Содержание
Техническое обслуживание (ТО) грузовика своими руками
В регулярном проведении технического обслуживания нуждается каждое транспортное средство, в числе которых и грузовые автомобили. Техническое обслуживание или ТО грузового авто – это комплекс мер, которые направлены на поддержание высокой работоспособности автомобиля и улучшение эксплуатационных характеристик его агрегатов и узлов.
В связи с постоянными нагрузками, которыми подвергается грузовой автотранспорт, при условии отсутствия регулярного технического обслуживания, ресурс машины может резко сократиться. Именно поэтому, техническое обслуживание и периодическая диагностика грузовика – это крайне важное мероприятие, которое влияет не только на эффективность работы грузового транспорта, но и помогает значительным образом сократить возможные затраты на его ремонт и дальнейшую эксплуатацию.
Техобслуживание грузового автотранспорта имеет свои особенности, знать о которых должен каждый владелец автомобиля, планирующий проведение ТО грузовика своими руками.
Виды технического обслуживания грузового автомобиля
В Российской Федерации на данный момент принят действует стандарт ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники». В государственном стандарте изложены основные требования к конструкции грузового транспорта, проведению ТО, а также срокам проведения технического обслуживания грузовиков.
Согласно действующему ГОСТ, выделяют несколько основных видов ТО грузового автотранспорта:
Ежедневное обслуживание.
Ежедневное обслуживание включает в себя проведение следующих контрольных работ:
- Внешний осмотр автомобиля: выявление повреждений, проверка состояния кабины, ее запорного механизма, контроль состояния рессор, проверка давления в шинах, наличие номерных знаков.
- У седельного тягача обязательно проверяется исправность седельно-сцепного устройства, у самосвала – исправность заднего борта.
- Проверка исправности приборов освещения, сигнализации, стеклоочистителей, устройства для обмыва стекла, компрессора, генератора. У самосвала контролируется работа механизма подъема и упора платформы.
- Проверяется состояние и исправность ручного тормоза, шарниров рулевых тяг и привода рулевого управления.
- Внешним осмотром, с целью обнаружения возможной течи, проверяется герметичность привода тормозов, система гидроусилителя рулевого механизма.
Ежедневное техническое обслуживание предполагает также проведение работ по мойке и очистке автомобиля, включающие в себя не только уборку кабины и платформы, но и очистку фар, зеркал, номерных знаков.
Смазочные и заправочные работы.
- Контроль за наличием топлива в баках.
- Проверка уровня масла в картере двигателя. Контролировать уровень масла возможно не ранее, чем через 5-10 минут после остановки двигателя грузовика.
- Зимой необходимо регулярно сливать отстой из топливного бака и топливного фильтра тонкой очистки. Это выполняется следующим образом: сливается 0,1 литра топлива, после чего запускается двигатель грузовика на 3-4 минуты.
- Обязательно осуществлять контроль за уровнем жидкости в системе охлаждения, в бачке для обмыва стекла.
- Завершающим этапом работ становится слив конденсата из воздушных баллонов пневматического привода тормозов. Обратить внимание на то, что слив конденсата осуществляется при наличии воздуха в системе.
Первое техническое обслуживание (ТО-1).
Основная цель проведения ТО-1: предотвращение возможных поломок, способных вывести транспортное средство из строя, повысить уровень загрязнения окружающей среды, значительным образом повысить расход топлива и смазочных материалов.
Проведение ТО-1 включает в себя не только выполнение объема работ, входящих в ежедневное обслуживание, но и комплекс дополнительных мероприятий.
- Проверка натяжения ремня привода водяного насоса. При давлении на центральную часть ветви, ремень водяного насоса от усилия 30 Н или 3 кгс, должен прогнуться от 1 – 1,5 см.
- Проверка сцепления заключается в визуальном осмотре резинового защитного колпака с целью обнаружения на нем разрывов. При наличии повреждений, деталь необходимо заменить.
- При проверке карданной передачи необходимо:
- Проверить люфт в шарнирах и в шлицевом соединении карданной передачи. Работы производятся при выключенной передаче легким покачиванием трубы карданного вала вокруг оси и в радиальной плоскости. Такое действие производится с целью обнаружения ощутимых люфтов, что является недопустимым;
- Проверяются и при необходимости подтягиваются гайки крепления фланцев карданного вала. Работы производятся при расторможенном стояночном тормозе. Под колеса грузовика подкладываются упоры, а рычаг коробки передач устанавливается в нейтральное положение.
- Проверка заднего моста осуществляется с целью обнаружения подтеков в его соединениях. В этом случае необходимо особое внимание обратить на то, что недопустимым является подтекание масла через сальники ступиц, через сальник ведущей шестеренки, прокладки редуктора и крышки заднего моста.
Техническое обслуживание рулевого управления и переднего моста заключается в следующих действиях:
- Проверка креплений и шплинтовки гаек, сошки руля, шаровых пальцев рулевых тяг (момент затяжки – 140 – 200Н/м), гидроусилителя руля, рычагов поворотных кулаков (момент затяжки 180 – 220 Н/м), контроль состояния стопорных шайб. После подтяжки гаек шаровых пальцев должны быть установлены новые шплинты.
- При работающем двигателе осуществляется проверка свободного хода рулевого колеса, проверяется люфт в шарнирах рулевых тяг и гидроусилителя. При неработающем двигателе палец сошки в распределителе гидроусилителя должен иметь люфт не выше 2 мм.
- Необходимо проконтролировать и люфт подшипников ступиц передних колес.
При проверке тормозной системы необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:
- Проверка работы компрессора (в частности создаваемого им давления, падение которого при неработающем двигателе и выключенных тормозах не должно быть выше 30 кПа в течение 30 минут, а при включенных тормозах – не более 30 кПа в течение 15 минут).
- Следует также проверить и герметичность всех соединений приборов и трубопроводов тормозной системы.
- В обязательном контроле нуждается состояние крепления и шплинтовка пальцев вилок штоков тормозных камер и деталей привода рабочего тормоза.
- Проследить за тем, чтобы ход штоков тормозных камер находился в пределах 2,5 – 3 см.
- В обязательной проверке нуждается исправность привода и действие ручного тормоза. Особое внимание уделить ходу рукоятки, который должен находиться в пределах от 1,1 – 1,6 см.
- Должны быть подтянуты и болты крепления суппорта ручного тормоза.
- Обязательному контролю подлежит и напряжение ремня привода компрессора. При нажатии на центральную часть короткой ветви с усилием в 30Н, он должен прогибаться на 0,5 – 0,8 см.
- Отрегулировать необходимо и свободный ход педали тормоза.
При ТО ходовой части необходимо проверить:
- Состояние рамы, рессор, кроншетейнеров на предмет наличия трещин на деталях. Недопустимым является и ослабление заклепочных соединений. На наличие подтеканий обязательно проверяются амортизаторы, а втулки – на степень изношенности.
- Гайки крепления колес должны быть затянуты моментом 250 — 300 Н/м.
- Обязательному контролю необходимо подвергнуть состояние шин и соответствие давления в них норме. Посторонние предметы в протекторе и между сдвоенными шинами должны быть удалены.
При проверке системы питания необходимо:
- Проконтролировать исправность механизма управления подачей топлива, включения моторного тормоза. При нажатии на педаль тормоза рычаг регулятора упирается в болт ограничения максимальных оборотов, при свободном положении педали – в болт ограничения минимальных оборотов.
- Внешним осмотром проверяется состояние системы питания, герметичность соединений трубопроводов.
При ТО электрооборудования:
- Внешним осмотром проверяется состояние электропроводки, на штепсельных и клеммовых соединениях проверяется состояние шлангов и чехлов.
- Необходимо проконтролировать крепление и состояние аккумуляторных батарей. Процедуре очистке следует подвергнуть вентиляционные отверстия, батареи. Должен быть проверен и уровень электролита, а при необходимости следует добавить дистиллированную воду.
Смазочные и очистные работы проводятся в строгом соответствии с картой смазки.
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
Помимо работ, выполняемых при ТО1, рекомендовано проведение дополнительных мероприятий.
При ТО двигателя необходимо:
- Проверить гайки крепления балки передней и задней опор двигателя на раме. Момент затяжения передней опоры – 44 – 62 Н/м, задней – 70 – 100 Н/м.
- Проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления приемных труб глушителя с рамой и стремянки выхлопной трубы глушителя с поперечной рамы.
При проверке сцепления особое внимание уделить свободному ходу педали, который должен находиться в пределах 34-43 см при выпущенном из системы воздухе.
При проверке КПП:
- Положение коробки опоры передач отрегулировать.
- Проверить состояние гайки крепления промежуточного механизма коробки с рамкой.
- Проверить крепление поддерживающего кронштейна опоры коробки передач к поперечине рамы.
При проверке рулевого управления и переднего моста:
- Проверить состояние сальников на предмет повреждений, подтеканий масла.
- Внешним осмотром оценить состояние шплинтовки гаек, рулевых тяг и гидроусилителя.
- Проверить состояние упорных подшипников и затяжку гаек шкворней.
- Оценить состояние балки переднего моста, углы поворота передних колес и величину схождения.
- Отрегулировать натяжение ремня привода насоса гидроусилителя.
Проверка тормозной системы включает в себя:
- Проверку состояния тормозных колесных механизмов и подшипников колес, замену изношенных деталей. Накладки не должны иметь трещин, задиров и выкрашиваний.
- Оценить состояние и толщину фрикционных накладок задних ножных тормозов.
- Гайки крепления хомутов воздушных баллонов должны быть также проверены и затянуты.
Техническое обслуживание ходовой части предполагает:
- Проверку креплений кронштейнов рессор и вкладышей кронштейнов.
- Проверку расположения переднего и заднего мостов на предмет отсутствия перекосов.
- Проведение работ по подтяжке гаек стремянок. Проводится при выпрямленных рессорах. Момент затяжки задних рессор – 600 – 650 Н/м, передних – 400 – 450 Н/м, гаек стремянок – 27 – 50 Н/м.
- Проверку состояния втулок амортизаторов и замена изношенных или поврежденных деталей.
- Проверка крепления буксирного прибора с поперечной рамой, шплинтовку и затяжку прорезной гайки. В том случае, если автомобиль постоянно работает с прицепом, необходимо снять буксирный прибор с транспорта для устранения дефектов.
- Оценить состояние ободьев и прижимов колес.
- При необходимости подтянуть гайки крепления кронштейна запасного колеса.
При ТО кабины, платформы и оперения необходимо: проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления стремянок платформы и гайки крепления кронштейнов топливного бака.
При обслуживании системы питания через одно обслуживание проверяется и регулируется угол опережения впрыска топлива, с двигателя снимаются форсунки, на стенде проверяется их работа, после чего они регулируются.
При проверке электрооборудования выполняются следующие виды работ:
- Проверка степени заряженности аккумуляторных батарей по плотности электролита и напряжению элементов под нагрузкой. В случае необходимости батареи снимают для подзарядки.
- Генератор и стартер необходимо осмотреть и очистить от грызи и масла.
- Проверка затяжки стяжных болтов стартера, а при необходимости подтягиваются.
- Проверка установки фар и направление их светового потока.
- Проверка и затяжка болтов крепления генератора.
Тщательное выполнение очистительных, смазочных и заправочных операций согласно утвержденного перечня обеспечивает безупречную работу транспортного средства в процессе эксплуатации.
Межсервисный интервал (периодичность регламентного ТО) в этом случае составляет не менее 4000 км пробега транспортного средства. Однако, многие специалисты отмечают, что проведение некоторых работ по обслуживанию, с целью увеличения безопасности и надежности автомобиля, должно осуществлять при пробеге в 2000 – 3500 км.
Вывод
Как показывает практика, средний пробег грузовых автомобилей в России составляет 150000 – 200000 километров в год. За это время грузовик проходит несколько видов диагностики и технического обслуживания. Одним из главных факторов экономии на ремонте грузового автомобиля не только проводить ТО своевременно, но и качественно, потому что работы по техническому обслуживанию позволяют выявить перечень базовых деталей, которые скоро выйдут из строя. Соответственно, обслуживание позволит существенно сократить расходы на эксплуатацию и дальнейший ремонт грузовика. Но только в том случае, если Вы доверите обслуживание специалистам. В грузовом автосервисе «Технология Движения» имеется современное диагностическое и ремонтное оборудование, что позволяет проводить ТО и диагностику быстро и качественно. С услугами и ценами компании вы можете ознакомиться на сайте.
Подвеска грузового автомобиля
На грузовых автомобилях встречаются несколько видов подвески. Для каждого вида подвески характерны свои конструкционные особенности и характеристики эксплуатации. Подвеской называется комплект деталей, которые крепят колеса автомобиля к кузову. Сам механический узел включает в себя несколько элементов. За счет элементов подвески снижается уровень вибрации при пересечении автомобилем дороги с неровностями. От эффективности работы подвески зависит не только гашения вибрации, но и уровень гашения шума извне, который возникает при вождении автомобиля.
- Особенности конструкции подвески грузовых авто
- Виды подвесок грузовых автомобилей
- Эксплуатация подвески
Особенности конструкции подвески грузовых авто
Подвеска грузового автомобиля эталонного типа должна иметь облегченную конструкцию и должна быть выполнена из прочных материалов. Основная задача подвески заключается в недопущении крена, который превышает уровень предельного наклона автомобиля. Раскачка кузова не должна превышать предельных значений при экстренном торможении и преодолении поворотов.
Кинематические характеристики колес и рулевое управление должны соответствовать эксплуатационным характеристикам подвески грузового автомобиля. За счет качества подвески обеспечиваются оптимальная регуляция углов колес. Все автомобильные подвески для грузовых автомобилей делятся на:
- Зависимые;
- независимые.
При выборе подвески для установки на грузовой автомобиль необходимо учитывать упругость основного элемента. Встречаются также пружинные подвески и рессорные, гидропневматические и пневматические, торсионные подвески для грузовых автомобилей.
У всех перечисленных видов подвесок для грузовых автомобилей имеются свои преимущества эксплуатации. Но в зависимости от дорожных условий и особенностей автомобиля могут встречаться и недостатки эксплуатации подвески.
При создании модификации автомобиля все достоинства и недостатки подвески учитываются конструкторами. На сегодняшний день можно отметить, что производители грузовых автомобилей используют разные типы подвесок на передние и задние колеса автомобилей. Наиболее удачным видом подвески считается конструкция Макферсона. Эта конструкция подвески используется еще с 50-х годов прошлого столетия.
Отличительная черта данного типа подвески заключается в дешевизне производства. Компактная однорычажная конструкция используется и в современных грузовых автомобилях. В подвеске имеется стабилизатор поперечной устойчивости и стойка с амортизаторами внутри пружин. Стойка выполнена в форме свечи и верхушкой крепится к кузову грузового автомобиля. В нижней части стойка крепится к поворотному кулаку. Грузовые автомобили с таким типом подвески можно встретить практически у всех мировых производителей.
Виды подвесок грузовых автомобилей
Однако кинематические характеристики подвески Макферсона оставляют желать лучшего. При смене колеи движения наблюдаются ощутимые вибрации, ходовое движение подвески вверх и вниз имеет несовершенные характеристики. Наиболее часто при производстве грузовых автомобилей используются подвески с двумя продольными или поперечными рычагами. В зависимости от хода самой подвески отмечаются значительные изменения развала.
Дешевое производство таких подвесок позволяет их повсеместно использовать в современных грузовых автомобилях. Классическая схема подвески используется чаще и подразумевает наличие облегченной конструкции и высоких кинематических характеристик. Такой тип подвески отлично справляется с задачами регуляции крена и кивков. Однако для установки такого типа подвески необходимо наличие большого свободного пространства.
Рычажная схема в подвесках используется для того, чтобы не допускать переход колес в определенные плоскости. У такого типа подвески имеется несколько преимуществ, в частности, при наличии такой подвески на грузовом автомобиле отмечается хорошая управляемость. Но у такого типа подвески имеется высокая цена, что обуславливает ее использование на больших грузовых автомобилях коммерческого типа. Такая подвеска имеет большой вес и большой размер. Для снижения веса подвески используются различные инженерные решения, в частности, широко стал применяться сплав алюминия для облегчения веса подвески. В таком типе подвески используются либо амортизаторы, либо пневматические элементы.
В торсионной подвеске используется длинный стержень, основной элемент работает на кручение. В конструкции такой подвески имеется пружина, которая монтируется на переднюю ось и напрямую связана с рычагом. Простота и надежность функционирования такой подвески – это основные преимущества эксплуатации такого типа подвески на грузовых автомобилях. Конец торсиона может крепиться к кузову в любом месте. При езде на автомобиле это позволяет добиться равномерного распределения нагрузок. В результате при ударе о неровную поверхность гасятся даже сильные вибрационные шумы. Гидропневматический тип подвески широко используется в автомобильной отрасли.
Эксплуатация подвески
Для сохранения эксплуатационных характеристик подвески в процессе использования автомобиля следует проводить постоянный осмотр подвески и использовать услуги сервиса для диагностики проблем с подвеской. В процессе эксплуатации автомобиля подвеска подвергается высоким нагрузкам, которые могут привести к необходимости замены отдельных элементов подвески.
Система подвески в грузовом автомобиле имеет сложную конструкцию и перед каждым рейсом следует проверять подвеску не предмет механических повреждений. Каждые 2-3 тысячи километров следует проводить тщательный осмотр подвески.
В автомобиле подвеска является наиболее уязвимой системой, особенно это касается интенсивных условий эксплуатации автомобиля. Производителями грузовых автомобилей допускается использование в ремонте и обслуживании подвески только оригинальных запчастей. Решить некоторые проблемы с подвеской позволяет внешний тюнинг автомобиля.
https://www.autodela.ru/main/blogs/alex_avto/to-gruzovika
https://carsaround.ru/podveska-gruzovogo-avtomobilya.html