Содержание
Устройство и принцип работы системы смазки ДВС
- 1 Назначение СС автомобильного двигателя
- 2 Устройство системы смазки
- 3 Принцип функционирования СС
- 4 Классификация систем смазки
- 5 Мокрый картер
- 6 Сухой картер
Любой двигатель – это устройство, в котором один вид энергии превращается в другой. В случае ДВС тепловая энергия преобразуется в возвратно-поступательное движение цилиндров, которые, в свою очередь, заставляют вращаться коленчатый вал, приводящий в движение транспортное средство.
Поскольку все процессы в моторе происходят с большой частотой, возникают силы трения, разрушительный эффект которых можно предотвратить, используя сложную систему, но эффективную смазки.
Чтобы представлять себе, насколько важен правильный уход ха этой компонентой современного автомобиля, нужно обладать хотя бы начальными знаниями об устройстве системы смазки, её назначении и принципе функционирования. Этим сейчас мы и займёмся.
Назначение СС автомобильного двигателя
ДВС представляет собой сложнейший комплекс узлов и агрегатов, связанных в единое целое и обеспечивающих стабильную работу силового агрегата. Но поскольку в нём имеется немало трущихся с большой скоростью частей, для их бесперебойного функционирования требуется обеспечить надёжную доставку смазочного материала. Этим и занимается система смазки: не будь её, мотор не продержался бы и десяти минут. Работа силового агрегата «на сухую» чревата быстрым разогревом трущихся поверхностей до критичного уровня, после которого из-за теплового расширения происходит уменьшение зазоров с последующим разрушением деталей двигателя, подверженных усиленному трению.
Сложность реализации системы смазки двигателя заключается в том, чтобы не только обеспечить доставку смазочной жидкости в нужное место, хотя это тоже непростая инженерная задача, но и чтобы обеспечить циркуляцию машинного масла по замкнутому циклу с минимальными потерями.
Перечислим список задач, решаемых посредством использования СС:
- снижение силы трения за счет образования на трущихся поверхностях тончайшей защитной плёнки;
- охлаждение поверхностей деталей силового агрегата;
- очистка технической жидкости о защищаемых поверхностей от металлической стружки и других твёрдых загрязнителей;
- обеспечение бесперебойной циркуляции смазочной жидкости под требуемым давлением;
- предотвращение преждевременного износа деталей СА.
Устройство системы смазки
Существует немалое количество разнообразных типов ДВС, отличающихся друг от друга на концептуальном уровне. Но и внутри каждой группы вы вряд ли найдёте абсолютно идентичные моторы. Неудивительно, что и система смазки может быть реализована по-разному, и потому описывать её устройство можно только на схематическом уровне, да и то, ссылаясь на некий гипотетический среднестатистический двигатель.
Впрочем, и этого вполне достаточно для понимания автомобильных азов.
Начнём с картера, который обычно упоминают вместе с поддоном. Так вот, поддон является частью картера, расположенной в самой нижней части мотора, и представляет собой открытую сверху ёмкость, в которую стекает масло, выполнившее свою основную задачу. Здесь оно охлаждается и отстаивается, чему способствуют специальные перегородки, гасящие любые колебательные процессы, возникающие в процессе движения автотранспортного средства. Ну, а дальше моторное масло направляется в масляный фильтр. Отметим, что объем (вместимость) системы смазки двигателя среднестатистического легкового авто лежит в пределах от 3 до 6 литров.
Это место, где техническая жидкость очищается от того мусора, который неизбежно появляется на трущихся поверхностях в результате интенсивной работы и попадания извне. О металлической стружке микроскопических размеров мы уже упоминали. Другими загрязнителями может быть нагар и копоть, образующиеся при сгорании топливно-воздушной смеси, пыль и даже частички грязи. Маслофильтр всё это задерживает, постепенно засоряясь, что приводит к ухудшению фильтрации. Регулярная замена моторного масла (согласно рекомендациям автопроизводителя) позволяет избежать таких негативных последствий засорения масляного фильтра, как ухудшение смазочных свойств жидкости, что приводит к накапливающейся потере мощности силового агрегата и более губительным для мотора явлениям.
Чтобы ММ циркулировало по системе, оно должно находиться под давлением. Это функция масляного насоса, который проталкивает жидкость по системе, подавая его к трущимся поверхностям, в направлении поддона, к маслофильтру и дальше по кругу. В современных ТС используются две разновидности маслонасосов – шестеренчатые и роторного действия. Для шестерёнчатых насосов характернее постоянный уровень создаваемого в системе давления, роторные агрегаты способны изменять этот показатель в зависимости от потребностей. Отметим, что в зависимости от конструктивных особенностей конкретного двигателя, создаваемое маслонасосом давление в масляной магистрали может находиться в диапазоне 2-16 атмосфер.
Маслорадиатор – следующий элемент системы смазки. Его основное предназначение – охлаждение рабочей жидкости, поскольку в поддоне картера оно снижает температуру недостаточно. Различают два типа радиаторов – воздушнопотоковые и с жидкостным охлаждением. Первые устанавливаются в таком месте, чтобы на радиатор набегал мощный поток встречного воздуха, вторые используют охлаждающую жидкость, циркулирующую по системе.
Обеспечение требуемого давления – задача непростая, поскольку двигатель, как правило, работает неравномерно, то с увеличением, то с резким падением оборотов. При ускорении автомобиля давление в системе смазки может нарастать выше критического уровня, что грозит необратимыми последствиями для силового агрегата. Перепускные и редукционные клапаны, устанавливаемые в районе маслофильтра или маслонасоса, ответственны за сброс давления в подобных случаях. А сигналом для их активации служат данные, непрерывно поступающие от датчика давления масла. Если, к примеру, маслофильтр безнадёжно засорился, перепускной клапан открывает дополнительный канал движения жидкости в обход фильтра, чтобы предотвратить остановку мотора.
Слежение за параметрами ММ в системе осуществляется датчиками, которые отслеживают и давление, и температуру технической жидкости. Контроллер датчиков отсылает измеряемые величины в бортовой компьютер, а ЭБУ принимает решения, реагируя на критические отклонения соответствующим образом. Если в результате нормализовать температуру или давление масла не удалось, на приборной панели активируется лампочка, предупреждающая водителя о возникновении опасных неполадок.
Каналы смазки обеспечивают бесперебойную доставку масла к трущимся механизмам под высоким давлением
Поступление ММ в систему из насоса осуществляется через главную магистраль, одна из функций которой – обеспечить смазку подшипников коленвала.
Отметим, что это простейшая схема системы смазки легкового автомобиля. Реальная СС может содержать немалое количество дополнительных компонентов, улучшающих её эксплуатационные характеристики.
Принцип функционирования СС
Большинство двигателей последних поколений снабжается комбинированной системой смазки, суть которой заключается в смазывании обильно трущихся деталей/узлов под определённым давлением, а нагруженных менее интенсивно – самотёком/разбрызгиванием.
Мы уже рассмотрели схему системы смазки двигателя, теперь перейдём к описанию, как всё это работает.
При включении зажигания запускается маслонасос, призванный создать давление и закачать жидкость в каналы, которые за время стоянки автомобиля оказались опустошенными. На э то уходит несколько секунд, и именно столько горит лампочка недостаточного давления в системе смазки.
Как только заработал насос, масло из поддона начинает подаваться на маслофильтр, затем – для смазки подшипников коленвала (шатунных/коренных шеек) и в распределительный вал, после чего наступает очередь верхних опор шатуна (к пальцам поршневой группы).
Следующий этап «большого шёлкового пути» – смазка цилиндров, куда жидкость попадает через форсунки или специальные отверстия, находящиеся в нижней опоре шатуна.
Все остальные узлы силового агрегата смазываются методом разбрызгивания. Работает это следующим образом: вытекая через зазоры в вышеописанных смазываемых поверхностях, масло разбрызгивается, попадая на движущиеся узлы ГРМ и кривошипно-шатунного механизма. Разбрызгивание из-за высокой скорости вращения деталей столь интенсивно, что формируется масляный туман, который обволакивает все остальные детали мотора. В дальнейшем под действием земного тяготения смазка конденсируется и стекает вниз, в поддон картера, замыкая таким образом цикл.
Вышеописанная схема является самой популярной и называется смазкой с мокрым картером. В то же время на мощных двигателях применяется система «сухой картер», в которой для промежуточного хранения ММ используется отдельный бак, а поддон картера остаётся сухим. Подобная схема позволяет избавиться от зависимости давления в системе от уровня жидкости в картере и пространственного положения маслозаборника, которая имеет место в обычных системах смазки.
Классификация систем смазки
Существует несколько критериев, согласно которым происходит подразделение ДВС на категории. В частности, по методу подачи смазывающей жидкости к деталям силового агрегата:
- под давлением, обеспечиваемым работой маслонасоса;
- методом разбрызгивания;
- комбинированный способ.
Подача масла к трущимся деталям под давлением необходима, если никаким другим способом невозможно обеспечить точно дозированную доставку смазки к детали в единицу времени. В большинстве современных двигателей масляный насос присутствует.
Тратить мощность мотора на поддержку высокого давления, необходимого для смазки всех деталей мотора, нуждающихся в этом, не всегда рационально. Поэтому там, где это возможно, используют метод разбрызгивания, когда масло самотёком попадает на вращающиеся детали и разбрызгивается по всему объему полости, создавая плотный масляный туман, обволакивающий всё вокруг себя.
Отметим, что метод разбрызгивания имеет немалое число недостатков:
- он не обеспечивает равномерную смазку, поскольку масло конденсируется на смазываемых поверхностях случайным образом;
- при таком способе требуется намного большее количество смазывающей жидкости;
- поскольку процесс смазки квантован, вероятность окисления металлических поверхностей возрастает.
В большинстве случаев на автомобилях применяется комбинированная схема циркуляции масла в системе, для которой характерны недостатки и преимущества обоих вышеперечисленных способов.
Вторым важным фактором для СС является своевременное охлаждение разогретого внутри силового агрегата масла – если этого не делать, смазывающие свойства будут уменьшаться с поднятием температуры, что грозит перегревом мотора. Существующие способы охлаждения смазки:
- метод открытой вентиляции картера двигателя;
- охлаждение картера методом закрытой вентиляции.
При первом способе формирующиеся в картере газы выводятся в атмосферу через специальное отверстие, во втором случае газ направляется назад в цилиндр, где благополучно сжигается.
Некоторые модели силовых агрегатов комплектуются масляными радиаторами, в которых охлаждение моторного масла происходит либо обдувом встречным потоком воздуха, либо охлаждающей жидкостью, циркулирующей по трубкам радиатора.
Поскольку наибольшее распространение получил комбинированный метод подачи масла, имеет смысл более подробно рассказать о его разновидностях, уже упоминавшихся нами: мокром и сухом картере.
Мокрый картер
Этот способ считается общеупотребительным из-за простоты его реализации. Конструктивно системы смазки с мокрым картером состоит из следующих компонентов:
- масляного поддона;
- маслонасоса;
- маслоприёмного устройства;
- редукционного клапана;
- маслопроводов;
- фильтров тонкой/грубой очистки ММ;
- радиатора;
- датчиков уровня и давления смазочной жидкости;
- маслозаливной горловины.
При работающем силовом агрегате маслонасос через сеточку маслоприёмного устройства нагнетает жидкость под давлением в ФГО, откуда она направляется в находящийся в блоке цилиндров центральный маслопровод. Отсюда под давлением через имеющиеся в перегородках БЦ каналы масло попадает в коленвал, смазывая сначала коренные подшипники, а затем и шатунные. Излишки смазки выдавливаются наружу через технологические зазоры и, попадая на вращающиеся детали коленвала, разбрызгиваются по всему объёму двигателя, смазывая самотёком поршневые пальцы, внутренние поверхности цилиндров, другие детали мотора. Параллельно ММ подаётся по маслопроводу в распредвал, смазывая его подшипники, шестерни и оси клапанных коромысел. Незначительная часть смазки (не более 20% от всего объема, циркулирующего в системе) попадает в фильтр тонкой очистки, откуда, очистившись, следует обратно в поддон
Параллельно деталям двигателя часть масла поступает в радиатор для принудительного охлаждения.
Связка из перепускного и редукционного клапанов обеспечивают нормальное функционирование системы при существенных колебаниях нагнетаемого маслонасосом давления.
Сухой картер
Этот тип СС считается более эффективным, однако техническая реализация метода сухого картера более сложна, а сам двигатель получается более дорогостоящим. В таких системах масло поступает не в поддон, а в специальный бак, расположенный автономно, и уже отсюда насос закачивает его в главную магистраль.
Главное преимущество такой системы – обеспечение стабильного снабжения маслом деталей силового агрегата на неровных участках дороги (спусках/подъёмах с большим градиентом, боковых кренах). В мокрых системах при таких условиях налицо кислородное голодание, особенно если неровный участок дороги – затяжной, при этом может наблюдаться утечка смазывающей жидкости через сальники коленвала. Системы с сухим картером таких недостатков лишены.
Ещё одно их преимущество – возможность уменьшить высоту двигателя и тем самым увеличить дорожный просвет или поднять выше центр масс. При такой компоновке системы смазки расход технической жидкости уменьшается, а изначальные эксплуатационные характеристики моторного масла менее подвержены изменениям, то есть ММ получает более продолжительный ресурс работы до регламентной замены.
Типовый состав СС с сухим картером:
- масляная центрифуга;
- радиатор охлаждения;
- полнопоточный фильтр ГО;
- перепускной клапан;
- змеевик, используемый для подогрева ММ;
- масляный бак;
- предпусковой маслонасос;
- сетчатый маслоприёмный фильтр;
- основной маслонасос.
При включении зажигания начинает работать предпусковой маслонасос, нагнетающий ММ из отдельно расположенного автономного бака в главную магистраль (минуя все маслофильтры). Это позволяет на этапе холодного пуска уменьшить трение, что существенно увеличивает общий ресурс мотора.
Зимой, в сильные морозы масло становится более густым, поэтому перед пуском двигателя жидкость, находящаяся в баке, основном маслонасосе и главной магистрали, разогревается специальным предпусковым подогревающим устройством жидкостного типа (через змеевик с предварительно нагретой охлаждающей жидкостью).
После того, как заработал основной нагнетающий маслонасос, ММ из бака подаётся через два фильтра (сетчатый маслоприёмный и полнопоточный ФГО) в главную магистраль. Дальше всё происходит так же, как и у системы смазки мокрого типа.
После завершения цикла смазки жидкость стекает в маслоприёмники силового агрегата, откуда 80-90% её направляется в автономный бак посредством откачивающего сегмента основного маслонасоса. На пути следования масла расположен радиатор, где оно охлаждается. В зимнее время года на первых минутах работы мотора масло ещё не успевает прогреться до рабочих величин, и чтобы не допустить разрушения радиатора, срабатывает перепускной клапан.
Оставшееся количество масла (10-20%) попадает в фильтр ТО, представляющий собой масляную центрифугу, где очищается и стекает самотёком в картер.
В некоторых модификациях центрифуга отсутствует, а тонкая очистка масла осуществляется дополнительным неполнопоточным фильтром, устанавливаемом в едином корпусе с фильтром ГО ленточно-щелевого типа.
Особенности эксплуатации и техобслуживания СС
Как и любой другой узел или агрегат автомобиля, система смазки нуждается в своевременном и качественном обслуживании, а также в соблюдении рекомендаций, касающихся её эксплуатации. И первое, что необходимо обязательно заполнить всем водителям – это правильный пуск холодного мотора, особенно зимой, при отрицательных температурах.
Во время продолжительной стоянки масло под действием силы тяжести стекает по магистрали в поддон картера, и большая часть деталей двигателя остаются без смазки или с минимальным её количеством. Осуществляя запуск двигателя, вы провоцируете масляное голодание, которое, хотя и кратковременное, но успевает нанести незначительный вред. Таким образом, несоблюдение режима пуска только усугубляет ситуацию – в этом случае аккумулирующий эффект проявляется намного сильнее, снижая общий ресурс силового агрегата.
Ещё хуже обстоят дела, когда пуск мотора осуществляется при температурах ниже 20 градусов мороза. Дефицит смазки будет ощущаться до тех пор, пока масло не прогреется до рабочих показателей (порядка 90 градусов). Так что зимой следует использовать специальные методики, позволяющие снизить нагрузку на мотор.
Не менее важным является тщательное соблюдение регламента технического обслуживания системы смазки двигателя. Сроки замены масла вместе с маслофильтром обычно указываются в руководстве пользователя, для большинства иномарок это от 10000 до 20000 километров пробега. На новом автомобиле первая замена техжидкостей производится после наезда 1000-2000 км.
Для полноты картины опишем основные неисправности СС. Их не так много, но что более важно – симптомов при любых проблемах всего два: увеличение расхода и снижения уровня давления в системе.
Каждый из этих признаков может свидетельствовать о целом ряде поломок, которые опытному автомобилисту не составит труда диагностировать более точно.
Если вы заметили, что масло уходит быстрее обычного, это может указывать на следующие проблемы:
- маслофильтр установлен негерметично (в этом случае будут подтёки в месте его крепления);
- в утечке виновна прохудившаяся прокладка картера мотора или маслонасоса;
- имеются сквозные повреждения поддона;
- вентканалы картера засорены;
- есть проблемы с КШП и/или ГРМ.
Понижение давление ММ может свидетельствовать о таких неприятностях:
- маслофильтр сильно засорён и требует немедленной замены;
- сломан редукционный клапан;
- маслонасос не функционирует как положено;
- имеет место недостаточный уровень масла;
- «врёт» датчик масляного давления.
Поскольку устранение большинства из этих неисправностей требует частичной разборки мотора, таким ремонтом лучше заниматься при наличии достаточного опыта и знаний.
Какую роль играет смазка в работе двигателя
Каждый двигатель внутреннего сгорания имеет свои конструктивные особенности. Основное, что их объединяет, все моторы нуждаются в смазке. В процессе работы силового агрегата, детали, из которых он состоит, взаимодействуют друг с другом. Большое количество поверхностей подвергаются трению и, как следствие, повышенному износу. Если с этим не бороться, вся система двигателя быстро выйдет из строя и приведет его в полную негодность.
С целью снизить негативные последствия трения, конструктивно предусмотрена система смазки двс. Основная задача смазки, образовать тонкую пленку из масла между трущимися деталями. Масляная пленка не только смазывает поверхности и обеспечивает скольжение между элементами, она так же отводит от них тепло, очищает от продуктов износа и нагара, уплотняет соединение.
Таким образом, система смазки двигателя автомобиля позволяет силовой установке нормально функционировать и выполнять свое прямое назначение.
Задачи, выполняемые системой смазки:
- Образование масляной плёнки на поверхностях деталей;
- Отвод тепла от трущихся поверхностей;
- Удаление продуктов износа;
- Защита деталей от коррозии;
- Уплотнение соединений;
- Выполнение роли рабочей жидкости.
В двигателях, устройство которых требует создавать и поддерживать установленное давление на определенную область детали или механизма, масло выступает как рабочая жидкость. Например, при помощи давления, переданного рабочей жидкостью, происходит изменение фаз газораспределения или регулируются зазоры клапанов гидравлическими компенсаторами. В современном моторе применение масла в качестве рабочей жидкости, довольно частое явление.
Система смазки автомобилей: виды
Систему смазки двигателя условно можно классифицировать по способу подачи масла к смазываемым деталям:
- Под давлением;
- Самотёком (разбрызгиванием);
- Комбинированная.
Подача смазки под давлением, осуществляется при помощи масляного насоса. Масло забирается из картера двигателя и по специальным каналам подводится к трущимся поверхностям. После выполнения своей функции, стекает в картер двс. Преимущество такого способа в том, что к определенным поверхностям можно подать ровно столько смазки, сколько им необходимо и четко в промежутке времени, который требуется для нормальной работы детали.
Подача смазки самотеком (разбрызгиванием) происходит под воздействием сил, создаваемых вращающимися деталями мотора. Масло разбивается на мелкие капли, образуя масляный туман. Мельчайшие частички заполняют все свободное внутреннее пространство силовой установки и таким образом, происходит процесс смазывания всех поверхностей.
Эффективность такого метода крайне низкая, основные недостатки: попадание мала на смазываемую поверхность случайным образом, большой перерасход, быстрое окисление.
Комбинированная смазочная система сочетает в себе характеристики обоих предыдущих методов.
Немаловажно в процессе циркуляции масла по двигателю, обеспечить его регулярное охлаждение, которое происходит в картере двс. Это препятствует окислению рабочего продукта и преждевременному старению. По способу охлаждения масла можно выделить:
- Открытая вентиляция картера;
- Закрытая вентиляция картера.
При использовании открытой системы газы, образованные в картере, через отверстие выходят в атмосферу. Закрытая система направляет газ обратно в цилиндр двигателя для сжигания.
В некоторых конструкциях используется охлаждение масла с помощью радиатора. Сам процесс охлаждения происходит посредством обтекания радиатора воздухом, либо жидкостью.
Техническое обслуживание системы смазки
Процесс можно выполнить разными способами, в зависимости от масштабов проблемы.
- Разовая жесткая очистка: фактически, промывка системы смазки двигателя. Производится в случае незначительного падения давления, или недостаточной работе гидрокомпенсаторов. Старое масло сливается, двигатель заполняется специальной промывочной жидкостью (с новым фильтром). После непродолжительной работы мотора (рекомендации есть в инструкции к промывке), жидкость сливается, меняется фильтр, и заливается свежее масло. Интервал первой замены сокращается минимум вдвое, поскольку внутри может оказаться большое количество нерастворенного шлама.
- Длительная мягкая очистка. Для этого используется моторное масло, с высоким процентом содержания моющих присадок. Либо такие присадки добавляются в привычную смазку. Чаще всего так промывается система смазки дизельного двигателя, ввиду высокого содержания сажи при его работе.
- Механическая очистка. Выполняется в ходе капитального ремонта мотора. Агрегат разбирается, прочищаются масляные каналы и внутренние стенки картера. Желательно заменить или хотя бы перебрать масляный насос.
Ремонт масляного насоса на ВАЗовской классике – обучающее видео
Применение мокрого и сухого картера в комбинированной системе смазки
Комбинированная система наиболее популярна при создании автомобилей в современных условиях. Она подразумевает под собой подачу масла под давлением ко всем деталям и механизмам, которые наиболее остро в этом нуждаются, например, подшипники. Давление масла нагнетается при помощи масляного насоса. Все остальные детали смазываются масляной эмульсией.
В комбинированной системе конструктивно может быть применен различный вид картера:
- Мокрый картер.
- Сухой картер
Под мокрым картером подразумевается постоянное заполнение его маслом. Такой принцип используется на большинстве стандартных автомобилей. Его достоинством является простота и надежность. Однако, имеются и свои недостатки. Например, при попадании топлива в смазку возможно образование масляной пены. Вместе с ней в систему будет попадать большое количество воздуха, тем самым, резко снижая давление и сводя работу системы смазки двигателя до нуля.
Дабы избежать таких неприятностей на некоторых автомобилях, применяется сухой картер. Принцип в том, что масло храниться в отдельном бачке и подается в систему из него. Таким образом, исключается возможность забора воздуха при образовании пены или падении уровня масла.
Преимущество этой системы: обеспечении стабильной работы двигателя при прохождении автомобилем препятствий с большим углом наклона, размеры силовой установки значительно уменьшаются в виду маленького размера картера, расход масла и его количество в двигателе уменьшается.
Особые конструкции системы смазки
Существуют так называемые двигатели с сухим картером. В них масло заливается не в картер, а в отдельную емкость, соединенную с замкнутой магистралью системы.
Обычно такая конструкция применяется в гоночных и спортивных автомобилях. Дело в том, что при сильных боковых нагрузках (скоростной поворот), смазка под воздействием центробежной силы прижимается к стенкам, и заборник хватает воздух.
Отдельная емкость спасает положение, поскольку площадь днища имеет равные пропорции с высотой. Как видно на схеме: даже при наклонах, жидкость не опускается ниже уровня заборной трубки.
Элементы, системы смазки, её устройство и принцип работы
Основными элементами системы смазки являются:
- Картер с поддоном;
- Насос;
- Фильтр;
- Радиатор;
- Перепускные клапаны;
- Магистраль и каналы;
- Датчики.
Конструкция системы смазки для разных видов и типов двигателей различна и может существенно отличаться дрыг от друга наличием, или отсутствием тех или иных компонентов или систем.
- Поддон, это самая нижняя часть двигателя
Основная его задача хранить и охлаждать смазку. Кроме того, в его конструкции предусмотрены специальные перегородки, которые успокаивают волнение масла при движении автомобиля по неровностям. Крепление поддона к картеру осуществляется болтами, между ними есть уплотнительная прокладка, предупреждающая утечку масла из силовой установки. Для определения необходимого количества масла применяется щуп, на поверхности которого нанесены специальные метки.
- Насос, служит для перекачки масла из картера и создания масляного давления в каналах двс.
Возможна установка насосов различного типа, зависит от конструкции силовой установки. Наиболее популярны шестеренчатые и роторные насосы. Шестеренчатый насос может быть с внутренним или наружным зацеплением шестерен. Подача масла в шестеренчатом насосе осуществляется с постоянным давлением, тогда как в роторном насосе давление можно менять. Давление масла в канале двигателя в зависимости от его конструкции может быть от 2-16 атмосфер.
- Фильтр очищает масло от механических примесей и нагара.
Благодаря этому, увеличивается срок службы силовой установки и масла. Кроме того, вбирая в себя мусор, он упрощает техническое обслуживание системы смазки. При замене масла обязательно надо заменить и фильтр.
- Радиатор охлаждает моторное масло.
Применение радиатора обусловлено целевым назначением мотора. Не все двигатели нуждаются в использовании такого прибора. В основном радиаторами оснащаются высоко оборотистые, и сильно нагруженные моторы.
Радиаторы бывают двух видов, с воздушным или жидкостным охлаждением. Принцип воздушного, обдув потоком воздуха при движении автомобиля. Именно поэтому такие устройства располагают в передней части агрегата, обеспечивая ему достаточное количество воздуха. Жидкостные радиаторы охлаждаются благодаря системе охлаждения двигателя.
- Перепускные, редукционные клапаны обеспечивают нормальное давление в системе смазки.
Задача клапана, сбросить излишек давления при его увеличении свыше установленной нормы. Для защиты устройств и элементов двигателя устанавливается несколько клапанов в конструкции. Например, в масляном насосе, фильтре и др. При засорении фильтра, дабы не застопорить работу двигателя и системы в целом, перепускной клапан пускает масло в обход ему.
- Магистраль и каналы представляют собой отверстия, для циркуляции масла.
Они располагаются внутри многих деталей двигателя и составляют систему подачи масла к трущимся элементам. Главная магистраль ведет от насоса к фильтру и имеет большее сечение, так же она подает смазку к подшипникам коленчатого вала.
- Датчики замеряют и передают показатели, необходимые для нормальной работы системы.
Основными показателями являются: давление, температура, уровень масла. Наиболее важные показания снимает датчик давления масла. При резком падении давления возможен сбой системы в целом, поэтому показания датчика выводятся на приборную панель.
Датчик давления устанавливается в центральной магистрали. В более современных моторах он передает показания компьютеру, или электронному блоку управления. В случае превышения необходимых показателей электроника полностью останавливает работу системы.
Схема системы смазки двигателя
Как правило, устройство системы смазки двигателя следующее:
- поддон картера;
- масленый насос;
- фильтр;
- радиатор;
- системы датчиков и клапанов.
– Поддон картера используется для хранения масла, уровень которого контролируется с помощью датчика температуры и уровня масла или щупа.
– Для закачивания смазки в систему предназначен масляный насос. Приводится в действие от коленчатого, распределительного или дополнительного вала двигателя.
– За очистку масла от нагара и продуктов износа отвечает масляный фильтр.
– Специальный датчик, установленный на масляной магистрали, контролирует давление масла.
– Редукционные клапана предназначены для поддержания рабочего давления масла в двигателе.
Рекомендуемая статья: Датчик холостого хода ВАЗ 2114 стоит около 350 рублей
Система смазки, принцип работы
Основной принцип работы заключается в постоянной подаче масла ко всем трущимся деталям силовой установки, не зависимо от того, в каком режиме происходит работа в данный момент времени.
При включении двигателя, смазка, посредством насоса начинает циклически циркулировать в системе, проходя через фильтр, далее — по центральной магистрали попадает в масляные каналы блока цилиндров. Через них движение происходит к трущимся парам и деталям, максимально нуждающимся в смазке. Деталью, испытывающей максимальное трение, в двигателе служит поршневое кольцо.
Поэтому первым делом задача масла состоит в его смазке. Так же необходимо подать смазку к опорным подшипникам и кулачкам распределительного вала, коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала и .т.п.
Оказавшись в приводе газораспределительного механизма, масло попадает в головку блока цилиндров, где посредством разбрызгивания, смазывает коромысла, толкатели клапанов и всю систему головки блока цилиндров в целом.
Благодаря отверстиям в опаре шатуна масло оказывается на рабочей поверхности цилиндра и разбрызгивается на поверхность поршня и поршневые кольца. Это способствует смазке и охлаждению цилиндров и поршней, повышению ресурса двигателя и его компонентов.
Устройство системы смазки автомобильного двигателя
Главной задачей системы смазки является обеспечение масляной пленки на соприкасающихся подвижных деталях автомобильного двигателя. Это позволяет снизить потери мощности и износ силового агрегата. Помимо этого, масло, подаваемое системой, используется в гидрокомпенсаторах, гидронатяжителях и в механизмах регулирования фаз газораспределения. В общем устройстве автомобиля смазочная система интегрирована в конструкцию двигателя и состоит из следующих элементов:
- Заливная горловина — через нее выполняется заливка или доливка масла.
- Поддон картера — представляет собой нижнюю часть корпуса двигателя, наполненную маслом. Для правильной работы двигателя количество рабочей жидкости в поддоне должно быть на определенном уровне, что измеряется при помощи различных датчиков и приспособлений (щупа). В поддоне скапливаются не только излишки масла, стекающие из механизмов двигателя, но и загрязнения, образующиеся в процессе работы. Также на поддоне расположено сливное отверстие и пробка в виде болта с шайбой. При замене масла пробку необходимо заменить вместе с шайбой.
- Маслозаборник — представляет собой конструкцию из патрубка, идущего от поддона к насосу, и фильтра грубой очистки.
- Масляный насос — всасывает смазку при помощи маслозаборника из поддона и подает ее в систему. Он запускается и отключается одновременно с двигателем. В качестве привода может выступать коленвал, распредвал или вспомогательный приводной вал. Как правило, в автомобилях для перекачки масла применяются два типа насосов: шестеренчатые (более популярные) и роторные.
- Масляный фильтр. Устанавливается на входе в насос и предназначен для очистки рабочей жидкости от стружки и нагара. Бывают двух типов — разборные (при загрязнении фильтра меняется лишь фильтрующий элемент) и неразборные (меняется весь фильтр).
- Масляный радиатор. Поскольку рабочая жидкость в системе смазки также осуществляет охлаждение, для снижения ее собственной температуры она проходит через радиатор. Последний, в свою очередь, охлаждается жидкостью системы охлаждения.
- Магистрали и каналы — по ним движется масло от одного узла к другому.
- Масляные форсунки. Используются для подачи масла на стенки цилиндров и поршни.
- Датчики давления, температуры и уровня масла — подают сигналы на электронный блок управления двигателем, передавая данные о состоянии системы смазки и режиме работы двигателя.
- Клапаны (перепускные и редукционные). Позволяют автоматизировать контроль давления масла и управлять его подачей в систему. Такие клапаны монтируются вблизи ведущих элементов системы (насоса, основных узлов двигателя, фильтра).
В некоторых моделях двигателей датчики и радиатор могут отсутствовать. При этом охлаждение масла происходит непосредственно в поддоне картера.
https://drivertip.ru/osnovy/printsip-raboty-sistemy-smazki-dvigatelya-avtomobilya.html
https://akki-carsh.ru/dvigatel/princip-raboty-sistemy-smazki.html