Основы безопасности дорожного движения автомобилей — основы и принципы обеспечения БДД

Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения

FAQ

Основы безопасности дорожного движения (далее БДД) изучаются водителями еще при обучении в автошколе. Но одно дело – знать теорию, и совсем другое – применять ее на практике. При этом одно без другого не имеет смысла. Только используя знания и постоянно оперируя ими на дороге, новичок может стать искусным водителем.

  1. Основы БДД
  2. Остановочный путь
  3. Время реакции водителя
  4. Тормозной путь
  5. Центробежная сила на повороте
  6. Скорость, обгон, видимость, свет
  7. Другое
  8. Психофизиологические основы вождения
  9. Зрительное и слуховое восприятие
  10. Ощущения равновесия
  11. Реакция и внимание
  12. Другое
  13. БДД при управлении авто в различных условиях
  14. Нормативно-правовые основы обеспечения
  15. Основные принципы ОБДД
  16. Первая медицинская помощь
  17. Выводы

Основы БДД

Безопасность дорожного движения – это комплекс знаний и мероприятий, которые обеспечивают юридическую и фактическую защиту людей, их собственности от дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) и их последствий, гласит avtobddinfo.ru.

Правовые и нормативные основы обеспечения БДД принимаются и изменяются постоянно, так как здоровье, обеспечение сохранности жизни граждан – одни из главных принципов государства.

Остановочный путь

Основы безопасности дорожного движения

Это отрезок, который пройдет транспортное средство (далее ТС) с момента появления опасности и реакции водителя до остановки.

Включает в себя расстояние с момента обнаружения автомобилистом возникшего препятствия и тормозной путь транспорта. То есть его длина зависит как от самого водителя, так и от ТС.

Все автомобилисты проходят специальную комиссию, чтобы подтвердить возможность управлять ТС, быстро, гарантированно верно реагировать на возникновение опасных дорожных ситуаций. Лица, занимающиеся перевозкой пассажиров, сдают аттестацию каждые пять лет. Транспортные средства проходят техосмотр и тестирование ежегодно.

Время реакции водителя

Это период от обнаружения препятствия до принятия мер уклонения от него.

Длительность реакции зависит от разных причин:

  • физические особенности водителя (возраст, изменения в зрении, слухе);
  • самочувствие (усталость, переутомление, болезнь);
  • погодные условия;
  • окружающие обстоятельства (недостаточное дорожное освещение, вечернее время, заграждающие видимость объекты).

Тормозной путь

Это отрезок, пройденный ТС от нажатия на педаль автомобильного тормоза до полной его остановки.

Продолжительность пути зависима от нескольких показателей:

  • исправность тормозной системы;
  • скорость ТС;
  • состояние дорожного покрытия;
  • наклон дороги;
  • изношенность, качество шин;
  • масса ТС.

Центробежная сила на повороте

При повороте на ТС действует сила, по законам физики «отталкивающая» объект от центра. Чем выше скорость автомобиля, тем сильнее воздействие. Важно правильно выбрать скорость относительно радиуса дуги, а также более плавную траекторию входа в поворот.

В пределах своей полосы движения необходимо максимально приблизится к внешней стороне закругления дороги (при повороте направо отклонится налево и наоборот).

В пособиях для водителей указано, что заходить в поворот следует с постоянной скоростью (сниженной заранее), либо немного ускорится. Торможение с повернутыми колесами может вызвать занос.

Важно знать! При значительном превышении скорости и неправильном входе в поворот возрастает вероятность опрокидывания автомобиля.

Скорость, обгон, видимость, свет

Эти факторы являются одними из наиболее влияющих на ДД. Законодательством установлены правовые основы ограничения скорости дорожного движения. Они зависят от местности, погодных условий. По дорогам необходимо двигаться со скоростью, указанной на обязывающих или рекомендуемых знаках. Символы указаны вдоль трас.

Существует понятие средняя скорость транспортного потока, которой не следует противоречить. Движение медленнее или быстрее данного показателя также влияет на БДД.

При обгоне сужается сфера зрения, поэтому не стоит слишком приближаться к обгоняемому объекту. Также необходимо убедиться, что автомобиль успеет вернуться в свою полосу, не мешая другим участникам ДД. Крайне важно совершать обгон так, чтобы автомобилисты видели ваше ТС в зеркала и понимали намерения.

Читать статью  Новая Ока, цена которой очень привлекает любителей экономить

Основные принципы безопасности дорожного движения

Казалось бы, дальний свет – большой помощник водителя. Но в условиях снегопада или тумана он неэффективен, поэтому применяется ближний свет в сочетании с противотуманками.

При приближении к высокому подъему также следует переключить дальний свет на ближний.

Другое

Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения говорят о том, что даже если водитель заметил возникшее препятствие вовремя, у него должно быть достаточно расстояния, чтобы избежать столкновения. Именно для этого предусмот-рено понятие безопасная дистанция. Оно не имеет числового выражения, сущест-вуют лишь рекомендации по его исчислению.

  • в обычном режиме: половина скорости, в метрах (при движении ТС 40 км/ч дистанция должна составлять 20 метров);
  • на мокром асфальте: скорость, переведенная из км. в м. (40 км/ч – 40 метров).

Но даже если вы сами соблюдаете дистанцию, автомобиль, идущий позади, может этого не делать. Если машина едет близко, чтобы не спровоцировать ДТП, следует наблюдать в зеркала заднего вида, а торможение начинать заранее и более плавно.

Важно! Не забывайте соблюдать боковую дистанцию как по отношению к соседям по движению, так и к встречному потоку.

Детальная информация видна на видео:

Психофизиологические основы вождения

Водитель должен воспринимать большой объем информации и умело производить ее анализ, чтобы вовремя реагировать на изменения в обстановке. Весь процесс требует определенных психофизических и временных затрат.

Зрительное и слуховое восприятие

Недостаточно обладать только остротой зрения, следует также учитывать особенности восприятия глаза. Правильно определять расстояние и размер предмета возможно только при нацеливании на объект.

Важно и освещение – например, в темное время суток не видно мелких деталей, по-другому воспринимается скорость идущего на встречу автомобиля. Водитель должен быть более внимателен. Быстрое изменение освещенности может вызвать световой шок и временную слепоту. Также важен цвет – расстояние до темных предметов кажется дальше, а до светлых – ближе, чем на самом деле.

ВНИМАНИЕ! Глаз воспринимает скорость объектов ниже, чем она является на самом деле, а расстояние до объекта – выше настоящего.

Постоянное воздействие на слух также влияет на общее состояние организма, нарушая координацию вестибулярного аппарата. Шум внутри легкового автомобиля не превышает нормы, а вот в грузовых ТС, а также при громком включении музыки, восприятие информации ухудшается. Отвлекают от дороги и машины со спецсигналами, а также неожиданные громкие звуки.

Ощущения равновесия

Что такое обеспечение безопасности дорожного движения

При изменении скорости, направления движения (вверх, вниз, на поворотах) на человека воздействуют силы инерции. При перегрузке они могут вызывать неприятные или даже болезненные ощущения.

Поэтому важно двигаться с той скоростью, которая оптимальная для организма.

ВАЖНО! Обязательно используйте детские кресла, подходящие по возрасту и весу ребенку. Они обеспечивают необходимую поддержку, стабилизируют равновесие при ударе.

Реакция и внимание

Показатель времени ответа человека на опасную ситуацию колеблется от 0,5 до 1,6 секунды. При утомлении, усталости, болезни, неожиданности, принятии алкоголя внимание притупляется. Как вести себя в данном случае? Ответ один – наблюдайте за своим состоянием и не садитесь за руль при ухудшении самочувствия.

Другое

Люди, пребывающие в бодром, радостном состоянии, намного внимательнее, чем эмоционально подавленные водители. Поэтому их действия в опасной ситуации более быстры и координированы.

Типичными признаками переутомления считаются вялость, сонливость, отсутствие концентрации. При подобных внутренних сигналах следует быть более внимательным и осторожным на дороге. Лучше и вовсе прекратить движение.

Детальная информация видна на видео:

БДД при управлении авто в различных условиях

Каждый учащийся и опытный водитель должен знать основы безопасности движения автомобилей в ситуациях, отличных от нормы.

  1. Движение на спуске. Главное правило – не нажимать педаль тормоза без перерывов, во избежание перегрева двигателя. При долгом крутом спуске можно вести машину на пониженной передаче при постоянной скорости.
  2. Движение с места на подъеме. Следует использовать или обычный, или ручной тормоз, отпустив его в момент нажатия на газ, чтобы не допустить скатывания назад.
    ЭТО ВАЖНО! Во всех автошколах учат одному простому правилу – транспорт управляем до тех пор, пока колеса крутятся, а не заблокированы. Поэтому пользуйтесь тормозом правильно – плавно и прерывисто.
  3. Снег. Следует включить пониженную передачу либо (если есть) режим Snow.
  4. Гололед. Не допускайте резких движений руля и по возможности не тормозите. Данные правила также применимы к движению по мокрой грязи.
  5. Мокрый асфальт. При движении по воде на высокой скорости может образоваться «водная подушка», поэтому не рекомендуется езда свыше 80 км/ч. Если занос все-таки произошел, пробуйте тормозить двигателем, понижая передачи. На мокрой траве или асфальте также используют режим Snow. После въезда в лужу желательно просушить колодки, двигаясь на небольшой скорости, а на сухом участке дороги несколько раз нажав на педаль тормоза.

ВАЖНО! АБС (антиблокировочная система) выполняет торможение на грани замыкания колес. Идеально подходит в случаях заносов (когда машина идет «юзом»), но аккуратно следует использовать при скользком покрытии дороги.

Нормативно-правовые основы обеспечения

Теперь перейдем к законам.

Читать статью  Правила безопасности в автомобиле для водителя и пассажиров

Зачем нужно обеспечение безопасности дорожного движения

Нормативно-правовые основы и правила обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в следующих документах:

  • ФЗ №196 от 10.12.1995;
  • Указ Президента Российской Федерации №711 от 15.06.1998;
  • Постановления Правительства РФ №508 от 30.04.1997 и №567 от 19.10.2004;
  • Положение о ГИБДД МВД России;
  • Транспортная стратегия РФ до 2030 года №1734р от 22.11.2008;
  • ПДД.

Из всех перечисленных документов Федеральный закон, Транспортная стратегия и учебники правил ДД постоянно обновляются.

Основные принципы ОБДД

Безопасность на дороге – одна из важнейших задач государства.

За ею следят несколько инстанций.

Основные принципы гарантированного обеспечения безопасности движения закреплены в ст. 3 ФЗ №196:

  • сохранность здоровья и жизни людей;
  • соблюдение интересов отдельных особей и общества в целом, а также потребностей государства;
  • обязанности должностных лиц, ответственность государства за БДД;
  • целевое, программное и постоянное изменение в правилах безопасности ДД.

Первая медицинская помощь

Сохранение жизни пострадавшего в ДТП во многом зависит от того, как быстро ему оказана медицинская помощь. Это относится не только к медработникам, но и участникам ДД.

К сожалению, на лекциях в автошколах вопрос оказания первой помощи рассматривают крайне мало, конспектируя основные моменты и часто не проходя практику. Но любому водителю необходимы хотя бы минимальные знания.

  1. Обморок – кратковременная потеря сознания, вызванная испугом, болевым шоком, травмой. Неотложные действия:
    • привести пострадавшего в горизонтальное положение;
    • опустить голову;
    • освободить верхнюю часть туловища от стесняющей дыханье одежды;
    • обрызгать холодной водой;
    • дать нашатырный спирт.
  2. При травматическом шоке пострадавшего требуется согреть, обеспечить покой, дать таблетку анальгина.
  3. При артериальном кровотечении (выброс крови яркой красной струей) следует пережать аорту выше места ранения, наложив жгут. Если кровь льется непрерывно и равномерно – это венозное кровотечение, здесь необходимо плотное прижатие вены.
  4. Чтобы не занести инфекцию в раны, желательно применить любые антисептики, перевязать место чистым бинтом или марлей.
  5. При ушибах, растяжениях, вывихах, переломах следует обеспечить покой, фиксацию и охлаждение поврежденного места.
    Внимание! При травмах черепа или обмороках важно следить, чтобы человек не задохнулся, если начнется рвота – для этого поверните его голову немного на бок. Желательно не трогать пострадавшего до появления медиков.
  6. Остановка дыхания или сердца. Необходимо начать искусственное дыхание, а в последнем случае – сочетать его с непрямым массажем сердца.

Правила безопасности дорожного движения

Для самостоятельного изучения правил оказания первой помощи следует ознакомиться с пособиями и книгами, желательно посетить занятия, которые часто устраивают при автошколах, а также в медицинских учреждениях в качестве государственной программы.

Такие лекции проводятся бесплатно. После прохождения курсов участниками сдаются экзаменационные тесты по основам ПМП.

Выводы

Аварийность на дорогах – серьезная международная проблема, требующая не только законодательного регулирования, но и изменения в уровне сознательности граждан, являющихся сторонами в ДД. Это относится как к водителям, так и к пассажирам, пешеходам.

Важно повышать теоретическую грамотность всех участников, начиная со школьников, проводя уроки безопасности.

Политика государства должна быть направлена на предотвращение ДТП с любыми травматическими исходами, а простым гражданам следует соблюдать ПДД и быть осмотрительными в любых ситуациях на или возле дороги.

Читать статью  Система активной безопасности автомобиля: описание и функции

Как оказывать первую медицинскую помощь при ДТП можно узнать из следующего видео:

Остановочный путь. Безопасный интервал и дистанция. Предотвращение заноса и опрокидывания автомобиля
план-конспект на тему

Боброва Галина Геннадьевна

Остановочный путь. Безопасный интервал и дистанция. Предотвращение заноса и опрокидывания автомобиля

Скачать:

Вложение Размер
ostanovochnyy_put_bezopasnyy_interval_i_distantsiya_predotvrashchenie_zanosa_i_oprokidyvaniya_avtomobilya.docx 16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Остановочный путь. Безопасный интервал и дистанция. Предотвращение заноса и опрокидывания автомобиля

Теоретический материал по следующим вопросам:

  1. Определение полного остановочного пути машины при ее торможении.
  2. Выбор безопасной дистанции и интервала.
  3. Выбор безопасных скоростей по условиям устойчивости автомобиля.

Определение полного остановочного пути машины при ее торможении

Для обеспечения безопасности движения значение имеет своевременная остановка машины перед препятствием при экстренном торможении. Интенсивность уменьшения скорости при торможении и величина полного остановочного пути зависят:

  • от времени реакции водителя,
  • тормозных качеств автомобиля,
  • состояния автошин,
  • состояния дорожного покрытия
  • от величины первоначальной скорости движения.

Полный остановочный путь зависит:

  • от мастерства водителя и его психофизиологического состояния,
  • от конструктивных особенностей и технического состояния автомобиля,
  • от дорожных условий,
  • величины скорости при которой начинается торможение.

Возможность реализации тормозной силы, создаваемой тормозами автомобиля, зависит от коэффициента сцепления. Который, в свою очередь, зависит от состояния дорожного покрытия и протекторов шин.

Выбор безопасной дистанции и интервала

При движении автомобиля в составе колонны или в потоке двигающихся машин значение имеет выбор безопасной дистанции.

Расчеты показывают, что на сухой дороге при скорости движения автомобиля не свыше 60 км/ч безопасная дистанция в метрах между следующими друг за другом автомобилями принимается равной величине скорости движения машины, выраженной в километрах.

Анализ зависимостей показывает, что для скоростей движения 40 . 60 км/ч безопасный интервал между автомобилями должен быть: при встречном разъезде = 0,9. 1,1 м, при обгоне = 0,75. 0,9 м.

Выбор безопасных скоростей с учетом интенсивности движения.

Интенсивность и состав участников движения оказывают большое влияние на величину и характер изменения скорости движения.

Анализ показывает, что интенсивность движения менее 300 авт./ч в обоих направлениях почти не сказывается на величине скорости движения машин.

При интенсивности движения от 300 до 400 авт./ч расчетная скорость должна быть снижена на 10. 15%.

Выбор безопасных скоростей по условиям устойчивости автомобиля

В результате потери устойчивости автомобиля может наступить занос и опрокидывание машины. Занос обычно возникает при недостаточном сцеплении шин с дорогой:

  • на поворотах, особенно на крутых;
  • при торможении, происходящем на мокрых (скользких) дорогах, и на больших скоростях;
  • при переезде через неровности дороги (во время подскакивания колес);
  • при резком повороте управляемых колес, особенно при движении на уклонах и по косогору.

При движении на повороте занос возникает в результате действия центробежной силы. Необходимо, чтобы вертикальная составляющая сила тяжести автомобиля не выходила за пределы точки контакта наружного колеса и дороги.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для обучающихся основной школы по профилактике детского травматизма на дорогах.

Классный час по ПДД «Тормозной и остановочный путь транспортых средств», 7-8 класс

Классный час по ПДД для учащихся 7-8-х классов «Тормозной и остановочный путь ТС».

Интегрированный урок по физике и математике «Тормозной путь. Остановочный путь. Безопасность дорожного движения»

Опираясь на знание физических законов, выработывается осознанная необходимость соблюдения Правил дорожного движения.

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге» для старшеклассников.

Открытый урок для 5 класса по математике на тему: «Тормозной и остановочный путь»

Открытый урок для 5 класса по математике на тему: «Тормозной и остановочный путь».

Конспект урока по теме «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Конспект урока в 7 классе в рамках Всероссийской социальной кампании «Притормози». Цель урока: «Обучение несовершеннолетних безопасному переходу проезжей части дороги&quot.

Презентация к уроку: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге».

Презентация предназначена для изучения темы: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге». Пакет содержит учебную информацию в дос.

https://avtobddinfo.ru/faq/osnovnye-printsipy-obespecheniya-bdd
https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2018/01/18/ostanovochnyy-put-bezopasnyy-interval-i

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: