Содержание
Основы безопасности в автомобиле
Вождение автомобиля – это взаимодействие водителя со своим автомобилем, окружающим пространством и другими водителями. Для безопасного вождения автомобиля необходимо научиться грамотно взаимодействовать с ними. Для этого необходимо усвоить определённые правила.
Главное правило безопасного вождения автомобиля: всегда и во всём руководствуйтесь здравым смыслом.
Не зацикливайтесь на Правилах дорожного движения (ПДД)
Беспрекословное соблюдение ПДД не гарантирует вам и вашим близким жизнь и здоровье. ПДД не могут дать ответы на все возможные ситуации на дороге.
Необходимо понимать, что иногда знаки, разметка, светофоры и указатели могут быть установлены некорректно, работать в нештатном режиме или не соответствовать текущим изменениям обстановки. Соответствующие службы не всегда успевают производить изменения в обеспечении безопасности дорожного движения того или иного участка дороги. Это может быть связанно:
- с большим объёмом работ;
- плохой обратной связью от населения;
- недостаточностью статистических данных;
- недостоверностью статистических данных;
- с неграмотностью работников соответствующих служб;
- халатностью работников соответствующих служб;
- недостаточностью финансирования;
- сбоями в автоматике.
Помимо технических проблем существует ещё и человеческий фактор, когда люди не соблюдают или грубо нарушают правила дорожного движения. Это могут быть:
- осознанные действия водителя – из-за безнаказанности или хамства;
- вынужденные из-за текущих изменений в дорожной обстановке;
- неосознанные из-за плохого знания правил дорожного движения, неправильной их трактовки или временного затуманивания сознания (по разным причинам).
В случае аварийной ситуации, когда стоит выбор попасть в аварию или нарушить ПДД – лучше нарушить правила дорожного движения! Жизнь и здоровье Вас и ваших близких – дороже!
Учитесь читать дорогу и понимать поведение других водителей
В этом поможет хорошее знание ПДД и развитие наблюдательности.
Большинство ситуаций, возникающих на дороге – типовые. Выучив их, Вы будете тратить меньше времени и сил на их решение.
Наблюдайте за другими участниками дорожного движения и берите на вооружение их решения.
Не пытайтесь читать все знаки и разметку на дороге – это невозможно. Старайтесь читать те знаки и разметку, которые нужны сейчас.
Всё время ищите пешеходов. Ищите их, чаще всего, около знаков нерегулируемого пешеходного перехода, там пешеходы наиболее наглые и безответственные.
Совершая маневры следите за реакцией других водителей. По их поведению определяйте, что они понимают, что вы делаете и уступают вам.
Будьте осторожны при маневрировании рядом с крупногабаритной техникой т.к. их обзор сильно ограничен.
Смотрите всегда на несколько машин впереди себя или на расстояние ориентировочно 50-100 м. Это позволит вам лучше понимать дорожную обстановку и иметь время для принятия решения. При езде на большой скорости взгляд лучше переносить дальше приблизительно 100-300 м. Можете по началу чередовать взгляд то на впереди идущую машину, то вперёд на несколько машин.
Если автомобиль справа или слева резко замедляется не спешите его опережать, особенно рядом с нерегулируемым пешеходным переходом или вблизи остановок маршрутных транспортных средств. Из-за них могут выйти пешеходы.
Будьте заметны на дороге
Чем больше водителей, движущихся рядом с вами, будут знать о вашем присутствии, тем больше шансов, что они будут строить безопасную траекторию своего движения с учётом вас и вашего автомобиля. Для того чтобы быть заметным на дороге:
- включайте ближний свет во время движения т.к. человеческий глаз хорошо реагирует на свет и изменение динамики движения объектов;
- включайте габариты при остановке в тёмное время суток на обочине, можно также включать аварийку для большей заметности;
- следите за исправностью лампочек в фарах и средствах световой и звуковой сигнализации;
- обозначайте грузы, которые выходят за габариты автомобиля. Даже если они выходят меньше, чем положено по ПДД.
Будьте предсказуемы
Когда другой водитель может понять (предсказать, прочитать) ваше поведение и манёвры, то он сможет безопасно строить свои маневры относительно вас. Для этого надо:
- включать поворотники при проезде перекрёстков, перестроениях и обгонах;
- включать аварийку при сдаче назад;
- включать аварийку и устанавливать аварийный знак в случае аварии и форс-мажорных обстоятельствах;
- не совершайте без крайней нужды резких маневров;
- не режьте углы при входе в поворот или разворот;
- мигайте дальним светом, сигнализируя о том, что Вы пропускаете водителя и тому подобное.
Сомневаетесь – не делайте
Если есть какие-то сомнения в выполнении того или иного маневра – не делайте или найдите другое решение. Лучше еще раз убедиться в правильности действий и сделать. При вождении автомобиля расчёт на авось чреват серьезными последствиями:
- потеря времени;
- потеря денег;
- ремонт;
- потеря здоровья;
- потеря жизни.
Не торопитесь
Вне зависимости от ситуации, за рулём, нельзя торопиться. По возможности надо стараться ездить в спокойной манере. Тише едешь – дома будешь. Не надо лезть вне очереди на тот свет. Суета и спешка ведут к возникновению ошибок при принятии ответственных решений.
Плавно трогайтесь и тормозите. Это позволит компенсировать внезапные ситуации. Примеры:
- Не торопитесь резко трогаться на светофорах. Есть большая вероятность, что кто-то, шёл на скорости и не успевает остановится на желтый или красный сигнал светофора.
- Если Вы задумались и включили неверную передачу, то плавное троганье позволит вам исправить ситуацию.
- Резкое торможение может привести к тому, что водитель, следующий за вами, не успеет от тормозится и въедет в вашу машину.
Сохраняйте спокойствие
Необходимо стараться сохранять спокойствие и хладнокровие в любых ситуациях. Бывают ситуации, особенно в ограниченном пространстве, когда Вы при маневрировании ограничили проезд и вам начинают сигналить, торопить. Если вы начнёте суетится и реагировать, то с большой долей вероятности попадёте в аварию и заблокируете проезд.
Когда человек суетится или стесняется показать свою неопытность, то начинает судорожно совершать кучу ошибок: путает передачи, педали, сдаёт не в ту сторону, крутить руль не в ту сторону, перегазовывает, неправильно оценивать ситуацию и т.д.
Я думаю никому не хочется стоять, ждать ГАИ и тратить время на суд. Если что, все подождут.
Если кто-то будет неистово сигналить и ругаться, то объясните ему о последствиях. Если он хочет ускорить процесс, то пусть поможет.
Не стесняйтесь
Не стесняйтесь просить о помощи. Это относится не только к начинающим водителям, но и к опытным, тем самым Вы и окружающие избежите достаточно большого количества проблем.
При маневрировании в ограниченном пространстве не стесняйтесь 10 раз выйти из машины и убедиться в том, что Вы ничего не задеваете. Если надо попросите кого-нибудь о помощи. Перед тем как начать маневрировать, постарайтесь объяснить своему помощнику, что именно Вы от него хотите. Вы должны убедится в том, что помощник правильно понял задачу. Если он неправильно поймёт, что именно Вы от него хотите, то Вы можете попасть в аварию.
Необходимо научиться получать удовольствие от вождения
У людей, начинающих водить автомобиль и уже опытных водителей, часто неосознанно, вырабатывается неправильное отношение к вождению автомобиля. Для них каждая поездка – это стресс. Это отношение может перерасти в привычку и иметь негативные последствия.
Когда человек получает удовольствие от езды, то он в меру расслаблен, меньше устаёт и легче реагирует на различные изменения в дорожной обстановке.
Зажатому и напряжённому человеку труднее реагировать на различные изменения обстановки требующей немедленной реакции. Это связано с физиологией. Чтобы изменить движение тела на противоположное, сначала потребуется расслабить зажатые мышцы, а уже затем менять направление движения. На это требуется время. Этого времени может не хватить при возникновении экстренной ситуации.
Напряжённые поездки отнимают у водителя много сил и очень сильно перегружают нервную систему и внимание. Это сказывается на здоровье и реакции.
Для того чтобы быстрее начать получать удовольствие от езды и снизить стрессовую нагрузку на нервную систему необходимо поменять отношение к езде. Для этого:
- перестать себя накручивать перед каждой поездкой;
- выбирать тот темп движения и маневрирования, который позволяет Вам комфортно отслеживать ситуацию на дороге;
- выбирать удобное время для поездки (когда нет пробок, хорошая погода и т.д.);
- перестать реагировать на других нервных водителей. Их нервная система – это их проблема;
- перед каждой поездкой настраивать себя на получение удовольствие от езды;
- при необходимости делать остановки для отдыха;
- не суетится за рулём.
Дай дорогу дуракам…
На дорогах встречаются разные люди (водители), и их можно разделить на несколько групп:
- Грамотные водители – к ним можно отнести людей (водителей) с большим водительским стажем и опытом, которые хорошо читают дорожную обстановку, могут прогнозировать поведение других водителей и их поведение понятно другим участникам дорожного движения. К ним можно отнести водителей с небольшим водительским стажем, которые постоянно совершенствуют водительское мастерство в свободное от вождения время и умеющих делать работу над ошибками;
- Новички – люди (водители) с небольшим водительским стажем, совершающие большое количество ошибок во время вождения. Зачастую они создают вокруг себя нервную обстановку на дороге, которая может привести к аварийной ситуации.
- Дураки – люди (водители), не обременённые знаниями поведения за рулём и не желающие их приобретать. К ним же можно отнести людей самодуров, которые считают, что они всё знают и они всегда правы;
- Больные или уставшие – это люди (водители) находящиеся в состоянии утомления или плохого самочувствия, вынужденные находится за рулём в виду определённых жизненных обстоятельств, вынудивших их сесть за руль в таком состоянии;
- Мошенники – люди (водители) основная деятельность которых состоит в незаконном отъёме денежных или имущественных средств у населения, путём мошеннических действий на дорогах;
- Бандиты – люди (водители) которые занимаются грабежом и убийством;
- Психопаты – люди (водители) находящиеся в состоянии аффекта или с патологиями психики;
- Лихачи – люди (водители) способные ради сомнительного удовольствия на бессмысленные, вредные или приступные поступки;
- Сонные – люди (водители) которые погружаются в сон или находятся в сонном состоянии т.к. не потратили достаточного времени на свой сон;
- Пьяные – люди (водители) находящиеся за рулём в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
Для комфортного и безопасного дорожного движения необходимо осознание и понимание того, что на дороге находятся все перечисленные группы водителей в той или иной пропорции. С этим надо смирится, успокоится и относится к этому с пониманием. Не стоит тратить свои нервы и здоровье на не совсем адекватное поведение того или иного водителя. На всех нервов и здоровья не хватит.
Не обязательно точно определять кто находится за рулём того или иного автомобиля. Не забивайте себе этим голову, так как человеческое внимание ограниченно. Нельзя следить за всем. В случае возникновения рядом с вами автомобиля, водитель которого странно себя ведёт (совершает опасные манёвры или провоцирующие действия), держитесь от него подальше. Если это невозможно, то примите все возможные меры для уклонения от проблем, связанных с таким водителем:
- увеличьте дистанцию;
- сверните на обочину;
- измените манеру торможения;
- обратитесь в правоохранительные органы;
- двигайтесь в оживлённые места;
- включите аварийку.
Не надо учить жизни дураков. Это могут оказаться мошенники или бандиты. Помните, что мошенники или бандиты могут маскировать своё поведение, под поведение новичков!
Не надо учить жизни новичков. Они могут по неопытности устроить такую аварию, после которой вы ещё долго будете разгребать проблемы.
Иногда водители могут совершать странные или необъяснимые поступки из-за ограниченной видимости.
Надо быть снисходительнее к людям (водителям) на дороге, так как Вы тоже были новичком и иногда тоже совершаете ошибки!
Не ухудшайте обзор
Стёкла и зеркала по возможности содержите в чистоте. Не загромождайте стёкла игрушками, наклейками, гаджетами и не злоупотребляйте тонировкой. Плохой обзор ведёт к возникновению аварийных ситуаций. За игрушкой или гаджетом вы можете не заметить пешехода, машину или препятствие.
Регулярно пользуетесь зеркалами
Грубо говоря каждые 5 секунд. Это позволит Вам лучше понимать и контролировать дорожную обстановку вокруг вас. Примеры:
- В случае аварийной ситуации Вы будете понимать можно ли куда-либо сманеврировать, чтобы избежать аварии.
- При торможении на светофоре. Необходимо посмотреть в зеркало заднего вида, чтобы убедиться, что машина сзади успевает от тормозится. Если нет, то вы можете чуть-чуть продвинуть свою машину вперёд. Заблаговременно оставив перед собой немного пространства на подобный случай.
- При поворотах вы будете видеть не режут ли вашу территорию движения кто-нибудь из других участников движения.
- При обгоне или перестроение вы будете видеть не совершает ли кто-то рядом с вами подобный маневр.
Держите исправным ручной тормоз
Не забывайте держать ручной тормоз в исправном состоянии, особенно на автомобилях с автоматической коробкой передач. Где им обычно не пользуются. Это может пригодиться тогда, когда откажут гидравлические тормоза, так как ручной тормоз имеет механический привод. Лучше всего приучить себя пользоваться им при каждой парковке.
Учитесь у всех и везде
Учитесь у опытных инструкторов, водителей и новичков. Изучайте материалы из различных источников:
- статьи;
- блоги;
- форумы;
- видео блоги;
- личный опыт знакомых;
- книги;
- журналы;
- газеты.
Учитесь делать разбор своих полетов (ошибок). Это позволит не повторять свои ошибки в будущем и повысить уровень вашего мастерства!
Держите машину всегда в исправном состоянии и она вас не подведёт.
- ← Болезни мешают быть счастливым?!
- Как работает автомобиль (двигатель, трансмиссия, кпп…) →
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Безопасное управление транспортным средством: безопасная дистанция и боковой интервал, как правильно тормозить и техника торможения двигателем
Автошкола – это место, где будущие водители приобретают первоначальные навыки вождения и знания, позволяющие сдать экзамены в ГИБДД. Однако для того, чтобы стать опытным водителем, нужна практика в условиях настоящего дорожного движения. Курс «Основы безопасного управления ТС» дается будущим водителям для теоретической подготовки к вождению в сложных городских условиях. Ознакомимся с ним подробнее. И так…
1. Безопасная дистанция
Многим водителям знакома такая ситуация, когда едущая впереди машина резко тормозит, а вы, не успев отреагировать, в нее врезаетесь. В 99% случаев из 100 вы будете виноваты, так как не соблюли безопасную дистанцию. Так какой же она должна быть?
ПДД не содержат конкретных чисел, и каждый водитель, в зависимости от множества факторов, сам должен определять безопасную дистанцию.
Чем быстрее движется автомобиль, тем больше должна быть дистанция. Если покрытие сухое – одна дистанция, а если скользкое – другая.
Согласно рекомендациям, если дорога сухая, дистанция должна составлять не меньше половины скорости, а если скользкая, то не меньше абсолютного значения скорости. К примеру, если ваша скорость 60 км/ч, и дорога сухая, дистанция должна быть не меньше 30 метров, а если дорога скользкая – не меньше 60 метров.
Рекомендации – рекомендациями, но на деле все происходит так, что каждый водитель сам определяет для себя безопасную дистанцию. Если на дороге внезапно возникает препятствие, то наши глаза посылают информацию в головной мозг, который посылает сигнал в спинной мозг, а тот, в свою очередь, дает команды определенным группам мышц, в связи с чем мы переставляем правую ногу с педали газа на педаль тормоза.
Время, с момента обнаружения водителем препятствия и до момента начала нажатия на педаль тормоза, называется временем реакции водителя, и у всех оно разное, в пределах 0,4-1,6 секунды, в зависимости от опытности. А гидравлический привод тормозов, по данным инженеров, срабатывает за 0,4 секунды.
Таким образом, у нас получилось две секунды, после которых начнется торможение. Если дорога сухая, то безопасной будет та дистанция, которую автомобиль проедет за 2 секунды: на скорости 60 км/ч – немного больше 33 метров, а на скорости 90 км/ч – 50 метров.
На экзамене будут вопросы об этих двух секундах и о том, что считается временем реакции водителя.
2. Безопасный боковой интервал
Боковым интервалом называют расстояние между боками автомобилей попутного или встречного направления, и очень важно его соблюдать, особенно по отношению к встречному транспорту. Двигаясь на небольшой скорости, у вас будет время среагировать и нырнуть между автомобилями, а вот если скорость большая, вам потребуется широкий коридор, чтобы безопасно управлять автомобилем.
Также следует помнить, что боковой интервал должен быть больше, если вы разъезжаетесь с длинномерным транспортом, поскольку его колебания в поперечной плоскости высоки. Боковой интервал следует увеличить, если на дороге плохая видимость, поскольку вы не сможете правильно оценить расстояние до других автомобилей, и на скользкой дороге.
3. Как правильно тормозить?
Для начала давайте разберем следующие термины:
- Путем, пройденным за время реакции водителя, называют путь, который прошел водитель с момента обнаружения опасности и до начала принятия мер по ее избежанию.
- Тормозным путем называется путь, который прошел водитель от начала принятия мер и до полной остановки.
- Остановочный путь – путь, который прошел водитель с момента обнаружения опасности и до полной остановки, то есть он включает и пройденный за время реакции водителя путь, и тормозной путь.
Длина и траектория тормозного пути зависит от навыков водителя и его действий. Если водитель ударит по тормозам и вгонит педаль в пол, то он заблокирует мгновенно все колеса, и они перестанут вращаться, однако движение автомобиля не прекратится. Он продолжит двигаться по инерции, колеса начнут скользить по дороге. Данное движение колес зовут «юзом». Автомобиль становится неуправляем, и руль вращать бесполезно.
Вы можете управлять автомобилем только тогда, когда колеса катятся. Следовательно, нажатие на педаль тормоза нужно производить плавно. В случае же экстренного торможения время нажатия на педаль тормоза сжимается во времени до предела, однако удара по тормозам не будет, и водитель сможет вовремя почувствовать, что машина начала скользить, то есть она больше не тормозит, и колеса потеряли сцепление с дорогой. Он ослабит нажатие на педаль, восстановит торможение и вернет машине управляемость. То есть вы будете тормозить прерывистым нажатием на педаль: надавите на тормоз сильно, но не блокируя колеса, а до момента, когда авто заскользит, а после ослабите нажатие на тормоз и снова его усилите, и так далее, пока полностью не остановитесь.
Данный способ торможения нужен вам только в том случае, если у вашего авто отсутствует АВS – антиблокировочная система.
Узнать о наличии в автомобиле АВS можно по желтому значку с надписью АВS на панели приборов, который загорится при повороте ключа зажигания, и если работа ее исправна, спустя несколько секунд значок погаснет.
Если АВS у вас имеется, то жмите на тормоза как угодно, данная система не допустит блокировку колес.
Таким образом, важно усвоить основные принципы экстренного торможения:
- Чтобы тормозной путь был минимальным, особенно на скользком дорожном покрытии, нельзя допускать блокировку колес.
- Если у вашего автомобиля отсутствует АВS (антиблокировочная система), то ею являетесь вы сами, и ваша задача в условиях экстренного торможения удержать торможение на грани блокировки колес методом прерывистого нажатия на педаль тормоза.
- Если АВS у вас имеется, то жмите на тормоза до полной остановки авто, а остальные задачи на себя возьмет умная АВS.
4. Техника торможения двигателем
Для начала отметим, что все теоретические вопросы билетов ГИБДД относятся к автомобилям с механической трансмиссией, и мы также будем говорить о технике управления автомобилями с механической коробкой передач.
И так, если дорога сухая, то блокировка колес врятли случится, но если дорога скользкая, то при легком нажатии на педаль тормоза колеса могут уже не катиться, а скользить. В подобной ситуации самым эффективным способом торможения является торможение двигателем или же одновременное торможение двигателем и методом прерывистого нажатия на тормоза на грани блокировки колес. При этом нажим на педаль тормоза производится плавно и нежно.
Тормозить двигателем – значит плавно уменьшить нажатие на педаль газа, в связи с чем обороты двигателя начнут падать, и если раньше ваша скорость движения была 90 км/ч, то она начнет на этой же пятой передаче плавно снижаться на 60 км/ч. При этом колеса перестанут скользить, а будут принудительно вращаться, и автомобиль будет управляем. Вы можете перейти с пятой передачи на четвертую, третью, затем на вторую или первую, правой ногой слегка притормаживая нажимом на педаль тормоза, пока скорость ваша не станет безопасной, и можете дальше двигаться по скользкой дороге, но уже намного медленнее.
Опытные водители любят тормозить двигателем, даже когда останавливаются на светофоре. Они двигаются не накатом на «нейтралке», а переставляют ногу с акселератора на тормоз, и, подъехав к перекрестку в таком режиме, переводят рукоятку переключения передач в нейтральное положение.
Наглядно с техникой торможения вас познакомит видео:
Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 13.02.2018 г.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.
https://diletant.club/2020/11/24/osn-bez-vozhd-auto/
https://www.avtogai.ru/bezopasnoe-upravlenie-transportnym-sredstvom.html