Активные подголовники: принцип работы, устройство

Активные подголовники автомобиля

Рассмотрим устройство и принцип работы активных подголовников автомобиля. Так же наведены основные моменты по снятию (установке). В конце статьи видео-обзор принцип работы активных подголовников.

Активные подголовники автомобиля

Содержание статьи:

  • Что это такое
  • Устройство
  • Принцип работы
  • Регулировка
  • Снять и установить подголовник
  • Видео

Активный подголовник в салоне автомобиля – защитное средство, зачастую встроенное в верхнюю часть спинки сиденья. Подголовник выполняет роль предохранительного упора, для затылочной части шеи и головы в целом (для водителя и переднего пассажира). Как правило, они устанавливаются с целью снижения непредсказуемого, резкого движения головы назад. Чаще всего это бывает в момент ДТП (в момент наезда сзади другого транспортного средства).

В отличие от обычного подголовника, активные оборудовали специальными подвижными рычагами, которые спрятали в спинке сидений. Суть таких рычагов максимально быстро приблизить подголовник к голове водителя. Многие скажут, что это нереально, но как показывает статистика, на весь процесс уходит максимум 0,5 секунды.

Что такое активный подголовник автомобиля

Как выглядит активный подголовник

Впервые об обязательном наличии подголовников на спинках сидений автомобилей заговорили еще в начале 1960-ых годов, изобретателем был Бела Барени. Изначально подголовники устанавливались в качестве опции и по желанию владельцев авто. Начиная с 1968-го года, компания Mercedes вела подголовники в стандартный набор, тем самым повысив безопасность своих автомобилей. В начале 1969 года ассоциация безопасности NHTSA рекомендовала всем автомобильным производителям устанавливать подголовники даже в базовой комплектации.

Чем же отличается активный подголовник от обычного классического. На первый взгляд отличий практически нет, но всю хитрость механизма инженеры спрятали в самой спинке сиденья. За счет подвижного механизма и рычагов при ударе или резких перегрузках, спина водителя по инерции вдавливается в спинку сиденья, соответственно нажимает нижнюю часть рычага. В свою очередь верхняя часть механизма срабатывает пропорционально наоборот, приближая подголовник к голове водителя, опережая момент опрокидывания головы назад. Таким образом, активный подголовник уменьшает силу удара на средних и малых скоростях. Именно в эти моменты чаще всего случаются травмы, связанные с так званым «эффектом хлыста».

Читать статью  Молдинг на двери автомобиля: как снять, установить, зачем нужен

Как устроен активный подголовник

Устройство активного подголовника

Разобравшись с тем, что такое активный подголовник и для чего он служит, рассмотрим его устройство. По типу реализации выделяют два основных типы: на основе механического привода и на основе электрического привода. С самого названия становится понятно, что конструкция и устройство будут разными.

Механический активный подголовник

Считается самым простым по своей конструкции. В состав такого механизма входят рычаги, пружины и передаточные механизмы. Весь принцип работы построен на законах физики. С другой же стороны такой механический активный подголовник подлежит ремонту и не требует дополнительного обслуживания.

Электрический активный подголовник

В отличие от механического подголовника, основой для данного типа послужила электроника. В наборе такого механизма числятся датчики удара (как правило, расположенные на заднем бампере), электронный блок управления, пиропатрон с электрическим воспламенителем, приводящий в действие весь механизм. Как показывает практика, такой тип активных механизмов на порядок лучше отрабатывает свою задачу, но вот и с ремонтом будет больше проблем. Пиропатрон одноразового использования, поэтому после срабатывания нужно будет его заменить, хотя зачастую приходится менять датчики и весь механизм подголовника.

Шлейв электрического активного подголовника

Так же некоторые специалисты выделяют два дополнительные виды активных подголовников: подвижные и неподвижные. Подвижные, они же регулируемые, могут передвигаться в любом направлении. Для регулировки необходимо надавить специальную кнопку на спинке сиденья, соответственно подголовник можно будет опустить вниз или поднять вверх. Неподвижные подголовники зачастую выполнены заодно со спинкой сиденья или же выполнены в виде подуши, без возможности регулировки. В таком случае нужно серьезно подходить к регулировке неподвижных подголовников, чтоб минимизировать силу удара. Регулировка зачастую проводится за счет угла наклона всего сиденья или спинки в отдельности. Смотрите так же обзор активного стабилизатора поперечной устойчивости.

Как работает активный подголовник

Принцип работы активного подголовника

В зависимости от выбранного типа подголовника (электрический или механический) соответственно и принцип работы будет отличаться. Механический активный подголовник работает на основе законов физики. В момент аварии или резких перегрузок с ускорением срабатывают рычаги, пружина и угол наклона самого подголовника. Инерция направляет пассажира (водителя) в сиденье автомобиля, в спинках сидений установлены специальные механические рычажки, ведущие к механизму подголовника. Последний, в свою очередь, в зависимости от усилия рычагов наклоняется в сторону головы. Если давление на спинку сиденья снижается, то пружина постепенно возвращает подголовник в исходное положение, которое было до срабатывания. Такой вариант не требует последующего ремонта при незначительных ДТП.

