Содержание
Описание и виды ралли
Одним из самых зрелищных и эффектных видов спортивных состязаний являются раллийные первенства. Гонщики управляют специально созданными уникальными, эксклюзивными и практически совершенными автомобилями, которые способны развивать скорость до нескольких сотен километров в час. Из статьи вы узнаете, какие бывают виды ралли, а также в чём особенности и базовые характеристики каждого из них.
- Что такое ралли
- Какие виды ралли существуют
- «Боевое»
- Ралли 3-й категории
- Техника
- Команды
- Ход гонок и особенности заездов
- Аварии на ралли
- Видео: аварии на ралли
Что такое ралли
Ралли представляет собой один из видов спортивных автомобильных состязаний, которые осуществляются по пересечённой местности и частично на трассах общего пользования. Главная задача всех участников заключается в том, чтобы определённую скоростную трассу пройти первым за минимальное время, строго по требуемому маршруту. Существует большое число различных раллийных первенств, начиная от национальных гонок и заканчивая мировыми чемпионатами.
Однако все их можно разделить на:
- международные — включают различные европейские турниры, мировые состязания, объединённые кубки, открытые чемпионаты других государств и пр.;
- национальные — автогоночные соревнования, которые определяют лидера в рамках одного государства.
Безусловно, первые открывают перед профессиональными автогонщиками массу возможностей и шанс получить титул мирового лидера.
Кроме этого, ралли сегодня разделяют на категории, в зависимости от длины маршрута, по которому следуют участники:
- Баха: подразумевает маршрут в 1200 км, пройти который нужно менее, чем за 5 дней.
- Ралли-рейд: протяжённость трассы составляет 6500 км, а время передвижения — не больше 10 дней.
- Марафон: наиболее масштабный маршрут, в ходе которого гонщики должны меньше, чем за 30 дней, проехать дорогу свыше 6500 км.
Ныне наиболее популярным и известным считается ралли «Париж — Дакар», в котором принимают участие сотни единиц автомобильной и мототехники, представляющие как мировые автокомпании, так и свои государства. Протяжённость трассы равняется приблизительно 10 000 км, но и это не является пределом. А вот самое длинное ралли — это марафон «Париж — Москва — Пекин», участникам которого необходимо преодолеть расстояние в 17 600 км.
Ралли уникально относительно времени проведения и условий. Гонки проходят на любом покрытии и при любых климатических особенностях: песок, гравий, щебень, асфальт, снег или дождь. На некоторых состязаниях участники могут прочувствовать все факторы вместе.
Какие виды ралли существуют
Сегодня можно выделить несколько основных видов и подвидов раллийных состязаний, обладающих индивидуальными правилами и техтребованиями, выполнение которых является обязательным. Прежде всего, существуют гонки, проходящие на спецтрассах, так называемое «боевое» ралли, и по дорогам общего пользования — ралли 3-й категории (Р3К). Особенности каждого из них — далее.
Важно! «Боевые» гонки являются чрезвычайно захватывающими и непредсказуемыми, они проводятся только среди профессиональных гонщиков, обычно среди заводских команд, и являются частью различных чемпионатов.
«Боевое»
С 1960-х годов гонки, проводимые на специально оборудованных трассах, зачисляются к профессиональным спортивным состязаниям. Так называемое «боевое» ралли проходит на скоростных автотрассах, к которым нет доступа общему дорожному движению.
Особенностью «боевого» автосоревнования считается то, что в них учитывается не скоростная техника транспортного средства, а чёткость передвижения по заданному маршруту и временной отрезок его прохождения. Именно подобные трассы дают возможность проверить прочность, безопасность и надёжность гоночной машины.
К таким спецтрассам относят:
- горные дороги и перевалы;
- тяжёлые тропы в лесу;
- снежные и ледовые трассы;
- болотистые равнины;
- пустыни и песчаные дюны.
Ралли 3-й категории
Самым доступным видом официальных спортивных автосоревнований, в которых могут принять участие непрофессиональные гонщики, считается ралли третьей категории (Р3К). В нём имеют возможность участвовать автовладельцы любых транспортных средств категории В и, при этом, не иметь каких-либо специальных навыков или подготовки.
Рекомендуем для прочтения:
- Покраска авто ксераликом и принцип действия перламутра
- Как затюнинговать автомобиль Ваз 2110 самостоятельно
- Как затюнинговать Волгу
- Тюнинг «Лада-Калина» 1: универсал, седан и хетчбэк
Данный вид гонок имеет свои особенности:
- проводится на частично или полностью открытых трассах общего пользования;
- включает в себя ряд дополнительных состязаний, которые могут проходить на закрытых автодорогах (как в «боевом» ралли), так и на трассах, предназначенных для общего пользования.
В данном виде раллийных первенств внимание больше уделяется не скоростному прохождению дороги, а точности расписания, навигации и манёвренности езды.
Допсоревнования проходят по ходу основного и, как правило, являются частью дорожной секции. Исключением считаются только скоростные состязания, наиболее популярными из которых являются слаломы.
Самыми распространёнными на Р3К являются допгонки:
- На равномерность движения — суть его проста: известны сведения о точке старта и определена скорость передвижения, но одновременно нет информации о точке финиша и, как результат, о времени финиша. При этом, время финиширования учитывают до секунды, а далее разницу, которая возникла между реальным временем прохождения трассы и рассчитанной организаторами ралли, зачисляют участнику в качестве штрафных баллов.
- Типа «режимный участок» — здесь есть данные о времени финиша, но средний показатель скорости закладывают из расчёта довольно интенсивной техники езды. Финиш в данном случае также фиксируется до секунды, а в легенде (инструкция, которая определяет схему маршрута, скоростной режим и время прохождения) указывают норму времени на режимный участок и его длину.
- Слалом — суть его состоит в том, чтобы объехать как можно быстрее трассу определённой схемы с фишками и конусами.
Знаете ли вы? В 1983 году в гонке «Париж — Дакар» участвовал легендарный автомобиль «Жигули-2105». Удивительно, но машина была заявлена не от Советского Союза, а со стороны Франции, от команды бизнесмена Жана Пока. К сожалению, до финиша транспорт так и не доехал.
Техника
Гоночные машины, предназначенные для ралли, имеют серьёзные отличия от традиционных заводских авто. Раллийная техника состоит из высокопрочного цельнометаллического кузова, обладающего повышенной жёсткостью и износостойкостью. В процессе развития данных спортивных состязаний появились автомобили различного класса.
Сегодня все они делятся на две категории:
- N — серийные автосредства;
- A — машины, которые подвергаются глубокой модернизации.
До 1986 года существовала особая категория автомобилей B. Однако, из-за повышенного процента смертельных аварий, она была запрещена. Основу группы составляли машины, технические параметры которых лимитировались только фантазией и идеями конструкторов. Техника снабжалась высокомощными двигателями, которые могли развивать высочайшие скоростные параметры. В истории ралли известны трагические случаи, когда машины на полной скорости врезались в толпы болельщиков, что приводило к смертям и десяткам тяжелораненых. Подобные события и ряд других негативных последствий обусловили упразднение группы B в 1987 году.
Команды
Команда или экипаж, который принимает участие в раллийном первенстве, состоит из двух человек:
- пилот — человек, который управляет транспортным средством: от него зависит, как авто ведёт себя на дороге, понимание трассы и её особенностей;
- штурман — человек, который координирует действия пилота: он ведёт административную работу, перед выездом записывает, а в входе езды диктует стенограмму.
Важно! При заезде водитель проходит трассу не глазами, а ушами, то есть делает то, что диктует ему штурман. Именно поэтому малейшая ошибка последнего может стать причиной возникновения аварий.
Формально оба члена команды имеют право управлять гоночным авто, ведь они двое в одинаковой степени несут ответственность за конечный результат. По умолчанию, машиной управляет пилот. Очень важно, чтобы члены экипажа научились работать в команде, слушаясь и доверяя друг другу. Иногда на это уходит довольно большое количество времени.
Ход гонок и особенности заездов
Как отмечалось выше, раллийные состязания являются уникальными в плане места прохождения и временного отрезка. Езда осуществляется при любых климатических условиях, в любой сезон и на любых дорожных покрытиях, что делает заезды непредвиденными и непредсказуемыми. По причине отсутствия информации о том, что ожидает впереди, пилоты довольно часто совершают грубые ошибки, сходят с указанного маршрута, попадают в аварии. Именно поэтому участники подобных чемпионатов должны быть настоящими профессионалами и асами в своём деле.
Типичное состязание включает специальные участки трассы, длиной до 50 км, на которых и развивается «главная борьба», а также «перегоночных стадий», когда транспортным средствам необходимо доехать до следующего этапа. Некоторые из раллийных гонок могут иметь суперспецучастки, состоящие из двух параллельных дорог, на которых гонщики воочию показывают реальную борьбу. Как правило, подобные суперспецучастки непродолжительные и редко превышают длину стандартного футбольного поля.
Аварии на ралли
Ралли относится к одним из самых опасных видов спортивных состязаний, поэтому без аварий здесь не обходится. Причём опасность угрожает не только экипажу, но и зрителям, поскольку авто довольно часто и на большой скорости врезается в толпу болельщиков и наносит увечья, несовместимые с жизнью. В соответствии с данными статистики, на раллийных первенствах люди получают меньше увечий и травм, нежели в традиционном футболе, хоккее или баскетболе, но степень смертности в данном случае намного выше.
Знаете ли вы? Организатор легендарного ралли «Париж — Дакар» — мотоциклист из Франции Тьерри Сабин. Однажды на своём мотоцикле он заблудился в африканской пустыне и долго блуждал, пока его не нашли аборигены. После этого у него возникла идея организовать межконтинентальный марафон, ставший наиболее известным во всём мире.
Сегодня процент смертности на гонках настолько высок, что многие перестали воспринимать факт гибели участников, как чрезвычайное происшествие. Наибольший уровень смертельных случаев наблюдается на ралли «Дакар», которое ранее проходило в Африке. Это связано с тем, что в гонках принимают участие всевозможные виды транспортных средств: грузовые машины, мотоциклы, гоночные авто.
Ссылка на товар
Видео: аварии на ралли
Раллийное первенство — одно из самых захватывающих, непредсказуемых, зрелищных и, в то же время, опаснейших спортивных состязаний. Для прохождения установленного маршрута используют специальные модифицированные серийные транспортные средства либо специально изготовленные машины. Существует несколько видов ралли, которые дают возможность испробовать свои силы на дороге как профессиональным гонщикам, так и любителям.
ТОП 9 запрещенных гоночных автомобилей
Сегодня вспомним гоночные автомобили, которые были не допущены к участию в гонках, и поговорим, по каким причинам их не допускали. А вы в комментариях оцените, справедливо ли было решение судей или нет.
Lotus 56 (1968 года)
Модель предназначалась для участия в гонке «Индианаполис 500» 1968 года. Три болида Лотус были заявлены в гонке «Индианаполис Спидвэй», но ни один из них не смог доехать до финиша. Тем не менее, Lotus был запрещен для участия в гонках.
В чем же дело?
В качестве двигателя на этих автомобилях использовалась газотурбинная установка мощностью около 430 лошадиных сил и привод на все колеса. В квалификационных заездах авто показали лучшую среднюю скорость круга – 276 км/ч, и во время самой гонки они с легкостью удерживали лидирующие позиции.
Но ни один из представленных Лотусов не смог добраться до финиша: два вышли из гонки в следствии поломок топливной системы, третий – разбился. Организаторы сочли эти машины небезопасными и навсегда запретили участие машин с газотурбинной установкой.
Shevy Penske Sunoco Camaro Z/28
Первое участие было в гонке Trans-Am в 1967 году. Только после выигрыша двух гонок подряд, инспекторы обратили внимание, что авто весит всего 1150 кг. По спецификации её вес должен быть не менее 1300 кг. Эта разница в весе давала неоспоримое преимущества Камаро перед соперниками.
Оказалось, что создатели автомобиля протравили кузов машины в кислоте, превратив его металлические панели в фольгу. Весового преимущества в 150 килограмм вполне хватило для победы. Чтобы вся конструкция не развалилась, в ней формировался каркас безопасности. Но не для пилота, а для крепления к нему панелей автомобилей и сохранения прочности кузова.
Обман был раскрыт, и Camaro получила запрет на участие во всех спортивных мероприятиях Америки. Но в 1968 году она вновь выехала не трассу и заняла 3 место, опередив именитых соперников, Хотя технически в ней не было ничего выдающегося. Так как же её вновь допустили к гонкам?
А вот как: хитрые владельцы Камаро создали два абсолютно одинаковых автомобиля. Один был с облегченным кузовом, как в прошлом году, второй – абсолютно стандартный. Для прохождения технического регламента судьям была представлена вторая машина, без доработки кузова. А на трассу выехала «облегченная» модель. Этот обман не был рас крыт и Шевролет Пенски Камаро Z/28 по-прежнему считается самым быстрым Camaro, когда-либо существовавшим.
Toyota Celica GT4
В 1988 году на трассы WRC выехал японский автомобиль Celica GT4. В следующем году он занял первое место в ралли Австралия. С этого года он превратился в лидера мирового ралли.
Со временем мощности двигателей росли. Организаторы гонок были обеспокоены неконтролируемым ростом мощности моторов, поэтому были приняты изменения в регламенте гонок. Согласно нововведениям в турбины автомобилей стали устанавливать специальные ограничители. Они ограничивали подачу воздуха в турбину, тем самым держали под контролем мощность силового агрегата под контролем и скорость автомобиля. Конечная цель – обеспечить безопасность проведения ралли.
Ограничитель в турбине машины был, но он отключался по мере роста скорости. И турбонагнетатель мог вдувать в двигатель весь возможный воздух без ограничений. После большого скандала Toyota Celica GT4 была запрещена в мировом раллийном чемпионате.
Jumping Jack Dragster 1962 года
Болид для участия в драг-гонках на ¼ мили. До 1962 года владелец сегодняшнего героя принимал участие в гонках на обычном драг-авто под названием Драг-мастер. Это была стандартная для своего времени машина, проходившая дистанцию менее 10 секунд. Редко кто из участников сокращал это время до 9 секунд.
Оно представляло собой домкрат, который поднимал заднюю часть машины над асфальтом. Это позволяло задним колесам свободно вращаться при наборе мощности. При сигнале светофора, пилот нажимал кнопку и домкрат опускался. Колеса касались поверхности уже вращающиеся, драгстер «выстреливал» вперед с полной мощностью, что давало выигрыш в заветные 1-2 секунды.
Через несколько месяцев обман был раскрыт, автомобиль был запрещен к участию в гонках.
Porsche 917/30
В 1972 году болид развивал мощность 850 лошадиных сил. Он выступил в канадско-американских кольцевых гонках «Can-Am» и смог прервать череду пятилетних побед команды Макларен. В 1973 году автомобиль получил в распоряжение более мощный двигатель в 1100 лошадиных сил, после чего превратился в единственного лидера гонок этой серии.
Организаторы не могли допустить, чтобы несколько лет подряд побеждал один и тот же автомобиль. Поэтому в 1974 году снова были внесены изменения в технический регламент. Он устанавливал лимит на максимальный расход топлива в 78,4 литра на 100 км., в который не укладывался Порше 917. Авто автоматически было отстранено от кольцевых гонок.
Chaparral 2E
Он появился в 1966 году. Необычный автомобиль прославился не мощными двигателями, а великолепной аэродинамикой, посредством которой смог побеждать своих соперников. Для сравнения: его конкуренты оборудовались моторами в 6 или 7 литров, в то время как Chaparral 2E имел «скромный» двигатель в 5,3 литра.
Это не понравилось организаторам. Они поняли, что такой механизм является неоспоримым преимуществом перед конкурентами. В регламент в очередной раз были внесены изменения, запрещающие использование движущихся частей в элементах аэродинамики. Модель Чапараль не смогла принимать участие в заездах.
Chaparral 2J
Модель – полная противоположность предыдущей. Если антикрыло запрещено, то создатели решили полностью от него отказаться. Вместо него были использованы два вентилятора на корме, приводимы в движение отдельным мотором. По краям кузова автомобиль был оснастили резиновыми «юбками». Все это увеличивало прижимную силу, вентиляторы буквально «присасывали» машину к дороге.
Имея мощность двигателя в 680 лошадиных сил и великолепное прижимное усилие, болид не оставлял шансов конкурентам. В конце 1970 года организаторы соревнования признали вентиляторы в корме машины движущимися частями механизмов аэродинамики. И эта модель Чапараль была отстранена от гонок.
Brabham BT46B
Новый Brabham BT46B повторял принципы Chaparral 2J, только имел более обтекаемую форму и выступал в чемпионатах на другом конце света. Впервые автомобиль был представлен в 1978 году в Швейцарии. В корме он имел не два, а один вентилятор. Конструкторы заверяли, что основная его роль – дополнительное охлаждение двигателя.
Однако в момент, когда он включался, машину словно «присасывало» к дороге. Значит, он нужен был для создания вакуума под днищем автомобиля, чтобы легче проходить повороты на большой скорости, что позволило занимать болиду первые места в соревнованиях. Это заметили другие гонщики и все в один голос заявили, что вентиляторы выбрасывают камни и грязь, что небезопасно для едущих позади авто. Все настаивали запретить использование этих вентиляторов.
Williams FW14B
Эта модель в 1992 стала единоличным призером всех этапов королевских гонок. Главная её особенность – адаптивная подвеска. Она позволяла болиду минимизировать потерю скорости в любых условиях. Благодаря этой технологии команде Williams удавалось за один круг обогнать именитых соперников на целых 2 секунды.
https://brutals.ru/hobbi/transport/opisanie-i-vidy-ralli/
https://zen.yandex.ru/media/id/59ab872ae86a9e96d63241ad/top-9-zaprescennyh-gonochnyh-avtomobilei-5f9f17089ac0705ae4e236ba