Основные особенности и тренды на рынке шин для грузовиков и спецтехники

Что изменилось на шинном рынке?

Мы вели разговор о ситуации на российском рынке шин для коммерческого транспорта и колесной спецтехники. В тот момент отрасль находилась, как казалось тогда, на пороге серьезных перемен. На рынок только начали выходить китайские торговые марки. Предприятия, эксплуатирующие грузовую технику, активно обновляли автопарки с привлечением заемных средств, что предрекало в будущем рост продаж грузовых шин премиум-класса. Что же касается рынка тяжелых спецшин, то на фоне сильнейшего за последние годы экономического роста в сырьевых отраслях наблюдался даже некоторый дефицит покрышек для карьерных самосвалов и тяжелых погрузчиков. Что изменилось за несколько месяцев?

Начнем с шин для коммерческого транспорта. Тенденции развития коммерческого автопарка пока сохраняются. Глобальное замедление мировой экономики ещё не успело существенно отразиться на грузовых и пассажирских перевозках автотранспортом. Активность туристических перевозок сегодня также довольно высока. Развитие рынка автоперевозок в течение 2008 года сохранялось, несмотря на значительный рост их стоимости, связанный с ростом цен на топливо. В то же время многие грузоперевозчики в силу высокой конкуренции на рынке вынуждены сегодня работать с минимальной рентабельностью. Последствия столь жесткой конкуренции привели к тому, что многие компании стали более тщательно выбирать комплектующие, в том числе и шины для своего подвижного состава.

«Этот процесс, с одной стороны, привел к тому, что некоторые перевозчики сделали выбор в пользу более дешевых шин, с другой стороны, многие участники рынка осознали, что выбор в пользу шин премиум-класса более выгоден в долгосрочной перспективе», – делится своими соображениями Эдуард Муйзник, директор компании «Еврошина».

Преимущества премиальных шин заключаются в том, что в процессе эксплуатации они позволяют владельцу автопарка снижать затраты. Длительный ресурс шины премиум-класса позволяет сократить расходы на шиномонтажные работы, а это немалые средства. Кроме того, только ведущие представители шинной отрасли сегодня предлагают покрышки, которые позволяют экономить топливо.

«Низкое сопротивление качению – одно из главных конкурентных преимуществ дорогих шин наряду с высочайшей ходимостью, — продолжает Эдуард Муйзник. Приятно отметить, что российский потребитель стал обращать на это внимание. В течение года мы представляем на рынке шины Goodyear поколения II как для региональных, так и для магистральных перевозок. За это время спрос на колеса с технологией Fuel Max существенно вырос, несмотря на то что колеса эти стоят отнюдь не дешево».

Премиум-класс


В сегменте дорогих шин расклад сил существенно не изменился. По-прежнему лидирующие позиции здесь занимают марки Michelin и Goodyear. Причем до настоящего момента французский бренд имел определенное преимущество. Это преимущество было обусловлено тем, что шины Michelin используются при первичной комплектации на всей технике Scania, которая в настоящий момент занимает лидирующие позиции на российском рынке среди зарубежных производителей. Фактор заводской комплектации имеет огромное значение для потребителей при выборе марки шины. К тому же если техника куплена в лизинг, то в течение срока лизингового договора владелец не имеет права устанавливать на автомобиль колеса другой марки. Goodyear так же довольно активно ведет себя на первичном рынке шин, сотрудничая с ведущими европейскими производителями грузовиков.

Эконом-класс

Однако утверждать, что спрос растет только на шины премиум-класса, было бы в высшей степени неправильным. В настоящий момент на рынке грузовых шин сложилась довольно гармоничная картина. У каждой шины свой покупатель. Очевидно, что компания, которая занимается международными грузоперевозками, вряд ли сделает выбор в пользу китайских или отечественных шин. А небольшой региональный перевозчик с высокой долей вероятности выберет недорогое колесо, поскольку для него сиюминутная экономия важнее. И все же в эконом-классе конкуренция более высока, поскольку в этом году здесь произошли определенные изменения. В частности, спрос на качественные китайские шины и отношение потребителей к этой продукции изменилось в корне. Год назад продавцы шин осторожно высказывались о том, что продвижение китайских ЦМК-шин на российском рынке может привести к значительному ухудшению позиций российских производителей. К счастью для последних, этого не произошло. Летом 2008 года китайские колеса резко выросли в цене, избавив тем самым руководство российских шинных холдингов от мучительных размышлений о собственном будущем. Повышение цен на китайские шины связано с тем, что с июля китайское правительство уменьшило налоговые льготы на экспорт шин. Решение китайского правительства сократить субсидии на экспорт шин с 13% до 5%, а также сократить возмещение НДС на производство дисков, предназначенных для экспорта, с 17% до 9%, было принято с целью регулирования роста китайского экспорта и активного торгового баланса страны. Дело в том, что в последнее время страна отправляла на экспорт слишком большие объемы шин. Традиционно НДС на экспорт в Китае позволял сохранять цены на экспортные шины и компоненты для производства шин и дисков низкими. Начиная с июня затраты поставщиков шин из Китая начали расти. Весь этот процесс проходил на фоне увеличения стоимости сырья для всей шинной индустрии. Отечественная продукция также дорожала, но незначительно, поэтому и оказалась в итоге дешевле китайской.

«У российских производителей шин для грузовой автотехники пока условия благоприятны, но это не повод, чтобы почивать на лаврах, — считает Дмитрий Ковалев, начальник отдела автошин компании «Неоком». — Российским заводам необходимо сегодня бороться за стабильное качество своей продукции, иначе при малейшем изменении рыночной конъюнктуры они могут потерять своего клиента, несмотря ни на какие административные преференции со стороны государства».

По мнению других участников рынка, главной проблемой для отечественного производителя является сильнейшее технологическое отставание. За последние 20 лет в России не было построено ни одного нового шинного завода. Российские шинники используют технологии 70-х годов прошлого столетия, в то время как китайские предприятия были построены в 90-х годах. Соответственно, технологически китайские шины – более современны. Однако и на китайском шинном рынке ситуация с качеством не столь однозначная. Сегодня в КНР насчитывается более 40 производителей ЦМК-шин. Каждый из них поставляет свою продукцию на разные рынки. Нередко оказывается так, что на европейский рынок поставляются шины с более высокими показателями, в то время как для России производятся более дешевые покрышки. Участники рынка высказывают предположения, что при довольно стабильных показателях по ресурсу у китайских шин могут возникнуть проблемы с зимней эксплуатацией, поскольку предприятия КНР привыкли ориентироваться на тихоокеанский и американский рынки сбыта с более мягким климатом. Впрочем, пока опыт эксплуатации китайских шин не настолько велик, чтобы подтвердить или опровергнуть данные предположения.

Что же касается зимней эксплуатации, то в этом году в полной мере проявила себя ещё одна важная тенденция. Российские грузоперевозчики осознали необходимость покупки зимнего комплекта шин. Если ранее клиенты предпочитали приобрести один комплект универсальных шин для того, чтобы их можно было использовать для круглогодичной эксплуатации, то сегодня спрос на зимние шины очень сильно вырос как среди городских и региональных перевозчиков, так и среди дальнобойщиков.

«Это говорит о том, что к перевозчикам уже пришло осознание того, что один-два дня простоя где-нибудь на Урале по причине сильного снегопада обходится довольно дорого, — считает Эдуард Муйзник. Сегодня требования по срокам выполнения заказов в этом бизнесе довольно жёсткие, и срыв сроков поставки приводит к серьезным штрафным санкциям для исполнителя. Поэтому можно смело утверждать, что 2008 год ознаменовался на нашем рынке началом стабильного спроса на зимнюю резину для коммерческого транспорта».

Таким образом, сегодня на рынке шин для коммерческого транспорта сложилась следующая картина. Верхний ценовой сегмент занимает резина премиум-класса с самыми высокими показателями по ходимости, комфорту и прочим характеристикам. Средний ценовой сегмент можно разделить на две части. Ближе к верхней планке будут располагаться демократичные бренды из Европы и продукция корейских производителей, а на нижней – ведущие китайские производители шин, представленные на российском рынке. Отечественные производители ЦМК-шин находятся в самом нижнем ценовом сегменте. Качество шин в каждом из этих сегментов примерно сопоставимо с их стоимостью. Так что покупатель имеет возможность выбирать, что ему нужно, – низкая стоимость «здесь и сейчас» либо сокращение эксплуатационных расходов в 2-3 летней перспективе.

