей. Его бережное отношение к родителям, с которыми у него было полное взаимопонимание и взаимное уважение, объясняет то, как он строил отношения с теми, с кем общался вне дома. Со студентами он был всегда ровен и внимателен, никогда не повышал голоса в общении с ними, также, как и с преподавателями и другими сослуживцами, включая и начальников.

* * * Игорь Сергеевич Цитович родился 30 июня 1917 года в городе Горки Могилевской губернии.

Его отец, Сергей Георгиевич, сын священника, в 1910 г. окончил историко-филологический факультет Харьковского Университета. Он преподавал в земледельческом и земельно-агрономическом училищах, а также на рабочем факультете Белорусской Сельскохозяйственной академии в г. Горки. Сергей Георгиевич был разносторонне одаренным человеком. До революции он был главным редактором газеты кадетской партии и председателем отделения этой партии в Горках. Автор книги по истории Горецкого земледельческого института. Впоследствии читал лекции по методологии преподавания в Минском пединституте, защитил диссертацию кандидата педагогических наук.

Мать – Елена Ивановна Цитович (Доморацкая) преподавала в младших классах школы. Происходила она из семьи обедневшей и обрусевшей польской шляхты. Родилась и выросла в Гомеле.

Шестилетний Игорь. и его семилетний брат Сергей в 1923 г. были зачислены сразу во второй класс — мать научила их читать, писать и считать. Их, как самых низкорослых, усадили за первую парту — их одноклассникам было от восьми до четырнадцати лет — и так они проучились все семь лет. Упорная учеба – пример родителей и результат трудового воспитания. Важную роль сыграли здоровые увлечения чтением, спортом — волейбол, городки, велосипед. В школьные годы Игорь коллекционировал почтовые марки. Это увлечение сохранилось на долгие годы.

В 30-е годы многие преподаватели Горецкой академии были репрессированы. По настоянию матери семья переехала в Гомель. Братья поступили в школу рабочей молодежи. Мать стала библиотекарем, а отец – сторожем библиотеки. При библиотеке им выделили комнату. Город юности в памяти Игоря Сергеевича остался одним из лучших мест в мире. Он постоянно вспоминал красоту реки Сож и вкус антоновских яблок из Гомеля. Ничего лучшего для него не существовало. Много лет спустя, при поездках с семьей на юг, они всегда останавливались в Гомеле на несколько часов, гуляли по городу, спускалсь к реке. Цитович не дожил до Чернобыльской трагедии и не увидел, как обезлюдел город, как покупатели стали избегать гомельских продуктов.

С отличием окончив школу фабрично-заводского ученичества (фабзавуч), братья поступили в Гомельский деревообрабатывающий институт. После окончания первого курса обоим предложили перевестись во вновь организуемый Белорусский политехнический институт. Сергей, равнодушно относившийся к технике — у него была способность и склонность к изучению языков и литературы — остался в Гомеле с родителями. Игорь перевелся в Минск на машиностроительный факультет БПИ, окончил его с отличием в 1940 году. Он был принят на должность ассистента вновь созданной кафедры «Автомобили», которую по совместительству возглавил профессор Борис Семенович Фалькевич — он проживал в Москве и работал в Московском Автомеханическом Институте.

После начала войны, 22 июня 1941 г. в соответствии с мобилизационными планами И.С. Цитович добрался до сборного пункта в районе Орши. Здесь произошло событие, определившее всю его последующую жизнь. Прибыв к месту назначения, он увидел скопление призванных по мобилизации людей, которые не знали, чем себя занять. Какие-то группы время от времени уезжали, а оставшиеся продолжали ждать назначений. Игорь Сергеевич стал рассказывать им о современном оружии и о технике, используемой немецкими войсками. Вокруг него собирались многие, которым он рассказывал, и даже что-то чертил; слушали его с понятным интересом. Вспоминая впоследствии этот случай, он искренне удивлялся, как ему удалось избежать ареста и других последствий за пропаганду немецкой техники. Однако после одной из импровизированных лекций его пригласили в штаб, где сообщили, что его направляют в учебный танковый полк для обучения будущих танкистов. Там он прослужил всю войну. Эта часть находилась в г. Сормово Горьковской области. В основном он руководил ремонтом танков, а также обучал личный состав устройству и работе танков и их узлов. Кроме этого, он учил будущих механиков-водителей вождению танка.

По прошествии многих лет он вспоминал о лыжных походах за новыми танками на завод, о поломках танков и связанных с ними остановках в степи по дороге в часть. В памяти остались ремонты, проведенные зимой, в условиях лютых морозов. Это были трудные испытания для техники и для людей, но это сплачивало коллектив вокруг уважаемого начальника и учителя, не уклоняющегося от работы и испытаний, выпавших на их долю.

В это время в Горьком оказался дядя Игоря Сергеевича — Николай Георгиевич, эвакуированный вместе с женой. От них Цитович узнал, куда эвакуировались его родители. Он выслал им свой денежный аттестат, который помог им пережить то тяжелое время. Их положение было угрожающим. Отцу было 55 лет, у него было ослабленное зрение — без помощи сына неизвестно, как бы они с матерью смогли выжить. В течение всей войны И.С. Цитович постоянно обращался с рапортами о переводе на фронт, а после ее окончания его пытались использовать на различных должностях, вплоть до директора танкового завода. Oднако, служба в армии его тяготила, хотя фантазируя впоследствии на эту тему, он пытался представить себе, что было бы, если бы он остался работать в этой отрасли. Возможно, он сумел бы воплотить какие-то конструкторские и научные идеи. Но это только предположения.

После демобилизации, в декабре 1945 года И.С. Цитович вернулся в Минск. К этому времени из эвакуации приехали и родители. Их поселили в районе Тонкосуконного комбината, недалеко от железнодорожного полотна. Старший брат Сергей в начале войны попал в плен, а после — в один из лагерей ГУЛАГа. Первые известия о нем пришли, когда начали возвращаться реабилитированные, однако освободили его лишь в 1957 г. В страшной действительности длительного заключения он проявил работоспособность и настойчивость — стал полиглотом, изучив более двадцати языков. Его личность и судьба оказали влияние на младшего брата.

И.С. Цитович начал работать ассистентом кафедры теории механизмов и машин. Во главе этой кафедры был замечательный ученый и человек – Федор Капитонович Околковский. В юношеские годы он увлекался мотоциклами, что сблизило его с молодым ассистентом. Это определило и выбор направления научной работы самого ассистента.

В то время многие студенты–механики, пережившие войну и вернувшиеся из армии, приобщались к знаниям благодаря усилиям молодого преподавателя

Игорь Сергеевич преподавал теорию механизмов и машин и одновременно вел занятия по изучению конструкции автомобилей. Планы второй половины дня предпочтительно отдавались работам по темам Отдела главного конструктора минского автозавода и его экспериментального цеха, изучению новостей автомобильной техники, синтезу и конструированию передач. Особое внимание уделялось способам описания рабочих процессов трансмиссий аитомобилей. Цитович. часто бывал в цехах и техническом отделе минского авторемзавода, котырый возглавлял его друг и товарищ по аспирантуре В.А. Вавуло. Впоследствии они много лет сотрудничали на кафедре «Автомобили» БПИ.

Результатом такой напряженной и целенаправленной работы стала успешная (1949 г.) защита кандидатской диссертации, посвященной совершенствованию карданной передачи автомобилей МАЗ. Экспериментальная часть работы выполнялась в сотрудничестве с ОГК и экспериментальным цехом завода. В этих работах участвовали также ведущие сотрудники НАМИ И.С. Лунев и В.М. Семенов. Завод и НАМИ помогли проведению опытных работ, выделив необходимые приборы и оборудование, которые должны были быть возвращены по окончанию испытаний. Испытания представляли собой творческое соревнование, возникающие проблемы коллективно обсуждались. Вместе работалось весело, бывали и юмористические ситуации. Так, например: была обнаружена утечка ртути, которой заполнялись токосъемники (это устройство, с помощью которого электрический сигнал передается от вращающихся деталей к неподвижным). В полевых условиях раздобыть ртуть было затруднительно, а выход нашли в замене ртути кетовой (красной) икрой, купленной в сельмаге.

В результаты выполнения рекомендаций соискателя ученой степени карданную передачу автомобилей МАЗ удалось упростить и, сократив число деталей, снизить собственную массу автомобиля.

Дело, которому посвятил себя И.С. Цитович, требовало незаурядных знаний, целенаправленных действий и твердости; ему он отдался целиком. В своей области он был одним из первых, кто утверждал, что для описания и анализа процессов, происходящих в трансмиссии движущегося автомобиля, наиболее целесообразен вероятностный подход, Это значило, что действительный нагрузочный режим трансмиссии — одна из реализаций случайного процесса. Он зависит от типа и весового состояния автомобиля, состояния его шин, а также от типа и состояния дорожного полотна.

В 1950 г. И.С. Цитович возглавил кафедру Автомобили БПИ и проработал в этой должности более 23 лет. Последующие годы он посвятил изучению того, что считал необходимым для избранного им направления: совершенствование трансмиссий автомобилей путем увеличения сроков службы их основных деталей и автоматизации управления ими. Он непрерывно углублял свои знания, глубоко изучил такие курсы, как векторная алгебра, математическая статистика, теория вероятности, теория эксперимента, методы решения дифференциальных уравнений, в том числе, нелинейных, металловедение и сопротивление материалов.

Он постоянно уделял внимание комплектованию штатов кафедры и лабораторий, развитию их материальной базы, созданию испытательных стендов и другого оборудования, увеличению учебных площадей, постановке новых лабораторных работ, Все это было необходимо для уточнения программ и методик стендовых и дорожных испытаний автомобилей и их узлов, способствовало накоплению статистических данных как основы для выбора основных размеров деталей трансмиссий.

http://tay-kuma.livejournal.com/658331.html

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X