Содержание
Чем заправляют кондиционеры
Автомобильный кондиционер сегодня перешел в разряд обыденных устройств: как утверждает вездесущая статистика, порядка 3 миллионов автомобилей, передвигающихся по российским дорогам, оснащены им уже «в базе».
Кондиционер — это не только повышенный комфорт, но и безопасность при движении. В автомобиле, оснащенном кондиционером, водитель всегда находится в зоне комфорта, температурное «пекло» за бортом не отвлекает его от управления автомобилем.
Периодичность обслуживания
Все соединения в кондиционере выполнены на резиновых уплотнителях. Под воздействием окружающей среды и температурного режима двигателя уплотнители со временем частично теряют свои свойства. Это приводит к постепенному улетучиванию хладагента и требует дозаправки системы через определенный промежуток времени.
После 60 тыс. км пробега или раз в два года автомобильный кондиционер требует сервисного обслуживания. Здесь необходимо обратить внимание: именно сервисного обслуживания!
Заправка автомобильного кондиционера требует соответствующего оборудования: как для диагностики, так и для самого обслуживания. Кроме того, нужны качественные заправочные материалы (только разрешенные заводом-изготовителем) и самое главное – высококвалифицированные сотрудники.
Некоторые «умельцы» считают, что смогут самостоятельно выполнить замену газа и масла, без наличия оборудования, однако стоит их сразу разочаровать: заправка автокондиционера несколько отличается от заправки зажигалки для сигарет. Непрофессиональные действия в конечном итоге обязательно обернутся дорогостоящим визитом в сервис. Заправка кондиционера — это ответственная и сложная операция, любое непрофессиональное вмешательство сокращает срок его эксплуатации и ведет к преждевременному выходу автокондиционера из строя.
При всей кажущейся простоте заправка автокондиционера требует, помимо сложного оборудования, как минимум, знания его внутреннего устройства и понимания принципа его работы.
Порядок обслуживания кондиционера
При плановом сервисном обслуживании выполняется диагностика кондиционера, его заправка, замена масла и необходимый профилактический ремонт.
После проводимых работ, связанных с ремонтом кондиционера после нарушения герметичности его системы, или при аварийной разгерметизации система неминуемо насыщается воздухом. Помимо этого в систему попадает и некоторое количество влаги, что ведет к появлению очагов коррозии (особенно ей подвержены клапаны компрессора).
К тому же, пары влаги, находящиеся в кондиционере, могут банально замерзнуть при отрицательных значениях температур в режиме работы кондиционера и перекрыть сечение терморегулирующего вентиля (ТРВ).
Наличие воздуха в системе также отрицательно сказывается на эксплуатации кондиционера. Воздух на 70% насыщен азотом, обладающим отличными от фреона физическими свойствами, что дает излишнюю нагрузку на компрессор.
Чтобы избавить систему от воздуха и присутствия влаги, выполняют процесс ее вакуумирования. Установка для вакуумирования также снабжена фильтром-осушителем, очищающим систему от различных загрязняющих веществ.
Кроме того, автосервисы оснащены течеискателями хладагента, обнаруживающими его утечку в любых недоступных местах. Течеискатели представляют собой современный прибор, в оснащение которого входит микропроцессор с высокочувствительным полупроводниковым преобразователем. Сложная электронная начинка позволяет обнаруживать утечку хладагента до нескольких граммов в год.
Заправка кондиционера
После восстановления герметичности системы и ее вакуумирования , производится непосредственно заправка кондиционера. Стабильная работа этого прибора возможна лишь при соблюдении строго регламентированного количества заправляемого газа.
Сегодня в зависимости от оборудования существует два способа контроля дозирования заправляемого газа: с использованием мерной колбы или с помощью электронных весов.
Применение мерной колбы при заправке дает возможность визуально контролировать количество газа по нанесенной на ней мерной шкале. Когда необходимый объем газа набран, на колбе открывается вентиль, и газ начинает уходить из колбы в систему кондиционера. Выход газа продолжается до тех пор, пока давление в системе и колбе не выровняется. Чтобы «выдавить» остатки газа из колбы, ее оснащают нагревательным элементом. При включении нагрева газ начинает расширяться, давление поднимается, и он уходит в систему.
При наличии порта обратной магистрали кондиционер сам может закачивать газ с помощью своего компрессора. Когда в системе присутствует смотровой «глазок», процесс зарядки кондиционера можно контролировать визуально.
Когда необходимо добавить недостающее количество масла для компрессора, его дозаправку выполняют с помощью специального инжектора.
Сегодня существуют и полностью автоматизированные установки по заправке кондиционеров хладагентом, где все операции выполняются автоматически, по заранее выбранной программе для данной марки авто.
Почему так важна точная дозировка фреона?
Рабочим органом кондиционера является компрессор, для работы которого, как и в автомобильном двигателе, необходимо поддерживать определенный уровень масла. Компрессор прогоняет фреон через свою рабочую полость, и газ захватывает часть масла и переносит его по системе. При нормальном уровне фреона часть масла постоянно циркулирует по системе и возвращается в масляный картер, не отражаясь на работе компрессора.
При недостаточном уровне фреона (неквалифицированная заправка, утечка по уплотнениям и пр.) компрессор начинает работать в режиме масляного голодания. Кондиционер перестает «холодить», но главная опасность заключается не в этом, а в значительном сокращении срока эксплуатации компрессора.
Перезаправка фреоном также негативно сказывается как на работе кондиционера (не «холодит»), так и на эксплуатации компрессора. Повышенное количество фреона приводит к повышению давления в системе, и компрессор вынужден работать в предельном режиме, иногда вплоть до аварийной остановки.
Какие масла и хладагенты использовать?
К сказанному выше следует добавить, что для заправки кондиционера необходимо применять только рекомендованные заводом-изготовителем хладагент и масло. Помимо этого, каждый хладагент совместим только с определенным типом масла (не считая универсальной группы масел, совместимых с любым фреоном). Скажем, применяемый ранее фреон R12 совместим лишь с минеральным маслом, а современный его аналог R134a может работать только с синтетическим маслом.
До середины 90-х годов прошлого столетия хладагентом для кондиционеров служил фреон различных марок, в основном, фреон R12. С введением моратория на запрет приготовления и использования фреонов, отрицательно воздействующих на озоновый слой планеты, с 1993 года фреон был заменен хладагентом R134, в составе которого отсутствует хлор.
В Европе и США запрещено даже ремонтировать автокондиционеры, использующие фреон в качестве хладагента. Сегодня фреон R12 производит и использует лишь Китай, который подписал соглашение о полном прекращении его выпуска и использования в 2014 году.
Хладагент R134 — это бесцветный газ, не воспламеняется и не токсичен. Так как R134 не имеет ни запаха, ни цвета, в него добавляют специальное люминесцентное вещество, которое помогает определить его утечку с помощью ультрафиолетовой лампы.
Важно помнить, что фреон R12 и хладагент R134а несовместимы, их смешивание при заправке выводит кондиционер из строя.
https://blamper.ru/auto/wiki/zapchasti-i-aksessuary/chem-zapravlyayut-kondicionery-3803/