Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Как отремонтировать электропроводку автомобиля?

Неисправности проводки автомобиля приводят к серьезным проблемам при эксплуатации машины – от некорректной работы датчиков и устройств, бортового компьютера и автоматики до полного выхода из строя дорогостоящего электрооборудования. Помните, что короткое замыкание цепей бортовой сети может привести к возгоранию автомобиля. Поэтому неисправности электрооборудования и электрики следует устранять сразу же при их обнаружении – не стоит откладывать ремонтные работы «в долгий ящик».

Выполнить ремонт электропроводки автомобилей можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Основная трудность заключается в поиске неисправностей – обрывов, вышедших из строя реле, предохранителей и блоков, поломок отдельных элементов и устройств автоэлектрики.

Распространенные неисправности электрооборудования машины

К автоэлектрике относятся различные системы, детали, устройства и элементы транспортного средства – система зажигания, аккумулятор и генератор, цепи бортового компьютера, предохранители, датчики, блоки реле, различные электронные датчики, автосвет, а также автоэлектроника – климатическая система, аудиосистема, автоматика и системы безопасности. Необходимо учитывать особенности автомобильной электропроводки для того, чтобы оперативно найти и устранить неисправность в бортовой сети.

К часто встречающимся проблемам с электрооборудованием относятся:

  • Выход из строя аккумулятора. Это может быть следствием недостаточной плотности электролита, повреждений корпуса с протечкой электролита, разрушения пластин, значительного окисления клемм аккумулятора.
  • Поломки генератора — обрывы обмоток, проблемы с реле напряжения, выход из строя диодного моста, износ щеток, подшипника.
  • Проблемы с системой зажигания. Речь идёт о неисправностях свечей, катушки зажигания, об обрыве цепи или окислении контактной группы.
  • Деформации электропроводки — окисление в местах соединения (вводах, контактах, клеммах), обрывы, разрушение изоляции проводов, короткое замыкание проводки, нарушение целостности скруток.
  • Выход из строя компонентов электроники. Имеются в виду неисправности различных электротехнических приборов в цепях, устройствах и электрооборудовании авто (проводники, диоды, предохранители, конденсаторы).

Как проверить проводку

Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.

Используем мультиметр

Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.

Проверяем напряжение

Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:

  • Установить мультиметр в режим вольтметра.
  • Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
  • Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.
Читать статью  Двигатель глохнет на ходу – самые нетривиальные причины и их устранение

Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.

Ищем короткое замыкание

После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.

Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2-х компонентов:

  • Потребителя – электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
  • Проводки – обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.

Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.

Проверяем качество заземления

В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.

Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:

  1. Отключение АКБ.
  2. Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
  3. Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.

Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления – зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.

Проверяем целостность цепи

Соединение проводов в электрической цепи автомобилей – одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов. Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами. В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.

Ремонт электропроводки автомобиля

Прозвонку и восстановление электропроводки автомобиля можно выполнить самостоятельно или в автосервисе. После определения неисправных участков, где имеются повреждение проводов, замыкание или обрыв, осуществляют их пайку либо полную замену. Обычная скрутка с последующим обжимом является не полноценным ремонтом, а лишь временной мерой – учитывайте это, если у вас нет возможности припаять места обрывов.

Читать статью  Автомобильное зарядное устройство | Как собрать самому, схема

Провода подбираются с такими же характеристиками, что и имеющиеся поврежденные (сопротивление, металл). Не следует устанавливать слишком длинные провода с «запасом», перекрученная открытая проводка под действием негативных факторов (перепады температур, влага, грязь) быстрее разрушается — это может привести к короткому замыканию цепи. При замене жгутов проводов с разъемами убедитесь, что контактные группы перед работами полностью зачищены от окисления.

Уязвимым элементом электрики авто также считаются монтажные блоки, расположенные в подкапотном пространстве. Из-за разрушающего воздействия перепадов температур и влаги возможно нарушение защитного покрытия и последующих дефектов дорожек, разъемов для подключения жгутов проводов, реле, конденсаторов. Ремонт монтажных блоков, состоящих из монтажных плат, предохранителей и электротехнических компонентов, включает в себя пайку для восстановления дорожек и покрытие специальным защитным лаком, а также замену неисправных элементов и проводки, разъемов, зачистку контактных групп от загрязнений, окислений.

Замена проводки авто

При замене проводки в автомобиле обязательно отключают питание, в том числе отсоединяют и АКБ. Конечно же, это не мера предосторожности против удара током, а защита электрооборудования автомобиля от вероятного короткого замыкания, которое может возникнуть при проведении ремонтных работ.

Иногда замену можно выполнить за 10-15 минут – например, если повреждены провода питающей цепи «АКБ-генератор». Если же нарушена целостность проводки в салоне, есть проблемы с заземлением, короткое замыкание в цепи бортового компьютера, то работы отнимут гораздо больше времени. И главное здесь – не ошибиться, поскольку неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности) может вызвать короткое замыкание, повреждение дорогостоящего электрооборудования и даже возгорание. При отсутствии опыта в электротехнике и электромонтажных работах лучше обратиться в специализированный сервис за услугами автоэлектрика-профессионала.

Как самостоятельно провести диагностику автомобиля?

Срабатывание сигналов Check Engine или иных пиктограмм неисправностей коробки передач или трансмиссии не всегда является прямым следствием неисправностей. Чаще всего это ошибки, связанные с плохой работой датчиков или с попаданием воды в электронные системы. Функционирование мотора может зависеть от кислородного датчика, лямбда-зонда в катализаторе или от датчика работы сцепления, отсекающего зажигание. При их ошибочной работе мотор переходит в усредненный режим или вовсе не заводится. И если раньше на карбюраторных двигателях водители могли самостоятельно залезть под капот и выявить причины сбоев, то теперь для выяснения причин необходимы электронные компьютерные сканеры.

Ездить при каждом сигнале в мастерскую и делать диагностику по цене в 2 тысячи рублей накладно. Благо на свете есть интернет-магазины в которых можно приобрести все необходимое. Если вооружиться толщиномером, диагностическим сканером и хорошим фонарем на сумму примерно 300 долларов, то можно сэкономить на автосервисе приличные деньги.

Связь через порт

У подавляющего большинства современных автомобилей существуют встроенные протоколы диагностики. Запускать их может даже бортовой компьютер, правда, в сильно ограниченном варианте. При включении зажигания блок управления опрашивает системы машины и выдает на приборной панели те или иные надписи. Он может определить количество масла или омывающей жидкости, а также многие другие неисправности. Однако для точного определения кода ошибки и его расшифровки нужен сканер, подключаемый к шине главного компьютера автомобиля через порт OBD II.

Читать статью  Евгений Велтистов, Приключения Электроника – читать онлайн полностью – ЛитРес, страница 2

Самое распространенное и недорогое средство диагностики — адаптер ELM 327. Он представляет собой небольшой чип, вставляемый в автомобильный разъем и поддерживающий связь через Bluetooth, Wi-Fi или по USB-кабелю.

Для работы с ним не требуется мощный компьютер, достаточно смартфона. Программы для диагностики можно скачать через интернет. Они есть в свободном доступе как в платных, так и в бесплатных версиях.

С помощью этого устройства можно не только выявить ошибки в работе электроники, но и произвести перенастройку оборудования.

Например, можно активировать скрытые производителем функции, которые заложены в «железе». Можно даже сдвинуть температуру включения вентилятора системы охлаждения, подкорректировать алгоритм работы автоматической коробки передач или перенастроить мотор. Стоит адаптер от 50 долларов и выше.

Правда, не все коды такой адаптер способен расшифровать. Многие имеют специфические английские термины, которые трудны для дословного перевода. Придется отправляться к дилерам и заглядывать в технические спецификации сервисменов.

Проверка на кузовной ремонт

Еще один прибор, который должен быть в багажнике каждого автомобилиста, — толщиномер. Это устройство помогает точно измерить толщину краски на кузове.

Пользоваться прибором просто. Надо плотно и ровно приложить измеритель с датчиком к кузову автомобиля, нажать кнопку и взглянуть на экран, где отображается толщина покрытия, как правило, в микрометрах (мкм). Самая часто встречающаяся толщина заводского лакокрасочного покрытия составляет 80-110 мкм (0,08-0,11 мм).

Бывает, что какая-то деталь машины была вторично окрашена на заводе. Тогда толщина слоя краски составляет 150-200 мкм. Бояться ее не стоит. А вот когда цифры переваливают за несколько сотен мкм и достигают миллиметра и более, то под слоем краски есть еще шпаклевка. Это значит, что деталь кузова смята и ее целостность была нарушена. Тогда поверх металла наносится шпаклевка, помогающая выровнять поверхность. Это верный признак пережитой аварии.

Толщиномер пригодится при выборе автомобиля на вторичном рынке. Стоит он примерно 100-150 долларов.

Диагностика зажигания

Для более точной диагностики работы мотора используются профессиональные сканеры, такие, как активный датчик зажигания, который тоже работает в паре со смартфоном или ноутбуком. С его помощью ищутся неисправности в катушках зажигания, форсунках, датчиках положения коленчатого и распределительного валов. Работает он за счет определения характеристик электромагнитного поля бесконтактным способом. Достаточно приложить датчик к свече, и на экране появляется график изменения напряжения в электрической цепи. По нему специалист легко определит неисправность.

Правда, такое оборудование уже потребуется лишь профессионалам, так как оно дорогое.

https://ddcar.ru/blog/elektrika/kak-otremontirovat-elektroprovodku-avtomobilya
https://aif.ru/auto/support/kak_samostoyatelno_sdelat_diagnostiku_avtomobilya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: