Содержание
Литература по учебным мастерским автослесари. С чего состоит автомобиль. Классификация по габаритным размерам
Первый серийный автомобиль был построен в начале XX века на заводе «Форд». Первую машину собрали в 1908 году. Это был Ford Model T. Машина выпускалась до 1928 года и стала легендой.
Гениальный менеджер и механик Генри Форд всегда говорил: «Машина может быть любого цвета, если она чёрная». Он сделал основной акцент на универсальность автомобиля, полностью отторгнув индивидуальность. Именно это его и погубило.
Несмотря на универсальность устройства автомобиля Ford Model T и его простую, но надёжную функциональность, в 20-х годах у него появился конкурент в виде машин «Дженерал Моторс». Эта компания предлагала каждому покупателю уникальный автомобиль с необычным внутренним устройством.
В те времена были только механические коробки передач и слабосильные двигатели. Скорость же автомобилей редко превышала 50 миль в час. Сейчас же всё изменилось. Современные автомобили — это шедевр инженерной мысли, внутренности которого наполнены самой современной электроникой и сверхсложными системами управления.
Технические же параметры давно вышли за рамки фантастики. Сейчас разгон до 100 километров за 4 секунды — реальность, которой никого не удивишь. В то же время на рынке существуют сотни компаний, которые занимаются продажами самых разных автомобилей. Тем не менее несмотря на всё это разнообразие — общее устройство автомобилей у них очень схоже.
С чего состоит автомобиль
Безусловно, в устройство современной машины входит множество разнообразных узлов и деталей, но даже среди них можно выделить основные:
- трансмиссия,
- кузов,
- ходовая часть,
- системы управления,
- электрооборудование.
Каждый из этих элементов выполняет важную роль, которую тяжело переоценить. Чтобы понять, насколько важна правильная работа каждой детали, рассмотрим их более подробно.
Кузов
Кузов — это несущая часть в устройстве автомобиля. Именно к ней крепятся все узлы и агрегаты. Сейчас автомобильные производители стараются сделать всё возможное, чтобы подобрать максимально прочный и лёгкий композитный спав, который послужит основой изделия.
Дело в том, обычный металл весит довольно много. Увеличение веса негативно сказывается на динамике, максимальной скорости и разгоне, да и управлять тяжелым автомобилем очень непросто. В результате сейчас всё чаще используют нестандартные подходы к созданию кузовов. К примеру, применяют в конструкции углеводородное волокно.
Пожалуй, самым ярким автомобилем, где применялась данная технология, был Lykan Hypersport. Вы могли видеть эту машину в фильме «Форсаж 7». Применение углеродного волокна для создания кузова позволило сильно облегчить автомобиль, значительно повысив все его характеристики. Кстати говоря, стоимость машины составляет больше трёх миллионов.
По факту кузов — это рама, которая держит всё устройство автомобиля вместе. В то же время она должна обладать достаточной жёсткостью, чтобы выдерживать по-настоящему большие нагрузки. На скорости более 200 километров в час от её прочности зависит жизнь водителя.
Кузов, применяемый в устройстве автомобиля не только должен быть лёгким и прочным, но и иметь правильные аэродинамические формы. От того насколько эффективно корпус машины будет рассекать потоки воздуха зависит скорость и управление.
Традиционно кузов, являющийся частью устройства автомобиля можно поделить на такие элементы:
- лонжероны,
- крыша,
- тормоза,
- навесные детали,
- моторный отсек,
- днище.
Для того чтобы добиться большей жёсткости к устройству днища автомобиля приваривают усилительные элементы. Они обеспечивают повышенную прочность и большую безопасность всей конструкции.
Каждый из этих элементов связан друг с другом. Так лонжероны представляют собой одну цельную конструкцию вместе с днищем. В некоторых случаях они привариваются к нему. Главная задача этих деталей в устройстве автомобиля заключается в создании опоры для подвески.
Если же говорить про навесные детали, то сразу вспоминаются крылья. Также нельзя обойти вниманием багажник, двери и капот. Они являются навесными деталями, но очень тесно связаны с кузовом автомобиля.
Внимание! Чтобы добиться большей стабильности конструкции задние крылья привариваются к кузову, а передние делаются съёмными.
Подобные нюансы нужно учитывать, если вы хотите провести тюнинг своего железного коня. Мало того, именно к навесным деталям кузова прикрепляются детали модинга. Достаточно вспомнить тот же спойлер. Даже неоновые вставки монтируются по периметру днища.
Тюнинг корпуса даёт самый большой зрительный эффект. К тому же дополнительные элементы, вроде же бампера с низкой посадкой могут обеспечить конструкции гораздо лучшие аэродинамические качества.
Без ходовой никуда
Ходовая в устройстве автомобиля играет роль фундамента. Именно за счёт неё автомобиль может двигаться. К примеру, колёса, подвеска и мосты — это всё её элементы. Без них само движение было бы невозможным.
Система может иметь как переднюю независимую подвеску, так и заднюю зависимую. Сейчас в большинстве автомобилей используют именно первый вариант, так как он даёт наилучшую управляемость транспортного средства.
Главным отличием независимой подвески является то, что каждое колесо крепится отдельно. Мало того в устройстве автомобиля все колёса имеют собственные крепёжные системы.
Зависимая подвеска считается неким архаизмом в автомобильных кругах. Тем не менее некоторые компании в целях экономии и максимального упрощения устройства автомобиля до сих пор её используют. Тем не менее она обеспечивает высокую надёжность конструкции. Мало того, ухищрения некоторых производителей позволяют добиться по-настоящему выдающихся результатов при использовании этой устаревшей технологии.
Хочется вспомнить тот же немецкий концерн BMW. Эта компания уже на протяжении многих лет выпускает автомобили, в устройстве которых лежит именно задняя зависимая подвеска.
Тем не менее заднеприводные машины немецкого бренда славятся во всём мире. Мало того, многие водителя покупают данные автомобили с задним устройством подвески как раз из того удовольствия, которое получает водитель, сидя за рулём, этого монстра.
Внимание! Задний привод даёт возможность ощутить настоящее удовольствие от управления мощной, быстрой и хищной машины.
Обычно задняя подвеска представляет собой ведущий мост. В некоторых случаях машиностроители устанавливают жёсткую балку, и этого вполне достаточно, чтобы обеспечить оптимальную прочность конструкции.
Тормоза
Если на предыдущей детали располагался сам автомобиль и всё его устройство, то роль тормозной системы совершенно в другом. Надёжные тормоза позволяют предотвратить множество несчастных случаев и спасти миллионы человеческих жизней.
Многие автомобильные эксперты не считают нужным выделять данный элемент в устройство автомобиля. Они просто считают его частью ходовой. Тем не менее это в корне неправильно. Ведь важность тормозов в современном напряжённом трафике тяжело переоценить.
Сейчас чаще всего выделяют три элемента тормозной конструкции:
- Рабочая — позволяет управлять скоростью. Данная подсистема отвечает за постепенное уменьшение скорости вплоть до полной остановки автомобиля.
- Запасная — она нужна тогда, когда основная система в устройстве автомобиля отказывает. Обычно её делают полностью автономной.
- Стояночная — это ручной тормоз, который удерживает машину на одном месте, пока вас нет.
В современных тормозных системах используется множество дополнительных устройств, которые обеспечивают лучшую работу тормозов. Особое значение имеют разнообразные усилители и антиблокировочная системы. Эти элементы позволяют не только в несколько раз поднять эффективность системы, но и увеличить её комфортность для водителя.
Трансмиссия
Это устройство передаёт крутящий момент с вала на колёса. Конструкция состоит из следующих элементов:
- сцепления,
- шарниров,
- коробки передач,
- ведущего моста.
За счёт сцепления конструкторы в автомобиле устанавливают связь валов двигателя и коробки передач. В свою очередь КПП сильно снижает нагрузку на двигатель, увеличивая его ресурс и обеспечивая наиболее рациональный расход топлива.
Стоит признать, что за последние годы было придумано множество вариантов устройства коробки передач. Первой была МКПП. Она была изобретена вначале двадцатого века. Первая машина, на которой её установили, была всё та же легендарная модель американской компании «Форд» — Т.
С тех пор прошло около 40 лет, и в 50-х годах изобретают автоматическую коробку передач. Теперь не водитель решает, когда включить новую передачу, а гидравлическая система. Плюс такого устройства заключается в его простоте, а также плавности переключения.
Наконец, третьим витком эволюции устройства КПП становится робот. Данная коробка сочетает в себе все достоинства механики и автомата. Всё дело в том, что передачи переключает умная программа. Она до точности в несколько десятых миллисекунды определят нужно время и осуществляет переход. Как результат водитель получает огромную экономию топлива.
Важно! Также есть вариатор, но он редко где используется.
Двигатель
Пожалуй, это самая важная часть автомобиля — его сердце. От мощности данного устройства зависят в наибольшей степени скорость и динамика машины. Суть принципа работы этой детали крайне проста. Двигатель превращает тепловую энергию в электрическую за счёт сгорания топлива.
Электрооборудование и системы управления
Дело в том, что с каждым годом эти комплексы устройств автомобиля становятся всё больше связаны друг с другом. Умные системы управляют напряжением в проводке, работой аккумулятора и потреблением электроэнергии. Подобный подход превращает машины в думающие устройства, которые решают где водителю лучше всего парковаться и следят за едущими вблизи автомобилями.
Итоги
Устройство автомобиля — это сложная система, на изучение которой уходят годы. Тем не менее общую схема и предназначение всех узлов может изучить и понять даже новичок. Эти знания могут помочь как в дороге, так и в обслуживании авто.
Вишневецкий Ю.Т. Материаловедение для автослесарей: учебник / Ю.Т. Вишневецкий. – М.: Дашков и К О, – 412 с. В учебнике приведены основные сведения о строении, физико-механических и технологических свойствах материалов. Изложены вопросы производства металлов и сплавов, термической обработки сталей. Содержится информация о полимерных, композиционных им неметаллических материалах. Рассмотрены свойства и эксплуатационные характеристики горюче-смазочных материалов и рабочих жидкостей.
Карагодин В.И., Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 6-е изд., стер. – М: Академия, – 496 с. Изложены основы авторемонтного производства и общие положения по организации ремонта автомобилей. Подробно рассмотрен технологический процесс капитального ремонта деталей и узлов автомобилей. Даны основы проектирования авторемонтных предприятий. Для студентов средних профессиональных учебных заведений.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры: учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, – 240 с. – (Ускоренная форма подготовки) Описаны устройство и работа приборов топливной аппаратуры автомобильных двигателей. Подробно рассмотрены вопросы эксплуатации и ремонта топливной аппаратуры. Уделено внимание гигиене и охране труда при работе с агрегатами системы питания автомобиля. Для ускоренной подготовки слесарей по ремонту топливной аппаратуры. Может быть использовано при других формах обучения.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, – 304 с. Описаны устройство и работа автомобильных двигателей, подробно рассмотрены вопросы эксплуатации и ремонта двигателей внутреннего сгорания. Уделено внимание гигиены и охране труда при работе с двигателями. Для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования, обучающихся по специальности Слесарь по ремонту автомобилей (моторист). Может быть полезно всем желающим самостоятельно изучить устройство и работу современных автомобильных двигателей.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования / В.В. Петросов. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, – 224 с. Изложены основы авторемонтного производства: восстановление деталей и приборов автомобилей, процессы разработки (включая мойку, сортировку и дефектацию деталей) и сборки отдельных узлов, агрегатов и приборов, а также общей сборки, испытания и выпуска автомобиля из капитального ремонта. Рассмотрены вопросы проектирования авторемонтных организаций и технического нормирования труда. Особое внимание уделено требованиям техники безопасности при ремонте автомобилей и двигателей.
Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования / А.Г. Пузанков. – 3-е изд., стер. – М. ; Академия, – 560 с. Рассмотрены конструкции, типаж и технико- эксплуатационные показатели современных и вновь создаваемых автотранспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автопоездов и автобусов). Подробно описаны устройство и работа бензиновых двигателей, дизелей и газобаллонных установок, приборы электрооборудования, в том числе электронные системы зажигания и впрыскивания топлива. Значительное место отведено агрегатам шасси – трансмиссии, кузовов, кабине и их оборудованию. Большое внимание уделено органам управления и двух- и многоконтурным тормозным приводам.
Вахламов В.К. Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В. К. Вахламов, М.Г. Шатров, А. А. Юрчевский; Под ред. А.А. Юрчевского. М.: Издательский центр «Академия», с. В учебнике изложены основные положения теории двигателя и автомобиля. Даны понятия о главных эксплуатационных свойствах и оценочных параметрах автотранспортных средств, методы расчетного и экспериментального определения их показателей. Описаны конструкции современных отечественных и зарубежных двигателей, механизмов, агрегатов, систем автомобилей и их электрооборудования. Показаны перспективные направления развития конструкций автомобилей, автопоездов и специализированного подвижного состава.
Борилова Л.Н., Дерунов В.Б., Литвинов В.Д. Технология и организация ремонта и обслуживания автомобиля: практические основы профессиональной деятельности: учеб. пособие / Л.Н. Борилова, В.Б. Дерунов, В.Д. Литвинов. – М. : Академкнига, – 176 с. : ил. 2 Практико-ориентированное учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом. В пособии дано описание практических основ по ремонту и обслуживанию автомобиля, приведено большое количество иллюстраций, а также представлены нормативно- правовые документы и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях. Предназначено для использования на занятиях по производственному обучению в профессиональных учебных заведениях, учебно-производственных комбинатах, а также для переподготовки кадров службой занятости.
Власов В.М., Жанказиев С.В., Круглов С.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М. Круглов и др.]; под ред. В.М. Власова. – 6-е изд., стер. – М. : Академия, – 480 с. Рассмотрены изменения технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации, причины и закономерности этих изменений. Освещены формирования системы поддержания работоспособности автомобилей, технологии и технологические процессы производства, техническое обслуживание и текущий ремонт, методы диагностирования технического состояния автомобилей, в том числе моделей, в которых применены элементы компьютерных систем управления. Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезен специалистам.
Туревский, И.С. Теория двигателя: Учеб. пособие / И.С. Туревский. – М.: Высш. шк., – 238 с.: ил. Изложены основы теории автомобильных двигателей. Показано применение основных законов термодинамики и гидродинамики, приведены расчетные формулы. Проанализированы действительные циклы, процессы смесеобразования и сгорания. Рассмотрены характеристики двигателей и влияние конструктивных параметров на показатели работы двигателя. Для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобиля.
Фокин В.В., Марков С.Б. Материаловедение на автомобильном транспорте / Фокин В.В., Марков С.Б. – Ростов н/Д: Феникс, – 288 с. : ил. – (Высшее образование). В настоящем пособии представлены сведения о свойствах и применении традиционных и перспективных материалов, используемых при эксплуатации, ремонте автомобиля и при уходе за ним, о конструкционных материалах. Рассмотрены также вопросы организации транспортировки и хранения автомобильных топлив, нормирования расхода топлива и смазочных материалов. Предназначены для специалистов, связанных с работой автотранспорта, студентов и аспирантов, получающих образование в сфере эксплуатации и экономики автомобильного транспорта.
Чумаченко Ю.Т. Автослесарь: устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебное пособие / Ю.Т.Чумаченко, А.И.Герасименко, Б.Б.Рассанов; Под ред. А.С. Трофименко. – Изд. 14-е – Ростов н/Д: Феникс, – 539 с. – (НПО). В учебном пособии рассматриваются устройство, техническое обслуживание и ремонт отечественных грузовых и легковых автомобилей на примере базовых моделей как с классической, так и с переднеприводной схемой компоновки. Приводятся основы организации технического обслуживания и ремонта автомобилей. Даны сведения о видах, причинах возникновения, способах обнаружения и устранения основных неисправностей агрегатов, механизмов и систем автомобиля. Приведены требования по организации рабочего места, безопасности труда и противопожарным мероприятиям.