Колеса специального назначения

Что касается шин для колесной спецтехники, то с сожалением следует признать: сегодня в стране нет ни одного производителя таких колес. Единственное российское предприятие, выпускавшее покрышки и для дорожно-строительной, и для карьерной техники, — Красноярский шинный завод, — сейчас временно приостановил свою деятельность. Начнет ли он когда-нибудь производство — пока неизвестно, хотя руководство завода уверяет, что это временная остановка – на реконструкцию. Таким образом, единственным производителем спецшин на территории СНГ остался Бобруйский шинный завод (Белоруссия). Сегодня это предприятие сформировало собственную сеть филиалов на территории России, что привело к разрыву взаимоотношений с некоторыми дилерами предприятия в регионах. Бывшие дилеры «Белшины» были недовольны тем, что предприятие начало прямые переговоры с их крупнейшими клиентами, и сегодня начали активно продвигать колеса китайского производства, которые находятся в аналогичной ценовой группе. Так, к примеру, компания «Неоком», один из крупнейших поставщиков спецшин в Сибирском регионе, сегодня наряду с «Белшиной» представляет на рынке торговую марку IronStone (КНР):
«Сегодня у нас уже есть данные по ходимости некоторых типоразмеров этих шин. Колеса эксплуатируются на разрезах Кузбасса. Результат – более высокий, чем у белорусских шин, — рассказывает Дмитрий Ковалев, — шины отходили в карьере уже более 4 месяцев. Скорость износа протектора минимальна. Судя по износу, который есть на данный момент, ресурс этих колес будет на 40-50% выше, чем у белорусских. Более точные данные мы сможем обнародовать, когда колеса пройдут весь срок эксплуатации. Также ждем первых отзывов о зимней эксплуатации этих колес».

В кузбасской компании «Промресурс», которая представляет на российском рынке продукцию марки Techking (КНР), нас также заверили, что китайские производители сегодня очень активно ведут себя на российском рынке:

«Присутствие новых китайских марок особенно заметно в тех сегментах, где была определенная нехватка недорогих качественных колес эконом-класса, — заявил Вячеслав Киршин, начальник отдела поставок компании «Промресурс», — Красноярский шинный завод нишу свою упустил. Бобруйский шинный завод не успевает обеспечить все потребности, поскольку парк колесных погрузчиков в последнее время очень сильно вырос. Соответственно, данную нишу занимают сейчас китайские производители, тем более что доля китайских погрузчиков на российском рынке сегодня довольно высока».

Продавцы тяжелых шин отмечают, что по мере накопления опыта эксплуатации китайских шин может произойти существенное сокращение на российском рынке доли «Белшины», поскольку независимым продавцам сегодня намного выгоднее продавать продукцию китайского производства. Единственным конкурентным преимуществом «Белшины» сегодня является прогнозируемое стабильное качество и доступная цена. По цене китайская продукция вполне конкурентоспособна. Что же касается качества, то спустя 1-2 года присутствия на российском рынке оно уже не будет вызывать никаких сомнений у потребителя. Китайская техника шла по тому же самому пути.

В завершение следует отметить, что этот сегмент шинного рынка в ближайшее время может претерпеть определенные изменения, связанные с резким снижением спроса и ростом конкурентной борьбы. Уже сегодня в связи с финансовым кризисом на бирже падают цены на многие сырьевые ресурсы: металлы, уголь, нефть и т.д. Если этот процесс будет продолжаться, то ведущие недропользователи сибирского региона будут вынуждены сокращать производство, что приведет к снижению потребления шин для карьерной техники. Если это произойдет, то продавцы будут вынуждены снижать цены, что может привести к изменениям в расстановки сил на этом рынке. Насколько вероятен такой прогноз, будет известно уже в ближайшие месяцы, когда станет окончательно понятно, насколько глубока яма, в которую падает сегодня мировая экономика

https://automediapro.ru/chto-izmenilos-na-shinnom-rynke/

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X