Содержание
Камаз-4310: краткое описание, технические характеристики и фото
В истории отечественного автомобилестроения не так много выдающихся экземпляров, известных практически по всему миру. Одним из таких шедевров является автомобиль КамАЗ-4310 – самое знаменитое детище Камского автозавода, которое стало прародителем более современных модификаций. Машина оснащается приводом на три независимых моста, отличается повышенной проходимостью. Рассмотрим особенности и характеристики грузовика, а также изучим его возможности.
Общие сведения
Для восьмидесятых годов прошлого века КамАЗ-4310 являлся прекрасным грузовым внедорожником, умеющим преодолевать серьезные препятствия, крутые подъемы и спуски, броды до полутора метров. Серийное производство модели началось в 1981 году. Рассматриваемый автомобиль производится в Набережных Челнах. Однако его разработка начиналась на заводе имени Лихачева в Москве еще в середине шестидесятых.
После согласования всех технических нюансов конструкторы приступили к выполнению заказа, на реализацию которого отводилось десять лет. За это время инженеры ЗИЛа собрали дюжину прототипов, внесли немало инновационных внедрений (это подтверждено более чем 50 авторскими свидетельствами). Стандартная комплектация транспортного средства оснащалась абсолютно новым принципом работы ведущих мостов КамАЗ-4310. Модификация получила постоянный привод с четырьмя карданными валами. Кузовная часть включала в себя металлическую основу с возможностью монтажа тента и каркаса. Основное предназначение авто – перевозка пассажиров и грузов повышенного тоннажа. Грузовик способен эффективно функционировать в различных климатических условиях, что сделало его популярным повсеместно на просторах бывшего СССР.
Внутренняя оснастка
Кабина у автомобиля КамАЗ-4310 рассчитана на три места, имеет термоизоляцию и шумовую защиту для большего комфорта водителя и пассажиров. Также в оснащение входит независимый обогреватель по типу калорифера. Кабина откидывается при помощи гидравлического подъемника. В штатном исполнении не предусмотрен спальник, его можно заказать отдельно. Водительское кресло оснащено рессорами, регулируется по длине, высоте и углу наклона спинки.
Несмотря на то, что до европейских конкурентов автомобилю КамАЗ-4310 далековато, машина получилась для своего времени вполне продуктивной и комфортной не только по ходовым качествам, но и в плане оснащения рабочего и пассажирского места. Приборная панель максимально аскетична, однако обладает всеми необходимыми приборами, сиденья имеют максимально упрощенную конструкцию. В некоторых модификациях рассматриваемой серии существенную роль играет не удобство в оснащении, а проходимость, практичность и функциональность. В качестве добавочной защиты от бликов и солнечного света предусмотрен опускаемый козырек для водителя и пассажиров.
КамАЗ-4310: технические характеристики
Ниже перечислены основные параметры легендарного грузовика:
- Показатель грузоподъемности – 6 т.
- Буксируемое прицепное устройство – до 10 т.
- Полный вес авто – 15 т.
- Габаритные размеры – 7,65/2,5/2,9 м.
- Высота погрузки – 1,53 м.
- Клиренс – 36,5 см.
- База колесная – 3,34/1,32 м.
- Колея колес – 2,01 м.
- Внешний радиус поворота – 11,2 м.
- Скорость по максимуму – 85 км/ч.
- Расход горючего на 100 км – около 30-ти литров.
- Запас хода – 830 км.
Прочие параметры
Среди других характеристик данного автомобиля можно отметить следующие моменты:
- Силовой агрегат – дизельный мотор с восемью цилиндрами, жидкостным охлаждением и верхним размещением клапанов.
- Объем рабочий – 10,85 л.
- Компрессия – 17.
- Мощность в лошадиных силах – 210.
- Крутящий момент – 637 Нм.
- Тип сцепления – двухдисковый сухой механизм.
- КПП – Синхронизированная механика на пять диапазонов.
- Раздатка КамАЗ-4310 – с парой ступеней и межосевым блокирующимся дифференциалом.
