Содержание
Гидроусилитель руля: неисправности и что с ними делать — реальный опыт
Гудение гидравлической системы
Гидравлическая система не будет издавать звуков, если исправна, а если и произошла неполадка, то причину гудения имеет смысл искать в части высокого давления: это могут быть насос гура, напорный шланг, рулевая рейка. Причина гудения проста: гидравлическая жидкость циркулирует не так, как должна и где-то создаются завихрения. В насосе могут образоваться задиры или в него может попасть воздух, шланг может быть изготовленным в замен оригинального, без точного соблюдения всех сечений или же без использования гасителей пульсации.
Так же гудение будет возникать в том случае, если в напорной части слишком высокое давление, в результате чего срабатывают редукционные клапаны в рейке или насосе ГУРа.
Гидроусилитель руля и рулевые тяги автомобиля ГАЗ-3309
Гидроусилитель руля (ГУР) ГАЗ-3309
Рис.1. Установка гидроусилителя руля ГАЗ-3309 1 — сошка; 2 — шланг нагнетательный; 3 — шланг сливной; 4 — лонжерон; 5 — пресс-масленка; 6 — балка передней оси; 7 — хомут; 8 — продольная рулевая тяга; 9, 14 — пальцы; 10, 11 — шланги силового цилиндра; 12 — поперечная рулевая тяга; 13 -уплотнитель цилиндра; 15 — силовой цилиндр; 16 — скоба соединительная Установка гидроусилителя руля ГАЗ-3309 показана на рис. 1 и 2. Гидроусилитель руля состоит из следующих основных узлов: клапана управления, силового цилиндра, масляного насоса, трубопровода масляного бачка и коробки с клапанами.
Рис. 2. Установка насоса ГУР и клапанной коробки ГАЗ-3309 1 — насос ГУР; 2 — трубка нагнетательная; 3 — трубка всасывающая; 4 — клапанная коробка На двигатель с правой стороны встроен шестеренчатый насос гидроусилителя руля 1 НШ-10-ЗВЛ, а с левой стороны двигателя на кронштейне устанавливается клапанная коробе (рис. 5.7) с клапанами ограничения давления и производительности, отрегулированный соответственно на значения 8,5-9,5 MПа (9-18 л/мин.). Установка насоса ГУР и клапанной коробки ГАЗ-3309 показана на рис. 2. Рис. 3. Бачок ГУР ГАЗ-3309 1 — крышка; 2 — корпус; 3 — фильтрующий элемент; 4 — боковой патрубок; 5 — центральный патрубок Масляный бачок ГУР (рис. 3) устанавливается внутри моторного отсека на передней панели кабины на кронштейне. Бачок неразборный, пластмассовый, на его корпусе нанесены метки «max» и «min», определяющие уровень масла.
Рис. 4. Силовой цилиндр гидроусилителя руля ГАЗ-3309 1 — гайка; 2 — уплотнительные кольца; 3 болт-штуцер; 4 — соединительная муфта; 5 — цилиндр; 6 — кольца поршня; 7 — штоке поршнем; 8 — манжета штока; 9 — сальник штока Шток 7 (рис. 4) силового цилиндра ГАЗ-3309 прикреплен к кронштейну поперечной рулевой тяги, палец шарового шарнира — к кронштейну переднего моста. Шток силового цилиндра перемещает поперечную рулевую тягу, при этом осуществляется поворот передних колес. Работа гидроусилителя рулевого управления автомобиля ГАЗ-3309 При движении автомобиля в прямом направлении золотник клапана управления находится в среднем положении, при этом нагнетательная магистраль соединена со сливной магистралью. При поворотах золотник смещается относительно корпуса управления, закрывая зазор между золотником и корпусом с соответствующей стороны центральной шейки золотника. Вследствие этого масло от насоса направляется в соответствующую полость силового цилиндра, который перемещает поперечную тягу рулевой трапеции ГАЗ-3309, осуществляя поворот колес. Движение при неработающем ГУР ГАЗ-3309 При повреждении гидроусилителя руля ГАЗ-3309необходимо закольцевать насос-бачок-клапанная коробка, соединив выход II (см. рис. 5) клапанной коробки (нагнетание) со сливом бачка ГУР. Рис. 5. Клапанная коробка ГАЗ-3309 I — из бачка ГУР; II — клапан ГУР; III — в насос; IV — из насоса; 1 — коллектор; 2 — клапан ограничения давления; 3 — крышка насоса; 4 — клапан ограничения подачи Для уменьшения усилия на рулевом колесе при поврежденном гидроусилителе рекомендуется слить масло из силового цилиндра и клапана. В случае повреждения силового цилиндра необходимо дополнительно снять силовой цилиндр. Привод рулевого управления ГАЗ-3309 состоит из продольной и поперечной рулевых тяг, снабженных шаровыми шарнирами. Продольная рулевая тяга ГАЗ-3309 ГУР ГАЗ-3309 (рис. 6) регулируется по длине и преднатягу в шарнирах. Регулировкой длины тяги обеспечивается установка рулевого механизма в среднее положение при прямолинейном положении управляемых колес. Для регулировки длины продольной тяги ГАЗ-3309 необходимо выполнить следующие операции: — Проверить и при необходимости довести до нормы давление воздуха в шинах колес, устранить возможные неисправности ходовой части (поломка листов или неравномерное проседание рессор, неисправности амортизаторов и др.). — Установить передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению, путем прокатывания автомобиля по прямой. — Отсоединить продольную тягу от поворотного рычага ГАЗ-3309, установить рулевой механизм в среднее положение поворотом рулевого вала из любого крайнего положения на три оборота и доворачивания его до совмещения риски на торце винта рулевого механизма с ребром В верхней крышки рулевого механизма (риска должна находиться внизу). Проверить правильность установки рулевого колеса относительно рулевого механизма. Плоскость симметрии спиц рулевого колеса должна быть параллельна плоскости симметрии автомобиля (допускается отклонение не более 5°). При необходимости восстановить положение рулевого колеса его перестановкой. — Ослабить гайку 14 (см. рис. 6) и отрегулировать длину тяги, заворачивая или выворачивая тягу 7 до совмещения оси пальца шарнира с осью конусного отверстия поворотного рычага (защитный чехол должен быть снят). Затянуть гайку 14 моментом 50_62 Нм (5,0-6,2 кг/см) и надеть на шарнир защитный чехол. — Установить тягу, затянуть гайку пальца шарнира моментом 110-140 Нм (11,0-14,0 кг/см) и зашплинтовать.
Рис. 6. Продольная рулевая тяга ГАЗ-3309 1,8- защитные муфты; 2 — сошка; 3, 13 — болты; 4 — клапан гидроусилителя руля; 5 — наконечник тяги; 6, 11, 14 — гайки; 7 — тяга; 9 — палец; 10 — проба 12 — поворотный рычаг; 15 — гайка; 16 — болт; 17 — гайка стакана; 18 — штифт; 19 — ограничитель; 20 — пружина; 21 — сухарь; 22 — стакан наконечника; 23 — наконечник шарнира Правильность регулировки проверяется пробным пробегом по прямому участку горизонтальной дороги длиной не менее 500 м. При правильно отрегулированной длине рулевой тяги и исправной ходовой части ГАЗ-3309 не должно быть отклонения (увода) рулевого колеса от установленного среднего положения. Регулировка шарниров продольной рулевой тяги ГАЗ-3309 — Расшплинтовать пробку 10 (см. рис. 6) заднего шарнира и затянуть моментом 24-36 Нм (2,4-3,6 кг/см), а затем отвернуть на 1/12-1/4 оборота и зашплинтовать пробку. — Для регулировки переднего шарнира продольной тяги необходимо снять клапан, затянуть гайку 17 стакана моменте 24-36 Нм (2,4-3,6 кг/см), а затем отвернуть на 1/12-1/4 оборота. — Установить штифт 18, вдвинуть стакане с гайкой 17 внутрь наконечника, установи клапан управления и собрать тягу. Стакан наконечника должен свободно перемещаться в осевом направлении на величину рабочего хода, а пальцы легко поворачиваться на сфере от усилия руки. Снятие и разборка продольной рулевой тяги ГАЗ-3309 — Отвернуть шланги от клапана гидроусилителя руля и снять хомут крепления шлангов к тяге. — Расшплинтовать гайки 11 (см. рис. 6) крепления шаровых пальцев к сошке и рычагу поворотного кулака — Отвернуть гайки крепления шаровых пальцев, выпрессовать пальцы из сошки и рычага и снять тягу. — Зажать тягу в тисках, отвернуть винты крепления защитных муфт и снять муфты 1 и 8. — Расшплинтовать и отвернуть две гайки и два болта 3 клапана управления. — Расшплинтовать и отвернуть гайку центрального болта клапана управления и снять клапан. — Переместив палец в сторону клапана, вынуть штифт 18 гайки стакана и отвернуть гайку 17. — Вынуть ограничитель, пружину, сухарь, палец, другой сухарь и стакан из наконечника переднего шарнира тяги. — Расшплинтовать и отвернуть пробку с противоположного конца тяги и разобрать. Сборку тяги проводить в порядке, обратном разборке. Разборка и сборка поперечной рулевой тяги ГАЗ-3309 — Расшплинтовать гайки крепления пальцев поперечной рулевой тяги в рычагах рулевой трапеции и гайку штока силового цилиндра. — Отвернуть гайки крепления пальцев и штока. — Снять со штока шайбу штока и подушку штока. — Вынуть пальцы из отверстий рычагов и сдвинуть поперечную тягу вдоль силового цилиндра до выхода штока из отверстия кронштейна крепления силового цилиндра на поперечной рулевой тяге. — Зажать поперечную рулевую тягу в тисках (крышка наконечника должна быть вверху). — Слегка вдавить крышку внутрь, чтобы ослабить стопорное кольцо. — Тонкими плоскогубцами вынуть стопорное кольцо. — Разобрать шарнир — При необходимости выпрессовать из наконечника вкладыш и заменить его. Сборку и установку поперечной рулевой тяги ГАЗ-3309 проводить в обратной последовательности. Перед сборкой рабочие поверхности пальцев, вкладышей, сухарей и опорных пят смазать тонким слоем смазки. После установки тяги на автомобиль наконечники необходимо смазать через пресс-масленки до выхода смазки из ограничительных шайб. Разборка и сборка клапана рулевого управления ГАЗ-3309 Для разборки клапана необходимо выполнить следующее: — Отвернуть винт крепления переходника и снять переходник. — Вынуть опорные шайбы манжет, манжеты и золотник. — При необходимости выпрессовать седла и запрессовать новые. — Сборка клапана управления проводится в порядке, обратном разборке.
- Сцепление ГАЗ-3308, 3309
- Разборка КПП ГАЗ-3308, 3309
- Ведущие мосты ГАЗ-3308
- Раздатка и карданы ГАЗ-3308
- Карданы ГАЗ-3307, 3309
- Задний мост ГАЗ-3309, 3307
- Подвеска ГАЗ-3309
- Рулевое управление ГАЗ-3309
- Сцепление ГАЗ-53, 3307
- КПП ГАЗ-53, 66
- Задний мост ГАЗ-53
- Рулевое управление ГАЗ-53, 66
- Установка зажигания ГАЗ-53
- Сцепление ГАЗ-66
- Ведущие мосты ГАЗ-66
- Тормозная система ГАЗ-66
- Лебедка и коробка отбора мощности ГАЗ-66
- Рабочие системы двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-3307
- Двигатель ЗМЗ-402 Газель ГАЗ-2705
- Сцепление Газель ГАЗ-2705
- Коробка передач Газель ГАЗ-2705
- Передний мост Газель ГАЗ-2705
- Головка блока цилиндров и распредвал Камминз ISF 2.8
- Топливная система двигателя Газель Cummins ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршневая группа двс Cummins ISF 2.8
- Коленвал двс Камминз ISF 2.8 Газель
- Двигатель Камминс Валдай ГАЗ-33106
- Сцепление и КПП Валдай
- Мосты Валдай
- Рулевое управление Валдай
Каталоги запасных частей и сборочных деталей
Устранение воздуха из гидравлической системы руля
Самое главное, это знать, от куда появляется воздух, и устранить причину. Воздух может попасть или через шланг подачи жидкости в насос. Достаточно осмотреть шланг на предмет трещин и провести ревизию сочленений шланга с насосом и расширительным бачком. Други способом попадания жидкости является забивания успокоительной и фильтровочной сетки внутри расширительного бачка, в результате чего жидкость начинает бурлить и пениться. В расширительном бачка всегда должен быть спокойный поток и никакого бурления.
Рекомендации по эксплуатации
- Чтобы вовремя выявить неисправность, проверяйте работоспособность системы не только при включенном, но и при выключенном двигателе.
- Всегда следите за тем, сколько масла находится в системе. Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы узел функционировал при минимальном уровне расходного материала в бачке.
- Время от времени производите диагностику патрубков и магистралей, в частности,мест соединений, на предмет наличия утечек. Это позволит вовремя предотвратить протечку жидкости.
- Не менее важным моментом является проверка натяжения ремешка. Если натяжение будет слишком слабое, то ремешок износится гораздо быстрее, если очень сильное — то это может привести к необходимости ремонта насоса.
- Время от времени производите замену фильтрующего элемента.
- Любой специалист скажет, что эксплуатация авто с вышедшим из строя усилителем допускается только до гаража или ближайшего СТО, где проблема будет устранена.
Ремонт узлов гидравлической системы
Очень тонкий момент, требующий взвешенного подхода. Если загудел насос гура, то ремонт заключается в его разборке, шлифовке рабочей поверхности и замене лопаток(справедливо для насосов лопаточного типа). Пожалуй, это единственная операция, которая дает большую вероятность успешного исхода. С течью все не так просто. Как правило насос или рейка начинают течь не по той причине, что вышел из строя сальник, а по той, что появилась глубокая выработка на сочленении сальника и металлической детали, будь то ось насоса ГУРа или шток рулевой рейки. Замена же сальника не даст или даст лишь кратковременный эффект. Решающее решение принимайте после разговора с мастерами по ремонту — если они дают гарантию на свою работу, можно решиться, если нет, лучше провести замену детали.
Тарифы на работы в сервисе
Осуществить прокачивание гидравлической системы автотранспорта и замену рабочей жидкости автовладелец может собственноручно либо обратившись к профессиональным мастерам. Последний вариант, хоть и является менее экономичным, но позволяет сделать все работы качественно и быстро.
В процессе замены смеси ГУР мастера также выполняют:
- слив старой смеси;
- промывание расширительного бачка или, при необходимости, его полную замену;
- прокачку всей системы ГУР со сливом промывочного раствора;
- залив свежей рабочей жидкости до нужного уровня;
- полный цикл прокачивания системы.
Осуществлять проверку рабочей смеси необходимо регулярно, поскольку уменьшение уровня сигнализирует о неполадках системы. Безусловно, лучше поручить данное мероприятие профессионалам. Тарифы на прокачку ГУР и замену жидкости у разных сервисов разнятся, и будут зависеть от объёма проделанных работ, марки и модели автомобиля.
В некоторых случаях может понадобиться не полная замена гидроусилителя, а только некоторых элементов — уплотнителя, колонки, шланга, патрубков. К примеру, стоимость полной замены жидкости вместе с прокачкой на машину марки КИА в Санкт-Петербурге стартует от 2300 рублей. В столице подобная процедура обойдётся немного дороже.
Прокачка ГУР — серьёзное и незаменимое мероприятие, необходимое для полноценного функционирования транспортного средства и всей системы в целом. При проведении процедуры своими силами, специалисты рекомендуют в строгом порядке придерживаться установленного алгоритма и обязательно использовать только высококачественную рабочую жидкость, с рекомендованными заводом-изготовителем свойствами.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Ремонт напорного шланга
Вот это точно лотерея. Кому то помогает, а кому то нет. Лучшим решением будет изготовить новый шланг, который является точной копией порванного. Не стоит использовать родные штуцеры, так как при повторной опрессовке они изменят свое сечение, что гарантированно приведет к гудению, которое со временем убьет насос ГУРа. Не забывайте так же про внутренние демпферные трубки — они должны стоять рочно там, где задумано. Так же спиралевидный наконечник перед штуцером должен быть того же диаметра и иметь столько же витков, что и оригинальный. Соблюдение этих условий гарантирует вам успех. Покупка неоригинальных напорных шлангов может стать пустой тратой времени и денег, особенно, если автомобиль немецкий, например Audi, VolksWagen, BMW или Mercedes.
Предупреждение!
Надо сказать, что ремонт ГУРа — это очень ответственное дело. Ведь от качества работы рулевого управления может зависеть ваша жизнь и жизнь ваших пассажиров. Потому в начале данной статьи хотим посоветовать проводить ремонт у грамотного специалиста. Самостоятельный ремонт допускается только в случае большого опыта. Рекомендации данной статьи носят общий характер и не должны восприниматься как строгое руководство к действию. Модели гидроусилителей легковых и грузовых автомобилей отличаются. И каждый водитель несет личную ответственность за самостоятельный ремонт.
Первый этап ремонта — диагностика.
В начале было бы неплохо осмотреть патрубки (трубки, которые соединяют части системы гидроусилителя руля). Если шланги дают течь, то необходимо отдать их в ремонт специалистам. «Своими руками» восстановить их крайне сложно.
Для осмотра насоса гидроусилителя нам необходимо его снять.
https://avtosotka.ru/tyuning-i-remont/priznaki-neispravnosti-gura.html