Диагностика двигателя

Исторические и постоянные ошибки двигателя — как различать?

Самое время узнать, что такое запомненные и присутствующие неисправности двигателя. В чем разница и как их различать?

Постоянные ошибки

Постоянные коды неисправности — это те самые ошибки, которые присутствуют в настоящий момент времени. По-другому их еще называют присутствующими. Такие ошибки, как правило, не удаляются до тех пор, пока неисправность не устранится.

Свидетельство постоянной неисправности — постоянно горящий «чек». Это значит, что неисправность в данный момент присутствует и не устранена. Для выявления таких проблем нужен сканер, поэтому искать неисправность методом «тыка» бессмысленно.

подтвержденная или постоянная неисправностьподтвержденная или постоянная неисправность

Пример постоянной ошибки неисправности: обрыв в цепи форсунки, обрыв цепи подогрева датчика кислорода и любая другая неисправность, связанная с потерей электрического контакта. Данная ошибка будет гореть до тех пор, пока этот самый обрыв не будет устранен. Кстати, обрыв может устраниться и сам. Например, проводка подгнила, контакт то появляется, то пропадает. В данном случае, чек может вести себя соответствующим образом.

Постоянная ошибка может «висеть» и после устранения. Поэтому, даже после ремонта, память ошибок двигателя нужно очищать. К примеру, любит часто оставаться после удаления ошибка, связанная с датчиком кислорода. Но бывают и случаи, когда ошибка удаляется, а затем выскакивает снова. Так называют неисправности, проявляющиеся при определенных условиях. О них мы расскажем далее.

Запомненные ошибки

Ну а теперь запомненные или проявляющиеся только при определенных условиях. «Чек» в этом случае будет гореть не постоянно, загорится один раз или проявляется только при определенном условии — свыше 3000 об/мин, на скорости 60 км/ч и т.д.

запомненная неисправностьзапомненная неисправность

Запомненные ошибки — это прежде всего те, которые были устранены мотором самостоятельно. Например, пропуски зажигания, которые были вызваны некачественным топливом, исчезнут, после расходования этого топлива и потребления нового, то есть, после исчезновения этих пропусков.

Кроме того, запомненные ошибки могут быть просто последствием некачественного ремонта. Когда мастера на включенном зажигании меняют какие-то датчики, то разрыв электрической цепи, запомнится компьютером, как неисправность. Качественная работа должна заключаться в снятии клеммы АКБ и обязательном удалении ошибок после ремонта, если таковые появились.

Но не всегда чек может исчезнуть вместе с устранением неисправности, поэтому ошибку нужно удалить и провести тестовую поездку до следующего проявления.

Запомненные, при определенных условиях

Другой вид таких ошибок проявляется только при достижении определенных условий. Например, при полном прогреве двигателя. В данном случае, диагностика проводится во время испытаний. Есть некоторые датчики, или элементы системы, которые диагностируются не постоянно. Среди них может быть датчик кислорода или определенные показатели двигателя.

Другим примером можно назвать ошибки, связанные с антиблокировочной системой автомобиля. Например, на машине установлены колеса разного диаметра. К примеру, на передней оси они 14, а на задней 15. Будет выскакивать ошибка, связанная с несоответствием скорости вращения колес автомобиля. Это нормально. Однако, такая ошибка будет подлежать удалению. Но выскочит снова, после достижения скорости в 60 километров в час. Это еще раз подтверждает то, что блок АБС диагностируется только при скорости свыше 60-ти километров в час. Поэтому, если ехать медленно после удаления — ошибка может вообще не проявиться снова.

Какие ошибки удалить нельзя?

Мы уже разобрались, что нельзя удалить постоянные коды, но, помимо них, есть отдельный вид ошибок, связанный с подушками безопасности. Нельзя удалить ошибки о неисправности этих элементов, а также не подлежит удалению ошибки, образованные после стрельбы, хотя бы одной подушки безопасности.

А все дело в том, что после удара, в подушку записывается информация об ударе, которая расшифровывается, как крэш- дата. Удалить такую ошибку можно только с заменой компьютера Аирбаг. Причем, удаление производится только с помощью сервисного софта, так как новый компьютер нужно отконфигурировать. Замене также, подлежат и все выстрелившие элементы — это подушки, преднатяжители ремней безопасности и т.п.

Подробнее об этих процессах мы решили рассказать в отдельной статье, посвященной памяти Крэш-дата и вообще работе системы SRS.

Ошибки р0300, р0301, р0302: сбой в системе зажигания для автомобиля

Электронный бортовой компьютер оснащен функцией информирования водителя о возникающих неполадках в системах автомобиля. Информирование происходит посредством кодов ошибок, где каждый код обозначает конкретный сбой или проблему. Поэтому, руководствуясь полученными кодами, можно быстро найти источник поломки или некорректной работы и устранить его.Однако на автомобилях «старого образца» ЭБУ нет, поэтому искать ошибки в работе различных систем будет непросто. При этом все больше вопросов среди владельцев старых и новых моделей авто вызывают ошибки с кодами р0300, р0301 и р0302. С чем связан этот интерес и почему так сложно бывает выявить причины возникновения этих ошибок, сейчас и попробуем разобраться.

Ошибки р0300, р0301, р0302: сбой в системе зажигания для автомобиля

Что это за ошибки

Коды р0300, р0301 и р0302 свидетельствуют о сбоях в последовательности зажигания. Их характеристика расшифровывается как «случайные множественные пропуски по цилиндрам». Если пользоваться специальным прибором для диагностики мотора, то он выдаст фразу «Random cylinder misfire detection system».

Чем опасен сбой зажигания для автомобиля? На этот вопрос можно дать ответ только после краткого рассмотрения работы двигателя в целом. Мотор после запуска работает в четырехтактном режиме:

  1. Впуск топливовоздушной смеси.
  2. Сжатие горючего.
  3. Воспламенение (непосредственно на этом этапе и происходит рабочий ход).
  4. Выпуск отработанных газов.

Соответственно, если нет воспламенения хотя бы в одном цилиндре двигателя, то двигатель начинает «троить», а блок управления фиксирует пропуск одного из обязательных тактов работы силового агрегата. Воспламенение — это процесс зажигания топливовоздушной смеси, и если смесь не воспламеняется, то и рабочего хода у цилиндра нет. То есть один из цилиндров двигателя разгоняется значительно медленнее других, что и нарушает весь порядок зажигания в целом.

В связи с этим ЭБУ при фиксации такого сбоя сразу же подает сигнал на приборную панель в виде ошибки р0300: загорается желтая лампочка «Check Engine».

Необходимо отметить, что сразу после пропусков одного из тактов работы цилиндра в системе отработанных газов повышается уровень концентрации токсинов. А перегретые выхлопные газы в трубе быстро нагревают катализаторную установку, из-за чего она может подвергнуться деформации (соты плавятся при температуре свыше 800 градусов Цельсия).

Езда на автомобиле с множественными пропусками зажигания сравнима только с ходьбой на одной ноге. Рано или поздно мотор перестанет справляться с нагрузками и выйдет из строя. Поэтому автовладельцам настоятельно рекомендуется сразу же при высвечивании ошибки принимать необходимые меры.

Классификация ошибок

Разница в цифрах на конце кодов ошибок позволяет выявить порядковый номер цилиндра, в котором произошел сбой последовательности зажигания. То есть код р0301 показывает, что пропуск произошел в первом цилиндре, р0302 — во втором и так далее. В зависимости от марки двигателя и количества цилиндров в нем, код может иметь даже обозначение р0306 или р0312.

Таким образом, ошибка с кодом р0300 — это исходная ошибка для любого мотора, указывающая на нарушение последовательности зажигания в блоке цилиндров.

В каких случаях ЭБУ выдает ошибку р0300

Автовладельцу следует знать, что код ошибки р0300 будет фиксироваться только в тех случаях, когда сбои зажигания обнаруживаются сразу в двух и более цилиндрах одновременно. То есть разовый пропуск в одном конкретном цилиндре система не считает нарушением, поэтому сигнала об этой ошибке на приборную панель не подает.

Важно, что при многоразовых пропусках на панели приборов высвечивается Check Engine с кодом р0300. Если же система точно определила источник проблемы, то появится номер «проблемного» цилиндра — например, р0303.

