Общее устройство тракторов и автомобилей

Общее устройство тракторов и автомобилей

Основные части трактора и автомобиля: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование.

Устройство гусеничного трактора

Расположение основных частей и сборочных единиц гусеничного трактора показано на рисунке.

Схема расположения основных частей, механизмов и деталей гусеничного трактора

Рисунок. Схема расположения основных частей, механизмов и деталей гусеничного трактора:
1 — двигатель; 2 — гидравлическая навесная система; 3 — прицепное устройство; 4 — ведущее колесо; 5 — планетарный механизм; 6 — конечная передача; 7 — коробка передач; 8 — соединительный вал; 9 — сцепление; 10 — гусеничная цепь; 11 — направляющее колесо; 12 — главная передача.

Двигатель 1 преобразует химическую энергию топлива и атмосферного воздуха во вращательное движение и переносит его к потребителям — ведущим колесам и ВОМ.

Трансмиссия трансформирует вращательное движение, распределяет его и переносит к ведущим колесам (звездочкам гусениц). Трансмиссия состоит из сцепления 9, соединительного вала 8, коробки передач 7, механизмов поворота 5, главной 12 и конечных 6 передач.

Ходовая часть объединяет все сборочные единицы в одно целое и служит для перемещения трактора по опорной поверхности. В состав ходовой части входят остов (рама), подвеска и движитель, включающий в себя ведущие колеса 4 (звездочки), направляющие колеса 11, поддерживающие ролики и гусеничные цепи 10. Движитель взаимодействует с опорной поверхностью (почвой) и преобразует подведенное трансмиссией вращательное движение в поступательное движение трактора.

Механизмы управления, воздействуя на ходовую часть, изменяют траекторию движения трактора, останавливают и удерживают его неподвижно.

Рабочее оборудование трактора состоит из механизма навески 2 с гидроприводом, прицепного устройства 3, ВОМ и приводного шкива. Навесная система предназначена для крепления навесных машин на трактор и управления их работой. С помощью прицепного устройства буксируют различные прицепные машины и транспортные средства. ВОМ используют для приведения в действие рабочих органов агрегатируемых машин.

Вспомогательное оборудование трактора — это кабина с подрессоренным сиденьем, капот, приборы освещения и сигнализации, системы отопления и вентиляции, компрессор и др.

Устройство колесного трактора

Назначение составных частей колесного трактора то же, что у гусеничного.

Схема расположения основных частей, механизмов и деталей колесного трактора

Рисунок. Схема расположения основных частей, механизмов и деталей колесного трактора:
1 — управляемое колесо; 2 — передний мост; 3 — двигатель; 4 — механизм навески; 5 — ведущее колесо; 6 — конечная передача; 7 — дифференциал; 8 — главная передача; 9 — коробка передач; 10 — сцепление.

Ходовая часть и механизмы управления колесного трактора состоят из остова, переднего моста 2, ведущих 5 и управляемых 1 колес, рулевого управления. Между главной 8 и конечной 6 передачами установлен дифференциал 7.

Устройство автомобиля

Основные части автомобиля — двигатель, шасси и кузов. Принципиальная схема расположения основных частей и механизмов автомобиля мало отличается от схемы их расположения у колесного трактора.

Расположение основных механизмов автомобиля

Рисунок. Расположение основных механизмов автомобиля:
1 — направляющее колесо; 2 — передняя подвеска; 3 — сцепление: 4 — коробка передач; 5 — карданная передача; 6 — главная передача; 7 — дифференциал; 8 — задняя подвеска; 9 — ведущее колесо; 10 — рама; 11 — рулевое управление; 12 — двигатель

Вспомогательное оборудование автомобилей — это тягово-сцепное устройство, лебедка, системы отопления и вентиляции, компрессор и др.

Шасси автомобиля состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. На шасси устанавливают кузов для размещения пассажиров или груза.

Компоновочная схема легковых переднеприводных автомобилей отличается от классической тем, что двигатель расположен поперек кузова и ведущими являются передние колеса. Это позволяет уменьшить массу автомобиля, эффективнее использовать его пространство, повысить устойчивость и проходимость.

Схема трансмиссии переднеприводного автомобиля

Рисунок. Схема трансмиссии переднеприводного автомобиля: I — двигатель; II — сцепление; III — коробка передач; IV — главная передача и дифференциал; V — правый и левый приводные валы с шарнирами равных угловых скоростей; VI — ведущие (передние) колеса.

Конструкция тракторов и автомобилей. Шасси. Ходовая часть и механизмы управления

Министерство образования и науки Российской Федерации

«НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО»

Конструкция тракторов и автомобилей. Шасси.

Ходовая часть и механизмы управления

УДК 631.372 (075.5)

кандидат технических наук, доцент

Рекомендовано к использованию решением кафедры «Механизация сельского хозяйства» (протокол ___ от ________ 2012г.)

Тракторы и автомобили. Конструкция тракторов и автомобилей. Шасси. Ходовая часть и механизмы управления: Руководство к лабораторным работам /Сост. ; НовГУ – Великий Новгород. 2012. – 21 с.

Руководства содержат краткие методические рекомендации к выполнению лабораторных работ по курсу «Тракторы и автомобили».

Для студентов очного и заочного отделений специальности 110800.62 – Агроинженерия классификация (степень) – «бакалавр».

УДК 631.372 (075.5)

© Новгородский государственный университет, 2012

Общие указания

Настоящая методическая разработка составлена на основании программ предмета «Тракторы и автомобили» для студентов сельскохозяйственных вузов. По дидактической единице «Шасси» предусматривается изучение девяти тем разделов «Трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления». К занятию по теме необходимо готовиться по учебнику. В начале занятия преподаватель кратко знакомит студентов с принципом действия и особенностями конструкции изучаемого механизма и проводит инструктаж в такой последовательности:

1. Пользуясь методическими указаниями проработать соответствующие разделы учебника, уяснив назначение и принцип действия изучаемых механизмов. Ответить на контрольные вопросы.

2. Составить конспект и наметить вопросы, требующие дополнительной проработки на лабораторных занятиях.

3. Выполнить запланированный объём лабораторно-практических занятий по данному разделу курса. При изучении материала полезно сочетать работу со схемами, плакатами, действующими моделями, макетами и размерами механизмов, узлов.

4. Обратить особое внимание и на взаимодействие деталей и узлов, возможные неисправности и необходимые регулировки, влияние их на эксплуатационные показатели тракторов.

5. Сравнить конструкции изучаемого механизма различных марок тракторов и автомобилей, оценивая их относительные преимущества и недостатки, а также тенденции развития.

6. В соответствующих разделах тетради отчёта по выполнению лабораторных занятий привести схемы изучаемых механизмов с кратким описанием их работы, данные по их регулировкам и правилам технического обслуживания.

7. Проверка усвоения студентами изучаемого материала проходит путём устного опроса на итоговом занятии. Кроме того, в ходе занятий по каждой теме преподаватель проверяет знания студентов путём опроса по тетради-отчёту к лабораторной работе. Заполняя тетрадь-отчет, предъявляется студентом при сдаче экзамена.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ

Цель работы

Изучить назначение, устройство и работу ходовой части тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 и автомобиля ГАЗ-53А.

Материальное обеспечение

2. Трактор МТЗ-82 и автомобиль ГАЗ-53Л.

3. Макеты элементов ходовой части автомобиля.

4. Комплект плакатов, методические указания.

Последовательность изучения

1. Изучить назначение ходовой части и общее её устройство.

2. Выяснить разновидности остовов тракторов и автомобилей. Обратить внимание, что полурамный остов (универсальные тракторы) легче, чем рамный, удобнее для навески машин, по доступ к некоторым агрегатам трактора с таким остовом затруднен.

3. Изучить устройство колесного движителя: управляемых и ведущих колос, узлов переднего моста. Уяснить, что у тракторов с колесной формулой 4×4 управляемые колеса являются ведущими. Передние колеса большинства универсальных тракторов меньше по размеру, чем задние.
Автомобили, колесные тракторы общего назначения и некоторые универсальные тракторы имеют
колеса одного размера. Выяснить маркировку шин, пределы изменения давления в шинах в зависимости от нагрузки на колеса и от условий работы.

4. Ознакомиться с назначением и типами подвесок автомобилей и колесных тракторов.
Изучить назначение, устройство и работу рессор, подрессорников и амортизаторов. Обратить
внимание, что у автомобилей подвеской оборудованы передние и задние мосты, у тракторов — только передние. Уяснить, что отсутствие задней подвески у тракторов позволяет выполнять технологический процесс без нарушений, но делает условия работы на тракторе более тяжелыми чем на автомобиле.

Получить полный текст Подготовиться к ЕГЭ Найти работу Пройти курс Упражнения и тренировки для детей

5. Ознакомиться с понятиями, характеризующими проходимость колесных тракторов и автомобилей: средним давлением движителей на грунт, дорожным просветом, колеей, защитной зоной, изучить устройства, позволяющие регулировать ширину колеи универсальных тракторов, базу и дорожный просвет.

6.Изучить способы повышения проходимости и тягово-сцепных качеств колесных тракторов и автомобилей. Уяснить положительные и отрицательные стороны применения передних ведущих мостов, полугусеничного хода, сдвоенных, широкопрофильных я арочных шин, регулируемого давления в шинах, цепей противоскольжения, догружателей ведущих колес (ДВК) и балластировки.

7. Рассмотреть на колесном тракторе и автомобиле взаимное расположение элементов хо­довой части и их конструктивные особенности.

Общие сведения

Ходовая часть преобразует крутящий момент на ведущих колесах в тяговое усилие и вра­щательное движение колес в поступательное движение трактора (автомобиля).

Ходовая часть состоит из трех элементов: остова, движителя и подвески. Остов может быть рамный, полурамный и безрамный. Движитель — колесный, гусеничный, полугусеничный и др. Подвеска соединяет остов и движитель.

Ходовая часть автомобиля ГАЗ-53А. Остовом служит рама. К движителю относятся колеса (передние — управляемые, задние — ведущие) и мосты. Передняя подвеска состоит из рессор и амортизаторов, задняя — из рессор и подрессорников.

Рессоры и пневматические шины колес смягчают толчки при движении по неровностям. Рессора состоит из стальных упругих листов, скрепленных хомутами. Концы рессор крепят (один жестко, другой подвижно) к кронштейнам рамы. Средняя часть рессоры закреплена стремянками на балке переднего моста или на кожухе заднего моста. Концы подрессорника с рамой не соеди­няют. Подрессорник предохраняет рессору от перегрузки.

Амортизаторы гасят колебания остова «возникшие при работе рессор. Применяемые теле­скопические гидравлические амортизаторы состоят из цилиндра, резервуара, поршня с клапанами и дросселирующими отверстиями. Корпус амортизатора крепится шарнирно к балке переднего моста, а головка штока — к раме. Амортизатор заполняется амортизаторной жидкостью. При работе рессор рама перемещается относительно моста попеременно вверх и вниз, заставляя также пере­мещаться поршень в цилиндре. Под давлением поршня жидкость в цилиндре вынуждена перека­чиваться через большое количество отверстий малого диаметра и клапан сжатия, отдачи и перепу­скной из нижней полости цилиндра в верхнюю и наоборот. При этом колебания рамы быстро пре­кращаются.

Передние колеса у автомобиля одинарные, задние — сдвоенные. Колесо состоит из диска, обода, бортового кольца и шины. Шина состоит из покрышки, камеры и ободной ленты. Размеры шин и давление в них должны соответствовать технической характеристике (в шинах размером 240-508 давление для передних колес составляет 2.8 кгс/см, для задних — 4,3 кгс/см ).

Ходовая часть трактора МТЗ-80 (см. плакаты). Остов — полурамный. Движитель — колесный с колесами разного размера (управляемые меньше, чем ведущие). Задняя подвеска отсутствует: ведущие колеса жестко крепятся к осям. Это позволяет выполнять работы с навесными агрегатами без нарушения технологии, но делает условия работы на тракторе более тяжелыми, чем на автомобиле, несмотря на подрессоривание сидения, установку резиновых подушек под кабину и т. п. Передний мост соединен с колесами через цилиндрические пружины. Ширину колеи передних колес регулируют ступенчато, задних — бесступенчато с помощью червячного механизма. Давление в шинах колес устанавливают в зависимости от условий работы (передние колеса — 1,4. 1,5 кгс/см, задние — 1,0. 1,4 кгс/см2.

Контрольные вопросы

1. Объясните назначение ходовой части.

2. Из каких элементов состоит ходовая часть тракторов и автомобилей?

3. Укажите назначение подвески.

4. Из каких сборочных единиц состоит передняя (задняя) подвеска автомобиля?

5. Назначение рессор, подрессорников и амортизаторов.

6. Объясните принцип работы рессор и амортизаторов.

7.Укажите давление, применяемое в шинах передних и задних колес автомобиля и трактора.

8. Назовите способы регулирования ширины колеи универсальных тракторов.

9. Перечислите способы, применяемые для улучшения тягово-сцепных качеств колесных тракторов и автомобилей.

10. Объясните маркировку шин.

Содержание отчета:

выполнить схему шины с обозначением ее элементов и размеров;

— привести схемы ободьев колес легковых и грузовых автомобилей с обозначением позиций.

Рис. II. Конструктивные элементы пневмошины:

1 — каркас; 2 — брекер (подушечный слой); 3 — протектор; 4 — боковина; 5 — борт; 6 — пятка борта; H и В — соответственно высота и ширина профиля покрышки; Во — ширина беговой дорожки протектора по хорде; R — радиус кривизны протектора: D и d — соответственно наружный и внутренний (посадочный) диаметры шины; h — стрела дуги протектора; с — ширина раствора бортов; а — ширима борт; / — ко­рона; // — сухарь (плечевая зона); /// — зона боковины (изгиба). IV — зона усиления.

Рис. 6.1 Автомобильные колеса:

а — дисковое грузового автомобили (трехкомпонентиый обод); б — дисковое грузового автомобиля (двухкомпонентный обод); в — бездисковое грузового автомобиля (трехкомпонентный обод); г — легкового автомобиля с глубоким не разборным ободом (однокомпонентный обод); 1 — диск; 2 — обод; 3 — разрезное замочное кольцо; 4 — не разрезное бортовое кольцо; 5 — пневматическая шина: 6 — разрезное бортовое кольцо; 7 —камера; 8 — ободная лента.

Получить полный текст Подготовиться к ЕГЭ Найти работу Пройти курс Упражнения и тренировки для детей

Рис. 6.2. Ведущие и направляющие (ведомые) колеса пропашного трактора МТЗ-8О с деталями крепления:

а — ведущее колесо; 6 — направляющее колесо: 1 — втулка; 2 — червяк; 3 — болт; 4 — вкладыш ступицы; 5 — шпонка; 6 — ступица заднего колеса; 7 — шина заднего колеса; 8 — болт; 9 — сферическая шай6a; 10 — диск с ободом заднего колеса; 11 — шина переднего колеса с диском; 12 — болт; 13 — колпак 14 — гайка; 15 — кольцо; 16 и 18 — подшипники; 17 — ступица переднего колеса: 19 — обойма сальника; 20 — сальник 21 — полуось; 22 — шплинт; 23 — прокладка.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ГУСЕНЕЧНЫХ ТРАКТОРОВ

Цель работы

Изучить назначение, устройство и работу ходовой части трактора ДТ-75М.

Материальное обеспечение

2. Трактор ДТ-75М

3. Демонстрационная модель балансирной каретки.

4. Комплект плакатов, методическое пособие.

Последовательность изучения

1. Изучить назначение ходовой части и её основных элементов (остова, движителя, подвески). Обратить внимание, что остовом на гусеничном тракторе ДТ-75М является рама.

2. Найти на схеме (рис. 12) и на тракторе сборочные единицы и детали гусеничного движителя: ведущее колесо (звездочку) 5, направляющее колесо 1, коленчатую ось 10, гусеницу 4, поддерживающие ролики 3, опорные катки 6, амортизирующую пружину 2 с натяжным устройством.

3. Ознакомиться с типами подвесок гусеничных тракторов. Изучить устройство и работу эластичной подвески трактора ДТ-75М (балансирные каретки). Обратить внимание что такая подвеска позволяет каждому опорному катку копировать рельеф почвы, обеспечивая плавность хода.

4. Изучить работу гусеничного движителя. Обратить внимание, что гусеничный движитель имеет ряд преимуществ перед колесным (высокие сцепные качества и проходимость, низкое дав­ление на почву), но ему свойственны и некоторые недостатки (малая скорость движения, значи­тельная масса, больше потери мощности на перематывание гусеницы и трение в шарнирах, малый срок службы, повышенный шум).

5. Уяснить, что основными операциями по уходу за ходовой частью гусеничного трактора является следующие:

— смазка подшипниковых узлов и замена смазки в соответствии с картой смазки трактора;

— регулировка зазоров в подшипниках направляющего колеса и опорных катков;

— проверка и регулировка натяжения гусеницы,

Обратить внимание, что при слабом натяжении гусеница может соскочить, а при сильном натяжении происходит интенсивный износ ее элементов и повышается сопротивление качению трактора. Найти на тракторе точки смазки подшипниковых узлов ходовой части, пользуясь картой смазки. Обратите внимание, что жидкая смазка подается к подшипникам через отверстия закрытые пробками, консистентная — через пресс-масленки.

6. Выяснить способы повышения проходимости и тягово-сцепных качеств гусеничных тракторов.

Рис.8 Схема гусеничного движителя:

1 — направляющее колесо; 2 — амортизирующее и натяжное устройство; 3 — поддерживающий ролик; 4 — гусеница; 5 — ведущее колесо (звездочка); 6 — каток; 7 — пружина балансирной каретки; 8,9 — балансиры (внутренний и внешний); 10 — коленчатая ось.

Общие сведения

Ходовая часть трактора ДТ-75 (рис. 8). Остов — сварная рама, движитель — гусеничный, подвеска — эластичная. К движителю относятся следующие сборочные единицы: гусеница 4,ведущее колесо 5.направляющее колесо I, поддерживающие ролики 3, опорные катки 6, амортизирующая пружина 2 с натяжным устройством. Подвеску образуют балансирные каретки по две с каждой стороны, состоящие из балансирных рычагов, пружины, оси качения и опорных каткой. Каретки установлены на цапфы, закрепленные па раме трактора.

Гусеница состоит из металлических звеньев, соединенных шарнирно пальцами. Звенья гусеницы входят в зацепление с зубьями звездочки, при вращении которой трактор отталкивается от неподвижной гусеницы и с помощью катков катится по ней как по рельсам, копируя неровности. Звездочка перематывает освободившиеся звенья гусеницы.

При наезде на препятствие коленчатая ось, на которой установлено направляющее колесо, поворачивается, сжимая пружину 2.После преодоления препятствия пружину возвращает направляющее колесо в исходное положение, натягивая гусеницу. У правильно натянутой гусеницы провисание звеньев на участке между поддерживающими роликами составляет 30. 50 мм.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные части гусеничного движителя.

2. Объясните работу гусеничного движителя.

3. Назовите детали и объясните работу балансирной каретки.

4. Какого типа подвеску имеет трактор ДТ-75М?

5. Каким образом устроен натяжной механизм и как регулируется натяжение гусеницы.

6. Назовите преимущества и недостатки гусеничного движителя по сравнению с колес­ным.

7. Для чего служит амортизирующее устройство.

8. Что является остовом трактора ДТ-75М?

9. Какие операции выполняют при техническом обслуживании ходовой части трактора ДТ-75М?

10. Назовите конструктивные особенности ходовой части тракторов ДТ-175С и Т-150.

Содержание отчета:

— выполнить схему гусеничного движителя трактора ДТ-75М с обозначением позиций;

— перечислить регулировки ходовой части;

— указать точки смазки ходовой части и правила смазки.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Цель работы

Изучить назначение, устройство я работу рулевого управления трактора МТЗ-80 и автомо­биля ГАЗ-53А.

Материальное обеспечение

2. Трактор МТЗ-82, автомобиль ГАЗ-53А.

3. Макет и демонстрационная модель рулевого управления, разрезы рулевого механизма и
гидроусилителя.

4. Комплект плакатов, методические пособия.

Последовательность изучения

1. Изучить назначение рулевого управления, общие требования, предъявляемые к нему.

2. Изучить устройство и работу рулевого управления автомобиля ГАЗ-53А.

3. Рассмотреть взаимное расположение деталей рулевого управления на автомобиле, их взаи­модействие при вращении рулевого колеса.

4.Выяснить, для чего передние колеса должны иметь схождение в горизонтальной плоскости, развал в вертикальной, а также наклон шкворней поворотных цапф в продольной и поперечной плоскостях.

5. Изучить устройство и работу рулевого управления с гидравлическим усилителем (рис. 11).

Общие сведения

Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А (рис.9) служит для изменения направления движения. Оно состоит из червячного механизма, рулевого привода и рулевой трапеции.

Червячный механизм увеличивает усилие передаваемое от рулевого колеса к управляемым колесам. Он состоит из корпуса, червяка 16, ролика 17 и вала рулевой сошки 15.

Рулевой привод состоит из рулевого колеса 1,вала рулевого колеса 2,рулевой сошки 14,продольной тяги 13,цапфы левого колеса 5, рычага 7.

Рулевая трапеция обеспечивает согласованный поворот управляемых колес вокруг шкворней 6 и 9 так, чтобы все колеса автомобиля катились по концентрическим окружностям (без скольжения) с общим мгновенным центром поворота. Последнее требование выполняется поворотом наружных колес на меньший угол, чем внутренних. Рулевую трапецию образуют балка переднего моста 8,поперечная тяга 12 и рычаги 4 и 2.

Для уменьшения износа шин, повышения устойчивости (способность управляемых колес сохранять «положение, необходимое при прямолинейном движении) и облегчения управления поворотом передние колеса должны иметь схождение в горизонтальной плоскости, развал — в вертикальной плоскости, а также наклон шкворней поворотных цапф в продольной и поперечной плоскостях. Схождение передних колес (разность расстояний между колесами сзади и спереди) устанавливается изменением длины поперечной тяги.

Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 10°(колеса установлены в положение, соответствующее движению по прямой).Его устанавливают подтяжкой соединений тяг, рычагов шарниров и регулировкой червячного механизма.

Рулевое управление трактора МТЗ-80 (рис.9) отливается от рассмотренного установкой гидроусилителя, который значительно облегчает управление трактором. Корпус гидроусилителя (см. плакат и макет) крепится к переднему брусу полурамы и является одновременно резервуаром для масла, которое заливается через горловину в крышке строго по уровню. В корпусе установлен вертикальный вал, на верхнем конце которого закреплен двухсторонний зубчатый сектор 10, а на нижнем — рулевая сошка 12. Сошка шарнирно соединена с поперечными тягами II рулевой трапеции, сектор 10 соединён с одной стороны с червяком 8, с другой — с зубчатой рейкой 2. Рейка прикреплена к штоку поршня 3,установленного в цилиндре, в полости которого (А или Б) может поступать масло под давлением, создаваемым насосом 6. Распределение потоков масла осуществляется золотником 4, установленным на червяке 8.

При повороте рулевого колеса 9, например, вправо, червяк 8, упершись в зубья сектора 10 сдвинет золотник 4 вперед. Золотник направит масло, подаваемое насосом 6 в полость А цилиндра, заставляя поршень 3 двигаться тоже вперед (на схеме вверх). Поршень через рейку 2 повернет зубчатый сектор 10 по часовой стрелке вместе с валом и рулевой сошкой 12, которая действуя на поперечную тягу II рулевой трапеции повернет колеса вправо, как показано на рис 106. Масло из полости Б цилиндра при этом направляется на слив. Как только поворот рулевого колеса прекратится, золотник устанавливается в нейтральное положение и направит масло на слив, как и при прямолинейном движении.

Рис.9 Схема рулевого управления автомобиля ГАЗ-53А:

1-рулевое колесо; 2-рулевая колонка; 3-вал рулевого колеса 4, 7, 11-рычаги; 5 и 10-цапфы правого и левого колеса; 6 и 9-шкворни; 8-балка переднего моста; 12-поперечная тяга; 13-продольная тяга; 14-рулевая сошка; 15-вал рулевой сошки; 16-червяк; 17-ролик.

Контрольные вопросы

1. Перечислите детали червячного механизма и рулевого привода.

2. Объясните работу рулевого управления автомобиля ГАЗ-53А.

3.. Каким образом достигается движение передних колес без скольжения при повороте автомобиля?

4.Что такое схождение и развал колес?

5.. С какой целью устанавливают схождение передних колес, как проверяется и регулируется схождение колес?

6. Объясните назначение развала передних колес, поперечного и продольного наклона шкворней.

7. Объясните работу гидравлического усилителя рулевого управления при прямолинейном движении трактора и при повороте.

Рис.10 Схема действия гидроусилителя рулевого управления трактора МТЗ-80:

а — движение по прямой; б — поворот трактора; 1-направляющее колесо; 2-рейка; 3-поршень; 4-золотник; 5-придохранительный клапан; 6-маслянный насос; 7-маслянный бак (внутренняя полость корпуса гидроусилителя); 8-чевяк; 9-рулевое колесо; 10-сектор; 11-поперечные рулевые тяги; 12-сошка; 13-поворатный рычаг; 14-балка переднего моста.

Содержание отчета:

— выполнить схемы рулевого управления автомобиля ГАЗ-53А и трактора МТЗ-80/82 с обозначением позиций;

— перечислить в необходимой последовательности регулировки рулевых управлений этих машин.

— выполнить схемы углов установки передних колес, указать их значения.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Цель работы

Изучить назначение, устройство в работу тормозной системы тракторов (ДТ-75М, МТЗ-80/82) и автомобиля (ГАЗ-53А).

Материальное обеспечение

2. Тракторы ДГ-75М и МТЗ-82, автомобиль ГАЗ-53А.

3. Разрезы, макеты, действующие модели и детали тормозной системы.

4. Комплект плакатов, методические указания.

1. Изучить назначение, общее устройство тормозной системы и классификацию тормозных механизмов и их провода.

Обратить внимаете, что тормозные системы автомобиля ГАЗ-53А и трактора МТЗ-80 состоят из рабочих тормозов и стояночных. На трактора ДТ-75М рабочей в стояночный тормозы совмещены в одном.

2. Ознакомиться с устройством ленточных (ДТ-75М), колодочных (ГАЗ-53А) и дисковых
(МТЗ-80) тормозных механизмов.

Выяснить расположение тормозных механизмов (рис. 7,9).

3. Изучать устройство и работу тормоза с гидравлическим приводом. Найти на схеме
(рис.8) и на автомобиле главный тормозной цилиндр 2, колесный (рабочий) цилиндр 10, гидровакуумный усилитель 7, трубки 8 и шланги 9.

Обратить внимание на недостатки гидропривода тормозов.

4.Изучить устройство и работу стояночного тормоза автомобиля ГАЗ-53А. Рассмотреть
взаимодействие деталей при включении и выключений тормоза. Обратить внимание, что стояночный тормоз действует только на ведущие колеса и во включенном состоянии фиксируется.

5. Ознакомиться с общим устройством пневматической системы привода тормозов трактора Т-150К.

6. Выяснить основные неисправности тормозных систем и способы их устранения.

Общие сведения:

На автомобилях и некоторых тракторах тормозная система состоит из рабочего тормоза с ножным управлением и стояночного тормоза, имеющего ручное управление. Рабочий тормоз используется для притормаживания при движении и торможения при остановке. Стояночный тормоз.. используют для удержания транспортного средства на стоянке. Различают торможение служебное и экстренное. В первом случае пользуются рабочим тормозом, во втором при необходимости могут быть использованы оба.

Тормозная система многих тракторов устроена так, что рабочий и стояночный тормозы совмещены в одном.

Тормоз состоит из тормозного механизма и его привода. Наибольшее распространение получили ленточные (простые, двойные или плавающего типа), дисковые и колодочные тормозные механизмы (см. плакат). Привод тормозных механизмов может быть механический (стояночные тормоза и совмещенные), гидравлический (используют на легковых автомобилях и на грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности), пневматический (на тяжелых автомобилях и тракторах Т-150К и К-701).Механический привод наиболее простой, но требует значительных усилий. Пневматический привод требует установки компрессора, ресиверов для сжатого воздуха, тормозного крана, тормозных камер и др. оборудования, что значительно усложняет систему и делает ее дорогостоящей. Достоинство системы — малое усилие при торможении и высокая надежность. Гидравлический привод занимает промежуточное положение.

Тормозная система автомобиля ГАЗ-53А. Стояночный тормоз имеет механический привод, его тормозной механизм колодочный центральный (установлен в трансмиссии за коробкой передач, действует только на ведущие колеса и при включении фиксируется). Тормозной механизм состоит из барабана, который установлен на вторичном валу коробки передач, двух колодок, пружин, разжимного конуса (см. плакат и макет).

Рабочий тормоз автомобиля ГАЗ-53А оснащен гидравлическим приводом (рис.11).Тормозные механизмы-колодочные, расположены в каждом колесе.

Рис.11 Схема колёсного тормоза с гидравлическим приводом автомобиля ГАЗ-53А:

1-педаль; 2-главный тормозной цилиндр; 3-шток; 4-поршень; 5-пружина главного тормозного цилиндра; 6-выпускной и обратный клапаны; 7-гидровакумный усилитель; 8-трубопровод; 9-шланг; 10-колёсный цилиндр; 11-поршень колёсного цилиндра; 12-барабан; 13-тормозные колодки; 14-пружина тормозных колодок.

Гидропривод тормозов состоит из педали 1, главного тормозного цилиндра 2, гидровакуумного усилителя 7, колесных(рабочих) цилиндров 10, трубопроводов 8 и шлангов 9.

При нажатии на педаль 1, тормозная жидкость под действием поршня 4 поступает из главного тормозного цилиндра 2 по трубкам 8 и шлангам 9 в колесные цилиндру 10, где перемещает поршни 11 в противоположные стороны. Поршни раздвигают колодки тормозных механизмов и прижимают их к тормозным барабанам. Колеса при этом затормаживаются, а пружина 14 растягивается. При отпускании педали колодки с помощью пружины 14 отводятся от барабана, жидкость из колесных цилиндров возвращается в главный цилиндр.

Недостатки гидропривода тормозов: при попадании в систему воздуха или в результате утечки жидкости эффективность тормозов резко снижается; при торможении приходится прикладывать к педали значительное усилие или вводить в гидропривод гидровакуумный усилитель, облегчающий работу водителя при торможении (при этом усложняется конструкция гидропривода и снижается ее надежность); в гидроприводе используются специальные тормозные жидкости, которые должны удовлетворять ряду требований (обладать смазывающими свойствами, не вызывать коррозию металлических деталей, не разрушать резиновые детали, не замерзать при низких температурах и др.)

Тормозная система трактора МТЗ-80 (рис.7, плакат) состоит из рабочего тормоза и стояночного. Тормозные механизмы 12 рабочего тормоза дисковые, установлены по бокам корпуса заднего моста, действуют на полуоси дифференциала. Каждый тормоз управляется отдельной педалью, что позволяет делать крутые повороты. При необходимости педали блокируют.

Дисковый тормозной механизм состоит из корпуса, подвижных дисков (с накладками), установленных на шлицах полуоси и нажимных дисков с профилированными выемками, в которые уложены пять шариков. При нажатии на педаль нажимные диски поворачиваются в разные стороны и шарики, находящиеся между дисками в выемках, оказываются в менее глубокой их части. Нажимные диски раздвигаются и прижимают подвижные диски к неподвижным деталям. Растормаживание происходит под действием пружин, воз вращающих диски в исходное положение.

Тормозной механизм стояночного тормоза тоже дисковый, установлен с правой стороны трактора, действует на крестовину дифференциала, управляется рычагом, включенное положение которого фиксируется.

Рабочий тормоз трактора ДТ-75 совмещен со стояночным. Тормоз состоит из двух ленточных плавающего типа тормозных механизмов, расположенных в заднем мосту трактора. Привод механический, состоящий из двух педалей и тяг. При нажатии на педаль тормозная лента затягивается вокруг шкива, закрепленного на валу 7 заднего моста (рис. 12,плакат). При необходимости педаль можно зафиксировать в нижнем положении (при стоянке). Растормаживай и с происходит под действием пружин, отводящих ленту от шкива.

Контрольные вопросы

1. Назовите типы тормозных механизмов.

2. Укажите типы приводов тормозов.

3. Дайте характеристику тормозным системам изучаемых тракторов и автомобилей.

4. Сравните тормозные механизмы и их приводы по сложности конструкции, эффективности и надежности.

5. Как работают дисковый, колодочный и ленточный тормозные механизмы?

6.Объясните работу тормоза с гидравлическим приводом.

6. Назовите основные элементы тормозной системы с пневматическим приводом и объясните её работу.

Содержание отчета:

— выполнить схему тормоза с гидравлическим приводом с обозначением позиций;

— перечислить регулировки тормозных систем тракторов МТЗ-80, Т-150К и автомобиля
ГАЗ-53А

МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ГУСЕНИЧНЫХ ТРАКТОРОВ

Цель работы

Изучить назначение, устройство и работу планетарного механизма поворота трактора ДТ-75М.

Материальное обеспечение

2. Трактор ДТ-75М

3. Действующая модель и макет планетарного механизма поворота.

4. Комплект плакатов, методические указания.

Последовательность изучения

1. Ознакомиться с типами механизмов поворота гусеничных тракторов, с предъявляемыми к ним требованиями.

2. Изучить по схеме (рис.9) и на макете устройство планетарного механизма поворота. Обратить внимание, что механизм расположен внутри коронной шестерни и представляет собой две сложные шестеренчатые передачи с вращающимися осями.

3. Изучить работу планетарного механизма в качестве понижающего редуктора (при прямолинейном движении) и в качестве механизма поворота. Уяснить, что в первом случае солнечные шестерни находятся в заторможенном состоянии и сателлиты обегают их, вращая водило в полуоси.

Чтобы плавно повернуть трактор, отключают частично или полностью привод на одну гусеницу, растормаживая соответствующую солнечную шестерню перемещением на себя рычага в кабине. Для крутого поворота трактора отключенную гусеницу затормаживают с помощью остановочного тормоза, нажимая на педаль. Рассмотреть на действующей модели планетарного механизма поворота взаимодействие его деталей.

4. Изучить назначение и конструкцию ленточных тормозов плавающего типа, проанализировать их работу при переднем и заднем ходе трактора.

5.Рассмотреть на тракторе взаимное расположение частей планетарного механизма поворота. Воздействуя на рычаги и педали, рассмотреть работу тормозных механизмов.

6.Уяснить, что основными операциями при техническом обслуживании механизмов заднего моста являются своевременная заливка, смена масла и регулировка тормозов.

Наибольшее распространение получили механизмы поворота с фрикционными многодисковыми постоянно замкнутыми муфтами и планетарный механизм. Последний компактнее, надежнее, требует меньших усилий на рычагах и педалях.

Планетарный механизм поворота трактора ДТ-75 (рис.12) расположен в заднем мосту и представляет собой две сложные шестеренчатые передачи с вращающимися осями, работающие совместно с тормозами, расположенными в правых сухих отсеках корпуса моста.

Планетарный механизм имеет цилиндрический корпус, вращающийся на подшипниках. Снаружи к корпусу прикреплена коническая ведомая шестерня 2 главной передачи, внутри корпуса нарезаны два зубчатых венца коронных шестерен 3, находящиеся в зацеплении с тремя цилиндрическими сателлитами 4, которые в свою очередь зацеплены с солнечными шестернями 6. Сателлиты установлены свободно на осях, закрепленных в водиле 5. Водило жестко соединяется с валом 7, на котором установлен шкив остановочного тормоза 9. К солнечной шестерне крепится шкив тормоза солнечной шестерни 8.

При движении трактора прямо солнечные шестерни заторможены ленточными тормозами 8. Остановочные тормоза 9 расторможены. Коронные шестерни 3 действуют на сателлиты 4, которые обегают заторможенные солнечные шестерни, вращая водило и валы 7. Далее вращение с помощью шестерен конечных передач 10 и II передается ведущим звездочкам 12.В рассмотренном случае планетарный механизм работает »как понижающий редуктор, выполняя функции трансмиссии (снижает частоту вращения и увеличивает крутящий момент).

Для поворота трактора, например, вправо, растормаживают правую солнечную шестерню, потянув на себя правый рычаг управления тормозами солнечных шестерен. Привод на правую гусеницу отключается (сателлиты вращаются на своих осях, вращая солнечные шестерни в обратную сторону, водило и вал вращаются только за счет хода левой гусеницы) и трактор плавно поворачивает. Для крутого поворота трактора отключенную гусеницу затормаживают с помощью остановочного тормоза, нажимая на педаль.

В случае плохой затяжки тормозных лент солнечных шестерен трактор не развивает полной силы тяги. При ослаблении одного тормоза солнечной шестерни трактор уводит в сторону. При плохой работе остановочных тормозов не получаются крутые повороты трактора.

Рис.12 Схема планетарного механизма поворота:

1-ведущая шестерня главной передачи; 2-ведомая шестерня главной передачи; 3-коронна шестерня; 4-сателлит; 5-водило; 6-солнечная шестерня; 7-вал; 8-тормоз солнечной шестерни; 9-остановочный тормоз; 10-ведущая шестерня конечной передачи; 11-ведомая шестерня конечной передачи; 12-ведущая звёздочка.

Контрольные вопросы

1. Назовите типы механизмов поворота гусеничных тракторов.

2.Укажите основные детали планетарного механизма поворота.

3. Объясните работу планетарного механизма при прямолинейном движении и при повороте трактора.

4. Каким образом осуществляется затяжка и освобождение лепт остановочного тормоза и тормоза солнечной шестерни?

5. Укажите преимущества планетарного механизма поворота по сравнению с муфтами поворота..

6. Как отразится на работе трактора слабая затяжка, замасливание или износ одного тормоза солнечной шестерни и обоих?

Содержание отчета:

— выполнить схемы механизмов поворота гусеничных тракторов с обозначением позиций;

— перечислить регулировки планетарного механизма поворота.

2 12 4 10 9

Рис. 26 Схема заднего моста гусеничного трактора с планетарным механизмом поворота:

-устройство планетарного механизма поворота; б схема взаимодействия механизма поворота; 1— ведущая шестерня 2 и 4 — тормозные барабаны: 3 — пружина; 5 — вал: 6 — ведомая шестерня главной передачи;

-солнечная шестерня; 9 — водило; 10 — сателлиты; 11 ведущая шестерня глазной передачи; 12 и 13 — тормозные ленты.

Рис.25 Схема трансмиссии тракторов:

а — Т-150; б — T-150K; 1 — Дизель; 2 – сцепление; 3 — коробка передач; 4 — раздаточная коробка; 5 — карданная передача; 6 – редуктор ВОМ; 7-дифференциал; 8 — коническая пара шестерен; 9 — редуктор конечной передачи; 10 — ведущее колесо; 11 – ведущая звездочка

Рис. 27. Схема заднего моста трактора с муфтами поворота:

а — устройство муфты поворота; б — схема установки муфт поворота; 1 — ленточный тормоз; 2 — ведущий вал; 3 — ведомый вал; 4 — муфта поворота; 5 — шестерки конечной перeдачи; 6 — ведомый барабан; 7 — пружина; 8 — ведущий барабан; 9 — рычаг; 10 — нажимной диск; 11 — ведомый диск; 12 — ведущий диск.

Ходовая часть колёсных тракторов и автомобилей ………………

https://ustroistvo-avtomobilya.ru/traktora/obshhee-ustrojstvo-traktorov-i-avtomobilej/
https://pandia.ru/text/80/172/27613.php

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X