Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Как отремонтировать электропроводку автомобиля?

Неисправности проводки автомобиля приводят к серьезным проблемам при эксплуатации машины – от некорректной работы датчиков и устройств, бортового компьютера и автоматики до полного выхода из строя дорогостоящего электрооборудования. Помните, что короткое замыкание цепей бортовой сети может привести к возгоранию автомобиля. Поэтому неисправности электрооборудования и электрики следует устранять сразу же при их обнаружении – не стоит откладывать ремонтные работы «в долгий ящик».

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Выполнить ремонт электропроводки автомобилей можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Основная трудность заключается в поиске неисправностей – обрывов, вышедших из строя реле, предохранителей и блоков, поломок отдельных элементов и устройств автоэлектрики.

Распространенные неисправности электрооборудования машины

К автоэлектрике относятся различные системы, детали, устройства и элементы транспортного средства – система зажигания, аккумулятор и генератор, цепи бортового компьютера, предохранители, датчики, блоки реле, различные электронные датчики, автосвет, а также автоэлектроника – климатическая система, аудиосистема, автоматика и системы безопасности. Необходимо учитывать особенности автомобильной электропроводки для того, чтобы оперативно найти и устранить неисправность в бортовой сети.

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

К часто встречающимся проблемам с электрооборудованием относятся:

  • Выход из строя аккумулятора. Это может быть следствием недостаточной плотности электролита, повреждений корпуса с протечкой электролита, разрушения пластин, значительного окисления клемм аккумулятора.
  • Поломки генератора — обрывы обмоток, проблемы с реле напряжения, выход из строя диодного моста, износ щеток, подшипника.
  • Проблемы с системой зажигания. Речь идёт о неисправностях свечей, катушки зажигания, об обрыве цепи или окислении контактной группы.
  • Деформации электропроводки — окисление в местах соединения (вводах, контактах, клеммах), обрывы, разрушение изоляции проводов, короткое замыкание проводки, нарушение целостности скруток.
  • Выход из строя компонентов электроники. Имеются в виду неисправности различных электротехнических приборов в цепях, устройствах и электрооборудовании авто (проводники, диоды, предохранители, конденсаторы).

Как проверить проводку

Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Используем мультиметр

Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Проверяем напряжение

Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:

  • Установить мультиметр в режим вольтметра.
  • Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
  • Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.

Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.

Ищем короткое замыкание

После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.

Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2-х компонентов:

  • Потребителя – электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
  • Проводки – обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.

Проверяем качество заземления

В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.

Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:

  1. Отключение АКБ.
  2. Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
  3. Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.

Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления – зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.

Проверяем целостность цепи

Соединение проводов в электрической цепи автомобилей – одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов. Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами. В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Ремонт электропроводки автомобиля

Прозвонку и восстановление электропроводки автомобиля можно выполнить самостоятельно или в автосервисе. После определения неисправных участков, где имеются повреждение проводов, замыкание или обрыв, осуществляют их пайку либо полную замену. Обычная скрутка с последующим обжимом является не полноценным ремонтом, а лишь временной мерой – учитывайте это, если у вас нет возможности припаять места обрывов.

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Провода подбираются с такими же характеристиками, что и имеющиеся поврежденные (сопротивление, металл). Не следует устанавливать слишком длинные провода с «запасом», перекрученная открытая проводка под действием негативных факторов (перепады температур, влага, грязь) быстрее разрушается — это может привести к короткому замыканию цепи. При замене жгутов проводов с разъемами убедитесь, что контактные группы перед работами полностью зачищены от окисления.

Уязвимым элементом электрики авто также считаются монтажные блоки, расположенные в подкапотном пространстве. Из-за разрушающего воздействия перепадов температур и влаги возможно нарушение защитного покрытия и последующих дефектов дорожек, разъемов для подключения жгутов проводов, реле, конденсаторов. Ремонт монтажных блоков, состоящих из монтажных плат, предохранителей и электротехнических компонентов, включает в себя пайку для восстановления дорожек и покрытие специальным защитным лаком, а также замену неисправных элементов и проводки, разъемов, зачистку контактных групп от загрязнений, окислений.

Замена проводки авто

При замене проводки в автомобиле обязательно отключают питание, в том числе отсоединяют и АКБ. Конечно же, это не мера предосторожности против удара током, а защита электрооборудования автомобиля от вероятного короткого замыкания, которое может возникнуть при проведении ремонтных работ.

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Иногда замену можно выполнить за 10-15 минут – например, если повреждены провода питающей цепи «АКБ-генератор». Если же нарушена целостность проводки в салоне, есть проблемы с заземлением, короткое замыкание в цепи бортового компьютера, то работы отнимут гораздо больше времени. И главное здесь – не ошибиться, поскольку неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности) может вызвать короткое замыкание, повреждение дорогостоящего электрооборудования и даже возгорание. При отсутствии опыта в электротехнике и электромонтажных работах лучше обратиться в специализированный сервис за услугами автоэлектрика-профессионала.

Как самостоятельно провести диагностику автомобиля?

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Срабатывание сигналов Check Engine или иных пиктограмм неисправностей коробки передач или трансмиссии не всегда является прямым следствием неисправностей. Чаще всего это ошибки, связанные с плохой работой датчиков или с попаданием воды в электронные системы. Функционирование мотора может зависеть от кислородного датчика, лямбда-зонда в катализаторе или от датчика работы сцепления, отсекающего зажигание. При их ошибочной работе мотор переходит в усредненный режим или вовсе не заводится. И если раньше на карбюраторных двигателях водители могли самостоятельно залезть под капот и выявить причины сбоев, то теперь для выяснения причин необходимы электронные компьютерные сканеры.

Ездить при каждом сигнале в мастерскую и делать диагностику по цене в 2 тысячи рублей накладно. Благо на свете есть интернет-магазины в которых можно приобрести все необходимое. Если вооружиться толщиномером, диагностическим сканером и хорошим фонарем на сумму примерно 300 долларов, то можно сэкономить на автосервисе приличные деньги.

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Связь через порт

У подавляющего большинства современных автомобилей существуют встроенные протоколы диагностики. Запускать их может даже бортовой компьютер, правда, в сильно ограниченном варианте. При включении зажигания блок управления опрашивает системы машины и выдает на приборной панели те или иные надписи. Он может определить количество масла или омывающей жидкости, а также многие другие неисправности. Однако для точного определения кода ошибки и его расшифровки нужен сканер, подключаемый к шине главного компьютера автомобиля через порт OBD II.

Самое распространенное и недорогое средство диагностики — адаптер ELM 327. Он представляет собой небольшой чип, вставляемый в автомобильный разъем и поддерживающий связь через Bluetooth, Wi-Fi или по USB-кабелю.

Для работы с ним не требуется мощный компьютер, достаточно смартфона. Программы для диагностики можно скачать через интернет. Они есть в свободном доступе как в платных, так и в бесплатных версиях.

С помощью этого устройства можно не только выявить ошибки в работе электроники, но и произвести перенастройку оборудования.

Например, можно активировать скрытые производителем функции, которые заложены в «железе». Можно даже сдвинуть температуру включения вентилятора системы охлаждения, подкорректировать алгоритм работы автоматической коробки передач или перенастроить мотор. Стоит адаптер от 50 долларов и выше.

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Правда, не все коды такой адаптер способен расшифровать. Многие имеют специфические английские термины, которые трудны для дословного перевода. Придется отправляться к дилерам и заглядывать в технические спецификации сервисменов.

Проверка на кузовной ремонт

Еще один прибор, который должен быть в багажнике каждого автомобилиста, — толщиномер. Это устройство помогает точно измерить толщину краски на кузове.

Пользоваться прибором просто. Надо плотно и ровно приложить измеритель с датчиком к кузову автомобиля, нажать кнопку и взглянуть на экран, где отображается толщина покрытия, как правило, в микрометрах (мкм). Самая часто встречающаяся толщина заводского лакокрасочного покрытия составляет 80-110 мкм (0,08-0,11 мм).

Бывает, что какая-то деталь машины была вторично окрашена на заводе. Тогда толщина слоя краски составляет 150-200 мкм. Бояться ее не стоит. А вот когда цифры переваливают за несколько сотен мкм и достигают миллиметра и более, то под слоем краски есть еще шпаклевка. Это значит, что деталь кузова смята и ее целостность была нарушена. Тогда поверх металла наносится шпаклевка, помогающая выровнять поверхность. Это верный признак пережитой аварии.

Толщиномер пригодится при выборе автомобиля на вторичном рынке. Стоит он примерно 100-150 долларов.

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Диагностика зажигания

Для более точной диагностики работы мотора используются профессиональные сканеры, такие, как активный датчик зажигания, который тоже работает в паре со смартфоном или ноутбуком. С его помощью ищутся неисправности в катушках зажигания, форсунках, датчиках положения коленчатого и распределительного валов. Работает он за счет определения характеристик электромагнитного поля бесконтактным способом. Достаточно приложить датчик к свече, и на экране появляется график изменения напряжения в электрической цепи. По нему специалист легко определит неисправность.

Правда, такое оборудование уже потребуется лишь профессионалам, так как оно дорогое.

https://ddcar.ru/blog/elektrika/kak-otremontirovat-elektroprovodku-avtomobilya
https://aif.ru/auto/support/kak_samostoyatelno_sdelat_diagnostiku_avtomobilya

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

X