Шторки безопасности: виды шторок, их устройство, принцип работы и основные недостатки

Шторки безопасности: виды шторок, их устройство, принцип работы и основные недостатки

Безопасность водителя и пассажиров являются одним из важнейших факторов, которые учитывают современные автопроизводители. Они оснащают автомобили массой различных электронных сервисов и ассистентов, которые позволяют избежать аварии на дороге, минимизировать влияние ошибок со стороны водителя. В то же время, если уже ДТП происходит, то на помощь призваны прийти подушки и шторки безопасности. И если с первыми все предельно понятно, то вот со вторыми все не настолько однозначно. Большинство автомобилистов даже не имеет представления о том, что же такое шторки безопасности и какова их роль в защите пассажиров автотранспорта в случае дорожно-транспортного происшествия.

Что такое шторки безопасности и как они способны защитить пассажиров

Данный элемент защиты представляет собой специальные надувные устройства, которые защищают головы водителя и пассажиров транспортного средства и срабатывают в той части машины, куда пришелся удар в момент аварии. Чаще всего производители упаковывают шторки безопасности на уровне головы пассажиров в боковой части кузова. В случае, если автомобиль сталкиваются с препятствием на дороге либо другим участником движения и происходит сильный удар, сработка и наполнение шторок безопасности воздухом происходит практически моментально – за 30 миллисекунд. Причем защита голов пассажиров происходит не только от последствий самого удара, но и от возможности порезов осколками, образовавшимися из разбитых стекол. Довольно существенно снижается риск получения травм и при сработке шторок во время ДТП с переворачиванием автомобиля.

Российские автомобилисты негативно отзываются о Hyundai Creta нового поколения. В чем проблема?

«АвтоВАЗ» вывел на рынок недоработанный Lada Largus: универсал выпускается без необходимых деталей

Новое поколение внедорожника Lada Niva NG впервые показали на фото: другие моторы и кузов

В данный момент подобная защитная опция является единственной, но весьма эффективной в списке доступных систем пассивной безопасности автомобиля. Для наиболее дорогих вариантов моделей производители устанавливают защиту по периметру всего салона, исключая таким образом даже минимальный шанс не включения системы безопасности при столкновении и ударе в какую-либо часть машины. Именно поэтому автомобили, которые не оснащены никакими элементами безопасности, никогда не получают максимально возможный балл при проведении разнообразных краш-тестов.

История появления

Впервые система защиты пассажиров автомобиля при помощи воздушных элементов была запатентована в 1951 году немецким и американским изобретателями. Однако у нее был существенный недостаток. Запатентованная система не могла молниеносно заполняться воздухом. Значительный прорыв в данном направлении был достигнут в 1963 году японским инженером Ясузобуро Кобори, а уже спустя 10 лет американский автогигант Ford впервые задействовал сервис во время серийного выпуска нового Oldsmobile Toronado. В последующем, существующая система воздушной защиты получила ряд обновлений и новшеств, однако в качестве базовых возможностей все равно опирается на первые наработки.

Какими бывают шторки безопасности в автомобиле

Основанием для классификации данных элементов безопасности является их непосредственное расположение в салоне автомобиля. Первым видом шторок, которые отвечают за безопасность пассажиров во время столкновения с другим автомобилем либо предметом лоб в лоб, являются передние либо фронтальные. Именно данный вид поглощает основной импульс ударной волны, которая возникает в момент столкновения. Как правило, они размещаются в передней панели и рулевом колесе. Данный элемент безопасности призван снизить импульс ударной волны на 90% и способен надежно защитить голову и шею пассажиров при аварии.

Следующий тип шторок – боковые. Они располагаются в боковых частях спинок автокресел и способны смягчить силу удара во время ДТП не только для головы и шейного отдела человека, но и защитить весь корпус пассажира. В качестве стандартной комплектации производители предлагают установку двух шторок для каждого пассажирского места, располагая их по краям. Еще один вид – шейные либо еще их называют головные шторки безопасности. По своей сути они являются аналогом боковых, но размещаются в середине крыши автомобиля и по ее краям, срабатывая в момент ДТП и, тем самым, защищая голову пассажиров.

Коленная защита – еще один вид элементов безопасности. Данную систему начали задействовать для защиты пассажиров достаточно недавно. Основное направление – коленный сустав, который является одним из самых хрупких элементов строения человеческого тела. Для защиты водителя такие шторки устанавливают в подрулевое пространство, а для передних пассажиров около перчаточного ящика. Заключительный вид защитных элементов автомобиля – центральные шторки безопасности. Их устанавливают в центре салона, а основной задачей таких элементов является защита рук пассажиров. Данная система наиболее надежна при боковом ударе.

С развитием современных технологий производители также начали выпускать и различные по своему функционалу шторки безопасности. В данный момент существуют специальные системы, которые позволяют с легкостью отрегулировать эти элементы защиты с учетом самых разных факторов: конструкции самого автомобиля, антропометрических данных пассажира, расстояния от места установки до автокресла.

Устройство шторок безопасности

Любая система безопасности, основанная на принципе Airbag, включает в себя такие элементы:

  • модуль с самой системой (состоит из шторки либо подушки безопасности, различных фиксаторов, а также механизма срабатывания);
  • датчик, определяющий момент и силу удара;
  • блок управления всей системой.

В момент ДТП установленный датчик определяет направление удара, а также степень деформации, и мгновенно передает все данные на головное устройство. В самом модуле происходит обработка полученных данных, после чего и принимается решение относительно необходимости сработки того или иного компонента безопасности.

Сама шторка безопасности имеет следующее устройство: газогенератор – способствует наполнению элемента безопасности в несколько мгновений, разъем подключения — связывает саму шторку безопасности с головным модулем, через который происходит оповещение о произошедшем ДТП и отдается команда об активации устройства (также данный модуль предотвращает случайную сработку системы безопасности), защитная крышка – декоративный элемент салона, который сверху закрывает место установки элемента безопасности.

Основные недостатки использования шторок безопасности

Казалось бы, что система безопасности, призванная защитить жизнь и здоровье пассажиров в момент возникновения ДТП, не может иметь отрицательных моментов и каких-либо недостатков. Однако в действительности это не так и у нее есть свои минусы.

В качестве одного из недостатков защитной системы, который отмечали многие участники ДТП, а также эксперты, было очень высокое давление самих шторок и подушек безопасности, которые после сработки могли стать причиной удушья пассажиров. Для его устранения производители разработали специальную систему с газоотводными отверстиями, которая позволяет снизить это самое давление после того, как произошла активация элемента. Теперь избыточное давление уходит и риск получения травм и удушья пассажиров становится минимальным.

Следующий негативный момент – оглушение пассажиров автомобиля в момент сработки пневмопатрона, который выстреливает шторку при столкновении. Ряд водителей жалуется на то, что даже через достаточно длительный промежуток времени, прошедший с момента аварии, они ощущают звон и приглушенность. Производители данных систем стараются минимизировать такое негативное влияние, применяя все более новые и современные технологии при установке шторок безопасности.

Третьим минусом системы можно назвать тот факт, что, как и с любым автоматическим устройством, со шторками безопасности может произойти сбой и они могут сработать в ситуации, когда этого не должно было произойти. В данном случае также производители стремятся свести к минимуму подобные сработки элементов защиты, постоянно дорабатывая и совершенствуя их.

Безусловно, наличие в машине системы безопасности, предполагающей защиту пассажиров от последствий аварии с помощью подушек и шторок безопасности, является очень важным и необходимым компонентом. В случае, если автомобиль не был оборудован подобной опцией при выпуске с конвейера, каждый автолюбитель может самостоятельно приобрести ее и, обратившись в специальный автосервис, произвести установку. Учитывая статистику, которая говорит о том, что система защиты пассажиров Airbag является чрезвычайно важной и способной действительно в значительной мере снизить последствия аварии для пассажиров, необходимо позаботиться о том, чтобы она была установлена на машину и всегда находилась в исправном состоянии. Автор: Константин Старченко

Системы пассивной безопасности

Безопасность автомобиля – очень важный фактор, над которым конструкторы и инженеры постоянно работают. Обширное внедрение электроники в конструкцию авто позволило создать системы, в задачу которых входит предотвращение аварии. Делается это путем стабилизации авто в разных условиях движения, внесение корректив в работу ряда узлов и исправление ошибок водителя. Таких систем на современном автомобиле множество и называются они одним общим названием – система активной безопасности.

Но как бы хорошо активная безопасность не работала, очень часто аварии не избежать. И здесь уже стоит задача сохранения жизни пассажиров, находящихся в машине, и снижение вероятности получения тяжелых травм. Эти условия уже обеспечивает система пассивной безопасности.

Примечательно, что первые устройства, повышающие безопасность авто, относятся именно к этой системе. То есть все начиналось именно с нее.

Устройства и механизмы системы

Сейчас система пассивной безопасности включает в себя обширный ряд конструктивных решений и устройств, повышающих травмобезопасность пассажиров автомобиля.

К ней относятся:

  • Ремни безопасности;
  • Подушки и шторки;
  • Безопасная конструкция кузова;
  • Травмобезопасная рулевая колонка;
  • Активные подголовники;
  • Преднатяжители ремней;
  • Аварийный размыкатель АКБ.

устройства пассивной безопасности

Существующие устройства, повышающие безопасность, постоянно совершенствуются, а также создаются новые, поэтому этот перечень считать завершенным невозможно.

Ремни

Ремни – первые элементы безопасности, которыми стали комплектоваться авто. В их задачу входит предотвращение инерционного движения тела при столкновении авто с препятствием. Тем самым он упреждает вылет водителя и пассажиров через лобовое стекло, получение травм из-за ударов о руль и переднюю панель. По сути, ремень удерживает людей в кресле.

Ремни безопасности различаются между собой по количеству точек крепления. Они бывают двух-, трех-, четырех-, пяти- и шеститочечные. Чем выше количество точек, тем лучше происходит распределение энергии движения тела, что снижает вероятность получения травм. Но при этом большее количество точек затрудняет пользование ремнем. Поэтому самым оптимальным и наиболее распространенным является трехточечный вариант.

Подушки и шторки

Подушки безопасности – начали разрабатываться практически одновременно с ремнями и одно время использовались как устройство, которое заменяет ремни. Со временем выяснилось, что максимальный эффект от этих устройств достигается только в сочетании с ремнями.

Суть подушек такая: имеются тканевые мешки, спрятанные под облицовкой руля, передней панели и т. д. Каждый из них подключен к специальному устройству пиропатрону. При столкновении этот пиропатрон срабатывает, в нем проходит химическая реакция с выделением большого количества газа, который поступает в мешок. В результате подушка «выстреливает» навстречу телу и гасит его энергию.

подушка безопасности в руле

Отметим, что пиропатрон с подушкой – лишь исполнительный механизм. В конструкцию этой системы также входит электронный блок, подающий сигнал на срабатывание и датчики удара, на основе которых блок и работает. То есть, при ДТП датчики определяют, что произошло столкновение и сообщают об этом блоку, а тот задействует пиропатрон. Цепь вроде и длинная, но срабатывает все практически мгновенно – между сигналом от датчиков и развертыванием подушек проходят доли секунды.

В современных авто используется несколько видов таких подушек:

  • Фронтальные (развертываются перед водителем и передним пассажиром при лобовом столкновении);
  • Боковые (для защиты грудной клетки при боковых ударах);
  • Головные, они же – шторки (защищают от травмирования головы при боковых ударах);
  • Коленные (обеспечивают защиту ног при фронтальных столкновениях);
  • Центральная (предотвращает удары водителя и пассажира друг о друга при боковом ударе);
  • В ремнях безопасности (сводят на нет возможность получения травмы о ремень).

Для повышения эффективности подушки постоянно совершенствуются, устанавливаются новые датчики, задействуются для их работы вспомогательные системы, к примеру, аварийного опускания стекол.

Кузов

Безопасная конструкция кузова применяться начала не так и давно. Ее особенность заключается в том, что некоторые его части имеют программируемую зону деформации. То есть, при ударе часть энергии гаситься за счет смятия этих частей. Такие зоны делаются как в передней части авто, так и задней.

При этом для повышения безопасности пассажиров кабина делается из прочных и устойчивых к деформации материалов. Получается, что при столкновении перед или зад авто сминается «гармошкой», а вот кабина остается неповрежденной, хотя при столкновении на высоких скоростях кабина все же получает повреждения.

На автомобилях применяют безопасную конструкцию кузова, в которой программируемая деформация не только гасит энергию удара, она еще и обеспечивает увод двигателя вниз, чтобы исключить вероятность его вхождения в салон.

Рулевая колонка

Травмобезопасная рулевая колонка исключает вероятность удара водителя об руль. При фронтальном ударе двигатель смещается назад и толкает рулевой механизм. До использования безопасной колонки, такая ситуация приводила к тому, что руль «выходил» навстречу водителю. Но этого не происходит с травмобезопасной конструкцией. Вал колонки состоит из нескольких частей, что позволяет ему «ломаться». Благодаря этому даже при смещении рулевого механизма, руль остается на месте.

Подголовники

Активные подголовники снижают вероятность травмирования шейных позвонков при тыльном столкновении. При ударе в зад авто, тело удерживает спинка сиденья, а вот голова получает сильное инерционное ускорение назад, что приводит к повреждению шеи. Активные подголовки при таком ударе автоматически поднимаются вверх, фиксируя голову и не давая ей отклониться назад.

Преднатяжители

Преднатяжители являются дополнением ремней. Большинство ремней – инерционные, что позволяет проводить фиксацию тела любой комплекции без каких-либо регулировок длины. Но инерционный механизм срабатывает с запозданием, поэтому при фронтальном ударе тело человека все же несколько передвигается вперед, что грозит получением травмы о сам ремень. В задачу преднатяжителей входит исключение недостатка инерционного механизма. При столкновении преднатяжитель за счет пиропатрона или электропривода максимально натягивает ремень, предотвращая перемещение тела.

Аварийный размыкатель АКБ

Аварийный размыкатель АКБ обеспечивает отключение элемента питания от бортовой сети при ДТП. Это исключает вероятность образования искры и воспламенение от нее топлива. Размыкатель обычно используется в авто, у которых АКБ размещается в салоне или багажном отсеке. В его конструкции также используется пиропатрон, хотя есть и релейные устройства.

Новые разработки

Выше перечислены основные составляющие, которые включает в себя система пассивной безопасности. Но как отмечено, эта система постоянно совершенствуется.

Одним из вариантов повышения безопасности являлся отпадающий при столкновении бак, но эта технология на автомобилях не прижилась.

К современным тенденциям пассивной безопасности можно отнести внешние подушки безопасности и пиропатроны капота, которые направлены на снижение травмирования пешеходов при столкновении с авто.

Также последнее время автокомпании озаботились безопасностью задних пассажиров, так как риск травм для них уже стал выше тех, кто занял передние сиденья. Испытываются подушки безопасности, которые развертываются с потолка или спинки переднего сиденья.

подушки безопасности для задних пассажиров

Риск получения травм при ДТП всегда будет присутствовать, особено при столкновениях на высоких скоростях, но передовые разработки сводят его на все более низкий уровень.

https://naavtotrasse.ru/encziklopediya/shtorki-bezopasnosti-vidy.html

Системы пассивной безопасности

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X