Читать статью  Капитальный ремонт двигателя автомобиля

Электрический активный подголовник

Устройство данного типа подголовника намного сложнее, нежели механического. Основой для срабатывания считается электронная система управления. Как правило, электронная система состоит из датчиков, отвечающих за удары, электронный блок управления и конечно же, сам механизм (привод для подголовника и пиропатрон с электрическим воспламенителем). Датчики удара устанавливают в заднем бампере, так как в 68% случаев основной удар приходится на заднюю часть машины. В момент срабатывания датчиков, сигнал передается на электронный блок управления. При этом рассчитывается сила и направление удара.

Блок в свою очередь рассчитывает все необходимые моменты и передает импульс на пиропатрон, точней на электрический воспламенитель. Именно пиропатрон приводит в действие весь механизм активного подголовника с электрической частью. Огромный минус такого типа подголовника в том, что он по сути одноразовый и после срабатывания требует ремонта. Как показывает практика, цена ремонта во многом зависит от повреждений и конечно же марки и модели автомобиля.

Регулировка активного подголовника

Регулировка активного подголовника

Не менее важный момент считается регулировка подголовника, ведь именно от этого будет зависеть дальнейшая его эффективность в момент срабатывания. Да и как утверждают многие водителя, если неправильно отрегулировать, то во время поездки так же будет уставать шея, а значит, внимательность будет меньше.

Данный процесс не требует особых навыков или специального оборудования. Достаточно придерживаться стандартных инструкций и следовать шаг за шагом. Такая процедура доступна только для подвижных подголовников, а на самой каретке (кнопке) для регулировки зачастую производитель добавляет надпись «Active». Самое оптимальное расположение механизма считается у основы черепа пассажира, в месте, где шейный отдел начинает изгибаться будет располагаться нижняя часть подголовника.

Спортивные сиденья со сплошной спинкой

Прежде, чем приступить к регулировке подголовника, водители со стажем советуют отрегулировать само сиденье по высоте и глубине посадки, а так же обязательно наклон спинки сиденья. Активные подголовники являются частью этой системы, поэтому они так же подстраиваются под ваши физические габариты. Обычно регулировку подголовников проводят по высоте, так как остальные параметры выставляются автоматически.

Стандартные настройки активного механизма рассчитываются под среднего человека со среднестатистическим весом (около 70 кг). Основой проблемой использования активных подголовников считается, когда пассажир высокий или же ниже среднего роста. В такой ситуации настроить механизм будет практически невозможно. Так же отрегулировать никак нельзя неподвижный подголовник, причина тому отсутствие регулировочного механизма. В таком случае остается максимально комфортно подстроить под себя сиденье и пользоваться ремнем безопасности.

Читать статью  Работы по ремонту BMW E36

Как снять и установить активные подголовники

Снимаем подголовник

Вариаций по снятию и установке активных подголовников автомобиля очень много, да и многое зависит от самой марки и модели автомобиля. Сразу стоит отметить, что снять активный подголовник не так просто, как классический. Ему недостаточно нажать специальную кнопку на сиденье и просто вытянуть.

Наведем самый распространенный вариант снятия и установки активных подголовников автомобиля. В первую очередь нужно определиться, активные или классические подголовники у вас в автомобиле. Первое, что отличает активный механизм – это наличие проводки в штыре подголовника или небольшого троса. Снять, как обычный подголовник не получится. Зачастую есть два варианта, первый это разобрать сам подголовник, сняв заднюю пластиковую часть, тогда достаточно отключить шлейф или снять тросик с фиксатора.

Приводы активного подголовника

Не исключен вариант, когда задняя часть подголовника обшита заодно с передней частью. В таком случае необходимо снимать заднюю часть переднего сиденья. Как правило, это не легкий процесс и требует небольших навыков ремонта. Большинство производителей пластиковые крышки на спинках сидений садят на специальные крепежи. Поэтому снимать нужно аккуратно и без лишних движений. Добравшись до механизма, нужно разобраться, как устроен и где находится крепеж тросика или шлейф проводки (все зависит от типа активных подголовников: механические или электрические).

Отсоединив шлейф или крепежную часть тросика, аккуратно снимите подголовники, медленно подавая сопутствующие элементы через отверстия в спинке (место установки подголовника). Устанавливать активные подголовники стоит в обратном порядке. Многие специалисты говорят, что аккуратно стоит вести себя с электрическими активными механизмами, так как контакты требуют тщательного соединения, в ином случае от плохого контакта в момент удара механизм может не сработать.

Активные подголовники передних сидений

Так стоит ли устанавливать активные подголовники на сиденья автомобиля. Если вы сомневаетесь, то по статистике в 33% аварий связаны со столкновением в заднюю часть автомобиля. Как результат, чаще всего страдает шея водителя и переднего пассажира. В среднем затраты на установку активных подголовников обойдется в 3-5 тысяч рублей, в некоторых случаях на дорогих автомобилях порядка 10 тысяч рублей. Но если сравнивать с последствиями и травмами, то цена не столь большая.

Видео-обзор принципа работы активных подголовников:

https://fastmb.ru/auto_shem/3441-aktivnye-podgolovniki-avtomobilya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: