Содержание
Современные системы безопасности автомобиля
Доброго дня всем добрым людям. Сегодня в статье мы подробно осветим современные системы безопасности автомобиля. Вопрос актуальный для всех без исключения водителей и пассажиров.
Высокие скорости, маневрирование, обгоны помноженные на невнимательность и лихачество представляют серьёзную угрозу для других участников движения. Согласно данным Pulitzer Center за 2015 год аварии с участием автомобилей унесли жизни 1 миллиона 240 тысяч человек.
За сухими цифрами стоят человеческие судьбы и трагедии множества семей, которые не дождались домой отцов, матерей, братьев, сестёр, жён и мужей.
Например, в Российской Федерации приходиться на 100 тысяч населения 18,9 смертельных случаев. На долю автомобилей выпадает 57,3% смертельных аварий.
На дорогах Украины зарегистрировано 13,5 смертельных случаев на 100 тысяч населения. На долю автомобилей приходится 40,3% от общего количества смертельных ДТП.
В Беларуси зарегистрировано 13,7 смертельных случаев на 100 тысяч населения и 49,2% приходиться на автомобили.
Специалисты в сфере дорожной безопасности делают неутешительные прогнозы свидетельствующие, что количество погибших на дорогах мира возрастёт до 3,6 миллионов человек к 2030 году. Фактически через 14 лет будет погибать в 3 раза больше людей, чем в настоящее время.
Современные системы безопасности автомобиля созданы и нацелены на сохранения жизни и здоровья водителю и пассажирам транспортного средства даже при серьёзном дорожно-транспортном происшествии.
В статье мы подробно осветим современные системы активной и пассивной безопасности автомобилей. Постараемся дать ответы на интересующие читателей вопросы.
Современные системы пассивной безопасности автомобиля
Главная задача систем пассивной безопасности автомобиля заключается в уменьшении тяжести последствий аварии (столкновение или опрокидывание) для здоровья человека если ДТП произошло.
Работа пассивных систем начинается в момент наступления ДТП и продолжается до полной неподвижности транспортного средства. Водитель уже не может повлиять на скорость, характер движения или выполнить манёвр во избежание аварии.
1.Ремень безопасности
Один из главных элементов современной системы безопасности машины. Считается простым и эффективным. В момент ДТП прочно удерживают и фиксируют в неподвижном состоянии тело водителя и пассажиров.
Для современных автомобилей обязательно наличие ремней безопасности. Выполнены из прочного на разрыв материала. Многие машины оснащены системой раздражающего звукового сигнала, напоминающего о необходимости использования ремней безопасности.
2.Подушка безопасности
Один из основных элементов пассивной системы безопасности. Представляет собой прочный матерчатый мешок, похожий по форме подушку, который в момент столкновения автомобиля наполняется газом.
Предотвращают повреждение головы и лица человека о твёрдые части салона. В современных автомобилях может находиться от 4 до 8 подушек безопасности.
3.Подголовник
Установлен в верхней части автомобильного сиденья. Его можно регулировать по высоте и углу наклона. Служит для фиксации шейного отдела позвоночника. Защищает его от повреждения при отдельных видах ДТП.
4.Бампер
Задний и передний бамперы выполнены из прочного пластика, обладающего пружинящим эффектом. Доказали свою эффективность при мелких дорожно-транспортных происшествиях.
Принимают на себя удар и предотвращают повреждения металлических элементов кузова. При ДТП на высокой скорости в некоторой степени поглощают энергию удара.
5.Стёкла триплекс
Автомобильные стёкла специальной конструкции защищающие открытые участки кожи и глаз человека от повреждения в результате их механического разрушения.
Нарушение целостности стекла не приводит к появлению острых и режущих осколков, способных нанести серьёзные повреждения.
На поверхности стекла появляется множество мелких трещин, представленных огромным количеством мелких осколков не способных причинить вреда.
6.Салазки для мотора
Мотор современной машины монтируется на специальной рычажной подвеске. В момент столкновения и особенно лобового, двигатель не уходит в ноги водителя, а по направляющим салазкам смещается вниз под днище.
7.Детские автокресла
Защищают ребёнка в случае столкновения или опрокидывания автомобиля от получения серьёзных увечий или повреждений. Надёжно фиксируют его в кресле, которое в свою очередь удерживают ремни безопасности.
Современные системы активной безопасности автомобиля
Активные системы безопасности автомобиля нацелены на предотвращение аварийных ситуаций и недопущения ДТП. Электронный блок управления автомобилем отвечает за контроль систем активной безопасности в режиме реального времени.
Нужно помнить, что не стоит всецело полагаться на активные системы безопасности, ведь они не могут заменить собой водителя. Внимательность и собранность за рулём являются гарантией безопасного вождения.
1.Антиблокировочная система или ABS
Колёса автомобиля при резком торможении и высокой скорости движения могут заблокироваться. Управляемость стремиться к нулю и резко возрастает вероятность аварии.
Антиблокировочная система принудительно разблокирует колёса и возвращает управляемость машиной. Характерным признаком работы ABS является биение педали тормоза. Для повышения эффективности работы антиблокировочной системы при торможении следует с максимальным усилием выжимать педаль тормоза.
2.Антипробуксовочная система или ASC
Система позволяет избежать пробуксовки и облегчает подъём в гору на скользком дорожном покрытии.
3.Система курсовой устойчивости или ESP
Система нацелена на обеспечение устойчивости автомобиля при движении по дороге. Эффективна и надёжна в работе.
4.Система распределения тормозных усилий или EBD
Позволяет предотвратить занос машины при торможении за счёт равномерного распределения тормозного усилия между передними и задними колёсами.
5.Блокировка дифференциала
Дифференциал передаёт крутящийся момент от коробки передач на ведущие колёса. Блокировка позволяет обеспечить равномерную передачу усилия, даже если одно из ведущих колёс обладает недостаточным сцеплением с дорожным покрытием.
6.Система помощи при подъёме и спуске
Обеспечивает поддержание оптимальной скорости движения при спуске или подъёме на гору. При необходимости подтормаживает одним или несколькими колёсами.
7.Парктроник
Система, упрощающая парковку автомобиля и снижающая риск столкновения с другими транспортными средствами при маневрировании на стоянке. На специальном электронном табло указывается расстояние до препятствия.
8.Превентивная система экстренного торможения
Способна работать при скорости свыше 30 км/час. Электронная система в автоматическом режиме отслеживает расстояние между автомобилями. При резкой остановке едущего впереди транспорта и отсутствии реакции со стороны водителя, система в автоматическом режиме замедляет машину.
Современные производители автомобилей уделяют много внимания системам активной и пассивной безопасности. Постоянно работают над их совершенствованием и надёжностью.
Какие системы обеспечивают безопасность людей в автомобиле
Системы безопасности являются центральным направлением развития современных автомобилей. Серьезный эволюционный этап в данном направлении начался с момента появления первых интеллектуальных устройств, которые предотвращали или снижали риски аварии. Сегодня подобные системы образуют целый пласт средств, которые носят название активной безопасности автомобиля. Это преимущественно электронные устройства, которые могут отслеживать определенные параметры состояния машины, своевременно подавая сигналы о возможных угрозах.
Понятие систем активной безопасности
Для понимания того, что собой представляют такие системы, необходимо для начала рассмотреть принцип действия механизмов, которые являются их противоположностью. То есть речь пойдет о системах пассивной безопасности. Как уже было отмечено, это механические устройства, причем традиционно никак не связанные с электронными средствами управления. Они срабатывают в моменты, когда физически фиксируется внешнее воздействие. Что же касается активной безопасности автомобиля, это комплекс устройств, которые ориентируются на предотвращение ДТП, а также минимизацию рисков, приводящих к другим негативным последствиям. Это могут быть не только электронные приборы с датчиками, но и конструкционные части машины. Более того, на эффективность таких систем влияют и рабочие характеристики автомобиля, которые напрямую никак не связаны с задачами обеспечения безопасности.
Тормозные качества
Принимая во внимание тот факт, что предотвращение дорожно-транспортного происшествия зачастую бывает связано с интенсивным торможением, можно сделать вывод, что важной составляющей активной безопасности являются тормозные свойства машины, которые должны обеспечивать эффективное замедление в любой дорожной ситуации. Современные машины оснащаются антиблокировочной системой, которая регулирует силу торможения каждого колеса, избегая скольжения. Предотвращая стопорение колес и юз при начале торможения, данная система весьма оказывает положительное влияние на устойчивость автомобиля и его управляемость в процессе торможения. Здесь надо отметить, что эффективность торможения во всех случаях определяется далеко не сокращением до минимума длины тормозного пути, а управляемостью торможением. Таким образом, технический смысл системы ABS заключается в активном управляемом электронными приборами торможении в процессе езды.
В разные времена года состояние дорожного покрытия в нашей стране значительно отличается, а потому для оптимальной реализации тормозных характеристик машины следует использовать покрышки, которые соответствуют сезону.
Особенности активной безопасности
Главной особенностью данного рода систем можно назвать элемент интеллектуального принятия решений, из-за чего их и называют активными. Разумеется, речь идет об условной «интеллектуальности», поскольку самое сложное устройство этого комплекса все же работает по определенному алгоритму. Другое дело, что и сам пользователь, и управляющая программа могут менять отдельные параметры работы системы в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Важно рассмотреть, что такое с точки зрения управления активная безопасность автомобиля. Это во многом автономная система, которая включается в работу, в постоянном режиме обрабатывая исходные данные от датчиков. По их показаниям и принимаются те или иные решения. Причем действие системы может завершаться на этапе подачи тревожного сигнала водителю или же непосредственным влиянием на отдельные механические агрегаты и даже на характер движения машины.
Требования к системам активной безопасности
Нормативный регламент с требованиями к активной безопасности напрямую относится к устройствам и конструкционным узлам. С последними взаимодействуют электронные регуляторы, отвечающие за комплекс функций, обеспечивающих безопасность. Среди основных требований к активной безопасности автомобиля такого типа можно выделить следующие:
- Все колеса должны контролироваться тормозной системой, команды на которую подаются от одного управляющего органа.
- К управляющему комплексу активной безопасности должна быть подключена резервная система торможения, также связанная с четырьмя колесами.
- Самопроизвольные движения рулевого колеса с поддержкой гидроусилителя от нейтрального положения при условии работающего мотора не допускаются.
- Рулевой механизм не должен иметь следов деформации и прочих конструкционных изменений.
- Уровень технической жидкости в бачке гидроусилителя рулевого управления всегда должен отвечать нормативным требованиям для конкретного механизма. Не допускаются утечки из резервуара и другие конструкционные нарушения.
Свойства активной безопасности автомобиля
Даже исправный и соответствующий требованиям комплекс активной безопасности не всегда может отвечать должному уровню контроля машины, если его организация и настройки были выполнены без учета эксплуатационных параметров. Чтобы исключить подобные отклонения, следует ориентироваться на рабочие свойства данной системы. В частности, под активной безопасностью понимают свойства автомобиля следующего порядка:
- Эффективная тормозная система. Указывает на способность машины надежно удерживаться на одном месте и быстро сокращать скоростной режим.
- Устойчивость и управляемость. Способность машины в условиях аварийного движения производить резкие маневры с целью выхода из критического положения.
- Обзорность. Свойство, которое позволяет водителю получать максимальный объем визуальной информации о ситуации на дороге с учетом конструкции конкретного автомобиля.
- Наружная информативность машины. Эффективность средств, которые отвечают за подачу сигналов и внешнее освещение.
- Шумоизоляция. Высокий уровень шума в салоне напрямую негативно сказывается на состоянии водителя, снижая его внимание и скорость реакций.
Разновидности устройств обеспечения активной безопасности
По функциональному назначению и технико-аппаратному исполнению можно выделить несколько групп устройств или комплексных систем, которые образуют общую систему активной безопасности на базе конкретного автомобиля:
- Системы управления двигателем.
- Механика тормозной системы.
- Средства контроля рулевого управления.
- Электронные устройства.
Наиболее перспективной считается последняя категория элементов активной безопасности автомобиля – ее представляют так называемые ассистенты водителя, которые помогают ему в сложных условиях вождения. Данная помощь носит не только характер информационного оповещения, но и непосредственно влияет на управление, подавая команды на механические узлы и агрегаты в той или иной части. Теперь же рассмотрим наиболее распространенные и технологичные системы данного типа.
Система интеллектуального кругового обзора
Согласно статистике, каждое 5-е дорожно-транспортное происшествие происходит при маневрировании в стесненных условиях: во дворах или на парковке. Причина – водитель физически не может увидеть и оценить всю обстановку вокруг автомобиля, даже полагаясь на зеркала заднего вида и работу парктроника. В современных машинах эту проблему решают сразу несколько электронных помощников.
Так система интеллектуального кругового обзора с помощью видеокамер, расположенных в зеркалах заднего вида, спереди и сзади кузова, позволяет оценивать обстановку на 360°. Более того, полученным изображением водитель может управлять, например, покрутить вокруг вертикальной оси при помощи системы управления жестами, а благодаря функции обнаружения транспорта, движущегося в поперечном направлении, водитель оперативно получает предупреждение о надвигающейся опасности.
Современные системы активной безопасности действительно облегчают жизнь водителю. Однако доверять им на 100% пока рано. А значит, инженерам есть ещё над чем поработать, а нам водителям не стоит забывать, что машина, как и сказано в правилах дорожного движения, является транспортным средством повышенной опасности.
Аварийное рулевое управление
Существует целое семейство систем, предназначенных для контроля продольной динамики движения транспортного средства. Наиболее эффективными считаются разработки, в которых сочетаются элементы торможения и аварийного рулевого управления. Такая комбинация обеспечивает возможность контроля и боковой динамики автомобиля. Активная и пассивная безопасность в данном случае формируют единый функциональный комплекс устройств, срабатывающих в моменты угрозы. Например, в условиях гололеда одного лишь экстренного торможения бывает не достаточно. Требуется и соответствующее направление кузова через рулевой контроль. Именно так срабатывает аварийное рулевое управление, одновременно подключая и тормозную систему, и поворотные механизмы. Слаженность взаимодействия достигается посредством сигналов, поступающих от телематического комплекса автомобиля и его датчиков.
Что входит в понятие безопасности транспортного средства?
Каждый отдельный автомобиль при условии его исправности вносит свою лепту в безопасность дорожного движения.
Разработчики транспортных средства предусмотрели множество нюансов, которые призваны обеспечить безопасность водителей и пассажиров машин. Все эти нюансы делятся на две большие категории: активную и пассивную.
Активная безопасность транспортного средства
Люди в машине не попадут в опасную для жизни ситуацию, если автомобиль благодаря эксплуатационным свойствам сможет избежать ДТП. Для снижения риска дорожно-транспортных происшествий в автомобилях предусмотрены такие конструкционные особенности:
- АБС тормозов. При резком торможении антиблокировочная система позволяет сохранить управляемость автомобилем. При этом АБС сокращает тормозной путь и позволяет изменить траекторию движения машины во время торможения, чтобы маневр позволил избежать столкновения. Современная антиблокировочная система позволяет также избежать пробуксовки и имеет электронного контроля устойчивости машины. Задействование АБС позволяет водителю воспользоваться помощью электронного устройства при экстренном торможении. АБС зарекомендовала себя настолько хорошо, что ее начали устанавливать на мотоциклы, автоприцепы, шасси самолетов.
- Антипробуксовочная система, позволяющая контролировать сцепление колес ведущей пары с дорожным покрытием. АПС незаменима на скользкой дороге (например, грунтовке после дождя).
- Система электронного контроля устойчивости, которая призвана в момент выполнения маневра предотвратить занос машины. Для этого система принимает на себя контроль за одним или нескольким колесами. ЭКУ в экстремальных ситуациях показала себя как наиболее эффективный способ предотвращения ДТП.
- Система распределения тормозных усилий — разновидность АБС, которая может быть задействована не только в случае экстренного торможения но и обычном движении транспортного средства. Эта конструкционная особенность при передаче тормозных усилий к колесам регулирует степень фиксации колеса настолько, чтобы машина сохраняла управляемость и устойчивость. Особенно важно это на дорогах со скользким покрытием, где сцепление с поверхностью дороги у каждого колеса отличается. При применении этой системы снижается риск изменения траектории и заносов.
- Электронная блокировка дифференциала. При передаче крутящего момента к колесам используется спецальная система – дифференциал. Блокировка дифференциала позволяет избежать ситуации, когда то колесо, у которого плотное сцепление с поверхностью, не способно направлять машину, так как у него недостаточно силы, а колесо, которое пробуксовывает или вращается в воздухе, крутится бесцельно. При задействовании блокировки обе полуоси получают одинаковый импульс крутящего момента.
- Парктроник – оборудование, которое благодаря ультразвуковым датчикам измеряет расстояние к ближайшему препятствию. Если препятствие находится в опасной близости, парктроник предупреждает водителя при помощи звукового сигнала или выводит информацию на дисплей.
- Круиз-контроль – оборудование, которое позволяет поддерживать относительно стабильную скорость при передвижении.
- Системы помощи при спуске и подъеме.
- Ручной тормоз применяется для фиксации автомобиля на склоне или стоянке.
Пассивная безопасность транспортного средства
Пассивные средства безопасности – способ снизить последствия для пассажира и водителя, если ДТП все-таки произошло. Для этого в конструкции автомобиля предусмотрены такие элементы:
- Ремни безопасности (на всех авто), подушки безопасности (на современных транспортных средствах).
- Подголовники, благодаря которым, если автомобиль сзади ударит другое транспортное средство, снижается риск повреждения шейных позвонков водителя и пассажира.
- Бамперы, принимающие на себя первый удар. Во многих случаях автомобиль остается невредимым, приходится после небольшого ДТП просто устанавливать новый бампер.
- Мягкие элементы передней панели, которые позволяют минимизировать травмы людей на передних сиденьях.
- Складывающаяся рулевая колонка поможет водителю в случае ДТП избежать смертельно опасного повреждения грудной клетки.
- Травмобезопасная система педального управления. При ДТП водитель получит минимум травм ног, поскольку педали отделяются.
- Безопасные стекла. Пленка триплекс не позволит треснувшему стеклу рассыпаться по салону, а особая формула материала, из которого изготавливают автомобильные стекла, позволяет исключить появление острых осколков в случае, если окно все-таки разбилось вдребезги.
- Система перемещения двигателя при ДТП. В современных автомобилях двигатель и другие массивные детали при лобовом столкновении не влетают в салон, а падают под дно машины.
Особое внимание уделяется прочности каркаса автомобиля. Некоторые детали, как мы уже отмечали, сминаются, поглощая силу удара. Но каркас, который защищает людей в транспортном средстве, должен сохранять форму при самых сильных ударах. Именно состояние каркаса исследуют после проведения краш-тестов. Авто, каркас которого не проходил этих испытаний, в масштабное производство не пускают.
Перечисленные особенности конструкции позволяют и водителю, и пассажирам пережить дорожно-транспортное происшествие с минимальными травмами.
Контроль усталости водителя
Согласно статистике, порядка 25 % аварий на дорогах происходит именно по причине усталости автовладельца. Достаточно 4 часов вождения без перерывов, чтобы реакции водителя утратили необходимую остроту. Специально для таких случаев была разработана концепция ассистента, который фиксирует отклонения в поведении водителя, сообщая о необходимости остановки. При этом используются разные принципы выявления признаков усталости – по взгляду водителя (через специальные сенсоры), по контролю движения машины и характеру манипуляций с органами управления. Опять же, при однозначной фиксации отклонений система может или дать соответствующее оповещение, или вмешаться в процесс управления через тормозную систему, руль и т. д.
Адаптивный круиз-контроль
Вопреки мнению многих, адаптивный круиз-контроль – это не автопилот, как в самолете, когда машина движется по заданному курсу, а тем временем водитель может заниматься своим делом. Этот электронный помощник способен лишь подкорректировать движение автомобиля, ориентируясь по дорожным знакам, разметке, краям проезжей части и т.д.
Система адаптивного круиз-контроля состоит из блока управления и радаров ближнего и дальнего обнаружения. Излучая электромагнитные волны и получая отраженный сигнал, они сканируют обстановку вокруг автомобиля. Эта информация непрерывно передается в блок управления. Благодаря работе этой системы безопасности, автомобиль самостоятельно может поддерживать скорость и контролировать расстояние до объектов перед машиной, а в случае опасного сближения система подаст предупредительные сигналы водителю и если надо экстренно затормозит.
В ходе экспериментов выяснилось, что системе требуется менее 1 секунды, чтобы среагировать на возникшую экстремальную ситуацию. За столь короткое время электроника не только успела проанализировать обстановку, предупредить водителя звуковым сигналом и включить аварийную сигнализацию, но и ограничила подачу топлива, заставив подтормаживать колеса двигателем ещё до того, как водитель надавил на педаль тормоза.
Системы контроля движения
Обширная категория систем, в постоянном режиме участвующих в управлении автомобилем, корректируя или дополняя действия водителя. Что относится к активной безопасности автомобиля? В качестве основы можно выделить систему поддержки курсовой устойчивости (сохраняет заданную траекторию движения посредством динамической стабилизации), но к сегодняшнему дню этот комплекс значительно расширился и за счет узконаправленных дополнений:
- Помощник движения по полосе.
- Помощник при перестроении.
- Ассистенты при спуске и на подъеме.
Объединяются эти системы влиянием на одинаковые рабочие органы и средства контроля машины. Задействуются функции скоростного регулятора, рулевая колонка, системы торможения, контроль двигателя, оптическая инфраструктура и другие средства оповещения.
Основные элементы активной системы безопасности легкового автомобиля
Это обусловлено как сложностью задач, возлагаемых на систему безопасности в случае ДТП, так и необходимостью оснащения автомобиля устройствами, способными «предвидеть» и предотвращать ДТП. Долгое время после зарождения автомобилестроения основное внимание разработчиков было направлено на повышение характеристик пассивной системы безопасности, то есть конструкторы стремились обеспечить максимальную защиту водителя и пассажира от последствий случившейся аварии. Но сейчас уже никто в мире не ставит под сомнение утверждение, что более важным направлением развития систем безопасности является разработка эффективного комплекса средств обнаружения и распознавания нештатных дорожных ситуаций, а также создание исполнительных устройств, способных взять управление автомобилем на себя и не допустить ДТП. Такой комплекс технических средств, установленных на легковом автомобиле, носит название активной системы безопасности. Слово «активная» говорит о том, что система самостоятельно (без участия водителя) оценивает текущую дорожную обстановку, принимает решение и начинает управлять устройствами автомобиля с целью предотвращения развития событий по опасному сценарию.
Сегодня на автомобилях достаточно широко применяются следующие элементы системы активной безопасности:
- Антиблокировочная тормозная система (АБС). Предотвращает полную блокировку одного или нескольких колес при торможении, сохраняя тем самым управляемость автомобиля. Принцип действия системы основан на циклическом изменении давления тормозной жидкости в контуре каждого колеса по сигналам от датчиков угловой скорости. АБС является неотключаемой системой;
- Противобуксовочная система (ПБС). Работает совместно с элементами АБС и призвана исключить возможность пробуксовки ведущих колес автомобиля путем управления значением тормозного давления либо изменением крутящего момента двигателя (для реализации этой функции ПБС взаимодействует с блоком управления двигателем). ПБС может быть принудительно отключена водителем;
- Система распределения тормозных усилий (СРТУ). Предназначена для исключения наступления блокировки задних колес автомобиля раньше передних и является своеобразным программным расширением функционала АБС. Поэтому датчиками и исполнительными устройствами СРТУ являются элементы антиблокировочной системы;
- Электронная блокировка дифференциала (ЭБД). Система предотвращает пробуксовку ведущих колес при трогании с места, разгоне на мокрой дороге, движении по прямой и в поворотах за счет включения алгоритма принудительного подтормаживания. В процессе подтормаживания проскальзывающего колеса на нем происходит увеличение крутящего момента, которое за счет симметричного дифференциала передается и на другое колесо автомобиля, имеющее лучшее сцепление с дорожным полотном. Для реализации режима ЭБД в гидравлический блок АБС добавлены два клапана: переключающий клапан и клапан высокого давления. Эти два клапана вместе с насосом обратной подачи способны самостоятельно создавать высокое давление в тормозных контурах ведущих колес (что отсутствует в функционале обычной АБС). Управление ЭБД осуществляется специальной программой, записанной в блок управления АБС;
- Система динамической стабилизации (СДС). Другое название СДС — система курсовой устойчивости. Эта система объединяет в себе функционал и возможности предыдущих четырех систем (АБС, ПБС, СРТУ и ЭБД) и потому является устройством более высокого уровня. Основное назначение СДС — удержание автомобиля на заданной траектории в различных режимах движения. В процессе работы блок управления СДС взаимодействует со всеми подконтрольными системами активной безопасности, а также с блоками управления двигателем и автоматической коробкой передач. СДС является отключаемой системой;
- Система экстренного торможения (СЭТ). Предназначена для эффективного использования возможностей тормозной системы в критических ситуациях. Позволяет сократить тормозной путь на 15-20%. Конструктивно СЭТ подразделяются на два типа: оказывающие помощь при экстренном торможении и осуществляющие полностью автоматическое торможение. В первом случае система подключается только после резкого нажатия водителем на педаль тормоза (высокая скорость нажатия на педаль является сигналом включения системы) и реализует максимальное тормозное давление. Во втором – максимальное тормозное давление формируется полностью автоматически, без участия водителя. В этом случае информацию для принятия решения в систему поставляют датчик скорости автомобиля, видеокамера и специальный радар, определяющий расстояние до препятствия;
- Система обнаружения пешеходов (СОП). В некоторой степени СОП является производной системы экстренного торможения второго типа, так как в качестве поставщиков информации выступают все те же видеокамеры и радары, а в качестве исполнительного устройства – тормоза автомобиля. Но внутри системы функции реализованы иначе, так как первоочередная задача СОП – обнаружить одного или нескольких пешеходов и предотвратить наезд или столкновение с ними автомобиля. Пока СОП имеют ярко выраженный недостаток: они не работают ночью и в условиях плохой видимости.
Помимо вышеперечисленных систем активной безопасности современные авто могут оснащаться также специальными электронными помощниками водителя: парковочной системой, адаптивным круиз-контролем, системой помощи движения по полосам, системой ночного видения, системами помощи при спуске/подъеме и пр. О них мы расскажем в следующих статьях. Посмотрите видеоролик. Как избежать смертельных ловушек в автомобиле:
Парктроник
Система представляет группу устройств, отвечающих за помощь в управлении автомобилем при выполнении типовых маневров. В данном случае речь идет о парковочном ассистенте, некоторые элементы которого, впрочем, могут задействоваться и в других ситуациях. Итак, парктроник – это активная безопасность автомобиля, которая посредством датчиков и видеокамер позволяет аккуратно и без риска столкновения парковаться. В области бамперов устанавливаются чувствительные элементы (сенсоры), которые подают в салон световые или звуковые сигналы в случае опасного приближения. Видеокамеры – это своего рода опциональное дополнение, позволяющее водителю ориентироваться не только на сигналы, но и самому наблюдать за происходящим в зоне парковки через монитор, подключенный к задней или передней камере.
Системы ночного видения
Плохая видимость на дороге – один из опаснейших врагов любого автомобилиста. Особенно в условиях ночного времени и плохой погоды повышаются риски столкновения с объектами, которые не были должным образом идентифицированы водителем. Для предотвращения подобных ошибок используются устройства с тепловым излучением. Через специальную камеру они воспринимают инфракрасный сигнал, проецируя его на экран пользователя в салоне. Бывают системы активной и пассивной безопасности автомобиля такого типа:
- Активные отличаются высоким разрешением «картинки» и способностью различать объекты на расстояниях 200-250 м.
- Пассивные тепловизоры характеризуются более высокой дальностью действия (до 300 м), однако страдают низкой детализацией.
Что отвечает за безопасность пассажиров в автомобиле?
Уровень безопасности автомобиля зависит не только от современной электроники, но и от его конструкции. Так же оказывает влияние поведение на дороге. Какие элементы автомобиля отвечают за безопасность пассажиров?
Системы безопасности автомобилей
По данным статистики, каждый год в результате ДТП уносит жизни около 1,24 миллиона человек во всем мире, еще около 40 миллионов получают различные травмы.
Повышение безопасности стало одной из главных целей для тех, кто работает в автомобильной промышленности. Работа ведется на различных уровнях, от создания адекватной, безопасной и свободной от столкновений дорожной инфраструктуры до формирования сознательности участников дорожного движения.
Важным элементом этих работ являются мероприятия, направленные на улучшение свойств транспортных средств таким образом, чтобы они были безопасными для людей, путешествующих в них, а также на повышение безопасности участников ДТП.
Системы активной и пассивной безопасности
Системы безопасности в автомобиле подразделяются на два типа:
1. Система пассивной безопасности — ее задачей является устранение последствий столкновения или дорожно-транспортного происшествия и всех его участников. Перечень элементов этой системы постоянно развивается и совершенствуется.
Эта система включает, в частности, следующее:
- Подушки безопасности — самый важный элемент безопасности пассажиров. Устанавливаются в соответствии с принципом, что транспортное средство должно защищать всех, кто попал в аварию. Впервые они появились в Европе в 1981 году. Их задача — смягчить воздействие водителя и пассажиров на автомобильную составляющую. Если вы купили подержанный автомобиль, обязательно проведите диагностику и ремонт подушек безопасности, где и как это сделать, можно узнать здесь.
- Кузов автомобиля — особое внимание уделяется материалам, боковым укреплениям и зонам сгибания. В пассажирском салоне имеется специальное усиление, так называемая клетка безопасности, которая предотвращает возможность травмирования пассажиров в случае столкновения.
- Форма кузова, защищающего водителя и пассажиров снаружи транспортного средства.
- Ремни безопасности — их задача удерживать водителя и пассажиров на сиденье в случае резкого торможения или столкновения. Важно правильно пристегивать ремень безопасности, чтобы обеспечить поддержание веса тела и минимизацию травм.
2. Активная система безопасности — все устройства и системы в автомобиле, позволяющие водителю избежать несчастного случая. Их цель — помочь водителю, а иногда и исправить ошибки. Прежде чем доехать до места, где водитель остается один, полезно ознакомиться с наиболее важными системами, которые помогут безопасно ездить по дороге:
ABS — это система, разработанная для предотвращения блокировки колес при торможении. Эта электроника одна из самых популярных и эффективных. Она позволяет избежать вытягивания автомобиля в сторону и сохранить полную управляемость даже в гололед.
Важно знать! В случае экстренного торможения необходимо как можно сильнее нажимать на педали тормоза и сцепления, а так же удерживать их нажатыми до упора.
ESP (система стабилизации) — эта система стабилизирует автомобиль при прохождении поворотов. Если какое-либо из колес соскальзывает, она тормозит их таким образом, чтобы сохранить направление.
ACC (Adaptive Cruise Control) может использоваться на автомагистралях и трассах. Работает с круиз-контролем. Его целью является поддержание достаточного, безопасного расстояния между движущимися автомобилями. При необходимости систему можно затормозить, чтобы выдержать дистанцию перед движущимся транспортным средством.
DAA — Driver Activity Assistant — помощник водителя — другая система, которая помогает водителю. Она распознает симптомы усталости водителя, анализируя его стиль вождения.
Гонка инженеров продолжается. Приоритет отдается безопасности участников дорожного движения. Являясь ее участниками, необходимо осознавать не только риски, но и возможности транспортных средств. Не стоит их переоценивать, а лучше не торопиться и познакомиться с этими системами и научиться их правильно использовать.
https://www.avtogide.ru/sovremennyie-sistemyi-bezopasnosti-avtomobilya.html
https://motorchina-online.ru/remont/bezopasnost-v-avtomobile.html