Содержание
Устройство и принцип работы тормозной системы автомобиля
Автомобильная система торможения относится к активному устройству защиты. Принцип работы заключается в изменении скоростного режима автотранспорта. В том числе система предназначена для полной остановки автомобиля, включая экстренную остановку движения, а также удержание транспортных средств на месте во время стоянки на уклонах. Для осуществления этих целей применяются различные системы. Тормозная является основной. Кроме нее, используется еще дополнительная запасная и стояночная система. На современных автомобилях применяется еще вспомогательная система и противоблокировочная. Как устроена и действует тормозная система? Каких она бывает видов? Устройство, назначение и принцип работы тормозной системы описан в статье.
Описание рабочей системы
Как она действует? Принципом работы тормозной системы автомобиля является изменение скорости его езды и полной его остановки (в том числе в экстренных случаях во избежание аварий). Система состоит из привода и механизмов торможения. Для разных автомобилей предусматриваются разные типы систем. Это гидравлическая и пневматическая.
Описание гидравлической системы
Принципом работы гидравлической тормозной системы является воздействие педали на колодки с использованием жидкости или гидравлики. Она состоит из следующих компонентов:
- основной гидравлический цилиндр;
- вакуумный узел усиления;
- ABS или система контроля блокировки колес;
- модуль контроля давления на задние диски;
- основные тормозные цилиндры;
- гидравлический контур.
Основной гидравлический цилиндр
Он используется для передачи усилия, которое водитель сообщает тормозной педали. Это усилие передается в гидравлический контур. Далее энергия распределяется по дискам.
Вакуумный узел усиления
Дополняет работу цилиндра гидравлики. Предназначен усиливать эффект передачи усиления педали механизмам торможения.
Модуль контроля давления на задние диски
Для чего он предназначен? Модуль отслеживает силу давления на задние диски. За счет этого достигается наиболее плавное торможение во время поездки. Активно используется без ABS. При его наличии эта система становится второстепенной.
Система контроля блокировки колес
Устанавливается не на всех автомобилях. Ее цель — отслеживать моменты полной блокировки колес. Это делается преднамеренно, чтобы транспортное средство не двигалось юзом. Это важно на скользких и мокрых дорогах, когда во время торможения машина начинает идти юзом и становится неуправляемой.
Гидравлический контур
Представляет собой сеть связанных между собой трубопроводов с жидкостью или гидравликой. Контур соединяет основной и тормозные цилиндры. По ним передается усилие нажатия педали к цилиндрам. Контуры могут выполнять функции друг друга. А иногда могут осуществлять свои основные функции. Наиболее востребована система двойного пересечения контуров для тормозных приводов. Она устроена по диагонали.
Описание пневматической системы
Принцип работы пневматической тормозной системы в основном аналогичен гидравлической. В ее состав входит воздушный компрессор, который приводом от двигателя накачивает атмосферный воздух в цилиндры. Контроллер поддерживает предусмотренное параметрами давление.
Воздух для торможения накапливается в специальных баллонах или ресиверах. По мере его выхода из контура он закачивается дополнительно компрессором. При надавливании водителем педали воздух из ресиверов или баллонов по контуру переходит в тормозные модули. Последние имеют специальные штоки, которые уже приводят в действие механизмы торможения. Колодки прижимаются к дискам (барабанам) колес. За счет этого транспорт начинает снижать скорость и постепенно останавливаться. После отпускания педали водителем воздух из системы выходит обратно наружу, и цикл повторяется. Пружины возвращают штоки в их первоначальное положение.
В основном это принцип работы тормозной системы КамАЗа. Такая система часто используется на грузовых автомобилях ввиду своей эффективности. Если гидравлику следует проверять, доливать жидкость, то воздушная система требует меньше внимания, а также не нуждается в постоянном доливе жидкости.
Воздушный компрессор
Расположенный в двигателе автомобиля, он закачивает из атмосферы воздух в пневматическую систему. Компрессор работает только при включенном двигателе. Как только номинальное давление в системе понижается, он запускается и доводит его до нужного значения. Принцип работы воздушной системы основан именно на компрессоре. От исправности данного агрегата зависит безопасность пассажиров и сохранность самого транспорта.
Система контроля давления
Эта система контролирует номинальное давление в контурах и цилиндрах. Она выводит избытки воздуха обратно в атмосферу. Она же контролирует работу компрессора, то есть отдает команды, когда начинать закачивать воздух и когда остановиться.
Система осушения воздуха
Для того чтобы в системе торможения не скапливался конденсат, поступающий вместе с атмосферным воздухом, необходимо осушать воздух. Основное предназначение системы — не допустить или минимизировать попадание влаги. Это особенно важно в зимнее время. Если будет образовываться конденсат, то в зимнее время он может просто замерзнуть и свести к минимуму эффект работы тормозов.
Ресиверы
Для чего необходимы ресиверы в автомобиле? Их назначение — накапливать воздух, необходимый для торможения. При нажатии падали воздух забирается из ресиверов и переходит в контур.
Камеры для торможения
Воздух из контуров попадает в камеры. Последние уже преобразуют их давление в механическую силу надавливания на колодки посредством штоков.
Тормозной кран ручного управления
Назначение такое же, что и у стояночного тормоза – удерживать неподвижно автомобиль во время стоянки. Вместо тросов здесь используется пневматика. Есть также и энергетические аккумуляторы. Они исполняют функцию торможения во время стоянки, а также при критическом падении давления воздуха в пневмосистеме.
