Ресурс автоматической коробки передач

Содержание

Blog-Mycar.ru. Ресурс автоматической коробки передач

Автоматические коробки передач: проблемы эксплуатации

Распространено мнение, что двигатель на автомобилях с автоматическими трансмиссиями нельзя завести с «толкача», однако это заблуждение. Впрочем, эту и другие премудрости управления автомобилями с КПП-автоматами следует постигать на практике.

ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ

Дабы наши последующие рассуждения не показались слишком отвлеченными, начнем, пожалуй, с небольшого теста. Нам нередко приходится опробовать автомобили с автоматической трансмиссией — и новые и подержанные. Но эти две машины — Audi 80 и VW Passat — стоят особняком. Во-первых, потому что они, несмотря на отличия по кузову и салону, построены на единой агрегатной базе и имеют, в частности, одинаковые карбюраторные двигатели с рабочим объемом 1,6 л и трехступенчатые «автоматы». Во-вторых, оба автомобиля были выпущены пятнадцать лет назад, имеют внушительные пробеги (более 250 тыс. км), а последние три-четыре года «живут» в нашей республике. Попробуем определиться, насколько соответствует истине мнение, что машины с АКПП малопригодны для условий отечественной эксплуатации, а потому при покупке такие образцы следует обходить стороной.

Относительно ездовых впечатлений можно сказать, что Audi 80 показала себя резвее, хотя эту особенность «восьмидесятки» следует отнести не к возможностям и настройке ее коробки передач, а к более приземленным вещам, например, лучшему техническому состоянию и меньшей, нежели у Passat, снаряженной массе. В целом же автомобили оказались прямо-таки созданы для спокойного и размеренного «драйва», тем более что при быстрых обгонах после нажатия на «газ» оба «автомата», как и подобает умудренным ветеранам, делали пусть небольшую, но действующую на нервы паузу, понуждая «топить» акселератор раньше, чем если бы мы ехали на машине с обычной коробкой. И еще с непривычки раздражало вынужденное бездействие левой ноги и правой руки. Нога по собственной воле периодически искала несуществующую педаль сцепления, а рука, хоть закуй ее в наручники, норовила в это время подергать за селектор коробки. Впрочем, для привыкания к любому автомобилю требуется определенное время, и машины с «автоматами» не исключение, но поскольку масштабные испытания в наши планы не входили, оставим выяснение величины периода привыкания на другой раз.

Главное — как насчет эксплуатационных проблем? Выяснилось, что нынешние владельцы Audi 80 и VW Passat с ними просто до сих пор не сталкивались, несмотря на впечатляющие пробеги автомобилей. Причем у хозяина Passat этот автомобиль — уже второй с автоматической коробкой передач, и следующий также будет с «автоматом». Что касается экономичности, то увеличение расхода топлива на автомобилях с АКПП заметно, пожалуй, только в городе. Зато ездить на тестируемых машинах в городском потоке легко и просто — нет нужды выбирать и включать передачу, а можно целиком сосредоточиться на других аспектах движения.

В начале движения перевод селектора в положение D или R должен производиться при нажатой педали тормоза. Не следует делать задержку селектора на нейтрали (положение N), поскольку лишнее срабатывание автоматики отнюдь не увеличивает ресурс коробки. Нельзя нажимать на газ и тормоз одновременно.

При непродолжительной остановке достаточно отпустить педаль газа и удерживать автомобиль тормозом, оставив селектор КПП в любом «ездовом» положении. Переводить рычаг селектора в позицию N следует лишь при продолжительной остановке с работающим двигателем, однако в данном случае лучше вовсе включить позицию P и выключить зажигание.

Режим нейтрали предназначен для буксировки неисправного автомобиля, тем не менее повторимся — всем автомобилям с автоматическими коробками передач буксировка противопоказана в принципе. Только не надо впадать в крайность, а то некоторые владельцы автомобилей с «автоматами» панически боятся даже вытолкать вручную машину с заглохшим двигателем в более безопасное и удобное для стоянки место. Впрочем, поскольку при бездействующем моторе не работает масляный насос, условия смазки узлов КПП-автомата серьезно ухудшаются, но актуальным это ухудшение становится лишь при буксировке на более-менее приличное расстояние. Транспортировать автомобиль надо медленно (со скоростью не более 50 км/ч) и не более чем на 30 км. Оптимальный вариант — воспользоваться услугами эвакуатора, при этом автомобиль с приводом на одну ось устанавливается на тягач ведущим мостом, а полноприводная машина должна быть целиком погружена на платформу.

Забуксовать на автомобиле с «автоматом» сложнее, чем на обычной машине, но если это случилось, нельзя «раскачивать» автомобиль, включая попеременно то первую, то заднюю передачу. Следует включить понижающий диапазон, ограничивающий переключение передач выше первой (позиция селектора «1» или L), и попробовать выбраться из грязи, действуя педалью тормоза как сцеплением. Примерно так же, слегка отпуская педаль тормоза и стараясь не перегазовывать, маневрируют в ограниченном пространстве.

Распространено мнение, что двигатель на автомобилях с автоматическими трансмиссиями нельзя завести с «толкача», однако это заблуждение. Впрочем, эту и другие премудрости управления автомобилями с КПП-автоматами следует постигать на практике.

Для гидромеханических трансмиссий обслуживание сводится к проверке уровня масла, а после пробега 50-60 тыс. км — замене масла и его фильтра. При эксплуатации в тяжелых условиях целесообразно сократить межсервисный интервал — масло менять через каждые 30 тыс. км, фильтр вместе с маслом — через 60 тыс. км пробега. Первый признак низкого уровня — хорошо слышимый гул гидротрансформатора, который начинает работать с существенной пробуксовкой. Низкий уровень рабочей жидкости — пренеприятная для «автомата» вещь, поскольку вся его работа зависит от давления масла, а пробуксовка к тому же вызывает перегрев. Впрочем, и превышение допустимого уровня также нежелательно — расширение масла из-за нагревания может привести к переполнению и вспениванию.

Уровень масла в «автомате» проверяют с помощью щупа-масломера, однако у этой операции есть свои тонкости. Уровень масла сильно меняется в зависимости от температуры, поэтому на щупе возможны несколько меток. Кроме понятных автолюбителю отметок min и max, щуп может иметь, например, «горячую» и «холодную» стороны или метки hot и cold — уровень, когда коробка прогрета или не прогрета. Чтобы точно определить уровень масла, «автомат» прогревают в ходе пробега не менее 10 км, после чего устанавливают автомобиль на горизонтальную поверхность, а проверку проводят при работающем в холостых оборотах двигателе.

Жидкость в автоматической коробке должна быть прозрачной, почти без запаха и иметь, как правило, красный цвет. Если, вынув масломер, владелец обнаружит, что жидкость помутнела, потемнела и отдает горелым, то масло немедленно заменяют вместе с фильтром.

ЧЕМ ЕЕ ЗАПРАВЛЯЮТ

Масло в гидромеханических коробках служит не только (даже не столько) смазкой, но и рабочим телом, которое испытывает высокие силовые нагрузки и большие температурные перепады. Лишь специальные продукты способны в таких условиях эффективно выполнять свои функции. Жидкости для автоматических КПП принято обозначать ATF (Automatic Transmission Fluid).

ATF должна обладать высокой текучестью, которая особенно необходима при низких температурах. Но чтобы при нагреве масло для КПП-автоматов не становилось чересчур текучим, в него добавляют особый загуститель, проявляющий себя только в зоне действия высоких температур. Кроме того, в рабочую жидкость вводят модификаторы трения, противоизносные, антипенные, антиокислительные и другие добавки.

К сожалению, единой классификации ATF не существует, а производятся эти жидкости в разных странах многими компаниями. В начале 80-х годов General Motors зарегистрировал торговую марку Dexron, Ford, в свою очередь, изложил технические требования к ATF в спецификации Mercon. Однако изготавливают ATF не автомобилестроители, а нефтеперерабатывающие компании. В результате каждый сорт ATF удовлетворяет спецификациям многих автопроизводителей, что обязательно должно быть отмечено на этикетке ATF.

Попытка залить в «автомат» вместо ATF что-нибудь другое обязательно заканчивается поломкой коробки передач. В то же время масло для автоматических трансмиссий отлично служит в обычных коробках передач. Возможен другой вариант — приобретенная ATF оказывается рангом ниже, чем рекомендуется инструкцией по эксплуатации. Использовать ее также нельзя, однако в определенных случаях (например, в безвыходных ситуациях, когда нужно только добраться до гаража) заправка «автомата» такой жидкостью допускается. При первой возможности следует залить в «автомат» требуемый продукт.

В процессе эксплуатации гидромеханическая коробка передач не нуждается в регулировках, а своевременное техническое обслуживание гарантирует ее длительную безотказную работу, соизмеримую по сроку с ресурсом всего автомобиля. Впрочем, рано или поздно ломаются даже самые сверхнадежные узлы и агрегаты автомобиля, а автоматическая КПП, требующая деликатного и грамотного обращения, увы, к ним не относится.

При первых признаках неисправности — а к ним отнесем сильные рывки при переключении, невключение какой-либо передачи, течи масла, свечение или мигание аварийного индикатора (если такой имеется) — следует немедленно обратиться на специализированный автосервис. Практически любое неквалифицированное вмешательство вне фирменной СТО может закончиться плачевно. Тем не менее устранение некоторых неисправностей по силам любому мало-мальски подкованному автолюбителю. Это касается, например, устранения отдельных течей, замены трубопроводов или случаев, когда АКПП начала время от времени самопроизвольно переключаться из экономичного режима работы в спортивный и наоборот (возможно, дело не в коробке, а в нарушении контактов в переключателе).

Не исключено, что неполадка вообще находится вне коробки передач. Компания Sachs рекомендует простой тест проверки работоспособности гидротрансформатора. Включите любую передачу и, удерживая автомобиль на тормозе, кратковременно дайте двигателю полный газ. Если тахометр покажет, что обороты двигателя ниже как минимум на 1000 об/мин, чем указано в технической характеристике, то, скорее всего, вышла из строя блокировка реактора, и гидротрансформатор подлежит замене. Если разница небольшая, то неисправность следует искать в двигателе; а когда показания тахометра превышают установленные, нужно проверить уровень масла в АКПП и давление в ее масляном насосе.

Коробка передач автомат и ее работа

Начинающий водитель часто теряется за рулем в интенсивном потоке автомобилей, потому что очень часто приходится выжимать сцепление, переключать рычаг коробки переключения передач, а еще нужно следить за знаками, разметкой и другими участниками движения.

Упрощением манипуляций с управлением авто служит коробка передач автомат (АКПП), которая является подспорьем не только новичкам, но и бывалым водителям, устающим от активности на дорогах мегаполисов.

Коробка передач автомат и ее работа

Устройство коробки автомат

Три разных автомобильных концерна положили начало в упрощении вождения. Планетарная механическая трансмиссия, которая состояла в переключении скоростей при помощи двух педалей, была дарована автомиру от лица Ford T. Если сравнивать ее с КПП без синхронизатора — это ценный инженерно-технический прорыв. Следующими были General Motors, представившие автомиру полуавтоматическую трансмиссию, которая всё ещё не избавила водителей от использования сцепления.

Еще один штрих в создание автомата внесла компания Chrysler. Механизм их варианта узла был дополнен гидромуфтой и повышающей передачей или овердрайвом. Так была сконструирована полуавтоматическая коробка передач.

Рассмотрим детально устройство АКПП:

  • Гидромуфта (гидротрансформатор) отвечает за передачу крутящего момента во время того, как автомобиль трогается с места;
  • Планетарный редуктор – опосредованно участвует в передаче крутящего момента;
  • «Пакет» – отвечает за переключение передач, сообщая и разобщая детали коробки;
  • Барабаны и соединительные валы;
  • Обгонная муфта смягчает удары во фрикционных муфтах во время смены передач, в особых режимах работы отключает торможение двигателем.

Общее устройство АКПП

Работа автоматической коробки передач

Автоматическая КПП управляется группой золотников, распределяющих потоки масла в область фрикционных муфт и тормозных лент. Эта автоматика бывает:

  1. Гидравлической;
  2. Электронной.

Первая характеризуется давлением специальной жидкости при нажатии водителем на педаль газа. Автомат информируется о её положении и переключает золотники. Во втором случае золотники приводятся в движение соленоидами, которые соединены с управляющим блоком при помощи проводов. ЭБУ перемещает соленоид, основываясь на анализе показателей движения авто.

Принцип работы АКПП

Типы автоматических КПП и их особенности

Исходя из особенностей функционирования, различают несколько типов автоматической коробки передач:

  • Роботизированная;
  • Гидравлическая;
  • Вариаторная.

Автоматизированная гидравлическая коробка передач относится к категории классики автомобилестроения. Изюминкой трансмиссии считается отсутствие связи работы двигателя и колёс. При помощи двух турбин крутящий момент передается через рабочую жидкость.

Однако благодаря научно-техническому прогрессу управление такими коробками на сегодняшний день осуществляется электронными устройствами. Это позволяет расширить «спецэффекты» таких коробок зимним или спортивным режимом, прошивкой для экономичной езды и возможностью переключать передачи в ручном режиме. По сравнению с механической коробкой такой автомат показывает больший расход ГСМ.

Роботизированная механика, Manual Transmission Automatically Shifted (MTA) или по-простому «робот» является симбиозом автомата и механики. Большим плюсом такой коробки считается уровень расхода топлива, который более экономен, чем на механике. Роботизированная трансмиссия хороша для спокойной и обыденной езды за рулем. Стоит только «притопить» педаль газа и водитель сразу ощущает рывки от переключения передач. Сам узел коробки передач не тяжелый и стоимость ее сравнительно невысокая.

Роботизированная механическая коробка передач с учетом всех её недостатков стала модернизироваться некоторыми автопромами. Компания Volkswagen дополнила MTA двумя сцеплениями, диски каждого управляют разными передачами: четными и нечетными. Такая коробка существенно удорожала благодаря доработке, но слегка нивелировала предыдущие недостатки работы.

Вариаторная трансмиссия поразила своих пользователей отсутствием фиксированного передаточного числа. Continuously Variable Transmission характеризуется тем, что крутящий момент изменяется плавно. Вариатор работает синхронно и размеренно, он обеспечивает плавность переключения передач, сохраняя этим сбалансированную скорость.

Если водитель привык «слышать» свою машину, то такая коробка скорее доставит ему дискомфорт, чем удовольствие от управления. Для таких ценителей разработан режим, позволяющий руками «выбирать передачи», чувствовать их переключение словно автомобиль оснащен обычной АКПП.

Выделяют еще адаптивную коробку переключения передач, точнее, это не отдельный тип коробки, а скорее особый тип управления переключением АКПП. Автомат этого вида сам подстраивается под привычки и манеру езды водителя, определяя их на основании анализа собранных данных:

  • Тип разгона и интенсивность набора скорости;
  • Предпочтительный режим движения;
  • При разгоне с максимальным ускорением включается спортивный режим;
  • При резком задействовании педали тормоза осуществляется переход на пониженные передачи и спорт-режим торможения.

Адаптивная коробка передач обучается нравам водителя за 10 минут и осуществляет переключение передач соразмерно выводам, сделанным из наблюдения за стилем езды.

Существенным минусом этого вида коробки передач является неприспособленность езды по пробкам: долгое стояние или обрывчатое движение в плотном потоке «переучивает» адаптивную коробку на новый лад. В дальнейшем она переключается так, словно водитель все еще находится в пробке.

АКПП и правила эксплуатации

После того как водитель завел двигатель, необходимо нажать на тормоз и перевести рычаг автоматической КП в то положение, которое предусматривает задуманное движение, плавно отпустить педаль тормоза и нажать на газ. Для того чтобы притормозить надо плавно отпустить акселератор, если требуется полная остановка или возникла необходимость в экстренном торможении, нужно полностью нажать на педаль тормоза. Основные стандартные режимы коробки:

  • Паркинг – остановочный режим, который полностью блокирует движение автомобиля;
  • Драйв – стандартный режим, в котором авто находится в движении;
  • Реверс – режим отвечающий за задний ход;
  • Нейтраль – обеспечивает свободное движение машины в любом направлении, используется для краткосрочной буксировки в случае необходимости;
  • «4-3-2-L» режимы, используемые для движения в различных дорожных условиях, обозначают возможное количество передач;
  • Типтроник или стептроник – позволяют переключать передачи вручную;
  • «Кickdown» или «Sport» способствуют особому раскручиванию двигателя и переключению на пониженную передачу;
  • D3 и D2 – пониженные передачи для особых дорожных условий.

Некоторые коробки оснащены специальным режимом зимней езды, он обозначен снежинкой.

Правила эксплуатации коробки автомат очень просты:

  1. Заводится машина при положении рычага «Паркинг» или «Нейтраль» с полностью выжатой педалью тормоза;
  2. Если нужно припарковать авто, необходимо задействовать ручной тормоз, а потом перевести рычаг на отметку «Паркинг»;
  3. Нельзя раскачивать машину в случае, если она застряла в сугробе или грязи, потому что переключение между режимами «Драйв» и «Реверс» можно выполнять только при полной остановке авто;
  4. Движение в зимнее время осуществлять в специальном режиме;
  5. Буксировать авто с АКПП можно в том случае, если коробка «под завязку» залита маслом.Стоит применить принцип 50/50: буксировать на далее чем на 50 км со скоростью, не превышающей 50 км/ч. Правда, существует некоторое исключение для отдельных марок. Mercedes можно транспортировать только на эвакуаторе, а для Honda скорость и дальность транспортировки существенно уменьшены.
  6. Нельзя экстремально эксплуатировать авто, осуществлять дрифт с заносами, потому что есть огромный риск перегреть АКПП и спалить её.

Механика или автомат – что лучше?

На эту тему автомобилисты спорят много лет и до хрипоты, но никак не придут к единому мнению. Все зависит от того, что водитель любит больше. Если нравится контролировать машину, дорогу, ситуацию, прогнозировать манёвры и динамику из осуществления, тогда, бесспорно, нужно выбирать механическую коробку ПП. Если же водителю хочется степенности, неторопливости и «отдыха» за рулем, тогда автомат — это оптимальный выбор.

Опыт использования авто с разными коробками позволил сгруппировать плюсы и минусы по их видам. Положительные черты механики:

  • Динамика разгона;
  • Экономия топлива и трансмиссионного масла;
  • Легче заводится в зимний период;
  • Проще и дешевле ремонтируется;
  • Спокойно переносит пробуксовки.

Отрицательные моменты эксплуатации механической КПП:

  • Сложность в вождении для новичков;
  • Новички запросто могу спалить сцепление по неопытности;
  • Ресурс двигателя меньше за счет того, что механика дает возможность раскрутить двигатель до отсечки.

Минусы автоматической коробки ПП:

  • Разгоняется медленнее механики, особенно если речь идет о классическом варианте;
  • В ней обычно 4 скорости;
  • Расход топлива больше, если речь идет о классической коробке автомат;
  • Сложно заводится в зимний период;
  • Увеличенный по сравнению с механикой расход трансмиссионного масла;
  • Ремонт узла обходится дорого;
  • Стоимость авто с АКПП выше.

Преимущества автоматической коробки передач:

  • Простота в управлении автомобилем;
  • Современные автоматы экономят топливо;
  • Разгон классики АКПП меньше, но если брать в рассмотрение вариатор, то динамика разгона ничем не хуже, чем на МКПП, а в некоторых случаях даже выше;
  • Ресурс самого узла трансмиссии и двигателя значительно выше.

Так что вопрос «Что лучше?» никогда не получит однозначного ответа, потому что приверженцы и одно и второго механизма были, есть и всегда будут.

Автоматическая коробка перемены передач The Author’s Project by Valeri N.Kravchuk.

Автоматическая коробка перемены передач

Автоматическая коробка перемены передач (АКПП) является одним из наиболее дорогостоящих агрегатов современного автомобиля. Покупая автомобиль с «автоматом», следует обязательно убедиться в исправности АКПП, поскольку стоимость ее ремонта в некоторых случаях может быть сопоставима с ценой всего подержанного автомобиля. Обнаружить признаки многих серьезных неисправностей можно, используя несложные методики, не требующие специальных знаний и оборудования.

Основные режимы работы АКПП (см. рисунок) выбираются переключением рычага селектора в различные положения:

Ресурс автоматической коробки передач

N — Neutral (нейтраль) — колеса и двигатель разъединены. Р — Parking (паркинг) — включена нейтраль, выходной вал, соединенный с колесами, заблокирован. D — Drive (драйв) — движение вперед с последовательным автоматическим переключением передач. R — Reverse (реверс) — задний ход. 1(Low), 2, 3, 4 — режимы, ограничивающие автоматическое переключение передач соответственно 1-, 2-, 3- и 4-й передачами. Дополнительные режимы работы АКПП выбираются переключателями на рычаге селектора или рядом с ним. Спортивный режим (Power, Sport) — полнее реализует мощность двигателя за счет более позднего переключения передач. Экономичный режим (Е, Есоn) — обеспечивает экономию топлива благодаря работе двигателя в диапазоне низких оборотов. Зимний режим (W, *) -предусматривает троганье со 2- или 3-й передачи и движение в экономичном режиме. Kick-down (кик-даун) — принудительное включение пониженной передачи резким нажатием на педаль газа. Предназначается для интенсивного ускорения автомобиля, например при обгоне.

Трансмиссионная жидкость (ATF — automatic transmission fluid) — в просторечии масло для АКПП. Обычно имеет красный цвет. В некоторых европейских автомобилях может использоваться жидкость желтого цвета.

ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЖИДКОСТИ

Уровень жидкости в АКПП в большинстве автомобилей контролируется с помощью щупа, вставляемого в заливную трубку. На щупе, как правило, имеется несколько меток. Две верхние, нередко — единственные, соответствуют границам нормального уровня жидкости при ее рабочей температуре. Часто на этом участке Щупа имеется насечка и/или надпись Hot — «горячий». Иногда на щупе есть и нижние метки, Служащие для приблизительной оценки уровня жидкости в непрогретой коробке. Для полного прогрева АКПП необходимо проехать 15-20 км. Проверка уровня жидкости должна производиться на ровной горизонтальной площадке при работающем двигателе в режиме «Р» (на некоторых коробках — «N»).

Пониженный уровень может быть следствием неквалифицированного обслуживания АКПП, так и течи жидкости. Повышенный уровень, возможно, сознательно поддерживался для упреждения сильной течи. Если уровень неразличим, а имеющаяся на щупе жидкость вспенена и содержит мелкие пузырьки воздуха, то это может свидетельствовать как о недостаточном, так и о чрезмерном количестве жидкости. Устранение сильной течи часто связано с дорогостоящим ремонтом АКПП, а продолжительная эксплуатация с пониженным уровнем жидкости, как правило, приводит к интенсивному износу агрегата.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ АКПП ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ ЖИДКОСТИ

Состояние АКПП можно косвенно оценить по прозрачности, цвету, запаху трансмиссионной жидкости и наличию в ней посторонних включений. В процессе работы исправной коробки жидкость изменяет свой цвет, приобретая светлокоричневый оттенок. Капните жидкостью со щупа на лист белой бумаги. Если жидкость непрозрачна или в ней можно различить мелкие черные частички и чувствуется явный запах гари, или жидкость имеет белесоватый эмульсионный оттенок, это говорит о серьезных неисправностях АКПП.

ВИЗУАЛЬНЫЙ ОСМОТР АКПП

При визуальном осмотре АКПП следует обратить внимание на подтеки масла, состояние масляных магистралей, электрических жгутов и разъемов. Механические повреждения или следы сварки на поддоне свидетельствуют о наезде на препятствие (бордюрный камень и пр.), что могло стать причиной повреждения внутренних элементов и деталей, расположенных почти вплотную к поддону.

Ресурс автоматической коробки передач

ПРОВЕРКА ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЖИМОВ АКПП

Заведите двигатель, нажмите педаль тормоза и перемещайте рычаг АКПП в разные положения. О включении режимов можно судить по характерному несильному толчку.О неисправностях АКПП могут свидетельствовать:

запаздывание включения режимов более чем на 1-1,5 с; сильные удары при включении режимов (могут быть также следствием завышенных оборотов холостого хода двигателя или ненадежного крепления силового агрегата к кузову или подрамнику).

Целью теста является проверка состояния коробки передач и двигателя в целом.

Внимание!Стояночный тест должен производиться опытным механиком. Неквалифицированное выполнение теста может привести к выходу АКПП из строя! Это следует иметь в виду как продавцу автомобиля, так и тому, кто берет на себя ответственность за тестирование.

Для проведения теста необходимо:

Полностью прогреть АКПП (см. выше). Надежно заблокировать колеса автомобиля всеми возможными способами: стояночным тормозом, противооткатными упорами и т.д. Завести двигатель и с максимальным усилием нажать на педаль тормоза (удерживать ее в таком положении до конца испытания). Включить режим «D». Нажать до упора и удерживать педаль газа (не более 5 с!). По тахометру определить максимальное значение оборотов двигателя.

Внимание! Если показания тахометра превысили 3000 об/мин, педаль газа следует немедленно отпустить!

После 5-7-минутного перерыва повторить испытание в режиме «R». У исправных двигателя и АКПП значение максимальных оборотов в обоих испытаниях должно быть одинаковым и находиться в пределах 1800-2500 об/мин (в зависимости от модели автомобиля).

Ресурс автоматической коробки передач

ПРОВЕРКА АКПП В ДВИЖЕНИИ

При пробной поездке следует обратить внимание на качество переключении передач во всех режимах. Они не должны сопровождаться ударами,вибрацией и посторонними шумами. При умеренном нажатии на педаль газа переключение передач «вверх» должно происходить без повышения оборотов двигателя (даже кратковременного). Проверьте также принудительное включение пониженной передачи кик-дауном.

ПРОВЕРКА КОДОВ НЕИСПРАВНОСТЕЙ АКПП

Большинство современных автомобилей с АКПП имеют электронную систему управления автоматической трансмиссией. Это означает что электронный блок управления постоянно следит за работой АКПП и в случае каких-либо сбоев записывает соответствующую информа цию в свою память.Если мигают контрольные лампочки «0D OFF», «HOLD», «S», «CHECK TRANS», «POWER» и т.п., загораются надписи «Getribe Program’ «Gearbox Malfunction», «Check Engine» и т.п., то памяти блока управления зафиксированы коды неисправностей. Расшифровать их можно с помощью специальной аппаратуры на станции технического обслуживания. Это позволит точнее судить о работоспособности системы управления и самой АКПП.чв

Как эксплуатировать автоматическую КПП

Да и японцы, некогда равнявшиеся на Штаты в плане инженерной политики создания люксовых седанов, до сих пор в массовом порядке ставят «автоматы» различных конструкций на свои модели, результатом чему — клиноременный вариатор под полом «Хонды-Лого» и обилие 20-летних «автоматизированных» «гробов» с правым рулем и подгнившими дверными порогами на дорогах родной Беларуси.

Наш автолюбитель, в большинстве случаев не избалованный вниманием автосервиса, привык ремонтировать и обслуживать свой автомобиль самостоятельно, тем более что родные «Жигули», «Москвичи» и другие четырехколесные отечественные творения являют собой отнюдь не последние достижения технического прогресса.

Однако, столкнувшись с продукцией автомобилестроения «загнивающего» капитализма в частности, с коробками-«автоматами», некоторые из нас оказались в ситуации, когда, с одной стороны, получаешь максимум комфорта, с другой — дополнительные проблемы, вызванные сложностью и дороговизной устранения неисправностей этих агрегатов. Об их достоинствах, думается, говорить не стоит, ведь голова у нас от этого не болит. Поговорим лучше о проблемах.

Автоматическая коробка переключения передач — достаточно сложный агрегат. Она не только намного сложнее механических КПП, но иногда и двигателя внутреннего сгорания. Перечень деталей АКПП порой превышает тысячу наименований, а точность их изготовления и правильность расчетов являются главными факторами, от которых зависит их надежность и долговечность. По теории вероятности более надежным является тот агрегат или узел, в конструкции которого насчитывается меньшее число деталей. этому правилу подчиняются и коробки переключения передач. А поскольку деталей в автоматических коробках значительно больше, чем в механических, то, следуя упомянутой теории, надежность их ниже и ломаются они чаще. Однако не воспринимайте это так критично. Ресурс правильно эксплуатируемых и своевременно обслуживаемых автоматических трансмиссий в среднем составляет 350-400 тыс. км, а опыт специалистов показывает, что иногда можно встретить и экземпляры 60-х годов с пробегом 700 тыс. км и более, причем ни разу не ремонтированные. Выходят из строя коробки-автоматы, как правило, по нескольким причинам: неправильная эксплуатация, несвоевременное техническое обслуживание, некачественный ремонт и естественный износ.

Несмотря на то, что коробка-«автомат» призвана облегчить жизнь водителю, она, как и «механика», не любит, когда с ней обращаются не «по уставу», с нарушением правил эксплуатации. К сожалению, некоторые автовладельцы этих правил не знают или просто ими пренебрегают, пытаясь на каждом светофоре выжать из автомобиля с «автоматом» как можно больше, показав свое превосходство над «механикой». Особенно это касается «автоматов» с так называемой функцией «кик-даун» — устройства принудительного включения пониженной передачи для достижения максимального ускорения при резком нажатии до упора на педаль газа. Обычно автовладелец, «автомат» которого имеет такую функцию, тут же начинает испытывать ее. И это так его увлекает, что о нормальном управлении он просто забывает. В результате значительно снижается ресурс «автомата». Частыми посетителями специализированных СТО по ремонту коробок-автоматов являются и любители порезвиться в режиме «спорт», который включается клавишей S (sport) или P (power).

Кроме неправильного стиля вождения, нередко неисправности возникают и из-за ошибок водителя при управлении коробкой передач. Например, перемещение рычага из положения D в N во время движения приводит к случайному включению задней передачи (положение R) или режима парковки (положение P). Это, естественно, влечет за собой поломку коробки. Избежать подобного можно только при нажатии педали тормоза, за исключением случаев включения пониженных передач. Буксировка автомобиля с «автоматом» тоже имеет свои особенности. Перемещать автомобиль таким образом можно только установив рычаг переключения режимов в положение N, и то со скоростью не выше 50 км/ч на расстояние не более 100 км. Если необходима буксировка на большее расстояние или в случае, когда масло в коробке вообще отсутствует, нужно рассоединить трансмиссию: снять карданный вал или «вывесить» ведущие колеса.

Особенности технического обслуживания

Еще одной причиной преждевременного выхода из строя автоматических трансмиссий является несвоевременное и неправильное техническое обслуживание этого агрегата. По опыту эксплуатации «механики» некоторые автовладельцы думают, что «автоматы» не обслуживаются. Однако они заблуждаются, потому что эту процедуру обязательно следует проводить в среднем через каждые 40 тыс. км пробега. Заметим, что эта цифра может меняться в зависимости от условий эксплуатации автомобиля и его пробега. При езде в интенсивном городском потоке в режиме stop and go («стоп — поехали»), по бездорожью или при пробеге коробки более 200 тыс. км обслуживание следует проводить через 25 тыс. км, а в случае, если автомобиль новый или коробка-автомат после хорошего ремонта и ездите вы в основном по автомагистралям на дальние расстояния, обслуживание можно проводить через 55.000-60.000 км.

Техническое обслуживание АКПП немного напоминает обслуживание двигателя. Сюда входят замена масла, масляного фильтра и диагностика работы АКПП — проверка режимов переключения передач и давления масла в магистралях. В принципе ничего сложного, однако это требует четкого соблюдения регламента проведения, применения только качественных материалов (масел) и запчастей (фильтров). При проведении техобслуживания следует знать, что в некоторых АКПП замена фильтра не предусмотрена. Он рассчитан на весь срок эксплуатации коробки и меняется только при ремонте, поэтому нет необходимости заниматься его поиском и приобретением.

Что заливать в «автомат»

Успех эксплуатации автоматической трансмиссии в немалой степени зависит от сорта и качества применяемого масла. Здесь может быть использовано только специальное масло — оно способно выполнять функцию смазки и рабочего тела, работая при этом в тяжелейших условиях с перепадами температур. Использовать одно масло вместо другого не рекомендуется, так как это отрицательно отразится на ресурсе коробки. Поскольку производством масел занимаются разные нефтеперерабатывающие компании, их маркировка немного отличается. Смешивать масла различных марок не рекомендуется. Это доказано горьким опытом тех наших автолюбителей, кто испытывал автоматические коробки своих автомобилей на совместимость с моторными и обычными трансмиссионными маслами. В этом случае довольно быстро возникла необходимость ремонта «автомата». Несколько слов стоит сказать и о присадках к маслам. Как правило, существенной пользы они не приносят, а иногда, в случае использования не по инструкции и без необходимости, и просто оказывают отрицательное воздействие. Так что не стоит рисковать, лучше просто сменить старое масло.

Еще одним фактором, от которого зависит срок службы коробки-«автомата», является необходимость контроля уровня масла в картере АКПП. Для этих целей в «автомате», как и в двигателе, имеется специальный щуп с метками и указаниями, в каком положении рычага управления следует замерять (обычно в положении N или P). Эту операцию необходимо проводить только при работающем двигателе и при прогретой коробке, т.е. после пробега не менее 16 км (10 миль), а лучше всего — при заезде в гараж или на стоянку. Если уровень масла вне допустимых границ, такую коробку лучше не эксплуатировать, так как последствия будут не очень привлекательные: как и при пониженном уровне, при повышенном (из-за вспенивания масла) происходит падение давления масла, вследствие чего сгорают фрикционные диски. При замере уровня масла следует также обращать внимание и на его состояние. Содержание частиц износа и наличие запаха горелого текстолита свидетельствуют о необходимости срочной его замены, а в некоторых случаях (для предупреждения появления более серьезных поломок) — и ремонта агрегата. Нужно также заметить, что многие современные АКПП, устанавливаемые на новые модели автомобилей, не имеют щупа для замера уровня масла — его не нужно доливать и заменять в течение всего срока эксплуатации агрегата.

Где ремонтировать «автомат»

Как было уже сказано, конструкция автоматических коробок переключения передач очень сложная. Поэтому их ремонтом должны заниматься только специалисты. На данный момент существует три способа решения проблемы автоматических трансмиссий:

отремонтировать агрегат в гаражном кооперативе у «дяди Васи» без каких-либо гарантий. Этот самый дешевый способ вытянет из вашего кармана относительно немного, однако, как правило, имеет свое продолжение: очень быстро возникает необходимость обращения к настоящим специалистам. Часто после такого ремонта стоимость восстановительных работ в два раза выше установленного тарифа; ремонт АКПП на фирменной СТО, который обычно заключается в замене неисправного агрегата новым. Стоимость такого ремонта включает в себя стоимость работ по снятию и установке плюс стоимость нового агрегата. За фирменный сервис вы заплатите по «фирменному» же тарифу; ремонт АКПП на специализированных СТО, где имеется современное диагностическое оборудование, оригинальные запасные части и специалисты высокой квалификации. В стоимость ремонта входят снятие и установка, разборка и сборка агрегата плюс стоимость ремкомплекта. Итого получается более приближенная к реальности сумма, — как правило, средняя между первым и вторым вариантами. Так что владельцам автомобилей с автоматической трансмиссией следует поразмыслить о стиле вождения и выборе места обслуживания и ремонта «автомата».

По материалам avtolife.com

Механическая коробка передач против автоматической.

Частная школа водительского мастерства. Учим водить.

Необходимость в наличии коробки передач проистекает из одного из главных недостатков двигателя внутреннего сгорания. ДВС, в большинстве случаев, устойчиво работает в достаточно ограниченном диапазоне оборотов, который много уже, чем диапазон оборотов, с которыми на практике могут вращаться колёса автомобиля.

Другая особенность ДВС в том, что максимальные значения крутящего момента достигаются в сравнительно узком интервале, расположенном приблизительно посередине между максимальными и минимальными оборотами. Максимальная же мощность двигатель развивает на максимальных оборотах. Например, двигатель распространённого автомобиля ВАЗ-2106 имеет рабочие обороты от 800 до 5400 об./мин., при этом максимальное значение крутящего момента достигается при 3000 об./мин.[1]

Трансмиссия, таким образом, служит для обеспечения оптимального режима работы двигателя при различных скоростях движения. В механической коробке передач это осуществляется за счёт того, что водитель вручную переключает ступени (передачи) МКПП, имеющие различное передаточное число. Передачи разделяют высшие и низшие ступени.

При трогании с места, разгоне, движении на небольшой скорости и по бездорожью необходим высокий крутящий момент, максимум которого достигается при средне-высоких оборотах, но отсутствует необходимость развивать большую максимальную скорость. Поэтому для движения в этом режиме служат низшие ступени коробки передач, имеющие наибольшее передаточное отношение, при этом даже при больших оборотах двигателя автомобиль будет ехать относительно медленно.

С другой стороны, при равномерном движении на достаточно высокой скорости необходимо обеспечить большую частоту вращения колёс, при этом удерживая обороты двигателя в приемлемых рамках. Для этого служат высшие передачи, имеющие значительно меньшие передаточные числа по сравнению с низшими, при этом автомобиль будет при тех же оборотах двигателя ехать достаточно быстро, пока не будут достигнуты максимальные рабочие обороты двигателя. Однако не стоит забывать, что при включённых высших передачах автомобиль не может двигаться с малой скоростью (минимум скорости для каждой передачи зависит от особенностей конструкции и нагрузочной характеристики конкретного двигателя). На большинстве автомобилей вообще невозможно тронутся с места на 4-5-6 передаче. Трансмиссия не сможет развить необходимого крутящего момента, и скорее всего двигатель заглохнет.

В связи с нежеланием многих инструкторов грамотно объяснять процесс начала движения автомобиля у подавляющего количества начинающих водителей остро стоит вопрос о покупке машины с «автоматом» по причине отсутствия реальных навыков работы с механической коробкой передач.

Несмотря на кажущуюся простоту в управлении автомобилем с автоматической коробкой передач, по сравнению с «механикой», следует помнить, что АКПП это сложнейший механизм, который освобождает водителя от многих хлопот, но и может доставить немалые трудности, если к нему неправильно относиться.

Уже прошло более столетия с тех пор, как появился первый автомобиль. А войны автомобилистов и производителей машин все никак не могут стихнуть. Чего только стоят глобальные вопросы что лучше: левый или правый руль, двухдверное авто или четырехдверное, автоматическая коробка передач или все-таки ручная механика.

Рассмотрим плюсы и минусы МКПП и АКПП.

Наименьшая, по сравнению с иными типами коробок передач стоимость.

Намного меньшая в сравнении с АКПП трансмиссией масса.

Высокий КПД по сравнению с гидромеханической трансмиссией.

МКПП не требует отдельной системы охлаждения, как АКПП (исключая штучные гоночные машины).

Несмотря на немалый прогресс в области конструирования АКПП, на сегодняшний день средний автомобиль с АКПП при прочих равных уступает автомобилю с МКПП по топливной экономичности и динамике разгона.

Относительная простота и технологичность конструкции.

Достаточно высокая надёжность (срок службы самой МКПП без ремонта превышает срок службы двигателя и сравним со сроком службы автомобиля в целом. Замены требует только узел сцепления, к счастью, дешевой и не частой).

Большинство машин с «механикой» не нуждаются в дефицитных или специфических расходных материалах.

У автомобилей с МКПП шире набор специальных техник вождения, опытный водитель может более эффективно использовать такой автомобиль при передвижении в дождь, гололедицу, по грязи и бездорожью.

Автомобиль с МКПП легко пускается «с толкача», может буксироваться на любое расстояние с любой скоростью.

МКПП, в отличие от гидромеханической АКПП, допускает полное разобщение двигателя и трансмиссии.

Есть у МКПП и минусы:

Утомляющее водителя переключение передач, особенно в городских пробках.

Относительно АКПП сложнее управление автомобилем, необходимость наличия специфического навыка для достижения плавного переключения передач без рывков.

Переключение передач сопряжено со временным разобщением двигателя и трансмиссии, что увеличивает время переключения.

Малый ресурс сцепления по сравнению с ресурсом самой «коробки».

Поскольку МКПП требует от водителя намного большего опыта, чем АКПП, во многих цивилизованных странах существуют два разных вида водительских «прав» на «механику» и «автомат». Водитель имеющий права на МКПП может пользоваться любым автомобилем без ограничений. С правами на АКПП можно водить только «автоматы». В число стран, где водитель обязан сдавать экзамен на права только на машине с МКПП входят следующие: Пакистан, Российская Федерация, Белоруссия, Украина.

В отличие от МКПП, АКПП поддерживает торможение двигателем далеко не во всех режимах. В режимах, где торможение двигателем запрещено, трансмиссия свободно проскальзывает в обгонных муфтах (как в велосипеде) и автомобиль движется «накатом». Например, в некоторых случаях первая передача с торможением двигателем задействуется только при выборе водителем, положения «1». При выборе первой передачи автоматикой из положения «D» торможение двигателем невозможно. Этот недостаток АКПП может стать роковым в сложных дорожных условиях (лед, снег, грязь) и при езде по пересеченной местности.

Минусом автоматической коробки передач является возникновение ряда технических сбоев (в силу большой конструктивной сложности АКПП), ремонт в этом случае обходится очень дорого, а любое неквалифицированное вмешательство в АКПП, как правило, заканчивается ее заменой. В то же время ремонт ручной механической коробки передач на станции техобслуживания обходится в разы дешевле, а водитель, имеющий умелые руки, вообще может сам отрегулировать МКПП.

Еще один существенный минус «автоматов» — низкая топливная экономичность, т.к. КПД гидромеханической трансмиссии оставляет желать лучшего. В российских условиях может оказаться очень важным и то обстоятельство, что машину снабженную «автоматом» невозможно завести с «толкача», транспортировка неисправного автомобиля с АКПП рекомендуется только на эвакуаторе.

Как устроена трансмиссия автомобиля?

Ресурс автоматической коробки передач

Механическая коробка передач уже не является наиболее распространенным типом КПП из применяемых на автомобилях сегодня. Однако она все еще остается достаточно востребованной благодаря своей надежности, простоте конструкции и ремонтопригодности. МКПП получила свое название от «ручного» (или механического) способа переключения передач. Трансмиссия относится к ступенчатым коробкам, в которых крутящий момент изменяется ступенями (передачами). Механическая КПП считается самой надежной, но и самой сложной в управлении, особенно для начинающего водителя.

Устройство трансмиссии

Трансмиссия автомобиля предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, обладает возможностью изменения величины и направления крутящего момента и его перераспределения.

Устройство трансмиссииСуществует несколько типов трансмиссий таких как:

1. Механическая трансмиссия;

2. Электрическая трансмиссия;

3. Комбинированная трансмиссия.

На современных автомобилях чаще других используется механическая (автоматическая) трансмиссия.

Автомобили подразделяются в зависимости от типа привода на:

1. Полноприводные (ведущие все 4 колеса);

2. Переднеприводные(ведущие только передние колеса);

3. Заднеприводные (ведущие только задние колеса).

Принцип работы механической коробки передач

mkpp

Механическая коробка передач

Принцип работы механической КПП следующий: крутящий момент от двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки передач, далее преобразуется при помощи пар взаимодействующих между собой шестерен и затем передается на колеса. Каждая пара шестерен (ступень) имеет определенное передаточное число, которое преобразует скорость вращения и крутящий момент коленвала двигателя. Причем если передача увеличивает крутящий момент, то скорость вращения уменьшается и наоборот. В первом случае передача будет называться понижающей, а во втором — повышающая.

Передаточное число определяется отношением количества зубьев у выходной и входной шестерен в паре. В свою очередь, количество зубьев напрямую зависит от размера самой шестерни: чем больше зубьев — тем больше диаметр шестерни. Например, у первой передачи самое большое передаточное число, и, следовательно, входная шестерня (на первичном валу) имеет минимальный размер, а выходная — максимальный. Переключение скоростей в механической КПП происходит только при нажатии на педаль сцепления, поскольку необходимо прервать поток мощности, передающийся от двигателя.

Движение автомобиля, оснащенного МКПП, всегда начинается с первой передачи. Исключение составляют тяжелые грузовики — там это можно делать со второй передачи. Для этого необходимо вручную перевести селектор рычага в соответствующее положение. Переход на повышенные передачи осуществляется последовательным переключением передач друг за другом. Сам момент переключения скорости зависит от показаний спидометра и тахометра, поскольку каждая передача рассчитана на работу в определенном диапазоне оборотов двигателя.

Требования к трансмиссии автомобиля

Проектирование и изготовление рабочих узлов и деталей трансмиссии ведутся в соответствии с определенными требованиями:

  1. Обеспечение передачи мощности на колеса с минимальными потерями.
  2. Надежность конструкции.
  3. Простота и доступность управления всеми механизмами машины.
  4. Уменьшение веса каждого рабочего элемента трансмиссии.

Чем выше коэффициент полезного действия (КПД) механизма, тем эффективнее используется топливо, залитое в бак автомобиля. Высокая надежность трансмиссии дает уверенность водителю, что агрегаты трансмиссии не выйдут из строя в процессе езды. Во время движения по трассе внимание оператора не должно быть отвлечено от ситуации на дороге. Чтобы обеспечить полноценный контроль за движением автомобиля и снизить вероятность ДТП, управление трансмиссией не должно быть сложным для автомобилиста.

Габариты и вес механизмов оказывают большое влияние на стоимость автомобиля в целом. Компании-производители постоянно борются за снижение цен на выпускаемую продукцию и стремятся облегчить и уменьшить в объеме готовые изделия. Модели, выпускаемые для широкого использования, не должны издавать много шума. Данное требование к конструкции трансмиссии автомобиля также входит в представленный перечень.

Что в итоге

Как видно, после двигателя вторым по важности агрегатом в устройстве автомобиля является коробка переключения передач. Сама же КПП входит в состав трансмиссии, которая может быть реализована при помощи различных схем и конструктивных решений.

Автомобили с задним приводом имеют так называемую «классическую» компоновку, отличаются остротой рулевого управления, динамичным разгоном и т.д. Передний привод более устойчив на дороге, менее склонен к заносам, позволяет более эффективно контролировать автомобиль в поворотах и т.д.

Полный привод сочетает в себе определенные преимущества как переднего, так и заднего привода, однако является более дорогим и сложным решением. Так или иначе, как от двигателя, так и от трансмиссии напрямую зависят динамические показатели и другие эксплуатационные характеристики автомобиля, что необходимо учитывать при проектировании, в рамках тюнинга авто и т.д.

Трансмиссия: устройство

Трансмиссия автомобиля

Прежде всего, многие ошибочно полагают, что трансмиссией является коробка передач. На самом деле это не совсем так. На деле, каждый элемент, который отвечает за связь мотора с ведущими колесами, входит в состав трансмиссии автомобиля. Сама трансмиссия в автомобиле отвечает за выполнение следующих задач:

  • передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса;
  • изменение (преобразование) величины крутящего момента;
  • изменение направление крутящего момента;
  • перераспределение крутящего момента между колесами.

Существует несколько видов трансмиссии. При этом по состоянию на сегодня на автомобилях наиболее активно используется механическая трансмиссия, которая преобразует механическую энергию, полученную в результате работы двигателя. Также широко распространена гидромеханическая трансмиссия, где крутящий момент изменяется автоматически (автоматическая трансмиссия).

Если просто, сегодня наиболее распространенными являются механическая трансмиссия с ручной коробкой передач МКПП и автоматическая (гидромеханическая АКПП). Каждый из указанных типов трансмиссий отличается по своему устройству, имеет как преимущества, так и недостатки, однако основной их задачей неизменно остается получение, преобразование и передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса машины.

Идем далее. Все трансмиссии (как автоматические, так и механические), отличаются по типу привода. Если точнее, ведущими колесами могу быть передние, задние или сразу все колеса автомобиля.

Если ведущие колеса только передние, тогда такой автомобильная с передним приводом, если ведущей является задняя ось, машина заднеприводная, а если ведущими являются все колеса, тогда это полноприводный автомобиль. В зависимости от типа привода, также существенно различается и устройство трансмиссии (по количеству элементов, по схеме устройства и т.д.).

Трансмиссия заднего привода автомобиля имеет сцепление, КПП (коробку передач), карданную передачу, главную передачу, дифференциал, а также полуоси.

На автомобилях с передним приводом часть элементов, которые есть на заднеприводных авто, попросту отсутствует. Фактически, нет карданной передачи. На машинах с передним приводом имеются ШРУСы (шарнир равных угловых скоростей), а также приводные валы, более известные как полуоси. Главная передача, а также дифференциал, устанавливаются в картере КПП.

  • ШРУС является элементом, который необходим для того, чтобы передать крутящий момент от дифференциала на ведущие колеса. В устройстве трансмиссии переднеприводных авто зачастую используются два внутренних ШРУСа (отвечают за соединение с дифференциалом), а также два наружных (для соединения с колесами). Между указанных пар ШРУСов (наружных и внутренних), стоят полуоси.

Что касается полноприводных авто, в этом случае трансмиссия может отличаться по конструкции, однако в основе лежит комбинация систем переднего и заднего привода. Добавим, что полный привод бывает постоянным или подключаемым. Данная трансмиссия самая сложная по устройству, отличается большим количеством составных элементов, образуя различные схемы полного привода автомобиля.

Назначение трансмиссии

Все агрегаты, которые входят в состав данной системы, обеспечивают передачу вращения от силового агрегата на колеса, а также с их помощью изменяется скорость передвижения и направление, распределяется усилие между колесами.

Для того чтобы уменьшить нагрузку на оси, большегрузные автомобили оснащаются дополнительной осью, что позволяет снизить давление на дорожное полотно и уменьшить его износ.

Колесная формула авто включает в себя две цифры, при этом первая указывает общее количество всех колес, а вторая — количеством тех, которые являются ведущими.

В полноприводных автомобилях дополнительным элементом трансмиссии является раздаточная коробка.

Полноприводные авто предназначенные для езды по бездорожью и в городских условиях будут иметь отличия в устройстве.

Полный привод может включаться вручную, в этом случае должна обязательно быть раздаточная коробка.

При автоматическом подключении, используется фрикционная муфта, имеющая электроуправление.

Полный привод может быть и постоянным, такое решение позволяет не только увеличить проходимость авто, но и характеристики его разгона, так как тяга распределяется более равномерно, что снижает вероятность пробуксовки, а также улучшается управляемость автомобилем.

Обратите внимание, что в КПП никогда не делают целые передаточные числа. Это связано с тем, что при целом передаточном числе, во время вращения шестерен, одна пара зубьев будет постоянно совпадать, что приводит к ее преждевременному износу, именно поэтому, при разработке КПП не делают целые передаточные числа.

Передний привод

Устройство системы переднего привода

Устройство системы переднего привода

В автомобиле с приводом на передние колеса все агрегаты трансмиссии расположены под капотом машины и объединены в один большой узел агрегатов. Коробка передач содержит в себе еще и главную передачу с дифференциалом. Поэтому валы привода передних колес выходят непосредственно из картера коробки передач.

Трансмиссия переднеприводного автомобиля включает в себя:

  • сцепление,
  • коробку передач,
  • главную передачу,
  • дифференциал,
  • валы привода передних колес.

Устройство механической коробки передач

Механизм в разрезе

Устройство механической КПП

Конструктивно механическая коробка передач состоит из следующих элементов:

  • ведущий или первичный вал;
  • ведомый или вторичный вал;
  • промежуточный вал (для 3-х вальной МКПП);
  • шестерни первичного и вторичного валов;
  • механизм выбора передач;
  • муфты синхронизаторов (синхронизаторы);
  • картер;
  • главная передача;
  • дифференциал.

При этом устройство и принцип работы двухвальной и трехвальной трансмиссии отличаются друг от друга.

Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы

двухвальная мкпп

Схема двухвальной МКПП

Этот тип коробки является наиболее распространенным. Крутящий момент от двигателя через муфту сцепления передается на первичный вал. В зависимости от конструкции конкретной коробки передач часть шестерней на первичном и вторичном валах жестко закреплены на них, а часть свободно вращаются. Также на каждом валу расположен минимум один синхронизатор. Шестерни первичного и вторичного валов находятся в постоянном зацеплении друг с другом. Понять, какие из них зафиксированы, а какие вращаются, очень просто: шестерни возле синхронизаторов всегда вращаются на валу.

Шестерня главной передачи жестко закреплена на ведомом валу. Крутящий момент от вторичного вала к колесам транспортного средства передают главная передача и дифференциал. Последний обеспечивает вращение колес с разной угловой скоростью.

Механизм выбора передач в двухвальной КПП расположен в корпусе коробки и состоит из вилок и штоков, перемещающих муфты синхронизаторов. Механизм оснащен защитой от одновременного включения двух передач.

Принцип работы двухвальной трансмиссии следующий:

  1. В нейтральном положении рычага переключения передач крутящий момента от двигателя не передается на ведущие колеса, шестерни на валах свободно прокручиваются.
  2. При перемещении рычага водитель перемещает муфту синхронизатора соответствующей вилкой через систему тросиков или тяг.
  3. Муфта синхронизирует угловые скорости соответствующей шестерни и вала, на котором расположен синхронизатор.
  4. Муфта синхронизатора входит в зацепление с шестерней и крутящий момент начинает передаваться с первичного вала на вторичныый.
  5. Происходит передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса с заданным передаточным числом.

Для движения задним ходом используется дополнительный вал с промежуточной шестерней заднего хода.

Схемы передачи крутящего момента на каждой из передач:

http://roadpart.ru/raznoe/resurs-avtomaticheskoj-korobki-peredach.html

Как устроена трансмиссия автомобиля?

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

X