Содержание
Мировые рекорды скорости на автомобиле.
С момента изобретения двигателя внутреннего сгорания, автомобильные и мотоциклетные рекорды скорости шли практически нога к ноге. Автомобили сначала опережали мотоциклы, по объективным причинам — мотоцикл был изобретен на несколько лет позже автомобиля. Да и с проблемой стабилизации на высоких скоростях легче справиться, когда колеса четыре, а не два. Тем не менее, как и в упомянутой статье о мировых рекордах скорости на мотоциклах, автомобильные рекорды будем рассматривать, начиная со скорости в 300 км. в час, поскольку именно в этом районе держится максимальная скорость современных серийных спортивных автомобилей.
Самый первый рекорд скорости на автомобиле был поставлен еще в XIX веке, и рекорд этот принадлежал… Электромобилю! В 1898 году французский автогонщик Гастон де Шасслу-Лоба разогнался до 63,5 км. в час в Ашере, Франция. Затем, с годами, площадка для установления рекордов скорости переехала на высохшее соляное озеро Бонневиль, США, штат Юта, и является ею до сих пор.
Впрочем, с площадками, достаточными для разгона-торможения самых быстрых в мире автомобилей, не все так однозначно. В первой половине XX века рекорды ставились в Великобритании, на обычном пляже в Пендине. Затем, в 1927 (!) году, когда скорость превысила порог в 300 км. в час (!!), отрезок дистанции, на котором измеряется скорость, пришлось уменьшить с одной мили до одного километра (. ), а места на Британском пляже стало маловато. Пришлось будщим рекордсменам переехать во Флориду, на Дайтона-бич. А вскоре и на соляное озеро Бонневиль.
29 марта 1927 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 327,97 км в час.
Рекорд был установлен Генри О’Нилом Сигрейвом на автомобиле Санбим 1000. 1000 лошадиных сил на этом автомобиле выдавались двумя двенадцатицилиндровыми авиационными двигателями общим рабочим объемом 22,4 литра.
19 февраля 1927 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 333,048 км. в час.
Стоит отметить, что вплоть до 1963 года все рекорды скорости ставились англичанами. Причем, одними и теми же. На этот раз рекорд был поставлен Малькольмом Кэмпбеллом на автомобиле «Синяя Птица» с 23,9- литровым авиационным двигателем от биплана «Глостер».
22 апреля 1928 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 334,007 км в час.
Был поставлен впервые американцем Реем Кичем на еще более сумасшедшей конструкции, состоявшей из трех 27-литровых авиационных двенадцатицилиндровых V-образных двигателей, называемой Triplex Special.
С этим мировым рекордом скорости связана трагедия. Дело в том, что первый Triplex Special был еще слишком «сырым» для мирового рекорда скорости, и Кич отказался сесть за руль.
Тогда был нанят Ли Байбл, талантливый механик, однако, не имевший опыта вождения автомобиля на подобных скоростях. Во время установления рекорда автомобиль Ли Байбла вылетел с трассы в дюны и несколько раз перевернулся. Байбл вылетел из авто на 60 метров и погиб. Также в этом инциденте погиб фотограф Чарльз Трауб.
Кич ставил рекорд уже на следующем, доработанном после аварии, автомобиле.
11 марта 1929 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 372,459.
Снова Генри Сегрейв, который после установления этого рекорда, ни много, ни мало, посвятили в рыцари!
Опять был использован авиационный двигатель W12 рабочим объемом 23,9 литров, выдававший 925 лошадиных сил. Для того, чтобы автомобиль не взлетел на такой скорости, дизайн передней части кок-пита был скопирован с самолета Supermarine S.5, а в задней части располагался балласт весом в 120 кг. Для того времени эта машина была примечательна еще и тем, что имела тормоза на всех четырех колесах и трехскоростную коробку передач с двумя карданными валами.
На пляже в Дайтона-бич понаблюдать за этим рекордом собралось более 120 000 зрителей.
5 февраля 1929 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 396,025 км. в час.
И снова Малькольм Кемпбелл, также посвященный в рыцари после превышения отметки скорости в 400 км/ч. Рекорд был поставлен на Автомобиле «Синяя Птица» (Blue Bird).
Данный автомобиль в своем изначальном исполнении, как и все предыдущие, имел авиационный двигатель рабочим объемом 23,9 литра, выдававшим 1450 лошадиных сил. Дальнейшая его эволюция заключалась в замене двигателей на более производительные. Все двигатели были оснащены нагнетателями, а к 1935 году рабочий объем увеличился до 36,7 литров. Всего на этом автомобиле было поставлено 5 мировых рекордов скорости, причем подряд.
24 февраля 1932 года — 408,73 км/ч.
22 февраля 1933 года — 438,48 км/ч.
7 марта 1935 года — 445,472 км/ч.
3 сентября 1935 года — 484,598 км/ч. — первый мировой рекорд на автомобилях, установленный на озере Бонневиль.
19 ноября 1937 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 501,16 км. в час. 27 августа 1938 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 556,012 км. в час.
Оба мировых рекорда были поставлены Джорджом Эйстоном на автомобиле «Thunderbolt», оснащенным двумя авиационными двигателями Rolls-Royce V-12 и тремя парами колес.
На этом хтоническом монстре было поставлено три мировых рекорда скорости, в том числе 16 сентября 1938 года, когда была достигнута скорость в 575,314 км/ч.
15 сентября 1938 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 563,566 км. в час. 23 августа 1939 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 595,04 км. в час.
Перед самым началом Второй Мировой войны было поставлено три рекорда скорости на автомобиле, все три Джоном Коббом на автомобиле «Railton Special».
Автомобиль этот выглядел экзотично даже для стримланера. На фоне монструозного «Thunderbolt» выделялся изяществом форм, обтекаемостью, да и вообще, в первую очередь был похож на летающую тарелку инопланетян, чем на автомобиль.
Техническая начинка, тем не менее, не сильно изменилась. Два авиационных двигателя W-12 Napier по 23,9 литра каждый, с нагнетателями.
Последний рекорд скорости, который был установлен Коббом на этом автомобиле составил 634,397 км/ч, произошло это 15 сентября 1947 года, практически сразу после Войны.
Вплоть до 1963 года этот держался этот рекорд, поскольку для его преодоления потребовался уже принципиально новый подход к конструированию рекордных автомобилей.
17 июля 1964 года. Мировой рекорд скорости на автомобиле 644,96 км. в час.
В 1964 году произошел технологический рывок. Новый мировой рекорд впервые был поставлен на автомобиле, не имеющем классического двигателя внутреннего сгорания, и был поставлен на озере Эйр в Южной Австралии британцем Дональдом Кэмпбеллом на турбо-винтовом Bluebird-Proteus CN7.
Классическое представление о мощности автомобилей, измеряемое, в обывательском смысле, в лошадиных силах, больше не работало. Турбина давала мощность порядка 3,320 кВт.
С 1964 года, благодаря этому автомобилю, все рекорды скорости разделились на две параллельные ветви: автомобили с турбинами (по сути, ракеты на колесах) и более или менее классические конструкции, с поршневыми двигателями внутреннего сгорания.
Мы будем рассматривать далее наиболее «быструю» ветвь этой эволюции.
5 августа 1963 года. Мировой рекорд скорости на реактивном автомобиле 655,722 км. в час.
Как мы можем заметить, этот мировой рекорд был поставлен Крейгом Бридлавом на трехколесном «Spirit Of America» годом раньше предыдущего. Дело в том, что автомобиль Крейга имел всего три колеса, и FIA не могла засчитать поставленный рекорд в 1963-м. Потом, после решения формальной стороны вопроса, рекорд все же был засчитан.
Как и многие другие рекордные автомобили, «Дух Америки» поставил три мировых рекорда скорости и значительно перерабатывался конструктивно от рекорда к рекорду. Уже во втором своем исполнении он имел 4 колеса, а не 3.
Рекорды этого автомобиля: 2 ноября 1965 года — 893,966 км/ч.
15 ноября 1965 года — 955,950 км/ч.
2 октября 1964 года. Мировой рекорд скорости на реактивном автомобиле 665,0 км. в час.
Рекорд принадлежит американцу Тому Грину на «Wingfoot Express». Это был сложный рекорд настоящих энтузиастов своего дела, сумевших блеснуть в ряду страшно-дорогих высокотехнологичных аппаратов. Стоимость Вингфута составляла всего 78 000 долларов США, в то время как уже упомянутая «Синяя Птица» — 2 000 000 долларов США.
5 октября 1964 года. Мировой рекорд скорости на реактивном автомобиле 698,50 км. в час.
Был поставлен Артом Арфонсом на «Зеленом Монстре» (Green Monster).
А на самом деле, «Зеленый Монстр» был почти полностью красным.
23 октября 1970 года. Мировой рекорд скорости на реактивном автомобиле 1014,656 км. в час.
Это самый интересный рекорд скорости. Был поставлен американцем Гари Габеличем на ракетном автомобиле «Blue Flame». Надо понимать, что все остальные рекордные автомобили были самолетами на колесах, но не ракетами. Голубой Огонь стал пока что единственным в истории рекордным ракетомобилем.
4 октября 1983 года. Мировой рекорд скорости на реактивном автомобиле 1020,406 км. в час.
Мировой рекорд британца Ричарда Нобле, начавшийся с бюджета в 175 Фунтов, поставленный на реактивном автомобиле «Thrust2».
Этот рекордный автомобиль был построен на базе турбины Rolls-Royce Avon и вполне подошел бы на роль Бэтмобиля.
Автомобиль был построен вокруг одной единственной турбины, кабина пилота была расположена не посередине, а сбоку, и это роднит его с «Green Monster» Арта Арфонса.
Этот рекорд скорости не был побит вплоть до 1997 года, когда на первое место взошел другой подобный автомобиль тех же разработчиков, Ричарда Нобле и Джона Экройда.
25 сентября 1997 года. Мировой рекорд скорости на реактивном автомобиле 1149,055 км. в час. 15 октября 1997 года. Мировой рекорд скорости на реактивном автомобиле 1223,657 км. в час.
Оба мировых рекорда поставлены британцем Энди Грином на Thrust SSC, оснащенном двумя турбинами Rolls-Royce Spey.
https://adventurist.pro/auto-world-speed-records/