- Привод переднего/заднего моста – постоянный неотключаемый/проходной последовательный.
Трансмиссия и подвеска
Трансмиссионный узел представлен коробкой КамАЗ-4310 с пятью диапазонами, которая оборудована синхронизаторами на всех скоростях, кроме первого режима. В раздаточном блоке предусмотрен межосевой дифференциал с блокировкой с планетарными элементами, которые перераспределяют крутящий момент. Управление этим механизмом производится при помощи электропневматического привода.
Подвеска автомобиля – независимого типа, установлена на полуэллиптических рессорах, оборудована амортизаторами и задними скользящими окончаниями. Этот аналог имеет балансиры, рессоры с реактивными штангами и скользящие края рабочих элементов.
Другое оборудование
Тормозной блок включает в себя барабаны и пневматический привод с парой контуров. Имеется стояночный тормоз, запасная и вспомогательная система. Ширина барабанов 40 сантиметров при ширине накладок 14 см. Разжим узла – кулачкового типа.
Рулевое управление представлено ГУР КамАЗ-4310, винтовым механизмом, шариковой гайкой и поршневой рейкой с зубчатой агрегацией между валом сошки. Такая конструкция рулевого блока позволяет отлично справляться с бездорожьем.
В электрической схеме напряжение составляет 24 вольта, количество батарей – две штуки, присутствует генератор и регулятор напряжения. В качестве дополнительного оснащения используется лебедка барабанного устройства с червячным редуктором и ленточным тормозом. Возможность растягивания троса составляет более 80-ти метров. Главное, своевременно проводить профилактический осмотр указанных механизмов, дабы максимально продлить рабочий ресурс и удобство эксплуатации агрегатов.
Модификации
Ниже приведен перечень основных моделей автомобиля КамАЗ-4310:
- Базовая версия 4310 создана с укороченной платформой, оснащается тентом, откидными сиденьями и задним бортом. Годы выпуска – 1983-1990.
- Опытная вариация под индексом 43101. От штатного образца модификация отличается наличием трех откидывающихся бортов.
- Модернизированная модель 43101 оснащалась более мощным мотором и имела повышенную грузоподъемность.
- КамАЗ-4310. Устройство этого автомобиля предназначено для спортивных мероприятий, в частности, участия в таких ралли, как Париж-Дакар, и оснащается дополнительной цифрой 10 в наименовании.
- 43102/43103 – машина со спальным местом.
- 43105 – гражданский транспортный грузовик без возможности монтажа лебедки и регулировки давления в шинах.
- 43114 – армейский вариант, выпускаемый с 1996 года.
- 4410 – седельный тягач, ориентированный на буксировку специальных прицепов, массой до 15 т.
- 43118 – транспортная модификация с увеличенной грузовой платформой и модернизированным двигателем.
Преимущества и недостатки
К плюсам КамАЗ-4310 относятся следующие моменты:
- Улучшенная обзорность, в связи с отсутствием капотной части.
- Отличный показатель проходимости.
- Хорошая грузоподъемность.
- Увеличенный клиренс.
- Возможность регулировки давления в шинах на некоторых модификациях.
- Полный привод.
- Ремонтопригодность и приемлемая стоимость.
- Высокая маневренность и малый радиус поворота.
- Возможность эксплуатации в широком температурном диапазоне практически на любом бездорожье.
- Универсальность и мощные силовые агрегаты.
- Существенный расход топлива.
- Не очень комфортное внутренне и внешнее оснащение кабины.
- Простая конструкция сидений.
- Относительно низкие динамические параметры.
Интересные факты
Модификацию рассматриваемого грузовика, участвующего в ралли Париж-Дакар, оснащали дополнительными дугами безопасности, кабину окрашивали в желтый цвет, оснащали двигателем мощностью 430 лошадиных сил. В 1991 году эта машина заняла второе место в указанных соревнованиях.
В начале девяностых годов прошлого века создавалась бронированная версия под кодовым названием «Тайфун». Она оснащалась специальной будкой для транспортировки личного состава. Данная модификация стала основой для разработки подобных транспортеров в дальнейшем.
Цена рассматриваемых автомобилей зависит от комплектации и состояния транспортного средства. Стоит отметить, что бу КамАЗы-4310 можно приобрести по цене от 1,8 миллиона рублей.
В 1989 году комбинат начал выпускать дополнительные комплектации в помощь сельскохозяйственной отрасли. Машина комплектовалась скамейками складной конфигурации, что давало возможность перевозить до 30 человек или необходимый груз.
В этом же году вышел КамАЗ-43106, отличающийся от аналога уменьшенной общей массой. При этом грузовик мог увезти на одну тонну больше, а также имел возможность агрегации с прицепным устройством. Такие модели часто использовали в качестве лесовозов. Даже с перегрузом они прекрасно справлялись с поставленными задачами.
Подытожим
Невзирая на то, что с момента выпуска отечественного легендарного грузовика под названием КамАЗ-4310 прошло немало времени, его до сих пор можно встретить в разных хозяйственных сферах. Для Советского Союза этот автомобиль считался одним из лучших в своем классе. Такая популярность обусловлена универсальностью машины, позволяющей использовать ее в различных отраслях, включая лесное хозяйство, армию, строительство и аграрное хозяйство. Вкупе с надежностью и функциональностью разработчики добились оптимального сочетания доступности по цене и ремонтопригодности транспортного средства. Обновленные версии дополнительно отличались повышенным комфортом рабочего места, оборудовались спальным местом, регулировкой давления в шинах и прочими приятными мелочами.
КамАЗ-4310 технические характеристики и устройство
КамАЗ-4310 – многоцелевой автомобиль, способный передвигаться по тяжелому бездорожью. Потенциал данной модели достаточно высок, чтобы использовать грузовик во всех сферах. Для Камского автозавода это был один из основных автомобилей, предназначенных для российской армии. Там он зарекомендовал себя с лучшей стороны, и раскрыл все свои возможности в боевых условиях.
- 1 Общие сведения
- 2 Видео
- 3 Модификации
- 4 Технические характеристики
- 4.1 Размеры и грузоподъемность
- 4.2 Моторная гамма
- 4.3 Динамические характеристики
- 4.4 Расход топлива
- 4.5 Трансмиссия
- 5 Цены в России
- 6 Конкуренты
Общие сведения
КамАЗ-4310 поступил в производство в 1981 году. Ведущие мосты грузовика имели несколько иной принцип действия, который отличался от предшествующих версий. Ключевые достоинства автомобиля – постоянный полный привод уже в базовой комплектации, четыре карданных вала, а также цельнометаллический кузов с откидными задними и боковыми бортами. Кроме того, в качестве альтернативы были доступны платформы с деревянной поверхностью, тентовым верхом и каркасом.
Обратим внимание, что грузовик способен перевозить практически любые грузы, так как это позволяет прочное ходовое шасси автомобиля. К тому же, вкупе с высокой выносливостью КаМАЗ-4310 становится практически незаменимым на бездорожье. В этом немалая заслуга колесной компоновке 6х6.
Видео
Модификации
Автомобиль получил не так много модификаций, как другие представители модельного ряда Камского автозавода. И все же, каждая из версий обладает огромным потенциалом. Итак, наиболее востребованными считаются три версии 4310, с обозначениями 106, 105 и 101. При этом стоит отметить, что модификация 101 поступила на конвейер в 1989 году и, по сути, стала следующим поколением 4310. Модель вобрала в себя основные преимущества предшественника, и при этом получила множество нововведений. И так постепенно, шаг за шагом, конструкция автомобиля была доведена до совершенства.
Что касается версии 105, она представляет собой гражданский вариант КамАЗ-4310, не предназначенный для военных нужд. На смену 105 пришла комплектация 106. Ее отличительные черты – улучшенная подвеска, доработанная трансмиссия и силовая установка.
Среди других модификаций КамАЗ-4310 не менее интересно ознакомиться с версией С4310. Такой автомобиль неоднократно использовался для спортивных соревнований. Предназначение автомобиля вынуждало конструкторов постоянно совершенствовать модель, чтобы не отставать от зарубежных аналогов, и по возможности занимать призовые места. Гоночная модификация получила более мощную силовую установку с турбокомпрессорами. Кроме того, в конструкции данной машины были предусмотрены дуги безопасности и новый тентовый верх. Премьера КамАЗа-С4310 состоялась в конце 1988 года на чемпионате мира по ралли среди грузовиков. По уточненным данным, грузовик дебютировал на европейском ралли «Ельч» в польском городе Вроцлав. Примечательно, что дебютная гонка принесла КамАЗу мировое признание – российской команде удалось занять первое место. В 1991 году началось производство специализированной модификации С4310 для легендарного ралли-марафона «Париж-Дакар».
Примечательно, что на базе 4310 была создана еще одна интересная – так называемый «Тайфун-1» с бронированным кузовом. Этот автомобиль служил транспортом для сотрудников спецподразделений, работающих в МВД. Более того, броневик на основе КамАЗ-4310 часто эксплуатировался в военных, специальных и антитеррористических операциях.
Что касается базовой модификации КамАЗ-4310, ее выпуск был завершен еще в 1990 году.
Технические характеристики
Размеры и грузоподъемность
КамАЗ-4310 можно по праву считать одним из самых габаритных грузовиков в среднетоннажном классе. Автомобиль имеет длину кузова 3590 мм, ширину 2500 мм, а длина и объем колесной базы достигают 7650 и 3340 мм соответственно. Ширина передней колеи составляет 2010 мм, а ширина между задними колесами также равна 2010 мм. Масса машины без груза составляет 8410 кг, а максимальная грузоподъемность достигает 6000 кг. КамАЗ-4310 обладает погрузочной высотой 1530 мм и наружным радиусом поворота 11200 мм. При этом клиренс равен 365 мм.
Моторная гамма
Для КамАЗ-4310 предусмотрено два типа моторов. Так, на первом этапе было освоено производство автомобилей с 8-цилиндровым двигателем 740.10 с жидкостным охлаждением. Его рабочий объем составляет 10,9 литра, а мощность и крутящий момент достигают 154 л. с. и 637 Н/м соответственно. Инженеры посчитали наиболее удачным V-образное расположение цилиндров, диаметр каждого из которых составляет 120 мм.
Производные версии КамАЗ-4310 – 43101 и 43106. Обе модификации отличаются от оригинала разве что модернизированным мотором большей мощности. Так, в их случае агрегат имеет обозначение 740.10-20, и развивает уже 162 лошадиные силы. Интересно, что у этого мотора есть официальное прозвище «Рэкс».
Динамические характеристики
Разгонные возможности КамАЗ-4310 весьма впечатляют. Так, максимальная скорость грузовика составляет 85 км/час, тогда как на достижение 60 км/час уходит 35 секунд. Расстояние тормозного пути с 40 км/час составляет 17,2 метра.
Расход топлива
КамАЗ-4310 – довольно экономичный автомобиль в своем классе. Неплохими показателями в плане расхода топлива может похвастаться даже бронированная модификация. Итак, согласно данным представителей Минобороны, средний расход топлива грузовика составляет порядка 30 литров. Естественно, расход может отличаться в ту или иную сторону в зависимости от условий эксплуатации, климата и манеры вождения. К сожалению, в холодное время года, а также на бездорожье, расход топлива повышается до 35-37 литров на 100 км. В связи с этим возникла необходимость в установке двух топливных баков по 125 литров каждый. Благодаря этому грузовик может похвастаться запасом хода в 830 км.
Трансмиссия
КамАЗ-4310 оборудован универсальной трансмиссией и полным приводом. В списке оснащения есть блокировка межосевого дифференциала, а также синхронизаторы для второй и пятой скоростей МКПП. Что касается непосредственно самой коробки, она имеет традиционную конструкцию с пятью передачами. Основная коробка дополнена раздаточной КПП с цилиндрическим блокируемым дифференциалом. Дифференциал – планетарного типа, обеспечивающий равномерное распределение крутящего момента между шестью колесами. Также в конструкцию трансмиссии входит двухступенчатый редуктор. Примечательно, что «раздатка» имеет несколько режимов с дистанционным управлением.
За передачу мощности от двигателя к КПП и колесам отвечает карданная передача. В конструкции КамАЗ-4310 предусмотрено всего четыре карданных вала – это привод переднего, заднего и среднего мостов, а также промежуточный привод.
Основные составляющие рулевого механизма грузовика – поршень-рейка и винт с шариковой гайкой. Последние модификации грузовика уже оснащаются современным гидроусилителем.
Автомобиль оснащен дисковыми тормозами с диаметрами покрышек 310-533 мм. Кстати, сами шины обычно широкопрофильные, с функцией подержания внутреннего давления воздуха.
В КамАЗ-4310 установлена рессорная полуэллиптическая передняя подвеска с амортизаторами, тогда как среди особенностей задней оси – реактивные штанги и такие же полуэллиптические рессоры, но со скользящими концами.
Тормозная система грузовика представлена относительно устаревшими барабанными 400-миллиметровыми механизмами. Зато в списке оснащения есть два привода – двухконтурного и пневматического типа. Интересно, что пневматический стояночный тормозы имеют в своем активе запасной тормоз, представляющий собой моторный замедлитель с пневматическим приводом.
Среди других особенностей, положительно повлиявших на возможности грузовика на бездорожье, особого внимания заслуживает механическая барабанная лебедка, оборудованная редуктором червячного типа, а также ленточным тормозом. Усилие на лебедку осуществляется через карданную передачу, по мере возрастания скорости.
Грузовая платформа КамАЗ-4310 обладает поистине универсальной конструкцией. В частности, разработчики предусмотрели в ней надставные решетчатые боковые борта, значительно повышающие скорость разгрузки и погрузки строительных (к примеру) материалов. Кроме того, грузовик можно дополнить откидными скамейками, которые размещены в платформе и позволяют перевезти до 30 человек.
К сожалению, базовая комплектация КамАЗ-4310 не имеет спального места, поскольку оно ни к чему на армейской службе. Другое дело – гражданские модификации, у которых данная опция наиболее распространена, и пользуется высоким спросом у грузоперевозчиков, имеющих дело с дальними расстояниями. Водительское сиденье снабжено рессорами, которые предоставляют водителю возможность регулировки по высоте, длине, массе и наклону. Примечательно, что самые дорогие версии КамАЗ-4310 могут похвастаться сиденьями с неким тропическим исполнением.
Цены в России
КамАЗ-4310 – относительно недорогой грузовик, а потом один из самых популярных в своей ценовой категории. На сегодняшний день можно найти в основное поддержанные версии. Но не смотря на возраст, им по-прежнему нет равных с учетом цены и качества исполнения.
Что касается цены, самая последняя обновленная версия КамАЗ-4310 обойдется примерно в 2 млн рублей. Но это базовая цена, которая с учетом всех дополнительных опций легко вырастит практически в два раза. Тем, кому такой многоцелевой грузовик не по карману, засматриваются на поддержанные экземпляры. Например, самые ранние версии модельных годов 1992-1997 можно приобрести за 400-700 тысяч рублей.
Конкуренты
Аналогов у КамАЗ-4310 не так много. Автомобиль наделен очень высоким потенциалом, поскольку его конструкция была изначально адаптирована под армейские нужды. Наверняка этим можно объяснить такую широкую востребованность грузовика в России и ряде стран СНГ. Что касается конкурентов КамАЗ-4310, среди них можно выделить разве что более современные аналоги КамАЗ-4310, которые выпускаются до сих пор. Зарубежные аналоги и вовсе не стоит рассматривать, поскольку у них совершенно другая цена, несравнимая с КамАЗ-4310.
http://autogear.ru/article/642/91/kamaz—-avtomobil-s-voennoy-vyipravkoy/