К тому же в вопросах определения ошибки с кодом р0300 большую роль играет работа коленчатого вала автомобиля и скорость его вращения. На холостых оборотах ошибка может быть занесена в память ЭБУ после 3.5 минут работы мотора. А при оборотах свыше 2 000 достаточно всего одной минуты, чтобы выявить пропуски зажигания и уведомить об этом систему.

На современных автомобилях предельным значением регистрации ошибки считается порог 3.25% пропущенных случаев сбоев на каждую тысячу оборотов коленчатого вала.

Как можно понять, что произошло нарушение в системе зажигания

Водитель может самостоятельно определить проблемы с воспламенением цилиндров, для этого даже не потребуется видеть желтый индикатор чека Check Engine на панели. Прямым следствием пропусков зажигания во время движения являются следующие проблемы:

  • силовой агрегат работает с рывками;
  • автомобиль дергается при езде по ровной дороге на одной и той же скорости;
  • заметно снижается тяга мотора (особенно заметно на подъеме или обгоне);
  • «провалы» в работе силового агрегата на холостых оборотах;
  • сильно увеличивается потребление горючего.

Все эти признаки говорят о том, что работа цилиндров нарушена и дальнейшее бездействие автовладельца может только усугубить ситуацию. Проблемы с системой зажигания особенно заметны на малых оборотах работы двигателя.

Карбюраторные модели автомобилей, как правило, не оснащаются электронными бортовыми устройствами. Поэтому выявить проблемы с воспламенением можно только по вышеприведенным признакам. Инжекторные автомобили более легки для диагностики: при малейших неполадках на панели приборов сразу же выскакивает желтый значок Check Engine.

Причины возникновения ошибок

Мало своевременно выявить неполадку, гораздо важнее разобраться в причине ее появления. Опытные водители знают всего несколько причин возникновения этих ошибок. Чаще всего это происходит из-за перебоев в работе свечей зажигания или при нарушении подачи горючего. Однако эти ошибки могут появляться по самым разным и порой неожиданным причинам.

Даже самый современный диагностический прибор не сумеет выявить первоисточник неполадки. Однако по своей сути ошибки р0300, р0301, р0302 выскакивают в тех случаях, когда в цилиндре либо нет горючей смеси (нечему воспламеняться), либо нет возможности поджигания (нет искры). Таким образом, причины возникающей ошибки р0300 могут скрываться в следующих системах и узлах автомобиля:

  1. Система зажигания. Проблема кроется в отказе работы свечей зажигания (или хотя бы одной свечи). Также часто неисправности могут быть вызваны коротким замыканием или повреждением проводки. Велика вероятность замыкания в самой катушке.
  2. Система питания. Воспламенение может быть недостаточным или вовсе отсутствовать по причине использования низкокачественного горючего. К тому же засоры в полости форсунок, топливного фильтра или насоса не дадут возможности быстрой и своевременной подачи горючего к цилиндрам.
  3. Система впуска и выпуска. Слабо отрегулированные клапана, засоренный катализатор или недочеты в газораспределении могут являться причиной отсутствия зажигания в цилиндрах.
  4. Электронная система. Сбои, некорректная работа датчиков и повреждения проводки могут фиксировать ошибки даже в исправно работающих системах.

Также нельзя исключать возможность неисправности одного или нескольких цилиндров. Если в процессе эксплуатации величина зазора между поршнем и цилиндром сокращается, то это неминуемо приведет к отсутствию зажигания. В редких случаях проблемы могут возникать из-за механических повреждений самого силового агрегата.

Однако если на панели приборов высвечивается код ошибки с указанием точного номера цилиндра (например, р0302 или р0306), то можно говорить о проблемах именно в системе зажигания.

Устранение ошибки

Обычно с кодами р0300 на приборной панели водители обращаются в автосервисные пункты. У специалистов имеется все необходимое диагностическое и ремонтное оборудование, чтобы быстро выявить неполадку и устранить ее. Если автомобиль оснащен современными «электронными мозгами», то выявить точную локацию проблемы не составит труда при помощи новейших приборов. Автосканер подключается к диагностическому разъему ЭБУ и сразу же считывает все имеющиеся в памяти компьютера ошибки.

А вот в случае, если машина находится в эксплуатации свыше 10 лет и уже не соответствует современным представлениям о работе бортового компьютера, придется искать первопричину и устранять ошибку «методом тыка». Обычно специалисты автосервиса начинают поиск проблем с системы зажигания, плавно переключаясь на смежные узлы.

При наличии опыта работы с автомобилями и электронными системами, можно и самостоятельно устранить ошибки.

Шаг первый

Первым делом необходимо проверить сам модуль зажигания (то есть катушку и высоковольтные провода). Чаще всего именно из-за пробитой изоляции проводки или ввиду сильной замасленности катушки и возникают проблемы с воспламенением. Нормально сопротивление проводов в системе зажигания — 4-10 Ом. Выявить же проблемы в отдельных узлах катушки можно только одним способом: поменять их местами с рабочими элементами.

Все элементы системы зажигания необходимо осмотреть на износ. Вполне возможно, что из-за естественного износа и возникли все проблемы с пропусками воспламенения в цилиндрах.

Необходимо понимать, что работа проводится непосредственно в системе, которая имеет высокое напряжение. Поэтому соблюдение всех правил техники безопасности необходимо!

Шаг второй

После диагностики системы обычно переходят к свечам. На корректность работы каждой свечи зажигания могут влиять следующие факторы:

  • увеличенный в процессе эксплуатации зазор;
  • сильный масляный нагар на поверхности свечи;
  • повреждение электрода;
  • пробитый изолятор;
  • низкая компрессия в цилиндре.

Следует учесть эти факторы при проверке свечей. При замере компрессии низкая или отсутствующая компрессия свидетельствует о малой доле сжатия и, соответственно, проблемах с воспламенением топливовоздушной смеси. Если свечи использовались на протяжении последних 30 000 километров пробега, их необходимо заменить на новые.

Тут же не помешает и проверить состояние клапанов.

Шаг третий

Если проблема не была решена после диагностики системы зажигания и свечей, необходимо тщательно проверить работу форсунок. Однако без стенда это сделать невозможно. Только в сервисном центре могут выявить засоренность топливных форсунок и прочистить их.

Шаг четвертый

Если код ошибки р0300 всё еще высвечивается на приборной панели, то необходимо будет проверить работу топливного фильтра, насоса, клапанов. К тому же не помешает сменить топливо в бензобаке — из-за некачественного горючего возможны отклонения в работе дозирующих систем двигателя.

Не редко именно эти механизмы, не относящиеся непосредственно к системе зажигания, является причиной проблем в работе цилиндров.

Редкие случаи возникновения ошибки р0300

На некоторых автомобилях семейства ВАЗ с электронным бортовым компьютером серии М74 ошибки р0300, р0301, р0302 могут высвечиваться из-за неполадок в разъеме предохранителя. Сам корпус разъема может выглядеть полностью герметичным и не иметь внешней деформации, когда как его содержимое вышло из строя. Необходимо заменить разъем на новый, чтобы устранить ошибки.

На старых иномарках пропуски зажигания в цилиндрах могут возникать при первом запуске силового агрегата при температуре ниже -10 градусов Цельсия (или при температуре тосола/антифриза в расширительном бачке ниже отметки в -10 градусов Цельсия). Это связано с отсутствием адаптации автомобилей под российские условия эксплуатации. Однако после прогрева двигателя ошибка исчезает.

Таким образом, появление кода ошибок р0300 не всегда говорит о серьезных проблемах в системе зажигания автомобиля. В каждом конкретном случае необходимо рассматривать все возможные варианты появления ошибки. Как было указано выше, пропуски зажигания в моторе считаются одной из самых серьезных проблем, поэтому необходимо быстро принимать меры для точной диагностики и устранения неисправности.

https://soulcar.ru/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%B2%D0%B8/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0/
https://shosse.ru/remont/elektronika-i-oborudovanie/oshibki-r0300-r0301-r0302-sboj-v-sisteme-zazhiganiya-dlya-avtomobilya/

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X