Манометр
Средство контроля давления в системе торможения. Находится на приборной панели. Водитель может контролировать давление воздуха.
Аварийные средства сигнализации призваны предупредить водителя о критическом падении давления в камерах.
Система дополнительного торможения
Продолжаем изучать устройство и принцип работы тормозной системы. Дополнительная система призвана для экстренных и аварийных случаев. По сути, она дублирует главную систему. Срабатывает в случаях, когда неисправны основные тормоза. Система может работать самостоятельно, а может дополнять работу основной.
Система стояночного тормоза
В чем ее суть? Принцип работы тормозной системы заключается в прижимании колодок к дискам во время стоянки транспорта. Его предназначением является:
- сохранение неподвижного состояния транспорта во время стоянки;
- предотвращение самостоятельного движения автомобиля на уклонах;
- аварийное дублирование главной и вспомогательной систем.
Устройство системы торможения автомобиля
В состав входят определенные механизмы и соединяющиеся с ними приводы. Весь принцип работы тормозной системы основан на их четком взаимодействии друг с другом.
Сам механизм торможения нужен для создания усилий, необходимых для остановки или снижения скорости транспорта. Элемент устанавливается на колесной ступице и работает за счет силы трения. Механизм торможения бывает: дисковый или барабанный. Первый вариант используется сейчас намного чаще.
В состав тормозной системы включены статичные и вращающиеся механизмы. Статичными являются барабаны, а вращаются колодки со специальными накладками. Дисковый вариант имеет вращающийся диск торможения и неподвижный элемент суппорта с колодками. Управление этими механизмами осуществляется специальными приводами.
В тормозной системе гидравлика не является фактически единственной системой. Так, для стоянки используются тяговые рычаги и металлические тросы. Посредством тросов соединяются колодки задних колес с рычагом в кабине. Кроме гидравлики и механики, используются также электрические приводы, которые управляют процессом торможения и остановки автомобиля.
Гидравлическая система может дополняться другими средствами. Это защита от блокировки колес, средства для курсовой устойчивости, усиление экстренного торможения, также система помощи экстренного снижения скорости.
Кроме гидравлики используются пневматические и электрические системы. Есть комбинированный тип тормозов. Это пневмогидравлический, такой применялся ранее на грузовых автомобилях ЗИЛ «Бычок» (на данный момент эти машины не производятся).
Принцип работы
Принцип работы тормозной системы заключается в следующем:
- Нажатием педали водитель формирует некоторое усилие, которое передается на вакуумный узел.
- Сила нажатия на педаль увеличивается в вакуумном узле и передается уже на главный цилиндр.
- Поршень цилиндра воздействует на гидравлику и толкает ее по контуру трубопроводов. Давление в контуре начинает расти, жидкость давит на поршни тормозных цилиндров. Те, в свою очередь, прижимают колодки к дискам.
- Увеличение силы нажатия на педаль повышает давление гидравлики. За счет увеличения давления начинают срабатывать механизмы торможения. Чем сильнее давление жидкости, тем выше эффективность работы системы.
- Ослабление нажатия на педаль возвращает все механизмы в начальное положение за счет специальной пружины.
Заключение
В статье было рассмотрено устройство и принцип работы тормозной системы автомобиля. В целом эта система призвана обеспечивать безопасность движения автотранспорта, поэтому ей следует уделять особое внимание.
Виды тормозных систем, устройство и принцип действия. Тип тормозной системы
Виды тормозной системы автомобиля
В этом материале пойдет об одной из самых главных систем в автомобиле, об тормозной системе. Всем понятно, что тормозная система важна для того, чтобы в нужный момент остановиться, оставить автомобиль на склоне и аварийных случаях на дороге. Виды тормозной системы автомобиля — изучаем.
Виды тормозной системы автомобиля
Виды тормозной системы автомобиля
Тормозные системы бывают четырех видов.
Первый вид – механическая тормозная система, она устанавливается на мотоциклах, на колесных и гусеничных тракторах. Второй вид тормозной система – гидравлическая, она устанавливается на легковых автомобилях, тракторах, грузовых с малой грузоподъемностью.
Третий вид тормозной системы – пневмогидравлическая, она устанавливается на грузовых автомобилях малой и высокой грузоподъемностью и автобусах.
Четвертый вид тормозной системы – пневматическая, она устанавливается на грузовых автомобилях малой и высокой грузоподъемностью и автобусах.
Теперь разберем более подробно виды тормозной системы автомобиля. Механическая система разделяется на три вида: дисковая, барабанная, ленточная. Дисковые тормоза приводятся в действие при помощи главного цилиндра, который подает тормозную жидкость под давлением на тормозной цилиндрик. Цилиндрик приводит в действие колодку. Колодка тем самым тормозит барабан, который установлен на колесе техники.
Барабанные тормоза приводятся в действие при помощи различных тяг и рычагов, которые действуют на колодку, в связи с этим, колодка начинает давить на барабан и начинается торможение.
Ленточные тормоза, также как и барабанные тормоза приводятся в действие при помощи рычагов и тяг, которые тянут ленту, а лента в таком случае начинает тормозить барабан.
Из всех механических видов наилучшая считается дисковая, так как имеет наибольшее тормозное усилие в отличие от других.
Пневматическая тормозная система представлена в одном виде – барабанный вид. Она состоит из ряда кранов, клапанов, трубок, ресиверов, компрессора, охладителя, манометра, энергоаккамуляторов, трещоток, колодок, балов, тормозных барабанов.
Она действует таким способом, компрессор накачивает воздух через трубки в ресивера до определенного давления. Давление поддерживается при помощи клапанов, установленных на трубках. При нажатии на педаль тормоза открывается кран, который подает воздух на энергоаккамулятор. Энергоаккамулятор приводит в действие вал, передающий усилие на колодки, они начинают давать на барабан, и начинается торможение.
Таким образом, из этих систем самой лучшей является пневматическая тормозная система, так как имеет наибольшее тормозное усилие.
Виды тормозной системы автомобиля — вот и все сегодня!
Виды тормозных систем, устройство и принцип действия
Безопасно эксплуатировать автомобили невозможно без наличия в них тормозных систем. Кроме главной задачи (а именно остановки транспортного средства), тормозная система предназначена для незначительного снижения скорости и удерживания машины на месте. В зависимости от назначения, а также для повышения безопасности современный автомобиль имеет несколько таких систем. Также в разных автомобилях тормоза могут иметь свой тип привода. Рассмотрим основные виды тормозных систем, применяемых в автомобилестроении.
Как классифицируются?
Итак, системы делятся на следующие виды. Это рабочая система, запасная, стояночный тормоз, а также вспомогательный.
Под рабочим следует понимать самые основные средства для торможения. С помощью него можно сбросить скорость или же выполнить полную остановку. Система приводится в работу при помощи нажатия педали. Это самая эффективная система, позволяющая затормозить среди всех установленных в авто. Но давайте посмотрим, какие еще виды тормозных систем существуют.
Некоторые модели оснащены запасным тормозом. Эта система действует в случае, если основной рабочий по каким-либо причинам отказал. В большинстве автомобилей роль запасных тормозов выполняет стояночный.
Он в автомобиле применяется для того, чтобы удерживать авто в его положении после полной остановки. Ручной тормоз необходим, чтобы исключить возможность отката машины во время стоянки. Управляют им при помощи рычага с тросовым приводом. Обычно такая система встречается на старых машинах или новых бюджетного класса. В современных моделях (особенно в дорогих автомобилях) появился электронный ручник.
Вспомогательные тормоза устанавливают чаще всего на грузовиках. Они нужны для того, чтобы снизить износ главной системы в процессе длительного нажатия на педаль. Например, можно выделить некоторые виды тормозных систем тракторов и автомобилей. В тракторах в качестве дополнительного тормоза применяется двойной ленточный механизм.
Прицепы также оснащаются подобными системами. Этот механизм называют тормоз наката. Механизм срабатывает, когда прицеп накатывается на автомобиль.
Устройство и принцип действия системы
Рабочий тормоз устроен следующим образом. Он состоит из главного тормозного цилиндра, вакуумного усилителя привода, тормозных механизмов. Последние есть на передних и на задних колесах. Существует два вида приводов тормозных систем. В случае гидравлической тормозной системы в конструкцию включены трубки, внутри которых находится тормозная жидкость. Пневматические тормоза устроены практически так же. Но вместо жидкости в трубках находится воздух.
ГТЦ необходим для того, чтобы создать необходимое давление в гидравлическом приводе, когда водитель нажимает на педаль тормоза.
Усилитель
Он облегчает водителю процесс нажатия на педаль. Элемент создает дополнительное усилие. В большинстве моделей применяют вакуумный усилитель. Есть и гидравлические элементы, но это сейчас большая редкость. Усилитель чаще всего установлен между педалью тормоза и ГТЦ. Какой-либо дополнительной задачи он не несет – просто увеличивает силу нажатия на педаль.
Вакуумный усилитель
Это устройство работает на принципах перепадов давления в камерах. Камеры разделены гибкой диафрагмой. С одной стороны в камере подведено разряжение от впускного коллектора.
С другой стороны – атмосферное давление. За счет этой разницы давления диафрагма прогибается по направлению камеры, где создано разряжение. Диафрагма воздействует на шток. Чем большей будет площадь этой диафрагмы, чем выше разница давлений в камерах. Соответственно, усилитель сможет создать дополнительное усилие.
Рабочий тормозной цилиндр
Давление от ГТЦ через сеть трубопроводов передается гидравлически на рабочие цилиндры. Эти элементы находятся непосредственно в тормозных механизмах на передних и задних колесах. Жидкость давит на цилиндры, а те оказывают давление на поршни в суппорте. Поршень заставляет двигать колодки.
Тормозной механизм
Различают барабанные и дисковые механизмы. И диск, и барабан установлены на ступице колеса и вращаются непосредственно с колесом. Прочие детали в тормозном механизме являются неподвижными.
Кроме барабанов и дисков, в большинстве видов тормозных систем применяются колодки. Колодка представляет собой фрикционную накладку на металлическом основании. Когда поршень давит неподвижную колодку к диску или барабану, выполняется торможение.
Гидропривод
Гидравлический привод представляет собой два отдельных контура – первичный и вторичный. Это делается для того, чтобы обеспечивалась безопасность. Если откажет один из контуров, то второй позволит все-таки остановить машину.
Расширительный бачок находится под капотом над ГТЦ. Внутри бачка находится датчик, следящий за уровнем тормозной жидкости. Им оборудованы все виды тормозных систем автомобилей. Если уровень падает до минимально допустимого, то на приборной панели загорится соответствующая лампочка.
Стояночный тормоз
Эта конструкция может иметь два типа привода – это ручной и ножной. В случае с ручным приводом механизм активируется рычагом, находящимся справа от водителя. Во втором случае активация производится педалью. Обычно педальный стояночный тормоз можно видеть на моделях с автоматической коробкой передач – там нет педали сцепления, а ее место заняла педаль ручника. Но находится она левее относительно остального педального узла. Ярким примером тому служит автомобиль «Мерседес».
Механизм стояночного тормоза может быть различным. Выделяют два механизма. В первом варианте рычаг непосредственно оказывает воздействие на поршень, и к тормозному диску придавливаются колодки рабочего тормоза. Второй вариант подразумевает использование специальных полукруглых колодок, которые воздействуют на внутреннюю часть диска.
Электромеханический стояночный тормоз
Вот какие виды тормозных систем существуют еще. В данном случае процесс торможения заключается в нажатии на кнопку. В качестве исполнительного устройства применяется электромотор с редуктором. Эти элементы соединены с тормозным механизмом на задней паре колес.
Когда водитель нажимает кнопку, мотор воздействует на поршень рабочего тормоза. Тот поджимает колодки. Когда необходимость в стояночном тормозе отпадает, мотор вращается в другую сторону.
Пневматические системы
Данные виды тормозных систем установлены преимущественно на грузовых автомобилях. В основе лежит принцип применения силы сжатого воздуха. Он находится в специальных емкостях и нагнетается туда при помощи компрессора. В этом и есть все отличие.
Из баллонов в компрессор под определенным давлением подается воздух. Затем после нажатия водителем педали тормоза сила передается на тормозной кран. Его задача — создать давление в тормозных камерах.
Камеры включаются в работу при помощи рычага в тормозном механизме. Он и осуществляет процесс снижения скорости. Когда водитель перестанет давить на педаль, давление на рычаг уменьшится. Процесс торможения прекратится.
Заключение
Мы рассмотрели назначение и виды тормозных систем легковых и грузовых авто. Даже этой базовой информации будет достаточно, чтобы понимать, как это работает. Знать об устройстве тормозов очень важно – от этого зависит безопасность.
Назначение и типы тормозных систем
Строительные машины и оборудование, справочник
Рулевое управление и тормозная система
Назначение и типы тормозных систем
Тормозные системы служат для снижения скорости движения и полной остановки автомобиля, а также для удержания на месте неподвижно стоящего автомобиля. Тормозная система должна быть максимально эффективной при торможении автомобиля с различной нагрузкой и на разных передачах.
На автомобилях должны быть установлены:— рабочая тормозная система, используемая при движении автомобиля для снижения скорости и полной остановки;— стояночная тормозная система, служащая для удержания остановленного автомобиля на месте;— запасная тормозная система, предназначенная для остановки автомобиля при выходе из строя рабочей тормозной системы.
Кроме этих систем, на автомобилях устанавливают:— вспомогательную тормозную систему в виде тормоза-замедлителя на тяжелых грузовых автомобилях (МАЗ, КамАЗ, КрАЗ), используемую при длительном торможении автомобиля, например на пологом длинном горном спуске;— тормозную систему прицепа, работающего в составе автопоезда, служащую как для снижения скорости движения прицепа, так и для автоматического его торможения в случае обрыва сцепки с тягачом.
Тормозная система состоит из привода и тормозных механизмов, непосредственно осуществляющих торможение вращающихся колес автомобиля или одного из валов трансмиссии.
Об интенсивности действия тормозов судят по тормозному пути автомобиля от начала нажатия на тормозную педаль до его полной остановки при движении по горизонтальному участку сухой дороги с асфальтобетонным покрытием. Наилучший результат достигается при одновременном торможении передних и задних колес.
Рис. 1. Колесный тормозной механизм: 1 — тормозная педаль; 2 — разжимной кулак; 3 — тормозной барабан; 4 — тормозная колодка; 5 — пальцы колодок; 6 — тормозной диск; 7 — стяжная пружина
В зависимости от конструкции вращающихся рабочих деталей тормозов различают барабанные и дисковые тормоза. Невращающиеся рабочие детали барабанных тормозов обычно изготовляют в виде колодок. Отсюда и их название — колодочные тормоза. Подавляющее большинство отечественных автомобилей имеет рабочие тормозные системы, выполненные в виде колодочных тормозных механизмов.
Колесный тормозной механизм представляет собой пару тормозных колодок, смонтированных внутри тормозного барабана, вращающегося вместе со ступицей колеса. Колодки установлены на неподвижном тормозном диске, опираются на пальцы и стянуты пружиной. К поверхности колодок, обращенной к тормозному барабану, прикреплены фрикционные накладки. При нажатии на педаль колодки раздвигаются кулаками или поршнями гидравлического цилиндра до соприкоснования с тормозным барабаном. Трение колодок о барабан и вызывает торможение колеса. После прекращения давления на педаль колодки пружиной возвращаются в исходное положение.
Читать далее: Колодочные тормоза барабанного типа
Категория: — Рулевое управление и тормозная система
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Какие бывают тормоза: виды, описание
Одним из самых совершенных изобретений человечества можно назвать автомобили. Их особенности эксплуатации обуславливают то, что все системы должны работать максимально эффективно, все возможные случаи во время эксплуатации предусматриваются на момент конструирования каждой модели. Все это связано с тем, что во время движения на высокой скорости возникает опасность для тех, кто находится внутри транспортного средства, и для тех, кто снаружи. К системам, которые предназначены увеличить безопасность движения, можно назвать тормозной механизм. Ему уделяется большое внимание.
Предназначение тормозной системы
Тормозная система применяется для регулирования скорости движения или для фиксации автомобиля во время покоя. Особые навыки управления позволяют использовать тормоза для резких, сложных маневров, которые не связаны со снижением скорости движения.
Если двигатель и другие системы позволяют набирать скорость, то тормоза проводят ее сброс. Естественно, чем они надежнее и совершеннее, тем лучше происходит торможение.
История создания
Для того чтобы понять принцип работы системы, которая способна снизить скорость за несколько секунд, следует обратить внимание на историю ее создания. Столь совершенная система была получена не сразу, а путем проб и ошибок, которые определили как название систем, так и их эксплуатационные качества.
История создания первых механизмов, которые позволяли снизить скорость, начинается с гужевого транспорта. При больших скоростях лошадь не могла сама остановить повозку быстро, поэтому стали использовать системы рычагов, когда к ободу прижималась колодка. До 1920 года подобная система применялась и на первых автомобилях.
Тогда за одну поездку приходилось несколько раз менять кожаную накладку, так как она быстро истиралась. Подобная, но усовершенствованная система по сей день используется на скоростных велосипедах.
В начале 20 века автомобили стали разгоняться до скорости выше 100 км/час. Именно тогда стало ясно, что именно тормозная система не позволяет совершенствовать автомобиль. Интересным фактом можно назвать, что именно дисковые тормоза появились первыми. Однако используемые материалы при изготовлении определяли сильный скрежет на момент движения. Поэтому большой популярностью стали пользоваться барабанные системы. На тот момент их хватало всего на 2 тысячи пройденного пути.
До 1953 года проводилось совершенствование барабанных тормозных систем. И только после этого года была разработана иная система, которая основывалась на применении дисков. После этого конструкция усовершенствуется и при создании современных автомобилей.
Классификация тормозных систем
Существует довольно много вариантов исполнения тормозных систем. Не все они используются при конструировании автомобилей. По предназначению можно выделить следующую классификацию:
- Механизм рабочего предназначения необходим для регулирования скорости машины во время движения. Этот вариант исполнения самый востребованный, так как применяется на протяжении всего движения. В последнее время конструкция подобной системы значительно усложняется путем включения в систему различных устройств по контролю усилия, проскальзывания колес и так далее.
- Тормоз стояночного типа применяется на момент стоянки или кратковременной остановки. Согласно установленным правилам именно стояночный тормоз стоит использовать на момент остановки под горку, на светофоре и в других подобных случаях. Зачастую задействовать системы можно при помочи специального рычага, современные автомобили имеют электрический включатель. На легковых автомобилях от рычага проложен трос, которые сразу идет к задним колесам. Грузовые имеют воздушную систему с установленными энергоаккумуляторами.
Также можно отметить вспомогательную тормозную систему, которую зачастую включают в конструкцию грузовых автомобилей, автобусов. Ее работа основана перекрытии выпускного трубопровода, который подает топливо в двигатель. Используют систему при длительном спуске, так как рабочая может перегреться и потерять свою эффективность. Также проведем рассмотрение того, какие тормоза еще бывают по типу привода.
Важным показателем также можно назвать то, какой тип системы приводит в движение исполнительный механизм, который непосредственно выполняет торможение. По данному показателю можно выделить:
- Механический привод. Использовался на старых автомобилях. Имеет высокую надежность, но при этом малую эффективность работы. Механические привод основывался на использовании системы тяг для приведения исполнительного органа в движение, при нажатии на педаль.
- Гидравлический получил широкое применение при создании современных легковых автомобилей. Его работа основана на не сжимаемости используемой рабочей жидкости. Система представлена несколькими исполнительными органами, а давление передается при помощи жидкости.
- Пневматическая система работает на основе сжатого воздуха. Как и жидкость, газообразные вещества имеют предел сжимаемости. Именно поэтому газообразные вещества, зачастую именно воздух, используются для передачи усилия.
- Существует также комбинированный вариант исполнения, когда в системе используется как воздух, так и жидкость. Зачастую подобную систему можно встретить на грузовых автомобилях и автобусах.
- Электронный вариант исполнения используется крайне редко, так как надежность подобной системы находится на относительно низком уровне. Ак правило, чем проще система, тем она надежнее. Именно поэтому довольно редко проводится установка электрической тормозной системы, когда команда на исполнительный орган передается при помощи электричества.
Тип привода в большей степени определяет особенности работы тормозной системы.
Кроме вышеприведенных особенностей также следует отметить тип исполнительного органа. По данному показателю можно выделить нижеприведенные системы:
- Сочетание барабана и прижимного механизма с колодками – ранее наиболее распространенный исполнительный механизм, который зачастую устанавливается автобусы и автомобили категории «С». Ее особенность можно назвать то, что сила трения возникает внутри барабана.
- Тормозная система на основе диска и прижимного суппорта используется при создании всех современных автомобилей. Особенностью данной системы можно назвать сочетание диска, которые вращается вместе с колесом, и суппорта, который проводит сжимание колодок для торможения.
Наиболее эффективной системой считается сочетание диска и суппорта. Применение новых материалов при изготовлении накладок, которые создают силу трения, позволяет значительно увеличить надежность рассматриваемой системы.
Преимущества дисковых тормозов
При рассмотрении практически всех современных легковых автомобилей следует отметить, что они имеют дисковую систему. Это связано с нижеприведенными нюансами:
- Конструкция намного проще, а значит дешевле и надежнее.
- Проводится автоматическое регулирование зазора при стирании накладок.
- Конструкция компактнее и легче, что позволяет создавать быстрые спортивные автомобили.
- Несмотря на уменьшение площади колодок эффективность подобной системы значительно выше. Это связано с тем, что диск и колодки имеют ровную поверхность, а это обеспечивает равномерное прижимание.
- Проще провести обслуживание. Проводить ограничение прижимной силы не нужно.
- Лучшее охлаждение, так как воздух свободно циркулирует. Стоит отметить, что перегрев зачастую приводит к значительному ухудшению работы тормозов. Поэтому для повышения эффективность охлаждения используют специальные колесные диски.
- Продукты загрязнения легко удаляются. В барабане зачастую накапливается большое количество грязи, что обуславливает снижение эффективности работы системы.
Однако при создании подобной конструкции также были выявлены некоторые трудности. Примером можно назвать необходимость воздействия большого усилия, что возможно стало при использовании только гидравлического привода. Также устанавливается механизм, который позволяет уменьшить необходимое усилие при нажатии на педаль.
Тормозная система автомобиля: какие существуют виды тормозов
В этой статье я хочу поделиться с вами своими знаниями о тормозной системе автомобиля. Ведь для многих людей главное, чтобы автомобиль ездил и презентабельно выглядел. Иногда мы пренебрегаем своей безопасностью, подвергая риску себя, своих близких, а также других людей, передвигающихся по дорогам города рядом с нами. С уверенностью могу сказать, тормоза – нужная вещь.
Например, если отключить двигатель, то автомобиль будет двигаться по инерции. Скорость его будет снижаться под действием сил сопротивления, и скоро автомобиль остановится. Однако это «скоро» может произойти, когда будет уже поздно. Поэтому и существует тормозная система автомобиля, с помощью которой мы можем остановить наше транспортное средство, когда захотим. Как с помощью тормозов обезопасить себя? На какие виды классифицируются тормозные системы?
Во избежание аварийной ситуации эксплуатация автомобиля допускается только, если у него исправная тормозная система. Эта система на автомобиле необходима для снижения его скорости и остановки, а так же для удержания его на месте. Что бы обеспечить максимальную безопасность движения, на современных автомобилях устанавливают несколько тормозных систем, выполняющих каждый свое назначение.
Виды тормозных систем:
- рабочая
- стояночная
- запасная
- вспомогательная
Подробнее рассмотрим каждую из них.
Рабочая тормозная система
Чаще всего используется рабочая тормозная система, которая позволяет водителю в обычных условиях эксплуатации снизить скорость движения автомобиля до его полной остановки. Эта система приводится в действие усилием ноги водителя, которое он прилагает, нажимая на педаль ножного тормоза. Чем сильнее нажимаем на педаль, тем сильнее тормозим. По сравнению с другими видами тормозных систем, самая большая эффективность действия именно у рабочей системы.
Стояночная тормозная система
Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля на месте во время его стоянки. Так же она используется, что бы удержать автомобиль от скатывания назад, если он тронулся с места на подъеме. Стояночная тормозная система управляется рукой водителя через рычаг ручного тормоза.
Запасная тормозная система
Запасная тормозная система служит для остановки автомобиля в случае отказа рабочей системы торможения. Она оказывает менее эффективное тормозящее действие на машину, чем рабочая система. Функции запасной тормозной системы может выполнять стояночная система.
Вспомогательная тормозная система
Вспомогательная тормозная система используется в качестве тормоза-замедлителя в основном на автомобилях большой грузоподъемности. Применяется, что бы снизить нагрузку на рабочую тормозную систему при длительном торможении, например на длинном спуске.
Классификация тормозных механизмов
Тормозные механизмы бывают следующих видов:
- фрикционный (механический)
- дисковый
- барабанный
- гидравлический
- электрический
- колодочный
- трансмиссионный
- колесный
- ленточный
Наиболее часто применяются фрикционные тормозные механизмы. Для легковых автомобилей на передних колесах чаще всего используются дисковые тормозные механизмы, а на задних, барабанные колодочные механизмы. Так же барабанные колодочные тормозные механизмы устанавливаются на грузовых автомобилях.
Преимущества дисковых тормозов
1. Высокий коэффициент тормозной эффективности.
2. Небольшая масса и размеры.
3. Компоновочные достоинства.
4. Низкая температура тормозной жидкости.
5. Надежность. Повышается чувствительность тормозов.
6. Стабильность. Даже высокая температура не может повлиять на эффективность дисковых тормозов.
Недостатки дисковых тормозов
Низкий уровень грязезащищенности. Подвергаются попаданию пыли и грязи, поднятой передними колесами.
Преимущества барабанных тормозов
1. Большее усилие торможения. Они идеально подходят для грузовых автомобилей, так как масса их большая, и их нелегко остановить.
2. Долговечность. Из-за того, что внутрь барабана не попадает грязь, уменьшается износ накладок.
3. Низкая стоимость.
Недостатки барабанных тормозов
1. Медленность действия.
2. Залипание колодок. Может произойти, если оставить машину на ручнике при сильном морозе или жаре.
Не забывайте следить за состоянием вашей тормозной системы и вовремя устранять неполадки. Безопасность – прежде всего!
тормозная система
Тормоза – одна из основных систем любого, даже самого тихоходного, транспортного средства,сельскохозяйственной и строительной техники. В этой статье рассказывается о видах тормозных систем и о принципе их работы.
Тормозные системы, подразделяются по типу привода тормозных механизмов, и по типу самих тормозных механизмов. Самый распространенный тип тормозных механизмов – «барабанный». Дисковый тип тормозов применяется в основном в легковых автомобилях и мотоциклах. В работе тормозов барабанного типа участвует барабан и две полукруглые тормозные колодки. Под действием привода, колодки раздвигаются, и разжимая барабан останавливают его. В работе дисковых тормозов роль барабана выполняет тормозной диск. Для увеличения эффективности торможения, на тормозных колодках устанавливаются специальные тормозные накладки, увеличивающие трение между тормозными колодками и барабаном, или тормозным диском.
Привод тормозов – это способ передачи усилия с педали тормоза к тормозным механизмам. Он бывает механического, гидравлического, пневматического и гибридного типа. Механический привод передает усилие через тяги, тросы и рычаги (мотоциклы, велосипеды, стояночный тормоз). В гидравлическом приводе усилие передается по средствам главного и рабочего цилиндров соединенных системой трубок и шлангов, заполненных тормозной жидкостью. При нажатии на педаль тормоза движется поршень в главном цилиндре, под давлением тормозная жидкость устремляется в рабочий цилиндр, который перемещает тормозные колодки. Они, в свою очередь, прижимаются к тормозным дискам или барабанам и останавливают колеса. Если в гидравлическую систему попадет воздух, она перестанет работать. В этом случае необходима прокачка системы и добавление в нее тормозной жидкости. В пневматической тормозной системе, педаль тормоза соединена с краном, через который проходит сжатый воздух от компрессора к тормозным механизмам. При нажатии на педаль, кран открывается, воздух под давлением приводит в действие тормозные механизмы.
Гибридный привод представляет собой гибрид гидравлической и пневматической системы. Как в пневматическом приводе, педаль тормоза открывает кран, через который сжатый воздух давит на главный гидравлический цилиндр. И как в гидравлическом приводе, главный цилиндр передает усилие на рабочий цилиндр, через тормозную жидкость. Рабочий цилиндр, в свою очередь, прижимает тормозные колодки к тормозным дискам (барабанам), и происходит торможение.
Похожие статьи:
Тормозная система (общее устройство)
Тормозная система предназначена для изменения скорости автомобиля, остановки, а также удержания на месте длительное время используя тормозную силу между колесом и дорогой. Тормозное усилие может создаваться тормозным механизмом, двигателем автомобиля (т.н. торможение двигателем), гидравлическим или электрическим тормозом-замедлителем трансмиссии.
Для реализации указанных функций на автомобиле могут быть установлены следующие виды тормозных систем:
— рабочая;- запасная;- стояночная.
Роль рабочей тормозная системы — обеспечение управляемого уменьшения скорости и остановки автомобиля.
Запасная тормозная система применяется при отказе и неисправности рабочей системы. Она выполняет те же функции, что и рабочая система. Запасная тормозная система может применяться как специальная автономная система или как часть рабочей тормозной системы.
Стояночная тормозная система используется для удержания автомобиля на месте длительное время.
Тормозная система — это важнейшее средство обеспечения активной безопасности автомобиля. На легковых и большинстве грузовых автомобилей используются различные устройства и системы, повышающие эффективность работы тормозной системы и устойчивость при торможении: усилитель тормозов, антиблокировочная система, усилитель экстренного торможения и др.
Тормозная система состоит из тормозного механизма и тормозного привода.
Тормозной механизм предназначен для создания тормозного момента, необходимого для замедления или остановки автомобиля. На автомобилях устанавливаются фрикционные тормозные механизмы, принцип работы которых основан на использовании сил трения. Тормозные механизмы рабочей системы устанавливаются непосредственно в колесе. Тормозной механизм стояночной системы может располагаться за коробкой передач или раздаточной коробкой.
Схема тормозной системы:1.Трубопровод контура «левый передний-правый задний тормозные механизмы»;2.Сигнализирующее устройство;3.Трубопровод контура «правый передний — левый задний тормозные механизмы»;4.Бачок главного тормозного цилиндра;5.Главный тормозной цилиндр;6.Вакуумный усилитель тормозов;7.Педаль тормоза;8.Регулятор давления;9.Трос стояночного тормоза;10.Тормозной механизм заднего колеса;11.Регулировочный наконечник стояночного тормоза;12.Рычаг привода стояночного тормоза;13.Тормозной механизм переднего колеса.В зависимости от конструкции фрикционной части бывают барабанные и дисковые тормозные механизмы.
Тормозной механизм состоит из вращающейся и неподвижной частей. В качестве вращающейся части барабанного механизма используется тормозной барабан, а неподвижной части – тормозные колодки. В процессе эксплуатации, ввиду износа, требуется замена тормозных колодок.
Вращающаяся часть дискового механизма представлена тормозным диском, неподвижная – тормозными колодками. На передней и задней оси современного легкового автомобиля как правило устанавливаются дисковые тормозные механизмы.
Дисковый тормозной механизм состоит из вращающегося тормозного диска и двух неподвижных колодок которые установлены внутри суппорта с обеих сторон.
Суппорт закреплен на кронштейне. В направляющих пазах суппорта установлены рабочие цилиндры, которые при торможении прижимают тормозные колодки к диску.
Тормозной диск во время торможения сильно нагреваются. Охлаждение тормозного диска осуществляется потоком воздуха. Для лучшего отвода тепла на поверхности диска выполняются отверстия. Такой диск называется вентилируемым. На спортивных автомобилях, для повышения эффективности торможения и обеспечения стойкости к перегреву, применяются керамические тормозные диски.
Тормозные колодки прижимаются к суппорту пружинными элементами, а на самих колодках закреплены фрикционные накладки. На современных автомобилях тормозные колодки оснащаются датчиком износа.
Тормозной привод обеспечивает управление тормозными механизмами. В тормозных системах автомобилей применяются такие типы тормозных приводов как:
— механический;- гидравлический;- пневматический;- электрический;- комбинированный.
Механический привод используется в стояночной тормозной системе. Механический привод состоит из системы тяг, рычагов и тросов, соединяющих рычаг стояночного тормоза с тормозными механизмами задних колес. Он состоит из:
— рычага привода;- регулируемого наконечника;- уравнителя тросов;- тросов;- рычагов привода колодок.
На некоторых моделях автомобилей стояночная система может приводиться в действие от ножной педали, т.н. стояночный тормоз с ножным приводом. В последние годы в стояночной системе стали широко использовать электропривод, а само устройство называется электромеханический стояночный тормоз.
Гидравлический привод является основным типом привода в рабочей тормозной системе. Конструкция гидравлического привода включает в себя:
— тормозную педаль;- усилитель тормозов;- главный тормозной цилиндр;- колесные цилиндры;- трубопроводы и шланги.
Тормозная педаль передает усилие от ноги водителя на главный тормозной цилиндр.
Усилитель тормозов создает дополнительное усилие, передаваемое от педали тормоза. Наиболее широкое применение на автомобилях нашел вакуумный усилитель тормозов.
Главный тормозной цилиндр создает давление тормозной жидкости и нагнетает ее к тормозным цилиндрам. На современных автомобилях применяется сдвоенный главный тормозной цилиндр, создающий давление для двух контуров.
Над главным цилиндром располагается расширительный бачок, предназначенный для пополнения тормозной жидкости в случае незначительных потерь.
Колесный цилиндр обеспечивает срабатывание тормозного механизма, то есть прижатие тормозных колодок к тормозному диску или барабану.
Для выполнения тормозных функций работа элементов гидропривода осуществляется по независимым контурам. При выходе из строя одного контура, его функции исполняет другой контур. Рабочие контура могут выполнять часть функций, дублировать друг-друга или выполнять только работу определенных тормозных механизмов. Самой востребованной является схема, в которой два контура функционируют диагонально.
На современных автомобилях в структуру гидравлического тормозного привода включены различные электронные компоненты:- усилитель экстренного торможения;- антиблокировочная система тормозов;- система распределения тормозных усилий;- антипробуксовочная система.- электронная блокировка дифференциала;Пневматический привод наибольшее применение нашел в тормозной системе грузовых автомобилей.
Комбинированный тормозной привод представляет собой комбинацию нескольких типов привода. Как например, электропневматический привод.
Принцип работы тормозной системы рассмотрен на примере гидравлической рабочей системы.
При нажатии на педаль тормоза осуществляется передача нагрузки к усилителю, который создает дополнительное усилие на главном тормозном цилиндре. Поршень главного тормозного цилиндра нагнетает жидкость по трубопроводам к колесным цилиндрам. При этом растет давление жидкости в тормозном приводе. Поршни колесных цилиндров перемещают тормозные колодки к дискам (барабанам).
Дальнейшее усилие на педаль увеличивает давление жидкости и происходит срабатывание тормозных механизмов, в результате чего происходит замедление вращения колес и появляются тормозные силы в точке контакта колеса с дорогой. Чем больше приложена сила к тормозной педали, тем быстрее и эффективнее осуществляется торможение колес. Давление жидкости при торможении может составлять 10-15 МПа.
При окончании торможения (т.е. отпускания тормозной педали), педаль под воздействием возвратной пружины перемещается в исходное положение. Соответственно в исходное положение перемещается и поршень главного тормозного цилиндра. Пружинные элементы отводят колодки от дисков (барабанов). Тормозная жидкость из колесных цилиндров по трубопроводам вытесняется обратно в главный тормозной цилиндр. Давление в системе падает.
http://fb.ru/article/408222/ustroystvo-i-printsip-rabotyi-tormoznoy-sistemyi-avtomobilya
http://roadpart.ru/raznoe/tip-tormoznoj-sistemy.html