Освещаются вопросы технического обслуживания и ремонта грузовых автомобилей марок «ГАЗ», «ЗИЛ», «КамАЗ», базовых моделей автомобилей ВАЗ-2109, «Москвич» , с классической и переднеприводной компоновочной схемой, а также выпускаемых в настоящее время различных модификаций базовых моделей автомобилей, оборудованных системами впрыска топлива. Даны основы организации технического обслуживания и ремонта автомобилей, рассматриваются возможные неисправности агрегатов, механизмов и систем автомобилей, причины их возникновения и способы устранения. Туревский И. С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. Книга 1: Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей / И. С. Туревский. — М. : «ФОРУМ»: ИНФРА-М, с.
Беднарский В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студ. сред. проф. образования / В.В. Беднарский. — 3-е изд., перераб. и дополн. — Ростов н/Д: Феникс, с. Рассмотрены вопросы технологии и ремонта автомобилей, указано основное применяемое технологическое и диагностическое оборудование. Освещены вопросы материально-технического обеспечения автомобилей на АТП. Описаны организации и управления производством ТО и ТР автомобилей на АТП, применение АСУ в организации ТО и ремонта подвижного состава. Рассмотрены вопросы охраны окружающей среды от вредных воздействий автотранспорта.
Вахламов В.К. Легковой автомобиль: Основы конструкции и технического обслуживания. Учебник для 10–11 кл. / В.К. Вахламов. – М.: Издательский центр Академия, – 325 с. Описаны конструкция и техническое обслуживание переднеприводных, заднеприводных и полноприводных легковых автомобилей. Даны определения, назначение, типы, характеристики, устройство и работа систем и механизмов автомобилей. Описано влияние легковых автомобилей на окружающую среду, указаны мероприятия и даны рекомендации по улучшению экологичности легковых автомобилей. Для учащихся старших классов учреждений общего среднего образования. Может быть полезен для широкого круга читателей.
Нерсесян В.И. Устройство легковых автомобилей: практикум. Учеб. пособие для нач. проф. образования / В.И.Нерсесян. – 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр Академия, – 192 с. Учебное пособие содержит разработки лабораторно- практических занятий по предмету «Устройство автомобиля». Изложены технологии разборки, определения технического состояния, сборки и регулировки сборочных единиц автомобиля ВАЗ – 2105, ВАЗ – 2121, АЗЛК – 2141, ГАЗ – Предназначено для учащихся учреждений начального профессионального образования. Может быть использовано для практических занятий в системе среднего профессионального образования, а также повышения квалификации, подготовки незанятого населения в центрах занятости.
Родичев В.А. Легковой автомобиль. Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А. Родичев. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, – 64 с. Изложены отличительные особенности принципиального устройства и работ механизмов и систем отечественных легковых автомобилей по сравнению с грузовыми. Даны основы технического обслуживания и рекомендации по устранению мелких характерных неисправностей, возникающих при эксплуатации легкового автомобиля. Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезно для подготовки водителей автотранспортных средств категории «В,С».
Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей: Учебник водителя автотранспортных средств категории «B» / В.А. Родичев. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, – 80 с. 4 Учебник предназначен для подготовки водителей легковых автомобилей. Написан в соответствии с новой учебной программой, утвержденной Минобразованием России по согласованию с ГИБДД и Минтрансом РФ. Доступно изложены принципиальное устройство, работа механизмов и систем легковых автомобилей. Для учащихся начального профессионального образования и обучающихся в автошколах и учебно- курсовых комбинатах на водителей автотранспортных средств категории «В».
Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. Учебник для нач. проф. образования / С.К. Шестопалов. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, – 544 с. В учебнике рассматриваются устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей марок АЗЛК, ВАЗ, ЗАЗ и ИЖ на примере базовых моделей ВАЗ – 2109, АЗЛК – 2141 – 01 и – – 01, ЗАЗ – 1102 с переднеприводной схемой компоновки, моделей ВАЗ – 2105 и ИЖ – с классической схемой компоновки, а также выпускаемых в настоящее время модификаций базовых моделей, оборудованных системами впрыска бензина. Приводится сведения по основам организации технического обслуживания и ремонта, рассматриваются основные неисправности агрегатов, механизмов и систем автомобиля, их признаки, причины возникновения, способы обнаружения и устранения.
Чумаченко Ю.Т., Федорченко А.А. Кузовные работы. Легковой автомобиль. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, – 256 с. Учебное пособие содержит описание технологических приемов, инструмента, приспособлений и механизмов, используемых при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту кузовов легковых автомобилей. Рассмотрены основные дефекты кузова легкового автомобиля. Изложена методика восстановления и замены разрушенных элементов металлических конструкций. Приведены способы устранения механических и коррозионных повреждений кузова, восстановления лакокрасочного и противокоррозионных покрытий, разрушенных сварных соединений. Даны рекомендации по уходу за лакокрасочным покрытием, подкраски, подтяжки соединений и аварийному ремонту кузова и его дополнительного оборудования.
Трифонов В.В. Ремонт легкового автомобиля: практический курс / В.В. Трифонов. — Ростов н / Д. : Феникс, с. Данная книга является практическим учебным пособием по ремонту основных систем и механизмов автомобиля. На примере широко распространенных моделей отечественных автомобилей (ВАЗ-2110, ВАЗ и грузового автомобиля ГАЗ «Газель»), а также некоторых типовых импортных узлов, подробно рассматривается технология современного ремонта. Наиболее подробно раскрываются методы ремонта двигателей внутреннего сгорания, включая дизельные конструкции, и основного электрооборудования. Кроме этого, представлены материалы по выбору качественного инструмента, по основам работы с резьбовыми соединениями и контрольно-измерительным инструментом, по выбору и монтажу подшипников качения.
Автомобили КамАЗ: Техническое обслуживание и ремонт / Барун В.Н., Азаматов Р.А., Машков Е.А. и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Транспорт, – 352 с., ил., табл. Книга содержит подробные сведения по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ на базе готовых запчастей. Описано устройство этих автомобилей в объеме, необходимом для изучения технического обслуживания и ремонта. Для инженерно-технических работников автотранспортных предприятий. Может быть полезен автослесарям и водителям.
Автомобили КамАЗ: вопросы и ответы / Яресько П.С., Колтин И.П., Филиппов С.В. и др. – М: Транспорт, – 288 с. 5 В форме вопросов и ответов представлена информация об устройстве и техническом обслуживании автомобилей КамАЗ. Особое внимание уделено характерным неисправностям, возникающим в системах, агрегатах и узлах, причинам их возникновения и способам устранения. Книга предназначена для водителей автомобилей КамАЗ, а также рекомендована Государственным комитетом СССР по народному образованию для профессионально- технического обучения.
Практикум по устройству и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ. Учеб. пособие / Перельский А.К., Трынов В.А., Бараненко В.А., Дементий А.Н.. – М.: Высш. шк., – 206 с.: ил. Изложен порядок выполнения лабораторно- практических работ, а также указаны оборудование, приспособления и инструменты, необходимые для их выполнения. Дано краткое описание особенностей конструкции механизма, системы и агрегата, изучаемых в данной работе. Приведены требования безопасности труда и методические рекомендации по подготовке к поведению занятий.
Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: Учебник водителя автотранспортных средств категории «C» / Родичев В.А.. – М.: Академия, – 256 с. Рассмотрены конструкция и работа механизмов, систем и агрегатов основных моделей грузовых автомобилей ЗИЛ и ГАЗ – 3307, а также оригинальные механизмы и системы автомобилей КамАЗ, «Бычок». Даны сведения по их техническому обслуживанию и рекомендации по регулировке и устранению возможных неисправностей. Учебник предназначен для обучения профессии «Водитель транспортного средства категории «C», может быть использован в учебно-курсовых комбинатах, автошколах, других учебных заведениях.
Родичев В.А. Грузовые автомобили. Учебник для нач. проф. образования / Родичев В.А.. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, – 240 с. Описаны конструкции и работа механизмов, систем и агрегатов основных моделей грузовых автомобилей ЗИЛ – 4333 и ГАЗ – Особое внимание уделено рассмотрению оригинальных механизмов и систем автомобилей КамАЗ – и ЗИЛ – 5301 (базовая модель автомобилей семейства «Бычок»). Даны сведения по их техническому обслуживанию, а также рекомендации по регулировке и устранению возможных неисправностей. Для учащихся учреждений начального профессионального образования по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Может быть использован при подготовке водителей транспортных средств категории > в автошколах и других учебных заведениях. в автошколах и других учебных заведениях.»>
Тутинин Б.А. и др. Ремонт автомобилей КамАЗ / Тутинин Б.А., Старостин Н.Г., Мушниченко В.М.. – Л.: Агропромиздат, – 288 с., ил. – (Ученики и учеб. пособия для подготовки кадров массовых профессий). Учебное пособие написано в соответствии с программой подготовки автослесарей в СПТУ. Изложены конструктивные особенности автомобилей семейства КамАЗ сельскохозяйственного варианта, которые возникают характерные неисправности агрегатов и деталей, влияющие на организацию и технологию ремонта машин. Изложены способы восстановления деталей на стационарных заводах, автотранспортных предприятиях и в полевых условиях.
2004. : — 224 с. : ил. Книга представляет собой текст новой редакции Правил дорожного движения с изменениями на 1 января 2004 г., снабженный подробным комментариями, разъяснениями и цветными рису» title=»Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения. – М. : ЗАО >, 2004. : — 224 с. : ил. Книга представляет собой текст новой редакции Правил дорожного движения с изменениями на 1 января 2004 г., снабженный подробным комментариями, разъяснениями и цветными рису» > 29 Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения. – М. : ЗАО >, : с. : ил. Книга представляет собой текст новой редакции Правил дорожного движения с изменениями на 1 января 2004 г., снабженный подробным комментариями, разъяснениями и цветными рисунками, отражающими реальные дорожные ситуации. Рассматривается уголовная ответственность участников дорожного движения с учетом изменений вступивших в действие г. Учебник предназначен для начинающих водителей, готовящихся к экзаменам в ГИБДД. Издание полезно также всем автомобилистам, желающим проверить свое знание Правил дорожного движения. , 2004. : — 224 с. : ил. Книга представляет собой текст новой редакции Правил дорожного движения с изменениями на 1 января 2004 г., снабженный подробным комментариями, разъяснениями и цветными рису»> , 2004. : — 224 с. : ил. Книга представляет собой текст новой редакции Правил дорожного движения с изменениями на 1 января 2004 г., снабженный подробным комментариями, разъяснениями и цветными рисунками, отражающими реальные дорожные ситуации. Рассматривается уголовная ответственность участников дорожного движения с учетом изменений вступивших в действие 15.02.04 г. Учебник предназначен для начинающих водителей, готовящихся к экзаменам в ГИБДД. Издание полезно также всем автомобилистам, желающим проверить свое знание Правил дорожного движения.»> , 2004. : — 224 с. : ил. Книга представляет собой текст новой редакции Правил дорожного движения с изменениями на 1 января 2004 г., снабженный подробным комментариями, разъяснениями и цветными рису» title=»Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения. – М. : ЗАО >, 2004. : — 224 с. : ил. Книга представляет собой текст новой редакции Правил дорожного движения с изменениями на 1 января 2004 г., снабженный подробным комментариями, разъяснениями и цветными рису»> title=»Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения. – М. : ЗАО >, 2004. : — 224 с. : ил. Книга представляет собой текст новой редакции Правил дорожного движения с изменениями на 1 января 2004 г., снабженный подробным комментариями, разъяснениями и цветными рису»>
, >, > / Олег Владимирович Майборода. – М.: Издательский центр >, 2004. – 256 с. Изложены основы теории управления автомобилем.» title=»Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категорий >, >, > / Олег Владимирович Майборода. – М.: Издательский центр >, 2004. – 256 с. Изложены основы теории управления автомобилем.» > 30 Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категорий >, >, > / Олег Владимирович Майборода. – М.: Издательский центр >, – 256 с. Изложены основы теории управления автомобилем. Проанализировано влияние элементов системы водитель – автомобиль – дорога на эффективность и безопасность управления автомобилем в штатных и нештатных режимах движения. Сформулированы основные принципы ситуационного анализа дорожно-транспортных ситуаций. Приведены измеряемые показатели мастерства управления автомобилем. Показано, что безопасность дорожного движения определяется уровнем профессионального мастерства водителя. Учебник предназначен для подготовки, переподготовки и повышения мастерства водителей автотранспортных средств категорий >, >, >. , >, > / Олег Владимирович Майборода. – М.: Издательский центр >, 2004. – 256 с. Изложены основы теории управления автомобилем.»> , >, > / Олег Владимирович Майборода. – М.: Издательский центр >, 2004. – 256 с. Изложены основы теории управления автомобилем. Проанализировано влияние элементов системы водитель – автомобиль – дорога на эффективность и безопасность управления автомобилем в штатных и нештатных режимах движения. Сформулированы основные принципы ситуационного анализа дорожно-транспортных ситуаций. Приведены измеряемые показатели мастерства управления автомобилем. Показано, что безопасность дорожного движения определяется уровнем профессионального мастерства водителя. Учебник предназначен для подготовки, переподготовки и повышения мастерства водителей автотранспортных средств категорий >, >, >.»> , >, > / Олег Владимирович Майборода. – М.: Издательский центр >, 2004. – 256 с. Изложены основы теории управления автомобилем.» title=»Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категорий >, >, > / Олег Владимирович Майборода. – М.: Издательский центр >, 2004. – 256 с. Изложены основы теории управления автомобилем.»> title=»Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категорий >, >, > / Олег Владимирович Майборода. – М.: Издательский центр >, 2004. – 256 с. Изложены основы теории управления автомобилем.»>
Правила дорожного движения РФ (официальный текст); таблица штрафов; нормативные документы; полезная информация- Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, – 96 с., ил.
Сабодахо С.В. За рулем легкового автомобиля. – М.: Патриот, – 224 с., ил. Книга посвящена важной проблеме совершенствования водительского мастерства и предназначена главным образом для начинающих водителей – владельцев индивидуальных легковых автомобилей. В ней рассмотрен широкий круг вопросов: техника вождения, влияния психофизиологических качеств, темперамента и характера водителя на его поведение за рулем, правовые вопросы и многое другое.
Смагин А.В. Правовые основы деятельности водителя: Учебник для водителя. – М.: Академия, – 112 с. Этот учебник посвящен вопросам права собственности на автомобиль, его страхования, административной, уголовной ответственности водителя за нарушение правил дорожного движения. Он написан на основании нормативных правовых актов, действующих в области безопасности дорожного движения, и с учетом практических взаимоотношений с сотрудниками ГИБДД МВД РФ. Особое внимание уделено порядку рассмотрения дел об административных правонарушениях, уголовных преступлениях, возмещении вреда, причиненного в результате совершенного дорожно-транспортного происшествия. Учебник предназначен для водителей с любым стажем управления транспортным средством и сможет стать подспорьем при возникновении самых непредвиденных обстоятельств на дорогах.
Шухман Ю.И Основы управления автомобилем и безопасность движения. – М.: За рулем, – 160 с. ил. Представлена информация, которая необходима для повышения квалификации водителей и снижения уровня аварийности. В доступной форме изложены основы теории автомобиля, даны основные положения Правил дорожного движения, а также практические советы по необходимым действиям водителя в различных дорожных ситуациях.
Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категории «A», «B» с комментариями / Громоковский Г.Б., Бачманов С.Г., Репин Я.С.и др. М.: Рецепт — Холдинг, 2009 – 224 с.: ил. Настоящее пособие является официальным изданием экзаменационных билетов, которые используются при приеме теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категории «A» и «B» в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Категория «A» – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства. Категория «B» – автомобили с разрешенной максимальной массой, не превышающей 3,5 т, в которых число сидящих мест, не считая места водителя, не более восьми. Экзаменационный билет состоит из четырех частей, каждая из которых содержит пять задач. При проведении экзаменов в ГИБДД допускаются различные варианты компоновки билетов. Имеется в виду, что экзаменуемому может быть предложено решить пять задач из одного билета, вторые пять задач из другого билета и т.д.
Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категории «C», «D», с комментариями /Громоковский Г.Б., Бачманов С.Г., Репин Я.С. и др. М.: Рецепт — Холдинг, 2009 – 224 с.: ил. Настоящее пособие является официальным изданием экзаменационных билетов, которые используются при приеме теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категории «C» и «D» в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Категории «C» – автомобили, за исключением относящихся к категории, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т. Категории «D» – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя. Экзаменационный билет состоит из четырех частей, каждая из которых содержит пять задач. При проведении экзаменов в ГИБДД допускаются различные варианты компоновки билетов. Имеется в виду, что экзаменуемому может быть предложено решить пять задач из одного билета, вторые пять задач из другого билета и т.д.
И >, > и > с комментариями / Г.Б.Громоковский, С.Г.Бачманов, Я.С.Репин и др. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 20″ title=»Экзаменационные (тематические) задачи для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий > и >, > и > с комментариями / Г.Б.Громоковский, С.Г.Бачманов, Я.С.Репин и др. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 20″ > 37 Экзаменационные (тематические) задачи для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий > и >, > и > с комментариями / Г.Б.Громоковский, С.Г.Бачманов, Я.С.Репин и др. – М.: Издательский Дом Третий Рим, – 240 с. В издании сгруппированы по темам экзаменационные задачи по Правилам дорожного движения, которые используются Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при приеме теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий > и >, > и >. Назначение издания – помочь закрепить знания, полученные при изучении Правил дорожного движения и других дисциплин. Для самопроверки в конце книги приведены правильные ответы и авторские комментарии под общей редакцией Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова. Издание подготовлено с учетом изменений в экзаменационных (тематических) задачах от 1 марта 2009 г. и >, > и > с комментариями / Г.Б.Громоковский, С.Г.Бачманов, Я.С.Репин и др. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 20″> и >, > и > с комментариями / Г.Б.Громоковский, С.Г.Бачманов, Я.С.Репин и др. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2009. – 240 с. В издании сгруппированы по темам экзаменационные задачи по Правилам дорожного движения, которые используются Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при приеме теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий > и >, > и >. Назначение издания – помочь закрепить знания, полученные при изучении Правил дорожного движения и других дисциплин. Для самопроверки в конце книги приведены правильные ответы и авторские комментарии под общей редакцией Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова. Издание подготовлено с учетом изменений в экзаменационных (тематических) задачах от 1 марта 2009 г.»> и >, > и > с комментариями / Г.Б.Громоковский, С.Г.Бачманов, Я.С.Репин и др. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 20″ title=»Экзаменационные (тематические) задачи для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий > и >, > и > с комментариями / Г.Б.Громоковский, С.Г.Бачманов, Я.С.Репин и др. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 20″> title=»Экзаменационные (тематические) задачи для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий > и >, > и > с комментариями / Г.Б.Громоковский, С.Г.Бачманов, Я.С.Репин и др. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 20″>
Сига Х., Мидзутани С. Введение автомобильную электронику: Пер. с японск. – М.: Мир, – 232 с., ил. Книга японских специалистов освещает широкий круг вопросов, связанных с применением электронного оборудования для управления различными узлами автомобилей. Рассматриваются функциональные и электрические схемы аппаратуры управления конкретными системами автомобиля. Описывается перспективная навигационная система автомобиля. Значительное внимание уделяется технологии производства полупроводниковой приборов и электронных блоков, предназначенных для установки в узлы автомобиля. Книга написана без сложного математического аппарата и содержит описание значительного числа практических электронных схем. Для инженеров и техников по электронному оборудованию и системам управления автомобилей, студентов вузов и техникумов соответствующих специальностей.
Романов С.А золотых советов автолюбителю. – М.: Изд-во ЭКСМО, – 384 с. (Серия «Для дома и для семьи»). В этой книге описано, как и где купить машину, чтобы вас не кинули. Как уберечь ваш автомобиль от угона. Что дает страховка автомобиля. Что нужно делать, если на вас наехали бандиты на «Мерсе».
Рамсей, Д. Ремонт и уход за автомобилем / Дан Рамсей. – М.: АСТ: Апрель, – 209, с.: ил. – («Шаг за шагом»). Уважаемый читатель! Книга, которую вы держите в руках, простым и доступным языком рассказывает об устройстве современного автомобиля. Больше количество иллюстраций и инструкций позволит вам проводить многие операции по ремонту и обслуживанию автомобиля своими силами, не обращаясь на станции технического обслуживания. Книга полезна не только начинающим автомобилистам, но и всем, кто хочет знать о своем автомобиле как можно больше.
Милушкин А.А., Черняйкин В.А. Справочник водителя автомобиля. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, – 239 с., ил., табл. В справочнике приведены сведения об эксплуатации автомобильного транспорта, организации перевозок, механизации погрузочно-разгрузочных работ, учете работы автомобилей, трудовом праве и оплате труда водителей. Особое внимание уделено безопасности движения, правилам техники безопасности при работе на линии, техническом обслуживании автомобилей и выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Даны краткие технические характеристики отечественных автомобилей, описаны основные виды работ, выполняемых при их техническом обслуживании. Изменены важнейшие свойства жидких и газообразных топлив, масел, смазок, других эксплуатационных материалов и норм их расхода. Приведено описание конструкции, правил эксплуатации и сбережения автомобильных шин.
Ландо С.Я. Я – авторемонтник. – М.: Транспорт, 1989 u/ c.: ил. – (Кем быть?) В книге рассказано об автослесарях, автоэлектриках, сварщиках, малярах, гальваниках и других профессиях авторемонтника, об их работе, об их творчестве по улучшению условий труда, механизации ручных работ. Рассказано о рождении автомобиля и в общих чертах о его устройстве и совершенствовании. Много места уделено описанию причин появления в автомобиле различных неисправностей, где и какими способностями их устраняют при техническом обслуживании и капитальном ремонте. Книга предназначена для молодых людей, стоящих перед выбором трудового пути.
Егоров Ю.И., Нарбут А.Н. Толковый словарь по автомобильному транспорту. Основные термины: около 4500 терминов. – М.: Рус. яз – 288 с., ил. Словарь является справочным пособием по терминологии, связанной с автомобильным транспортом. Он входит в серию толковых словарей по различным отраслям науки и техники. Содержит около 4500 терминов. Приводится около 60 иллюстраций. Предназначается для широкого круга читателей, студентов вузов и техникумов, автолюбителей. Будет полезен также иностранцам, изучающим русский язык.
Дынько А.В. 600 практических советов. Диагностика неисправностей автомобиля. — М.: ТИД КОНТИНЕНТ-Пресс, с., илл. – (Мой автомобиль). Книга состоит из 600 практических советов владельцам автомобилей как отечественных, так и иномарок и представляет собой справочное пособие по быстрому и безошибочному выявлению неисправностей у современных автомобилей. Специальные разделы посвящены неисправностям дизельных автомобилей, газобаллонных, автомобилей с впрыском топлива. Для владельцев личного транспорта и широкого круга читателей.
Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет. – М.: Знание, – 240 с., ил. Автор рассказывает о развитии автомобиля за 100 лет со дня изобретения. Читатель узнает о машинах – предшественницах, об изменениях и усовершенствованиях конструкций, о роли автомобильного транспорта в народном хозяйстве и о применении его в первой и второй мировых войнах. На основе изучения тенденций развития автомобиля в книге рассказывается о его дальнейших перспективах.
Гаврилов И.В., Лихачев С.С. О профессии автомобилиста. Справочное пособие по профтехориентации. М. :Высш. школа, с., ил. В книге рассказывается о роли автомобильного транспорта в народном хозяйстве страны, о массовых профессиях, которые имеют решающее значение в выполнении стоящих перед ним задач. Дается исторический очерк создания и развития автомобиля, подробно освещаются различные этапы автомобилизации нашей страны. Один из разделов посвящен системе профессионально–технического образования – кузнеце кадров массовых профессий для народного хозяйства; особое внимание в ней уделено профессионально- техническим училищам, говорящим квалифицированных рабочих для автомобильного транспорта, подробно рассказывается о труде слесаря по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Спутник автолюбителя / Составитель С.И.Филипченко. – Кемеровское кн. изд-во, – 111 с., ил. Эта книга для вас, автолюбители, особенно начинающие. В ней вы найдете ответы на многие вопросы по эксплуатации автомобиля, познакомитесь с основными положениями законодательства, связанными с автопроисшествиями, с мерами по оказанию первой помощи пострадавшим в авариях. Советы бывалых водителей помогут вам более надежно эксплуатировать автомобиль.
Химики – автолюбителям: Справ. изд. / Бобович Б.Б., Бровак Г.В., Бунаков Б.М. и др. – 2-е изд., испр. – Л.: Химия, – 320 с., ил. Систематизированы данные о материалах, используемых при изготовлении и эксплуатации автомобилей. Представлены сведения о марках и свойствах топлив, масел, смазок, шин, резинотехнических изделий, пластмасс, клеев, герметиков и пр. Описаны материалы, применяемые для защиты от коррозии, и средства по уходу за автомобилем. Даны рекомендации автолюбителям по рациональному применению разнообразных продуктов химической и нефтехимической промышленности. Рассмотрены перспективы их использования в автомобилях будущего. Уделено внимание вопросам техники безопасности и охраны окружающей среды при эксплуатации автомобиля.
Журнал, Автошкола профи. Единственное в России профессиональное издание для руководителей, преподавателей, специалистов автошкол и всех, кто хочет научиться классно и безопасно водить автомобиль. Новости российских автошкол Полезные советы из опыта бывалых водителей Методика обучения вождению автомобиля,Автошкола профи поможет вам в дороге!
Подготовка к теоретическому экзамену в ГИБДД категории АВ и СД [Электронный ресурс] : Учебное пособие для подготовки к теоретическому экзамену. — Версия М. : УКЦ МААШ, электрон. диск (CD-ROM). Содержит учебную программу-тренажер для подготовки к экзаменам в ГИБДД. Учебная программа-тренажер для подготовки к экзаменам в ГИБДД. Если вы обратили внимание на данное учебное пособие, то вы уже сделали свой первый шаг к обеспечению безопасности дорожного движения. Предлагаемое пособие позволит вам не только познакомиться с правилами дорожного движения, но и закрепить свои знания путем решения экзаменационных и тематических задач. Если вы совершили ошибки при решении поставленных перед вами вопросов, то сможете обратиться к авторским комментариям, которые помогут вам грамотно разобраться с причинами совершенных ошибок. С помощью этого пособия вы сможете проверить свои знания как по отдельным темам, так и в режиме экзамена, которые необходимо сдать каждому, чтобы подтвердить свое право на получение водительского удостоверения.
Мультимедийная обучающая программа по профессии: Cпециалист по ремонту и обслуживанию электрооборудования импортных легковых автомобилей. Специалист по диагностическому оборудованию для диагностики импортных легковых автомобилей [Электронный ресурс] : Обучающая система. — Электрон. дан. — М. : Труд, электрон. диск (CD-ROM).
1.1. Принцип устройства автомобиля
Современный легковой автомобиль представляет собой транспортное средство, состоящее из многих систем, механизмов и узлов.
Кузов автомобиля – это жесткая пространственная рама, облицованная тонким листом или волокнистым пластиком. В настоящее время кузов делают «несущим», т. е. заменяющим раму, и к нему крепят все агрегаты и механизмы.
Автомобиль приводится в движение двигателем внутреннего сгорания, являющимся источником механической энергии.
Для передачи крутящего момента от двигателя к колесам автомобиля и для изменения этого момента в зависимости от условий движения каждый автомобиль имеет трансмиссию или силовую передачу, к которой относятся следующие агрегаты: сцепление или гидротрансформатор, коробка перемены передач (ручная или автоматическая), карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси.
Колеса с пневматическими шинами вместе с передней и задней осями и упругими элементами крепления осей к раме или кузову составляют ходовую часть автомобиля. В каждом автомобиле имеются механизмы управления, с помощью которых можно изменять направление движения и останавливать автомобиль или замедлять его движение. К этим механизмам относятся рулевое управление и тормозная система.
Для эксплуатации автомобиля в темное время суток на нем устанавливается система освещения. Безопасность движения современных автомобилей обеспечивается системой сигнализации. Для повышения комфортабельности автомобили оборудуются системами отопления и вентиляции.
Расположение двигателя и агрегатов трансмиссии у разных моделей автомобилей неодинаково. Классическая схема размещения агрегатов и узлов представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Классическая схема размещения агрегатов и узлов автомобиля
Двигатель расположен спереди, вдоль оси автомобиля, ведущими колесами являются задние, для передачи крутящего момента к заднему ведущему мосту устанавливают карданный вал. Карданный вал может быть коротким, непосредственно соединяющим коробку перемены передач с задним мостом (рис. 1.2), либо длинным, имеющим промежуточный карданный вал, установленный на подвесном подшипнике (рис. 1.3).
Рис. 1.2. Короткий карданный вал
Рис. 1.3. Длинный карданный вал с подвесным подшипником
На большинстве современных автомобилей применяется переднеприводная схема установки агрегатов и узлов: двигатель расположен спереди поперек автомобиля, агрегаты и трансмиссия также расположены спереди.
В этом случае трансмиссия передает крутящий момент передним колесам, которые одновременно являются ведущими и управляемыми. В результате такого расположения агрегатов можно существенно уменьшить их массу и высоту центра тяжести. Такими же преимуществами обладают автомобили с задним расположением двигателя и агрегатов трансмиссии, передающих крутящий момент задним ведущим колесам.
1.2. Классификация автомобилей
Все автомобили характеризуются следующими параметрами:
База – расстояние между передними и задними осями колес.
Колея – расстояние между средними плоскостями колес одной оси, замеренное в плоскости дороги.
Габаритные размеры – длина, ширина и высота автомобиля, замеренные между крайними точками.
Дорожный просвет (клиренс) – высота над дорогой наиболее низко расположенной точки шасси автомобиля (ось, картер моста и т. д.).
Радиус поворота – радиус окружности, описываемый передними колесами при повороте рулевого колеса до отказа влево или вправо.
Автомобили можно классифицировать и по другим признакам:
1. По назначению: грузовые, пассажирские, грузопассажирские, специальные.
2. По степени приспособления в работе в различных дорожных условиях.
3. По общему числу колес и числу ведущих колес.
4. По числу осей.
6. По типу двигателя.
7. По принадлежности.
8. По типу шасси.
Грузовые автомобили группируются по:
– особо малой грузоподъемности (до 1 т);
– малой грузоподъемности (1–2 т);
– средней грузоподъемности (2–5 т);
– большой грузоподъемности (свыше 5 т);
– особо большой грузоподъемности (свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями).
Виду перевозимого груза.
Пассажирскими автомобилями называются:
Автобусы (вместимостью свыше 8 человек), которые различаются по:
· особо малой до 5 м;
· малой от 6 до 7,5 м;
· большой 10,5-12 м;
· особо большой (сочлененный) 16,5 м и более.
· городские (внутригородские и пригородные);
· местного сообщения (для сельских перевозок);
Легковые машины (вместимостью до 8 человек), которые различаются по:
– Размеру. В США размерный класс легковых автомобилей определяется внутренним объемом пассажирского салона и багажного отделения. Кроме того, в США существует еще и так называемая классификация автомобилей по рыночной оценке. В Японии всего 3 класса легковых автомобилей: мини, малые и стандартные. В России применяется европейская классификация легковых автомобилей, в основе которых лежат габаритные размеры машин.
· Сегмент А (особо малый класс, городской автомобиль). Сюда входят малогабаритные автомобили, предназначенные в основном для эксплуатации в городских условиях. Длина таких машин не должна превышать 3,6 м, а ширина – не более 1,6 м. Типичными представителями можно считать автомобили «Smart», «Ford Ка», «Renault Tvingo», «Ока».
· Сегмент B (малый класс, супермини). Это достаточно популярный в Европе класс машин, значительная часть которых имеет кузов хэтчбэк и передний привод. Габариты автомобилей класса В: длина – 3,6–3,9 м, ширина – 1,5–1,7 м. Типичные представители: «Fiat Punto», «Opel Corsa», «Таврия».
· Сегмент С (малый средний, компактный, гольф-класс). Длина автомобиля – 3,9–4,4 м, ширина – 1,6–1,75 м. Типичные представители: «VW Golf», «Opel Astra», все «Жигули» с первой по пятнадцатую модели.
· Сегмент D (средний, семейный автомобиль). Один из наиболее динамично развивающихся классов автомобилей, представители которого все чаще соперничают с машинами класса Е. В этот класс входят автомобили длиной 4,4–4,7 м и шириной 1,7–1,8 м. Типичные представители: «VW Passat», «Audi A4», «Opel Vectra», «Волга» от ГАЗ 24 до ГАЗ 3110.
· Сегмент Е (бизнес-класс, среднеразмерный, полноразмерный автомобиль). Параметры машин Е-класса: длина – свыше 4,6 м, ширина – свыше 1,7 м. Типичные представители: «Opel Omega», «Renault Safrane», «MB E-класса», «BMW» 5-й серии.
· Сегмент F (представительский класс, полноразмерный автомобиль). Сосредоточил в себе комфортабельные мощные автомобили, потому называется также «люкс» или «представительским классом». Длина таких машин обычно свыше 4,6 м, ширина – свыше 1,7 м. Типичные представители: «BMW» седьмой серии, «Jaguar XJ8», «Mercedes-Benz S-Class», «Ford Crown Victoria», «Чайка» ГАЗ-13, ГАЗ-14, ЗИЛ-111, ЗИЛ-114, ЗИЛ-117.
Примечание
Кроме того, существует еще несколько отдельных групп автомобилей, которые не подходят ни под один из описанных выше классов. Это купе, кабриолеты, универсалы повышенной вместимости (УПВ) и внедорожники, известные также как автомобили повышенной проходимости.
– Рабочему объему цилиндров двигателя:
· особо малый (до 1,2 л);
· малый (от 1,2 до 1,5 л);
· средний (от 1,5 до 3,5 л);
· большой (свыше 3,5 л);
· высший (не регламентируется).
1.3. Автомобильные топлива, смазочные материалы и технические жидкости
1.3.1. Автомобильные топлива
Долговечность работы двигателя зависит от многих факторов, и в значительной степени – от качества применяемого топлива. Основными автомобильными топливами являются бензины и дизельное топливо.
Бензин – это смесь углеводородов (соединение углерода и водорода), имеющих температуру кипения от 30 до 200 °C и присадок, предназначенных для улучшения эксплуатационных свойств топлива. Бензин используется в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от искры.
Неконтролируемое самовоспламенение части бензовоздушной смеси, сопровождающееся горением взрывного характера (скорость распространения фронта пламени возрастает с 15–20 до 1500–2500 м/с), называется детонацией. Ее признаками являются характерные металлические стуки (результат многократного отражения ударных волн от поверхностей цилиндров), вибрации и снижение мощности двигателя, увеличение расхода топлива, повышение дымности отработанных газов. Детонация приводит к перегреву и оплавлению поршней, прогару прокладки головки блока цилиндров, разрушению поршневых колец, износу подшипников коленчатого вала.
Показатель стойкости бензина к детонации выражается октановым числом (ОЧ) бензина. Оно определяется в лабораторных условиях на моторной установке путем сравнения ее работы на испытуемом бензине и эталонном топливе (смеси изооктана с ОЧ=100 и гептана с ОЧ=0), детонационная стойкость которого известна. Октановое число равно содержанию изооктана в смеси с гептаном. Важнейшим условием бездетонационной работы двигателя является применение топлива с октановым числом, рекомендуемым заводом-изготовителем. Оно указывается в марке бензина, т. е., к примеру, бензин АИ-95 обладает октановым числом 95.
Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов с температурой кипения 180–360 °C. В некоторые марки дизельного топлива вводятся присадки для улучшения его эксплуатационных свойств. Оно предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Дизельное топливо, впрыснутое в сжатый и нагретый в цилиндре воздух (500–700 °C), должно распылиться, частично испариться и самовоспламениться за очень короткий промежуток времени (0,002-0,003 с), который называется периодом задержки самовоспламенения.
Воспламеняемость дизельного топлива характеризуется цетановым числом, которое определяется испытанием на моторной установке. Чем оно выше, тем короче период задержки самовоспламенения. Его численное значение равно процентному содержанию цетана в смеси с метилнафталином, воспламеняемость которой эквивалентна испытуемому дизтопливу. При цетановом числе менее 40 (большом периоде задержки самовоспламенения) топливо в цилиндре успевает хорошо прогреться, поэтому воспламенение носит взрывной характер и резко повышает давление в цилиндре. Такую работу дизеля называют «жесткой», она вызывает ударные нагрузки на поршень, подшипники коленвала, приводит к их ускоренному износу. Дизельное топливо с цетановым числом выше 55, поступив в цилиндр, не успевает хорошо прогреться, поэтому давление в цилиндре нарастает равномерно, дизель работает «мягко». Однако при этом ухудшается процесс смесеобразования, что приводит к неполному сгоранию топлива, падению мощности и экономичности двигателя, повышению дымности отработавших газов. Цетановое число летнего и зимнего дизельного топлива разное.
Производство бензинов и дизельных топлив
Производство топлива – это комплекс технологических процессов, осуществляемых преимущественно на крупных нефтеперерабатывающих заводах. Потребление высокооктановых бензинов (например АИ-95, АИ-98) несколько выше, чем объем их производства на нефтеперерабатывающих заводах. Это связано с низкой потребностью в этих бензинах в некоторых регионах страны, а малотоннажное производство крупным предприятиям не выгодно, поэтому высокооктановые бензины производят небольшие фирмы, которые должны обладать допуском, выданным межведомственной комиссией по испытанию топлив, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте РФ.
Эти предприятия получают бензин из компонентов, изготовленных промышленным путем на нефтеперерабатывающих заводах. Например, добавлением в АИ-92 12–15 % метил-трет-бутилового эфира получают бензин марки АИ-95, АИ-98, которые имеют вполне приемлемое качество. Используются также (в допустимых концентрациях) высокооктановые добавки – антидетонаторы.
Тем не менее встречаются недобросовестные производители, нарушающие технологию производства. В основном это заключается в изготовлении суррогатных бензинов из низкооктановых компонентов путем добавления антидетонационных присадок в концентрациях, превышающих допустимые нормы. Использование такого топлива в большинстве случаев приводит к нарушению нормальной работы двигателя и даже к выходу его из строя. Например, превышение допустимых норм железосодержащих антидетонаторов вызывает отложение токопроводящего кранного налета на свечах, распылительных отверстиях форсунок и т. д., который практически не удаляется и выводит эти элементы из строя. Зимнее дизельное топливо дороже летнего, поэтому недобросовестные производители для снижения температуры застывания добавляют зимой в летнее дизтопливо бензины или керосины. У них довольно низкое цетановое число (у керосина – 20–40, у бензина – 14–24), что приводит к жесткой работе двигателя и, соответственно, к повышению износа.
Добавление в дизтопливо некачественных депрессорных присадок, понижающих только температуру застывания и не влияющих на предельную температуру фильтруемости, вызывает забивание фильтров. Дизельное топливо получают смешением прямогонных и прошедших гидроочистку фракций в соотношении, обеспечивающем требования стандарта по содержанию серы. Для обеспечения низкотемпературных свойств зимнее и арктическое дизтопливо получают из более легких фракций, чем летнее, или проводят его депарафинизацию (извлечение парафинов).
1.3.2. Смазочные материалы
Все механизмы автомобиля требуют смазки. Несмотря на то, что нефть была известна человеку давно, она использовалась только в чистом виде. Когда нефть научились перерабатывать, из нее извлекали в основном керосин, а ценнейший остаток – мазут, составляющий 70–90 % ее массы, использовали только как топливо. Дальнейшее развитие технологии нефтепереработки позволило разделить мазут на фракции и производить из него различные масла, которые получили название минеральных.
Современные автомобильные двигатели характеризуются высокими механическими и тепловыми нагрузками и поэтому предъявляют высокие требования к качеству смазочного материала. Этого можно добиться добавлением к маслам специальных веществ, так называемых присадок, каждая из которых улучшает одно или несколько свойств масла. Так, например, противоизносные присадки снижают износ трущихся деталей, моющие уменьшают отложение налета на детали и не допускают пригорания поршневых колец и т. д. В современных маслах число вводимых присадок достигает десяти.
Все масла имеют множество показателей, которые указаны в технической характеристике. Но покупателей должны интересовать только два из них: уровень качества (подойдет ли оно к автомобилю) и вязкость (годится ли оно для предстоящего сезона и для данного климата). Ответы на эти вопросы содержатся в маркировке любого товарного сорта принятой во всем мире системы индексации моторных масел.
По зарубежным стандартам вязкость определяется и указывается по методике американского Общества автомобильных инженеров SAE. Буквы SAE на этикетке означают, что последующие цифры характеризуют вязкость масла. Буква W (winter – зима) ставится в обозначениях зимних сортов. Стандарт SAE J300 предусматривает 6 зимних классов вязкости – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, гарантирующих холодный пуск и достаточную прокачиваемость при температурах от -30 до 5 °C соответственно.
В наименованиях летних сортов буквы и обозначения не используются, и с повышением вязкости (при температуре, равной 100 °C) они распределяются по классам SAE в следующем порядке: 20, 30, 40, 50, 60. Для водителей, эксплуатирующих автомобиль круглый год, использовать сезонные сорта масел невыгодно. Поэтому повсеместно применяют всесезонные сорта, в маркировке вязкости которых после букв SAE сначала следует зимний показатель, затем летний. Между двумя обозначениями обычно ставят дефис или знак дроби, либо пробел. Например, SAE 15W-40, SAE 5W/50, SAE 10W 30.
Во всем мире принята квалификационная система, разработанная Американским институтом нефти API. В институте регулярно проводятся испытания моторных масел всех фирм, по их результатам присваивается индекс качества в соответствии с требованиями, предъявляемыми конструкторами автомобилей. Буквы API на этикетке предшествуют символам класса качества. Их два: шкала S, используемая в бензиновых двигателях, и шкала С, используемая в дизельных двигателях.
Уровни качества обозначаются латинскими буквами. В системе API приняты восемь классов для бензиновых двигателей (A, B, C, D, E, F, G, H) и шесть классов – для дизелей (A, B, C, D, E, F4).
Наряду с обычным минеральным маслом – продуктом прямой переработки нефти – существует масло синтетическое, полученное в результате реакции синтеза при взаимодействии различных молекул веществ животного или растительного происхождения. Масло, изготовленное на синтетической основе, как правило, на 20–30 % дороже, но обеспечивает больший пробег до очередной замены масла, а при регулярном использовании – более продолжительную жизнь двигателю.
Синтетическое масло – прекрасный смазочный материал, многие его показатели выше аналогичных показателей масел на нефтяной основе: лучшая вязкость, меньшая испаряемость, шире диапазон рабочих температур, более высокая сопротивляемость окислению. Синтетическое масло обеспечивает легкий пуск двигателя в сильные морозы и прекрасно защищает изнашивающиеся детали при больших нагрузках, позволяя экономить топливо, а также снижает расход моторного масла.
Следует заметить, что смешивать при эксплуатации синтетическое и минеральное масла нельзя, если это специально не оговаривается на этикетке. Ведущие производители масел добились такого уровня технологий, при котором можно смешивать синтетические масла с другими типами моторных масел данного производителя. Использование масла более низкого качества, например, группы Б вместо рекомендуемого Г, неизбежно приведет к снижению ресурса двигателя. По ряду причин не следует применять масла более «высоких» групп, чем рекомендовано заводом-изготовителем автомобиля.
Среди владельцев дизельных легковых автомобилей распространено ошибочное мнение, что для их моторов подходит любое дизельное масло. Такое суждение также часто поддерживается продавцами дешевых дизельных масел для большегрузных транспортных средств. Нередко желание повысить объем сбыта идет вразрез с рекомендациями по использованию таких масел.
Разница между двигателями легковых и грузовых автомобилей следующая: мотор легкового автомобиля должен быть легким и небольшим, для грузовиков это требование не имеет большого значения. Чтобы установить дизельный двигатель в легковой автомобиль, его габариты не должны превышать размеры бензинового мотора. Малый диаметр поршней и цилиндров, небольшой рабочий объем существенно ухудшают условия смесеобразования и сгорания по сравнению с большим дизелем. Чтобы получить достаточную мощность при малом размере двигателя, приходится в несколько раз увеличивать обороты. Например, для достижения номинальной мощности двухлитрового двигателя необходимо 4000–4500 об/мин, а для двенадцатилитрового двигателя – 1900–2100 об/мин. В результате повышаются механические нагрузки от инерционных сил, действующих на детали двигателя и разделяющую их масляную пленку, а время смесеобразования резко сокращается. Поэтому дизельные двигатели легковых автомобилей часто оснащают дополнительными (вихревыми) камерами сгорания. Существенный недостаток такой конструкции – образование большого количества сажи. Следовательно, вязкость масла в двигателях с вихревыми камерами повышается гораздо быстрее. К тому же в раздельных камерах сгорания частицы сажи гораздо крупнее. Это значит, что для поддержания их во взвешенном состоянии необходимо масло с более высокими диспергирующими свойствами.
В последние годы для повышения мощности на малых дизелях чаще применяется турбонаддув. Давление воздуха во впускном коллекторе за турбокомпрессором превышает атмосферное в 1,82,0 раза, в цилиндрах на протяжении всего цикла оно выше, чем снаружи. Поэтому у современных дизелей по сравнению с безнаддувным вариантом газы активнее прорываются в картер. Если к этому добавить повышенную температуру деталей поршневой группы и проблемы с охлаждением подшипника турбокомпрессора (с частотой вращения до 40 000 оборотов в минуту), то можно сказать, что условия работы масла резко ухудшаются, а это приводит к его ускоренному старению.
К малым дизелям предъявляются высокие экологические требования. Чтобы уложиться в нормативы, используют катализаторы, применяют рециркуляцию выхлопных газов, что также ужесточает условия для действия масла. Сроки замены масла на малых дизелях обычно гораздо короче, чем у дизелей большегрузных автомобилей. Если на грузовых автомобилях высококачественные масла типа Castrol Turbomax допускается заменять через 45 000 км, а синтетическое дизельное масло Castrol Suntruck – через 90 000 км, то для малых дизелей этот срок составляет в среднем 10 000-15 000 км.
Следовательно, малому дизелю требуется специальное масло. Приобретая масло для легкового автомобиля, нужно ознакомиться с маркировкой на упаковке. Крупные производители автомобильных масел обязательно указывают все классификации и спецификации, которым отвечает данный продукт. К примеру, моторные масла Castrol GTX5 Lightec имеют маркировку SAE 10W-40 API SJ/CF, ACEA A3-96, B3-96, VW 00. Из этой маркировки следует, что масло имеет класс вязкости 10W-40, класс качества по API для бензиновых SJ (введен с октября 1996 г.) и дизельных CF. Дополнительно приведена классификация ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей), введенная с 1 января 1996 года. А3-96 – высший класс для бензиновых, а В3 – высший класс для дизельных двигателей. Кроме того, масло соответствует последним требованиям двигателя «Фольксваген» VW 505.00 и может применяться во всех легковых автомобилях «Мерседес-Бенц».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНДУСТРИАЛНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №116
г. Санкт-Петербурга
К внедрению на заседании
Методической комиссии Утверждаю
От «___» ________________ 20 г Зам по УПР_________ З. Г. Смирнова
Председатель МК________ Н. В. Богданова. « »_____________________ 20 г.
http://avtoprin.ru/drivers-license/literatura-po-uchebnym-masterskim-avtoslesari-s-chego-sostoit/