Пятиточечный ремень безопасности: устройство, крепление, принцип действия, назначение

Виды и устройство ремня безопасности, зачем он нужен

Ремни безопасности относятся к пассивной системе безопасности автомобиля, а так же призваны уменьшить вероятность получения травм водителем и пассажирами в аварийной ситуации. Условно можно разделить на две группы — по типу крепления, и системе срабатывания.

  1. двухточечное;
  2. трехточечное;
  3. четырехточечное и более (применяется в основном в спортивных авто).
  • статический (в данное время не используется);
  • динамический (самый распространенный);
  • срабатывающий на опережение.

История появления ремней

Массовое распространение ремней безопасности пришлось на 50-е годы прошлого столетия. Связано это было с тем, что при все более возрастающих скоростях, аварии стали приводить к довольно серьезным травмам, а зачастую и смертельным исходам.


Густав Лебе, французский ученый, еще в 1903 году предложил устанавливать на автомобили пятиточечные ремни безопасности. Но в те времена его идея особого энтузиазма не встретила, и как следствие, не прижилась. За время изысканий наилучшей конструкции, был изобретен не один десяток устройств, но ни одно из них, по ряду причин, не прижилось. Какие-то из-за сложности конструкции и креплений, другие по причине недостаточной надежности.

Взять хотя бы те же двухточечные ремни безопасности. Фиксируя пассажира или водителя на уровне пояса, они в случае столкновения, не спасали от ударов о приборную панель, руль или лобовое стекло. Ведь верхняя часть тела не была зафиксирована совсем. Некоторые модели автомобилей ГАЗель, и по сей день имеют подобное крепление (переднее сиденье рядом с водителем).

Первопроходцем, чье изобретение не только прижилось, но и приобрело массовый характер, а впоследствии стало прародителем всех современных трехточечных ремней безопасности, стал Нильс Болин. Инженер из Швеции, занимавшийся системами безопасности катапульт в авиакомпании, придя в Volvo, предложил трехточечную систему.

Статья в тему: Стабилизатор поперечной устойчивости – проходим повороты безопасно

Двухточечный ремень безопасности Автоматический ремень безопасности надувной ремень безопасности Трехточечный ремень безопасности

По числу мест крепления к каркасу ремни безопасности делят на двух-, трёх-, … и шеститочечные:

Двухточечные

Бедренные

Были введены в автомобилях «Nash Motors» в 1949 году.

Поясные

До недавнего времени применялись многими производителями автомобилей на задних пассажирских сиденьях; также применяются на некоторых автобусах. Широко применяются на самолётах, поскольку, удерживая пассажира в кресле, тем не менее обеспечивают возможность свободного принятия позы для безопасной посадки.

Плечевые

Проходят от бедра к плечу. Применялись в автомобилях 1960-х годов, но не были очень удачными, поскольку при аварии пассажир мог легко выскользнуть из-под такого ремня.

Трёхточечные

Трёхточечный ремень безопасности

Трёхточечный ремень сочетает в себе плечевой и поясной ремни, но при этом представляет собой единый отрезок ремня, по которому перемещается пряжка, что обеспечивает удобство пристёгивания или отстёгивания. При аварии усилие торможения распределяется по значительной поверхности груди, плеч и бедренного пояса, что значительно облегчает перенесение соударения. Трёхточечный ремень был изобретён Нильсом Болином, и впервые был применён в серийном автомобиле Volvo PV 544 в 1959 году[4].

До 1980-х годов трёхточечные ремни преимущественно использовались только на передних сиденьях автомобилей; задние сиденья были оборудованы либо поясными, либо плечевыми ремнями безопасности. Однако свидетельства в пользу того, что поясные ремни могут привести к смещению позвонков и параличу («синдром ремня безопасности») привели к пересмотру правил безопасности практически во всех развитых странах, и было принято требование оборудования трёхточечными ремнями всех сидений. С 1 сентября 2007 года все новые автомобили, продаваемые в США, оснащаются трёхточечными ремнями.

Помимо изменений в правилах, «синдром ремня безопасности» привёл к ряду судебных процессов. В частности, в Лос-Анджелесе процесс завершился вердиктом жюри присяжных оштрафовать компанию Ford на 45 миллионов долларов.

Пристёгивать трехточечными ремнями детей и вообще людей с небольшим торсом не рекомендуется, так как при типичных габаритах сиденья и положении точек крепления верхний сегмент ремня будет проходить в опасной близости к горлу пристёгнутого.

Трехточечные ремни бывают также двух видов: инерционные и неинерционные.

Инерционные

: это именно те ремни, которые мы сейчас привыкли видеть практически на всех более-менее современных автомобилях. В непристёгнутом состоянии инерционный ремень втягивается специальным устройством, и, таким образом, располагается вдоль стенки салона. Чтобы пристегнуться инерционным ремнём, нужно вытянуть его и закрепить в замке для ремня. После отстегивания такой ремень автоматически возвращается на своё место.

Неинерционные

: такие ремни автоматически в отстегнутом состоянии не убираются, а остаются лежать на сиденье. Есть существенная разница в том, как правильно пристегнуться инерционным ремнём и неинерционным. Если инерционный ремень автоматически подстроит свою длину и будет плотно удерживать человека сам, то для неинерционного ремня необходимо предварительно подобрать длину лямки. В пристёгнутом состоянии длина должна быть такой, чтобы между лямкой и грудной клеткой помещалась ваша ладонь. Не нужно ни слишком ослаблять ремень, ни слишком затягивать, так как это может привести к травмам.

Если Вам вдруг придется пользоваться автомобилем с неинерционными ремнями, то обязательно настройте их длину под себя.

Также существуют ремни с преднатяжителем

. Преднатяжитель срабатывает во время аварии: он регулирует силу удержания человека ремнём.

Многоточечные

Многоточечные ремни безопасности гоночного автомобиля

Применяются в пилотских кабинах самолётов и вертолетов, гоночных автомобилей и т. д. В гоночных автомобилях пяти- и шеститочечные ремни безопасности служат, помимо основного назначения, в качестве дополнительного средства боковой поддержки, удерживая тело водителя на водительском сиденье.

В самолётах гражданской авиации пилоты обычно пристёгиваются четырёхточечными ремнями, а в военных — пяти- и шеститочечными. В космических кораблях также применяются многоточечные ремни безопасности. В автомобильных детских удерживающих устройствах (автолюльках и автокреслах) для пристёгивания ребёнка к устройству часто используют пятиточечные ремни.

Трехточечный статический ремень безопасности

Устройство данной конструкции было простым. Диагональная и поясная лямка с замок, который фиксировался у бедра. Крепление как в современном автомобиле, с той лишь разницей, что система фиксации была статической. Существенный недостаток данной системы — необходимость регулировки. Сев и пристегнувшись, пассажир должен был настроить крепление таким образом, чтобы под лямку пролазило не более двух пальцев. Если же длина была больше, безопасность была вновь под угрозой. При столкновении, тело успевало набирать ускорение, прежде чем встречало препятствие в виде ремня безопасности.

Тросовый натяжитель

Меры безопасности в наше время.


краш тест ВАЗ-2107
В современно мире многие автолюбители и пассажиры отказываются пристегиваться по различным причинам. Если приводить среднестатистические данные, то каждый второй отказывается пользоваться ремнями. Некоторые думают, что с ними это точно не случиться, другие утверждают, что от ремней больше вреда, нежели пользы, особенно если необходимо быстро покинуть разбитый автомобиль. Однако горький опыт ДТП, а также многочисленные исследования опровергают эти опасения. Но, несмотря на это, у общества сложились две позиции по проблеме использования ремней безопасности.

В конце концов, специалисты советуют использовать ремни безопасности, поскольку лучше отделаться ссадинами, чем пробитой об лобовое стекло головой. Если водитель пристегнут, то в большинстве случаев, он сохраняет управление над автомобилем, что во многом способствует уменьшению последствий от аварии.

В большинстве Американских штатов существует обязательное правило – пассажиры на переднем сидении обязательно должны быть пристегнуты, иначе – штраф в несколько сотен евро. В России существуют подобные обязательства перед участниками дорожного движения, однако по причине низких штрафов, этих правил мало кто придерживается.

При перевозке детей существуют особенные установки. Поскольку голова ребенка непропорционально велика, а шейные позвонки наоборот очень хрупкие, то детей следует перевозить в специальных сидениях, которые предусматривают все особенности их физиологии.

Эволюция ремня

Инерционные трехточечные ремни безопасности, пришедшие на смену статическим в 70-х годах, стали прорывом в области безопасности. Они не только поправили статистику смертности и травматизма в ДТП, но и увеличили число пристегивающихся практически в два раза. Ведь отпала нужда регулировать ремень при посадке в автомобиль. Сел, пристегнулся, а инерционная катушка сама забирает излишки.


Конструкция такова, что в случае аварии, шариковый или маятниковый механизм катушки фиксирует ленту и не дает ей разматываться, тем самым надежно удерживая тело. Устройство катушки инерционного ремня блокирует ленту при опрокидывании автомобиля, в случае крена или заноса, а так же при резком торможении. Казалось бы, трехточечные ремни безопасности идеальны в плане безопасности, но как и любое другое, имеет существенный недостаток.

Это опоздание в срабатывании, а при аварии, когда счет идет на доли секунд, эта задержка может быть опасной. В зимний период, когда человек одет в большое количество одежды, устройство создает то опасное пространство между ремнем и телом, вследствие чего, тело успевает набрать нешуточную скорость. Поэтому следующим этапов в развитии стали системы, срабатывающие на опережение.

Статья в тему: Как правильно установить момент зажигания УЗСК

Устройство

Конструкция ремня безопасности одновременно проста и надежна:

  • Лямки.
  • Замок.
  • Болты крепления.
  • Втягивающее устройство.

Лямки чаще всего производят из синтетических материалов. Благодаря этому достигается та прочность, к которой все привыкли. Втягивающее устройство в конструкции работает на основе храпового механизма. Оно служит для полного или частичного втягивания лямки ремня безопасности. Аварийная блокировка устройства происходит при помощи специального чувствительного элемента.

Интересным фактом является то, что в основе чувствительного элемента лежит обыкновенный металлический шарик, который при смещении фиксирует катушку специальной системой рычажков. Иногда вместо шарика используют маятник.

Замок ремня безопасности представляет собой устройство, которое защелкивает язычок держателя ленты. При нажатии на кнопку замка можно быстро отстегнуть ремень.

Особого внимания заслуживает система натяжения ленты. Происходит это благодаря специальному маховику, который установлен на оси катушки. Обычно он выглядит как небольшой диск. При аварии образуется рывок. Диск, согласно законам физики, преодолевает силу трения. Параллельно этому процессу возникает давление на винтовую поверхность.

Болты в конструкции передних ремней безопасности также играют немаловажную роль. Они обеспечивают надежное крепление всей конструкции. Как правило, они крепятся непосредственно к раме автомобиля, чтобы обеспечить максимальную надежность.

Ремень безопасности

Преднатяжители ремней

Первыми в этой области стали пиропатроны, которые получая сигнал от системы управления, срабатывая, натягивали ремень безопасности, длина уменьшалась, сокращая то самое опасное расстояние. Чтобы натяжение не оказалось критически сильным, конструкция натяжителя содержала ограничитель усилий, устройство, которые фиксируя превышение нагрузки на грудную клетку (приблизительно 150 кг) начинало давать слабину, тем самым ослабляя мертвую хватку ремня. Единственным недостатком данных устройств, была и остается их одноразовость. После срабатывания пиропатрон необходимо заменять.


Напрочь данного недостатка лишена система электрических натяжителей. Они способны многократно выполнять данное действие. Работая в связке с радарами и датчиками, они способны определить критическое сближение ещё до момента столкновения, а значит обезопасить пассажиров и водителя заранее. Если устройство фиксирует опасность, длина ремня сокращается, и человек надежно фиксируется в кресле.

Другие виды ремней

Существуют еще четырехточечные и пятиточечные ремни. Это спортивные ремни безопасности, и используются они для надежной фиксации автогонщиков. Первый имеет крепление в четырех точках, а второй соответственно в пяти. Пятиточечный ремень безопасности так же используется, в ставших обязательными в последнее время, детских автомобильных креслах. Данное крепление наиболее надежно фиксирует тело и распределяет нагрузку на него.


Еще появилась такая разновидность как надувные ремни безопасности, наполняющиеся газом во время аварии. Крепление таких ремней в основном трехточечное.


Какой же вывод можно сделать из всего выше перечисленного? Многие умы озабочены безопасностью водителя и пассажиров, много людей трудится над усовершенствованием систем безопасности, призванных сохранить наши жизни и здоровье. Стоит ли пренебрегать этим решать вам, но садясь в автомобиль, вспомните, что для вашей безопасности сделано все возможное, от вас требуется лишь пристегнуться.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

О чем важно знать

Защиту, которую дают ремни безопасности, часто ставят под сомнение. Однако статистика автомобильных катастроф показывает, что те водители и пассажиры, которые ехали пристегнутыми, в случае ДТП страдают меньше своих коллег, не желающих пристегиваться. Так что приведем несколько распространенных мифов, связанных с ремнями безопасности, и попробуем их опровергнуть:

  1. Пристегиваться неудобно. Как показывает практика, те из водителей и пассажиров, что никогда не пристегивались ранее, испытывают некоторые проблемы с ремнями безопасности. На самом деле пристегивание осуществляется за считанные секунду. Исключением является лишь использование пятиточечных и шеститочечных ремней, но они для повседневного использования не очень подходят;
  2. Активная система безопасности (подушки, эирбеги) и так дает достаточную защиту. На самом деле все сложно. Ремень безопасности призван снизить скорость, с которой человек будет двигаться навстречу эирбегу в случае столкновения автомобиля с препятствием. Если ремня нет, то человек ударяется о подушку так, будто она на самом деле сделана из бетона – травм не избежать. Комбинирование ремней и подушек безопасности, напротив, повышает защиту;
  3. Лучше быть выброшенным из авто. Не через дверь, разумеется. На самом деле если человека выбрасывает из машины через разбившееся лобовое стекло, шансов остаться целым у него нет;
  4. Ремень безопасности не дает выйти из горящего или утопающего автомобиля. Это отчасти верно, но давайте рассуждать здраво: автомобиль загорается или попадает в воду в 99% случаев после серьезной аварии. Если ремень безопасности есть, находящиеся внутри авто люди останутся в сознании и смогут выбраться, пусть даже и при помощи ножа – заклинивание замка ремня редко, но случается, так что ремень приходится перерезать;
  5. При езде на короткие дистанции ремень безопасности не нужен. Как показывает статистика, порядка 70% непристегнувшихся пассажиров получали серьезные травмы после столкновения авто с препятствием на скорости менее 50 километров в час. Более того, каждая вторая их трех автокатастроф происходит на расстоянии до 15 километров от места проживания;
  6. Ремни безопасности не нужны пассажирам на задних сиденьях. Вне зависимости от того где сидит человек в случае ДТП он ударится об элементы салона автомобиля и даже может оказаться в другой от салона стороне. Ремень безопасности обязателен для всех.

Комплект ремня безопасности в сборе

Запчасти на renault 15

Жидкость омывателя лобового стекла
1.6

Запчасти на volvo 850

Ремень ГРМ, комплект 2.0 10V B5202S
Как видите, плюсов от использования ремней безопасности масса. Это же показывает статистика. А пристегнуться можно всего за секунду-две – небольшая трата время на повышение своей безопасности. Мифы о бесполезности ремней так и остаются мифами. Отдельно затронем другой вопрос: по ПДД в такси пристегиваться не нужно. Это странное правило уходит корнями в советскую эпоху. Тогда считалось, что поскольку таксисту часто приходится останавливаться, ремень безопасности сильно снижает его мобильность. Как однажды сказал президент ассоциации перевозчиков Киева Валерий Липецкий, все люди должны ездить на абсолютно равных условиях, т.е. пристегиваться.

Также напомним, что пристегивать детей особым образом не отрегулированным ремнем категорически запрещается. Ремень надо регулировать по высоте. В ином случае он может стать причиной серьезной травмы шейной части позвоночника.

Автомобильные ремни безопасности: защита, проверенная десятилетиями

Ремень безопасности Требования к ремням безопасности согласно техническому регламенту и правилам ПДД Ремни безопасности

Особенности конструкции и разновидности

Ремень безопасности

Ремни безопасности стали устанавливать на машины ещё на заре автомобильной промышленности. Первые попытки разработать несложное устройство защиты были сделаны в самом начале XX века, но в том время они не показали достойных результатов, и продолжение ведения исследований в этом направлении стало нецелесообразным.

Второй виток интереса к такому рода механизма безопасности проявился в прошлом столетии. Устройство предлагалось в качестве дополнительной опции, а не обязательным элементом всей конструкции автомобиля. Лишь спустя некоторое время ремешок стал устанавливаться как базовое оснащение.

Исследователи в сфере автомобилестроения рассматривали возможность полной замены ремней, и как альтернативу — использовать только выстреливающие из панели подушки безопасности. Но многочисленные тесты показали низкую эффективность самостоятельного применения подушек, в отличие от совместного использования.

Теперь ремни безопасности (РБ) стали неотъемлемой частью любого автомобиля, которые позволяют удерживать пассажиров в сидении, независимо от произошедшей нештатной ситуации.

Главной составляющей средства пассивной безопасности является волокнистая полиэстеровая лента. Указанный материал обладает характеристиками, позволяющими выдерживать высокие нагрузки, а также в меньшей мере подвержен механическому воздействию на разрыв. Лямка, удерживающая тело в зафиксированном положении, не позволяет ему сместиться вперёд при лобовом столкновении.

Важен ещё тот факт, что РБ предотвращает вероятность непроизвольного вылета автомобилиста или пассажиров из транспортного средства, а также обеспечивает невозможность столкновение конструктивными элементами автомобиля.
Полноценная конструкция РБ включает в себя:

  • фиксированные и подвижные точки крепления средства безопасности;
  • замок;
  • катушки, имеющие функцию инерционного натяжения, позволяющую плавно двигаться на сиденье;
  • ограничители;
  • преднатяжитель.

Вышеуказанные элементы появлялись по мере развития автомобилестроения, и даже сегодня не во всех автомобилях система пассивной безопасности сочетает в себе одновременно каждый из них.



Экскурс по брендам

Проще всего найти оригинальный ремень и механизм. Если автолюбитель хочет сэкономить, он может купить б/у запчасть на авторазборке, но в этом случае нет никаких гарантий, что, скажем, устройство ремня не выйдет из строя спустя несколько месяцев эксплуатации. А вот если у автолюбителя есть желание поставить вместо штатных трехточечных ремней четырехточечные, то найти отличные варианты можно под именами вот таких брендов:

  • Sandtler (Германия);
  • Prosport (Тайвань);
  • Schroth (Германия);
  • Monza (Италия).

Трехточечный ремень

В комплекте с ремнями будут идти все необходимые крепежи. К слову, такая замена оригинальным ремням не только будет гарантировать большую безопасность, но также станет приятным дополнением к дизайну салона. К примеру, в каталогах немецкой фирмы Sandtler можно найти много интересных и очень функциональных автомобильных аксессуаров.

Виды и отличительные признаки

Ключевым критерием, по которому отличаются РБ, выступает количество точек фиксации. Указанный параметр имеет основополагающее значение и способствует минимизации травматизма во время ДТП.

Существующие следующие разновидности РБ:

  • двухточечный,
  • трёхточечный,
  • четырёхточечный,
  • пятиточечный,
  • многоточечный.

Важно отметить, что количество точек фиксации зачастую делает использование ремня безопасным недостаточно удобным, но повышает вероятность не получить травмы.

шеститочечный ремень безопасности четырехточечный ремень

2-точечный

Двухточечный ремень безопасности стал устанавливаться одним из первых на серийные транспортные средства (ТС). Эффективность указанного вида показала наименьшие результаты. Всего предусматривается 2 типа РБ такой системы крепления.

В первом варианте пассажир фиксируется в районе поясницы поперечно сидению. Одно крепление располагалось в области порога или боковой стойки, а другое – между передними сиденьями. Для удобства фиксации РБ, система безопасности предусматривала наличие замка с защёлкой.

Минус конструкции — лямка удерживала исключительно поясничный отдел, и в ДТП человек продолжал двигаться верхней частью туловища по инерции в направлении рулевой колонки или панели. Таким образом, избежать травматизма попросту невозможно, хоть и реально удержать тело от вылета.

Вариант с грудной лентой предусматривал монтаж креплений на боковой стойке и между передними сиденьями. При столкновении РБ гарантировал удержание тела, но возрастала вероятность соскальзывания пристёгнутого под ремень, что также способствовало высокому травматизму.

Плюсы и минусы разных ремней безопасности

Двухточечные ремни безопасности пока еще можно встретить на заднем сидении некоторых автомобилей. Ими оборудовались устаревшие российские модели машин. Встречаются как поясные, так и плечевые варианты таких ремней.

Поясные выглядят как страховочные ремни в креслах самолетов. Они не стесняют движений, но могут стать причиной тяжелых травм позвоночника и даже привести к параличу.

Плечевые закрепляются диагонально. Верхняя точка располагается на центральной стойке боковой части салона. Нижняя представляет собой замок, установленный между пассажирским и водительским сидениями. Такой вид ремней недостаточно надежен, так как человек может «вынырнуть» из него при аварии.

Трехточечные ремни безопасности устанавливаются практически на всех современных автомобилях. V-образная диагонально-поясная конструкция способствует равномерному распределению энергии инерционного движения между частями торса.

Четырехточечными ремнями безопасности оборудуются спортивные модели авто, сидения которых имеют четыре точки крепления. Вместе с пяти- и шеститочечными они представляют группу наиболее надежных ремней безопасности, но не могут быть установлены на обычные автомобили из-за конструктивных особенностей.

Статические ремни безопасности не устанавливаются на современные модели автомобилей. Широкая лямка, составляющая основу такого ремня, представляет собой кусок синтетической ленты определенной длины, которая регулируется вручную. Такая конструкция не отвечает современным требованиям безопасности.

Динамические ремни безопасности оснащены специальным механизмом, который равномерно удлиняет их или сматывает при плавных движениях пассажира. При резком рывке происходит фиксация ремня, за счет чего тело человека плотно удерживается в сидении.

Механизм опережающих ремней тесно связан и работает в комплексе со всеми остальными системами безопасности машины. Электроника, которой оборудован автомобиль, на основании показаний датчиков заранее подтягивает страховочные ремни и надежно фиксирует их при возникновении опасных ситуаций. Если машина успешно минует опасность, ремни возвращаются в обычный режим работы. Этим наиболее передовым и надежным на сегодняшний день механизмом оснащаются самые современные автомобили.

3-точечный

В большинстве современных ТС используются трехточечные ремни безопасности, учитывая, что такая система считается наиболее практичной в применении, позволяет исключить вероятность дальнейшего движения пристёгнутого человека при столкновении по инерции.

В таком типе конструкции предусмотрено три зажима — две точки в боковой стойке, и 1 с замком между сиденьями.

Точка крепления сбоку на стойке ТС является фиксированной, а другая оснащена катушкой для автоматического возврата РБ в первоначальное состояние. На РБ цепляется подвижный язычок замка для удобства фиксации сидящего. Такая конструкция объединяет в себе одновременно два вида 2-точечного ремня безопасности.

Скользящий язычок для замка позволяет удобно разместиться в сиденье и одним движением зафиксировать тело в неподвижном состоянии при возникновении экстренной ситуации.

Крепление

В детском автокресле крепление пятиточечных ремней достаточно простое – плечевые ремни проходят через специальные отверстия в кресле и скрепляются с задней стороны спинки специальным металлическим или пластиковым крючком. Ножные ремни также проходят через отверстия сиденья и держатся в крючках с нижней стороны автокресла. Натяжной ремень, который проходит между ног ребенка, проходит под креслом и крепится на один крючок вместе с плечевыми ремнями. Каждый ремень необходимо отдельно настраивать под ребенка, а также не забывать про его одежду – в осенне-зимний период, возможно, будет необходимо ослабить ремни, чтобы ребенку было удобно.

Ремни безопасности для коляски и для детского стульчика также можно настраивать под ребенка, удлиняя либо укорачивая их, либо поменяв на более толстые, мягкие или с более надежным замком. Смена ремня происходит так же, как и в машине.

замок для пятиточечных ремней безопасности

4-точечная

Четырёхточечная система крепления редко применяется на бюджетных и маломощных автомобилях, и зачастую её можно увидеть только в гоночных или спортивных транспортных средствах. Ввиду неудобства применения широкой популярностью не пользуется.
Точки крепления в таком устройстве могут отличаться. Один из видов предусматривает вертикальные лямки с фиксированным неразъёмным креплением и одним разъединяемым в поясничной зоне. Особенностью такой системы является то, что вертикальные лямки крепятся не к структурным элементам кузова, а напрямую к сиденью.

Перед посадкой в автомобили потребуется сначала накинуть 2 лямки через плечи, после чего необходимо протянуть и закрепить поясничный ремень.

Второй вариант системы предусматривает неподвижные вертикальные лямки, которые свободно отсоединяются. На каждой из них расположен язычок для установки в замок.

5-точечная

Пятиточечные ремни безопасности, как и предыдущий тип, широко применяются в спортивных транспортных средствах, а также в автокреслах для ребёнка.

По своей структуре, это такой же 4-точечный ремень, имеющий дополнительную лямку. Вспомогательный элемент расположен в нижней части сиденья — между ног, и помещается в специальном в замке.

Такой тип защиты гарантирует максимально надёжное удержание тела, а также позволяет распределить нагрузки по ремням равномерно.

На что можно обратить внимание, выбирая ремень?

  1. Составные элементы. Следует отметить, что на каждом автомобиле предусматривается индивидуальная структура системы безопасности, которая может отличаться на различных моделях.
  2. Крепёж. Основополагающим элементом в системе пассивной безопасности выступает крепёж, поскольку благодаря ему обеспечивается прочность конструкции. Монтируются крепежи на элементах кузова, поскольку в момент движения тела по инерции с ускорением оказывается колоссальное воздействие на ремень.

Если бы крепления монтировались в сиденье, то чрезмерные нагрузки попросту могли разрушить целостность конструкции, поскольку вместе с телом смещается и спинка. При установке крепления в кузов, такое смещение произойти не может. Исключением выступают случаи, когда удар приводит к тотальным нарушениям целостности кузова.
Система крепления может предусматривать фиксацию ремня непосредственно в сиденье. Такая конструкция характерна в спорт-авто, где места для водителя и пассажира изначально предусматривают воздействие огромных нагрузок, по этой причине такой крепёж возможен. Поясничный ремень крепится исключительно к кузову.

Штраф за непристегнутый ремень безопасности Правила дорожного движения в отношении использования ремней Четырехточечный ремень безопасности Система сухого картера Стоит ли прогревать двигатель Принцип работы абсорбера Фронтальные подушки безопасности Антидождь

Спасают ли ремни безопасности?

«Нет ничего более ужасного, чем судьба водителя, который в момент дорожного происшествия оказался не пристегнутым ремнем безопасности. Вот как развиваются события, когда водитель на скорости 80 км/ч совершает наезд на какое-либо неподвижное препятствие. Спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер; сила, в тридцать раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры — если они не пристегнуты ремнями безопасности — продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч. Спустя 0,039 секунды водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 сантиметров. Спустя 0,044 секунды он грудной клеткой ломает руль. Спустя 0,050 секунды скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила тяжести, в 80 раз превышающая их собственный вес. Спустя 0,068 секунды водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток. Спустя 0,092 секунды водитель и сидящий рядом с ним пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа. Спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад; он уже мертв. Спустя 0,110 секунды автомобиль начинает слегка откатываться назад. Спустя 0,113 секунды сидящий за водителем пассажир — если он также не пристегнут — оказывается с ним на одной линии, наносит ему новый удар и одновременно сам получает смертельные повреждения. Спустя 0,150 секунды наступает полная тишина; осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли. Все произошло менее чем за две десятых доли секунды».

Каждый раз, перечитывая эти строки из книги известного французского эксперта по безопасности движения Кристиана Жерондо (Christian Gerondeau) «La Mort Inutile», мы ловим себя на мысли, что этого кошмара вполне можно избежать, если воспользоваться примитивным, в сущности, приспособлением — ремнем безопасности. Идея таких ремней далеко не нова. Первый патент на подобное приспособление был выдан в США еще в 1885 г. Спустя 15 лет ремни были опробованы на одном из аэропланов американских ВВС. В Старом Свете конструкторы также работали над решением этой проблемы. В 1909 г. в Англии было создано уникальное устройство, состоявшее из спиральной пружины большого диаметра и лямок. Назначение устройства — удерживать пассажира на автомобильном сиденье. В начале 20-х годов ремнями безопасности начали оборудовать гоночные автомобили. Казалось, что до повсеместного их распространения остался всего один шаг, ведь многое из того, что начинало использоваться на спортивных автомобилях, в скором времени появлялось и на серийных. Привязных ремней это не коснулось. Чтобы перекочевать на серийные машины, им потребовалось аж три десятка лет, ибо только в 50-е годы ими стали оснащаться отдельные модели авто из америки и Швеции.

Двухточечный ремень безопасности Необходимость применения ремней безопасности Тросовый натяжитель Автоматический ремень безопасности надувной ремень безопасности Трехточечный ремень безопасности

Удобство использования

Говоря об удобстве использования, следует отметить, что ремни вертикальной протяжки подходят для человека любой комплекции и роста, в отличие от ремней с диагональной точкой крепления в кузове.

Диагональный ремень с креплением в кузове может проходить практически в области шеи водителя невысокого роста. Указанное обстоятельство свидетельствует не только о неудобстве, но и о небезопасности эксплуатации, поскольку в момент столкновения инерционное усилие и натяжение ремня будет воздействовать на шею человека. Из этого вытекает и высокая вероятность получения травматизма и существенного вреда здоровью.

Высоким людям также не всегда подойдёт диагональное расположение ремня с точкой крепления в кузове, поскольку проходящая лямка ниже плеч может существенно стеснить движения рук.

Производители современных автомобилей побеспокоились об этом и предусмотрели возможность перемещения кузовного крепления по высоте для оптимальной настройки под сидящего.

Замочная часть

Разъёмный элемент конструкции точки крепежа обеспечивает удобное расположение лямок ремня безопасности. Принцип работы прост – металлический язычок с отверстием, крепящийся на ремне, вставляется в замочное отверстие и фиксируется штифтом, чтобы застегнуть конструкцию.
На корпусе замка располагается кнопка, с помощью которой осуществляется втягивание штифта и происходит разъединение элементов.

Залог эффективной работы всей системы пассивной безопасности – правильно отрегулированное натяжение РБ. Ранее каждому водителю или пассажиру требовалось проводить регулировку лямок под комплекцию своего тела. Если водителю приходилось делать это достаточно редко, то пассажиром необходимо проводить регулировку постоянно.

С появлением в конструкции инерционных катушек вопрос с постоянными настройками длины ремня решился навсегда. Устройство ремня безопасности для автомобиля обеспечивало автоматическое натяжение ленты, чтобы пассажир или водитель могу удобно разместиться на сиденье.

Основной особенностью катушки является функция блокировка ремня, если попытаться резко вытягивать ленту из устройства. Механизм не позволит быстро размотать катушку, предотвращая смещение сидящего в сиденье по инерции при резкой остановке автомобиля.

Инерционная катушка выполняет 3 основных функции:

  • обеспечивает необходимое натяжение ремня, подстраиваясь под комплекцию тела сидящего;
  • автоматически собирает ремень после того, как он будет отстегнут;
  • предотвращает непроизвольное смещение тела при резком торможении или остановке.

Есть и недостаток — механизм технически не успевает мгновенно отреагировать на резкое натяжение. Это даёт возможность телу немного ускориться в экстренной ситуации, что существенно увеличивает вероятность травматизма.

Ограничители

Главная функция ограничителя – несущественное и плавное увеличение длины ремня безопасности. При экстренном торможении или столкновении, тело продолжает инерционное движение, подвергаясь существенным перегрузкам.
Ремни безопасности, не оснащённые ограничителями, мгновенно останавливают вектор движения, травмируя грудную клетку, шею или поясничный отдел человека.

Постепенное и плавное увеличение длины ремня позволяют погасить скорость инерционного движения, снижая при этом вероятность получения травмы.

Ограничитель имеет вид торсиона, играющего роль оси для катушки. При срабатывании катушка стопорит размотку ремня, тело упирается в ремень, создавая нагрузку на ленту.

О чем важно знать

Защиту, которую дают ремни безопасности, часто ставят под сомнение. Однако статистика автомобильных катастроф показывает, что те водители и пассажиры, которые ехали пристегнутыми, в случае ДТП страдают меньше своих коллег, не желающих пристегиваться. Так что приведем несколько распространенных мифов, связанных с ремнями безопасности, и попробуем их опровергнуть:

  1. Пристегиваться неудобно. Как показывает практика, те из водителей и пассажиров, что никогда не пристегивались ранее, испытывают некоторые проблемы с ремнями безопасности. На самом деле пристегивание осуществляется за считанные секунду. Исключением является лишь использование пятиточечных и шеститочечных ремней, но они для повседневного использования не очень подходят;
  2. Активная система безопасности (подушки, эирбеги) и так дает достаточную защиту. На самом деле все сложно. Ремень безопасности призван снизить скорость, с которой человек будет двигаться навстречу эирбегу в случае столкновения автомобиля с препятствием. Если ремня нет, то человек ударяется о подушку так, будто она на самом деле сделана из бетона – травм не избежать. Комбинирование ремней и подушек безопасности, напротив, повышает защиту;
  3. Лучше быть выброшенным из авто. Не через дверь, разумеется. На самом деле если человека выбрасывает из машины через разбившееся лобовое стекло, шансов остаться целым у него нет;
  4. Ремень безопасности не дает выйти из горящего или утопающего автомобиля. Это отчасти верно, но давайте рассуждать здраво: автомобиль загорается или попадает в воду в 99% случаев после серьезной аварии. Если ремень безопасности есть, находящиеся внутри авто люди останутся в сознании и смогут выбраться, пусть даже и при помощи ножа – заклинивание замка ремня редко, но случается, так что ремень приходится перерезать;
  5. При езде на короткие дистанции ремень безопасности не нужен. Как показывает статистика, порядка 70% непристегнувшихся пассажиров получали серьезные травмы после столкновения авто с препятствием на скорости менее 50 километров в час. Более того, каждая вторая их трех автокатастроф происходит на расстоянии до 15 километров от места проживания;
  6. Ремни безопасности не нужны пассажирам на задних сиденьях. Вне зависимости от того где сидит человек в случае ДТП он ударится об элементы салона автомобиля и даже может оказаться в другой от салона стороне. Ремень безопасности обязателен для всех.

Комплект ремня безопасности в сборе

Запчасти на renault 15

Жидкость омывателя лобового стекла
1.6

Запчасти на volvo 850

Ремень ГРМ, комплект 2.0 10V B5202S
Как видите, плюсов от использования ремней безопасности масса. Это же показывает статистика. А пристегнуться можно всего за секунду-две – небольшая трата время на повышение своей безопасности. Мифы о бесполезности ремней так и остаются мифами. Отдельно затронем другой вопрос: по ПДД в такси пристегиваться не нужно. Это странное правило уходит корнями в советскую эпоху. Тогда считалось, что поскольку таксисту часто приходится останавливаться, ремень безопасности сильно снижает его мобильность. Как однажды сказал президент ассоциации перевозчиков Киева Валерий Липецкий, все люди должны ездить на абсолютно равных условиях, т.е. пристегиваться.

Также напомним, что пристегивать детей особым образом не отрегулированным ремнем категорически запрещается. Ремень надо регулировать по высоте. В ином случае он может стать причиной серьезной травмы шейной части позвоночника.

Преднатяжительный элемент

Преднатяжители стали устанавливать в конструкцию ремней безопасности несколько лет назад, при этом не стоит недооценивать их роль. Как отмечалось ранее, катушка не может технически застопорить разматывание ремня мгновенно, из-за чего тело всё же успевает продолжить инерционное движение. Именно для предотвращения этого недостатка и были разработаны преднатяжители, натягивающие ремень до момента резкой остановки и инерционного движения тела.

Различают 2 основные разновидности преднатяжителей.

  1. Пиропатронные.
  2. Электроприводные.

Тут одним механическим принципом работы уже не обойтись. Заблаговременное натяжение ремней обеспечивается срабатыванием дополнительных датчиков удара, подающих сигнал на блок управления, которыми оснащены современные автомобили.

Составные части, используемые в конструкции

Основным элементом этого средства является лента, изготовленная из волокон полиэстера. Этот материал отличается высокими показателями на разрыв и способна выдерживать громадные нагрузки. Из этой ленты формируется лямка, которая удерживает водителя в определенном положении и не дает телу податься вперед при фронтальном столкновении. Это в свою очередь исключает вылет пассажира из авто, столкновение с лобовым стеклом, рулем, передней панелью.

Помимо этого, устройство ремня безопасности современных моделей включает в себя еще ряд элементов:

  • регулируемые и нерегулируемые точки крепления ремня;
  • замок;
  • инерционные катушки;
  • ограничители;
  • преднатяжители.

Но все эти элементы появились в конструкции ремня безопасности не сразу. История этих средств очень обширна, о чем говорит немалое количество существующих видов.

Общий принцип работы

Водителю или пассажиру потребуется буквально 1 минута, для того чтобы пристегнуться ремнями безопасности. В качестве примера рассмотрим механизм с трёхточечной системой фиксации, по причине их массовости и наибольшей распространённости.
После того, как водитель разместился в сиденье автомобиля, необходимо плавно потянуть ремень до необходимой длины, направляя металлический язычок в отверстие замка.

Услышав характерный звук защёлки, можно отпустить ремень, давая возможность инерционной катушке убрать лишнюю длину.

Если конструкция оборудована преднатяжителями, то в экстренной ситуации именно они начинают свою работу:

  • при столкновении, расположенные в носовой части автомобиля датчики, передадут соответствующую информацию в бортовой компьютер, который активирует работу преднатяжителей для натяжения лямки;
  • по мере роста нагрузки в работу включается торсион, последовательно увеличивая длину лямки для гашения ускорения.

Если в конструкции не предусматривает наличие рассматриваемого элемента, то их задачу выполняет катушка совместно с торсионом.

Рекомендации

Никто и никогда не может знать, когда произойдёт ДТП. Анализ огромного количества видеороликов дорожных происшествий говорит о том, что выживаемость в серьёзных авариях кратно выше у пассажиров, которые пользовались РБ в момент ДТП.

Не исключаются ситуации, когда не пристёгнутый водитель попросту вылетал из ТС в момент первого удара, что спасало ему жизнь, учитывая вероятность последующего движения ТС по непредсказуемой траектории или его переворота.

Важно отметить, что пристегнуться перед началом движения является одним из требований ПДД РФ, за игнорирование которого предусмотрен штраф. Указанная обязанность является полностью обоснованной, поскольку во многих ДТП причиной получения тяжких увечий или наступления смерти становится именно не пристёгнутый РБ.

Ещё одна причина, по которой стоит уделить 10-15 секунд пассивной системе безопасности, это вероятность получить сотрясение мозга, переломанный нос и иные повреждение области тела, которая соприкоснётся со сработавшей подушкой безопасности даже при несерьёзных ДТП.
Следует отметить, что скорость открытия ПБ составляет более 300 км/ч. Добавить к этому значению скорость инерционного движения и в конечном результате получается весьма ощутимый удар, при котором потеря сознания будет наименьшим последствием.

Неисправности инерционных ремней

Поскольку на сегодняшний день статические ремни практически не используются, можно говорить лишь о неисправностях инерционных ремней безопасности. Обычно автолюбители сталкиваются с проблемами в пассивной системе безопасности спустя довольно продолжительный период их эксплуатации. А проблемы могут быть следующими:

  • Ремень не втягивается (болтается);
  • Ремень не вытягивается;
  • Не удается застегнуть или отстегнуть ремень.

В первом случае можно говорить об износе всей системы блокировки или же отдельного ее элемента. Ремень может не втягиваться в случае износа роликового механизма или сильного мороза – салон автомобиля стоит прогревать перед началом езды. Многие неисправности связаны непосредственно с замком ремня. К примеру, его может заклинить после того, как автомобиль попал в аварию. Особняком стоят неисправности, связанные с датчиками ремней безопасности. Во всех случаях механизм ремня нужно менять. Иногда его, впрочем, удается отремонтировать. Прежде чем отправляться в магазин за новым устройством попробуйте сделать следующее:

  1. Снимите ремень. Для этого понадобится крестообразная отвертка, которой откручиваются шурупы на накладке для получения доступа к механизму;
  2. Отсоедините катушку ремня. Нужно открутить болт, который ее фиксирует. Катушку можно обнаружить на специальном кронштейне внутри механизма ремня;
  3. Определите, где находится так называемое блокирующее устройство. Стоит потрясти ремень – с той стороны, где зазвенел шарик, и находится данное устройство;
  4. Открутив 4 пистона, начните аккуратно снимать крышку;
  5. Продолжите разбирать катушку. Вам нужно добраться до так называемого блокирующего храповика;
  6. Разобрав механизм ремня, очистите его от загустевшей смазки, пыли и грязи. Нанесите новую смазку, устойчивую к воздействию низких температур. Отлично подойдет литол;
  7. Подогните скобу, которая действует на шарик. Это позволит механизму работать четче. Возможно, скоба была разогнута – уменьшите угол сгиба;
  8. Соберите механизм.

Оправданные траты на автомобиль

Если ремень по-прежнему плохо застегивается, не втягивается или, напротив, не вытягивается, продолжать что-то делать с механизмом нет смысла. Датчики ремней не ремонтируются, так что им, как и механизму с лентой, придется искать замену. Найти ее не так уж сложно.

Инновации в пассивной безопасности

Ведущие автопроизводители мира ежедневно ведут работу в направлении совершенствования всех систем безопасности автомобиля. Относительно недавнее нововведение — преднатяжители, однако и они уже не являются новинкой.

Уже активно тестируются инновационные ремни, одновременно выполняющие функцию подушек безопасности.

Суть работы системы заключается в мгновенном наполнении ремня газом, что позволяет увеличить площадь соприкосновения ремней с телом, а также равномерно распределить нагрузку, снижая вероятность получить травму.

Более дорогие модели ТС в будущем будут комплектоваться самоадаптирующимися системами преднатяжения, самостоятельно настраивающихся под физические параметры сидящего. Компьютер рассчитывает необходимое усилие для удержания тела в момент аварии.

https://xn--34-6kc4bzaa.xn--p1ai/sovety/chetyrehtochechnye-remni.html
https://euroautoufa.ru/sovety/trehtochechnyj-remen-bezopasnosti.html

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X